Ревнителем отеческих моих преданий.
15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
20А в том, что́ пишу вам, пред Богом, не лгу.
21После сего отошел я в страны Сирии и Киликии[280].
22Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 23а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял,- 24и прославляли за меня Бога.
Апостол обличает галатийскую паству за доверие лжеучителям, норовящим ввести людей в иудейство, да еще злословящим самого апостола. В ответ апостол замечает, что если бы он угождал людям, то отавался бы в прежнем своем образе жизни, который гарантировал ему почет и уважение среди соплеменников. Но он был вразумлен и пришел ко Христу, тем самым, избрал поношения и гонения от людей. Но, как он сам много раз писал, когда умножаются скорби, умножается и утешение, укреплчяем которым, он проповедовал Евангелие Господне, не боясь скорбей, которые, по его слову, не могут его отлучить от любви Божией….
И чтения праздника Святых Отцов. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
17Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
«Вспоминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие и взирая на кончину жизни их, подражайте вере их» - В этих словах – вся суть почитания святых, коих мы знаем уже очень много. Некто считает их жития чем-то неважным и ненужным, но именно с целью научения они даются нам, ведь святые – такие же люди, как и мы. Просто в один прекрасный день каждый из них, в отличие от нас с вами, решил не мириться с грехом, а идти путем Господним, что означает искоренение греха и единение с Богом. Увы, мы об этом часто забываем, а потому и воспоминания о них некоторые считают ненужными….
И чтения праздника апостола Иакова. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 3Для меня очень мало значит, ка́к судите обо мне вы или ка́к судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не
получил?
8Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
9Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
17Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Апостол укоряет паству за самопревозношение одного над другим, что рождает не только самодовольство одних, но и протест других, которые не согласны с тем, что они «хуже». А это и рождает распри, о которых апостол писал в начале этого послания. Напоминая о смирении, апостол в конце пишет о том, не придется ли ему приходить «с жезлом», то есть, проще говоря, с палкой – принимать дисциплинарные меры для улаживания нестроений. Потому он и пишет о смирении, о том, что сами апостолы непрестанно смиряются, либо, будучи, смиряемы другими, в основном, гонителями их веры (ведь ко времени написания послания этого, несомненно, многие уже приняли смерть за Христа), либо – сами себя, не будучи считая себя чем-то значимым, но будучи поставленными творить дело Божие и имеющим успех в проповеди, пока они верны Богу. Стоит же оступиться, как Бог напоминает им о том, что все, что они имеют – не принадлежит им, но дано им от Бога. Посему не подобает данное от Бога почитать приобретенным своим трудом и от этого впадать в самомнение. Ведь что имеет человек, что он стяжал бы сам, а не получил от Бога?! Способности, власть и прочее – все дано от Бога. Бог также помогает трудящемуся обеспечивая ему успех (ведь успех подчас зависит от такого числа факторов, что предусмотреть все человеку просто нельзя). В этом и смысл чтения этого отрывка на службе (помимо упоминания о страданиях и трудах, которые претерпели апостолы ради проповеди Христа).
«Аллилуиа» - возглашает пронзительный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который
раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у плащаницы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 1Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.
2У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
3Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
4И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, 5ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
6Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; 7потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.
8Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает.
9Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
10Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
11После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
12Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
13Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
14И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
15Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
16И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
17Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
Одно из немногих чудес воскрешения мертвых, которые Евангелисты приводят. Разумеется, Господь совершал их гораздо больше, но большинство из них либо вовсе не упоминаются, либо упоминяются вскользь. Но некоторые, как это воскрешение сына наинской вдовы, приводятся особо. Ветхозаветные пророки также творили чудеса, но те молили Бога о помощи людям, притом, эти молитвы Писания Ветхого Завета подробно проиводят, никогда не ленясь подчеркнуть, что пророки не сами это творили, но мертвых воскрешал Бог по их молитве. Господь же всегда подчеркивал, что совершает все это Своей властью, тем самым, подчеркпивая свое Божественное достоинство. Здесь Господь являет милосердие к этой женщине, со смертью единственного сына оставшейся без средств к существованию (ведь пенсионного обеспечения, как и всяких выплат при потере кормильца не была, а женщина в семье была полностью на содержании мужа и / или детей). Мы не знаем о ее тайных молитвах, когда ее сын заболел (либо что могло еще привести к смерти), когда умер и в минуты его погребения. Но Господь слышит ее горячую молитву и подает ей помощь. «Какой из вас отец, когда сын попросит у вас хлеба, подаст ему камень или если попросит рыбу – подаст ему змею вместо рыбы, или если попросит яйца – подаст ему скорпиона ? Так если вы, будучи злы, умеете добрые дары давать детям вашим, так и Отец ваш небесный даст блага (в Евангелии от Луки: «даст Духа Святаго…») просящим у него» - так говорит Господь. Почему же мы не всегда получаем просимое? Потому что часто не понимаем, что просим то, что может принести нам вред. Бог же не даст то, что для нас вредно. Тем более, здесь воскрешение этого юноши могло послужить ему поводом по-новому взглянуть на жизнь и что-то в ней изменить. О том, как сложилась его жизнь в будущем, мы не знаем, однако ясно, что воскрешая его, Господь заботился не только о его матери, но и о нем. Забота же Божия о человеке одна – спасение, чтобы ввести человека в место, уготованное ему от создания мира. Нет сомнения, что это чудо воскрешения повлияло и на самого юношу и в дальнейшем заставит его в чем-то изменить свою жизнь. В таких случая люди почти всегда кардинально меняют жизнь. Впрочем, такое бывает лишь когда сами они готовы принять это чудо, что оно будет им не в погибель. Потому такие чудеса бывают очень редко, хоть память о смерти, после которой уже нет покаяния и нет возможности исправления – это то, что было бы совсем не лишним для всех нас. Поэтому нам нельзя надеяться на такое чудесное воскрешение, а помнить о дне смерти сейчас и соответствующим образом строить свою жизнь.
Евангелие (от Иоанна): 1После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
3Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
4Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
5И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
6Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
7Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
9Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
10И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
11Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
12Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
13Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
14Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
15Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
16Они не от мира, как и Я не от мира.
17Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
18Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
19И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
20Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, 21да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,- да уверует мир, что Ты послал Меня.
22И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
23Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
24Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
25Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
26И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
Обращение Христа к Отцу. Нельзя подумать, будто Господь, будучи единым целым с Отцом, имел нужду обращаться к Нему. Однако Господь постоянно дает урок молитвы людям верующим, уча необходимости такого общения с Богом для всех….
Евангелие (от Луки): 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.
16Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
17Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение
«Исполла эти дэспота». Архиерейский амвон в это время убирается из центра и уносится. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом была вознесена особая молитва об успешном окончании строительства кафедральных соборов в честь апостола Андрея Первозванного – в Геленджике, а также в честь святителя Николая чудотворца – в Новороссийске. Также, как всегда, диакон призывал к молитве о священноначалии, а в ответ на призыв к молитве о правящем архиерее отвечало сначала духовенство, потом оба хора. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Была провозглашена и ектения об усопших, в которой мы призываемся молиться о наших братьях и сестрах, оставивших этот мир. Эта молитва напоминает и нам о том, что и нам надлежит оставить мир сей и дать ответ пред Богом. следует ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… При этом на амвон выходит сразу три диакона, один из которых возглашает, собственно, ектению об оглашенных, а двое других – последующие (после того, как диакон, по традиции, объявляет о том, что в храме некрещеных не осталось). В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Впереди духовенства идет диакон о.Давид, держащий на голове воздУх (большой плат, покрывающий богослужебные сосуды), что является верным признаком намечающейся хиротонии. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. Диакон о.Давид остается стоять у амвона. У него лишь забирается воздУх, которым накрываются чаша и дискос, стоящие на престоле. После того, как архиерей кадит их, к амвону выходят диаконы, становящиеся по обе стороны от ставленника. На архиерея в это время снова надевается большой омофор, как в начале службы. После этого один из диаконов возглашает: «Повели!»…. Они восходят на амвон и кланяются народу, при этом другой диакон возглашает: «Повелите!». И они вместе со ставленником входят в алтарь. Звучит возглас: «Повели преосвященнейший Владыко!».. Ставленник в сопровождении двух протоиереев (о.Сергий Карпец и о.Евгений Кузнецов) трижды обходит вокруг престола, целуя его края с четырех сторон. При этом духовенство, а затем верхний хор поют три тропаря (из них, минимум, один является ирмосом одного из воскресных канонов): Святии мученицы, иже добре страдавше и венчашеся, / молитеся ко Господу / спастися душам нашим.