Исаие ликуй, / Дева име во чреве, / и роди Сына Еммануила, / Бога же и человека, Восток имя Ему, / Его же величающе, / Деву ублажаем.
Затем ставленник становится на колени, кладя голову на престол. Архиерей кладет ему на голову раскрытое напрестольное Евангелие текстом вниз, а сверху накрывает омофором. При этом он возглашает: Божественная Благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, пророчествУет благоговейнейшаго диакона Давида во пресвитера! Помолимся, убо, о нем, да приидет на него Благодать Всесвятаго Духа!» Начинается чтение тайносовершительной молитвы, при этом спервав духовенство поет «Господи помилуй», а затем хор то же самое, но на греческом: «Кирие элейсон». Наконец, молитва завершилась. Ставленник встает и снимает диаконский орарь. Архиерей ему торжественно вручает элементы священнического облачения: пояс, епитрахиль, фелонь[281], священнический наперсный Крест, а также священнический требник. При этом каждый раз архиерей возглашает «Аксиос» («Достоин»). Возглас троекратно повторяет духовенств, а затем верхний хор.
Новый священник |
И вот, хиротония завершилась (после освящения Даров новому священнику вручается Агнец со словами: «Прими… залог….»). После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. А затем, хор поет «Достойно есть…..».И после этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Традиционной для архиерейского богослужения выклички не было. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хор поет некое песнопение, посвященное Божией Матери.
Причастников на сей раз было много, так что причащение шло на три чаши. И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом. Молитву эту у амвона читает новорукоположенный священник.
Завершается литургия. По произнесении отпуста, Владыка говорил проповедь, которую начал с нынешнего рядового Евангелия. Сегодня за литургией мы читали текст о том, как Господь воскрешает сына Наинской вдовы. Господь, за которым следуют толпы народа, приходит в город Наин, откуда навстречу выходит похоронная процессия. Это то, с чем мы сталкиваемся часто. Каждый день кто-то умирает.… Однако здесь вместе с процессией идет вдова, удрученная смертью своего сына, кроме которого у него никого не было. Вдобавок, у нее не было мужа, не было возможности завести новых детей, которые в будущем могли бы питать мать. Можно понять поэтому скорбь женщины. И вот, Господь проявляет милосердие к ней, возвращая ей сына. Этим Господь также говорит о том, что смерть теперь не царствует над человеком. И хоть люди время от времени умирают, но слова о победе над смертью означает не прекращение физической смерти, но появление надежды на достижение будущего Царства небесного, уготованного ему, надежду на воскресение мертвых. Это надежда на спасение и для нас. Также он упомянул и совершаемую в этот день память Святых Отцов седьмого Вселенского Собора. Некогда, когда сам Господь проповедовал, а потом и апостолы вышли на проповедь, то на догматических нюансах никто не акцентировал внимание. Однако уже совсем скоро появились еретики. Уже апостолы предупреждали о появлении лжеучителей. Но когда прошло время, завершилась эпоха гонений на христиан, то возникло множество еретиков. Это похоже на нынешние времена, когда после окончания советских гонений появилось множество людей, утверждающих что православие устарело и предлагающих некие усовершенствования. Наиболее известны оккультисты – последователи Е.Блаватской и прочих, предлагающих в качестве «усовершенствований» элементы буддизма, индуизма и прочих культов. Церковь молчала до тех пор, пока они не начали тиражировать свои взгляды, выдавая их за православие. Тогда пришлось даже созвать Архиерейский Собор, осудив все эти воззрения, как чуждые нашей веры. Здесь Владыка вспомнил о самой Блаватской – основоположнице теософии, которая, по ее признанию, действовала по научению некоего духа, говорящего с ней. И этот же дух мучил ее, так что после контакта она падала без сил. Так было и в те времена. Началось все с того времени, как Александрийский священник Арий не начал утверждать, что Господь наш Иисус Христос – не воплотившийся Бог, а просто человек. У него оказалось столь много