Явление трех странников. Переселение в Герар
Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт 18), которых Авраам и Сарра гостеприимно встретили, причем, Авраам понимает, КТО перед ним, так как обращается к незнакомцам, как к одному. Господь вновь обещает Аврааму, что Сарра родит сына. От Авраама путники отправились покарать нечестивые города Содом и Гоморру. Авраам же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в котором найдутся хотя бы 10 праведников (Быт 18, 22-33).
Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества Авраама Лот был спасен (Быт 19). Авраам уходит на юг. В Гераре[251] он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом. Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Обманутый Авимелех взял Сарру от мужа, но, получив во сне откровение, устрашился, отпустил ее с богатыми дарами и позволил Аврааму жить на своей земле, где тот пожелает (Быт 20). По молитве Авраама, Бог исцелил Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать (Быт 20:17-18). Впоследствии в Вирсавии ("колодец клятвы") Авраам и Авимелех заключили союз (Быт 21:22-32). Авраам еще долгое время оставался в этих местах (Быт 21:33-34).
Рождение Исаака
Во исполнение обетования о сыне у девяностолетней Сарры Сарры и столетнего Авраама родился Исаак (Быт 21, 5). По просьбе Сарры и по Божию повелению Авраам изгнал Исмаила и Агарь (Быт 21, 9-21).
Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: "Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения" (Быт 22, 2). Авраам повиновался, в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19), но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт 22, 15-18). После этого Авраам вернулся в Вирсавию и жил там (Быт 22:19).
Смерть Сарры. Женитьба Исаака
Сарра умерла в возрасте 127 лет в Хевроне (Быт. 23:1-2). Авраам купил у Ефрона хеттеянина[252] поле Ефроново и пещеру Махпелу и похоронил ее там. Описание этого события напоминает по форме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей[253] серебра считалась немалой. Этот участок был единственной земельной собственностью, приобретенной Авраамом. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, полученной во владение праотцем израильтян.
После смерти Сарры, когда Аврааму было 140 лет, он направил своего раба, вероятно, Елиезера, в Месопотамию с поручением найти среди родственников Авраама жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Слуга нашел в городе Нахора (Быт 24:10), расположенном вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой.
Женитьба на Хеттуре и кончина Авраама
Авраам пережил Сарру на 38 лет. Он женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха (Быт 25, 1-4). Были у Авраама сыновья и от наложниц, он отослал их с подарками на восток (Быт 25:6).
Умер Авраам в возрасте 175 лет, "в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]" и был погребен Исааком и Измаилом в пещере Махпела - месте погребения Сарры (Быт 25, 7-10).
У Авраама было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; Быт 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23, 27). Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к "князю Божию" (Быт 23:6), аморреи и филистимляне[254] заключали с ним союзы (Быт 14:13; Быт 21:22-32). Учитывая происхождение и богатство Авраама, можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена Авраама. Не исключено, что письменные свидетельства людей из окружения Авраама могли стать источником для книги Бытия.
ПРАВЕДНЫЙ ЛОТ
Лот (покров, покрывало; Быт. 11, 27, 2 Пет. 2, 7-8, Лк. 17, 28-29), сын Арана, племянник Авраама, святой
Память 9 / 22 октября
За исключением Сары, Лот был единственным родственником, сопутствовавшим патриарху Аврааму при его
Бегство Лота из Содома. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Иллюстрации к Библии |
переселении в землю Ханаанскую. В течение некоторого времени он жил вместе со своим дядей, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада. Чувствуя необходимость разделиться с племянником, Авраам с благородным бескорыстием первый предложил ему право выбрать себе местность для жительства (Быт. 13, 9). Лот принял это предложение и выбрал всю окрестность Иорданскую, которая вся до Сигора[255] орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская (Быт. 13, 9). "И разделились они друг от друга, - говорит священный бытописатель, - и Лот раскинул свои шатры до Содома" (Быт. 13, 11-12).
Из дальнейшей истории видно, что Лот неоднократно и тесно сближался с жителями Содома, "которые были злы и весьма грешны пред Господом" (Быт. 13, 13), поэтому когда шесть союзных царей, в том числе Содомский и Гоморский, выступившие войной против Кедорлаомера, царя Еламского, были разбиты им и их страна разграблена, то Лот со всеми домочадцами и имуществом был взят в плен, и освобожден только благодаря мужеству и решимости своего дяди Авраама (Быт. 14, 12-16).
Гюстав Доре. Бегство Лота, 1866 г. |
Впрочем, Лот не придал должного значения нравственному смыслу этого события. Он возвратился в Содом и оставался в этом грешном городе, пока не излился на него грозный суд Божественного гнева. "Живя между людьми (неистово развратными), - замечает о нем ап. Петр, - сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные" (2 Пет. 2, 8). Перед тем, как нечестивые города были уничтожены небесным огнем, от общей погибели был избавлен только только Лот с семейством, выведенные из города по повелению Божию ангелами. На пути жена Лота, вопреки воле Божией, оглянулась назад и обратилась в соляной столп, а Лот с дочерьми спасся (Быт. 19, 15-26).
"Вспоминайте жену Лотову" (Лк. 17, 32), - сказал Господь в одной из бесед о разрушении Иерусалима и конце мира. Обращение ее в соляной столп, несомненно, было особенным наказанием Божиим за ее преступление, заключавшееся, по замечанию свт. Филарета, не столько в воззрении на Содом, сколько в преслушании Божией заповеди и пристрастии к жилищу разврата. Само обращение ее в соляной столп, по объяснению свт. Филарета, произошло таким образом: "Страх и жалость могли привести малодушную женщину в исступление и бесчувствие; истечения от пожара лютого серою и солью (Втор. 29, 23) могли совершенно умертвить, а потом земля и воздух, также серою и солью напитанные - довершить окаменение". Соляной столп, в который обратилась жена Лотова, существовал весьма долгое время после этого печального события как грозный памятник Божьего гнева за преслушание человеком воли Божией. О нем упоминает писатель книги Премудрости Соломоновой (Прем. 10, 7), а из позднейших писателей - Иосиф Флавий (Древ. I, II, 4) и даже еп. Климент Римский (посл. к Кор. гл. 11).
Лот удалился в Сигор, а затем ушел жить с дочерьми на горе в пещере, "ибо он боялся жить в Сигоре" (Быт. 19, 30). В результате кровосмесительной связи Лота с его двумя дочерьми, напоившими отца вином, у него родились два сына: от старшей дочери - Моав, родоначальник моавитян[256], а от младшей - Аммон, родоначальник аммонитян[257] (Быт. 19, 31-38).
После этого о Лоте в Священном Писании более ничего не говорится.
Апостол Иаков Алфеев |
Апостол Иаков Алфеев