последователей и среди них оказались даже епископы. И это заставило в 325 году созвать Вселенский Собор, прошедший в Никее, городе близ Константинополя, где было достаточно помещений для таких собраний. В следующий раз возникло необходимость бороться с другими еретиками. Так, было VII Соборов. Могло быть и больше, но прошедший в свое время Всеправославный Собор проигнорировали большинство Поместных Церквей. Разумеется, называть этот Собор «Восьмым Вселенским» было бы слишком громко, ибо на нем должны были решать не вероучительные, а мелкие технические вопросы. Соборы не созывались с незапамятных времен, когда еще существовала Византийская империя. Византии, да и других империй, существовавших тогда, уже нет. Время от времени возникает вопрос о границах между Поместными Церквами. Так, бывали случаи, когда Константинопольский патриархат и иные Поместные Церкви без согласования начинали работу на канонической территории Русской Церкви, а ведь даже епископ, в соответствии с Апостольскими правилами, не может что-либо делать на территории другой епархии. Итак, накопилось много вопросов. Такие Соборы происходят не вдруг. Они готовятся годами. Так и этот Собор готовился более полувека. Но когда речь зашла о реальном проведении Собора, то организаторы проигнорировали многие важные вопросы. В результате Русская Церковь и ряд других Поместных Церквей приняли решение не участвовать в этом Соборе. Далее Владыка говорил о важности Апостольских правил, как норм, регулирующих многие вопросы в жизни Церкви и о том, что игнорирование их может закончиться плохо…. Кроме того, Владыка говорил про почитаемого 22 октября преподобного Севастиана Карагандинского, исповедника. Выше его житие можно прочитать более подробно. Впрочем, он отметил главное – он был последним клириком закрытой в 20 годы Оптиной пустыни. Он пережил заключение, ссылки и прочее. В конце он был сослан в Караганду. Здесь существовал печально известный Карагандинский лагерь. Здесь люди трудились в шахтах. Работа была очень тяжелой, притом, ссылали сюда зимой, когда мороз превышал 20 градусов. Условия были очень тяжелые – власти специально усложняли жизнь ссыльных, лишая их полноценной медицины и прочих условий, заставляя для жизни самим копать себе землянки. Многие умирали, не выдерживали тяжелых условий, а многих здесь расстреливали. В итоге город окружали четыре круга из траншей, где хоронили умерших. Вместе с преподобным Севастианом приехали его почитательницы, которые, устроившись здесь на работу, помогали ему. Когда же ссылка закончилась, то на предложение вернутся в Россию, он ответил, что там его никто не ждет, а если они сосланы сюда, то такова воля Божия. У него отсутствовала озлобленность на выпадающие на его долю скорби, он был всецело покорен Промыслу Божию. И здесь он открыл молитвенный дом, совершая службу сперва ночью, опасаясь новых арестов. Позднее удалось получить разрешение на проведение служб, получить легальное помещение и расширить пространство для служб. Так, этот храм стал местом окормления многих заблудших и многих несчастных, сосланных в это место. У него оказалось много учеников, многие из них впоследствии стали священниками и архиереями. Далее Владыка называл общавшихся с преподобным священников и архиереев, многие из которых прошли советские тюрьмы и лагеря... И эти люди, прошедшие лагеря, имеют другое мировоззрение, по-другому относятся к людям, с особой любовью относятся к пастве. Далее Владыка говорил про случай из жизни преподобного. О нем рассказывал некий архимандрит, бывший последователем преподобного. Преподобный внезапно потребовал у служащего с ним священника поехать на дальнюю окраину города, буквально в степь, поздно вечером. Это удивило водителя автобуса. Когда же священник вышел, то его с восторгом встретил некий человек, который признался, что хотел убить жену, которую обвинял в измене, но в последний момент решил, что если встретит священника, то откажется от своего замысла. Впоследствии несостоявшийся убийца общался с самим преподобным, который заметил ему, что он стал жертвой диавола, а жена невиновна ни в какой измене…. Также он упоминал некоего казаха, который, после смерти преподобного ходил на его могилу, говоря о том, что «русский Бог – сильный», так как о чем ни попросишь – все исполнится... О преподобном Севастиане Владыка говорил довольно много, так что я, не владея навыками стенографии, не могу привести все. Однако затем он перешел к наставлениям новорукоположенному священнику. Так, он упомянул нестроения, царящие на некоем приходе, где были некие распри, а стороны конфликта забрасывали архиерея письмами, призывая стать н их сторону. В конце концов, служащий здесь священник сам ушел из прихода, подав прошение, а когда прошение было удовлетворено, то начал возмущать народ, возбуждая ненависть к священноначалию. И его последователи забрасывали архиерея письмами, выступали по телевидению, обвиняя архиерея. Когда же он приезжал, то его не слушали, перебивая и крича в ответ…. Это – типично мирские люди, действующие по-мирски… Священник же – как икона, на которой должен быть виден Христос. Если же этого нет, то начинается беда. В данном же случае священник приводил людей не к Богу, как должен, а к себе, создавая в Церкви секту. Этого священник и должен избегать, проявляя усердие в работе с людьми, ведя их ко Христу. Он похвалил усердие о.Давида, проявленное на диаконской должности. (а служил он в Крымском храме Архангела Михаила), призвав его с такой же энергией трудиться в новом звании. Священник переживает в своей жизни много скорбей, но его служене приносит великую пользу, ведя людей ко спасению. После хиротонии архиерей вручает новорукоположенному священнику Агнец со словами: «Прими этот залог…». За него он ответит на Суде, как ответит он за людей, спасение которых он взял на себя. Затем Владыка вручил ему в дар Богородичную просфору, а также вложенный в рамку текст присяги, которую приносит принимающий священный сан, дабы не забывать о том, что он обещал делать. Также он вручил ему маленькое Евангелие, призвав его всегда читать. Часто бывает, что священники проповедуют Евангелие, которое сами не читают. Но читающий Слово Божие и внимающий ему, может научиться многому полезному, потому священник более, чем все другие, должен читать его. Он пожелал ему всего наилучшего. После этого его супруга вручила архиерею большой букет цветов. Затем он поздравил с днем рождения бывшего на службе Крымского благочинного, протоиерея Сергия, заметив, что недавно, в день мучеников Сергия и Вакха, у не го был день тезоименитства – а ведь в честь мученика Сергия был пострижен в монашество Варфоломей – будущий преподобный Сергий. Он похвалил о.Сергия и его опыт на ниве священничекого служения, отметив, что он весьма помогает архиерею в его служении, давая много дельных советов. В конце он пожелал ему всего наилучшего. Отец Сергий сердчено благодарил архиерея за поздравления…. В конце Владыка попросил у всех верующих молитв о нем не только на литургии, но и дома, на личной молитве…
Закончив все слова, он, под пение многолетия, ушел в алтарь. Вышедший о.Евгений Кузнецов напомнил расписание служб на будущую седмицу. Крест на целование давал новорукоположенный иерей о.Давид.
Понедельник 23 октября.
На этот день приходится меньше праздников, чем накануне, однако таковых все равно много. Так, на этот день приходится полиелейный праздник преподобного Амвросия Оптинского, частица мощей которого имеется в храме Новомучеников и исповедников Российских, что в нашем городе. Также из праздников этого дня отдельно стоит упомянуть праздник Собора Волынских святых. Празднование совершается в воспоминание о воссоединении Почаевской лавры из унии в Православие 10 октября 1831 года.
Великими и знаменательными чертами запечатлена история Православной Церкви на Волыни. Современная первоначальному просвещению славян еще от времени свв. Кирилла и Мефодия, она в течение многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий: тяжелые смуты княжеских усобиц, жестокое татарское иго, преследования со стороны поляков, латинян и униатов. История Церкви на Волыни богата именами святых: святителей, князей, преподобных, праведных.
20 июля 2012 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил внести в собор имена 18 новопрославленных мучеников и святителя Петра (Могилы).