Корсунская икона Божией Матери

День памяти: 9 / 22 Октября

Корсунская икона Божией Матери - student2.ru Корсунская икона Божией Матери - student2.ru Корсунская икона Божией Матери - student2.ru Корсунская икона Божией Матери

В Эфесе[240] хранилась икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. В 988 году, 9 / 22 октября, список с этой иконы был принесен из Херсонеса, где пребывал, в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы, ибо русская народная этимология нарекла греческий город Корсунью. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда - в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где пребывала в алтаре, за престолом (там ли она сейчас, нигде не указывается). Другой подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая / 5 июня).

Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель[241]. Когда она узнала, что в Греции есть иконы,

Корсунская икона Божией Матери - student2.ru
Торопецкая (олицетворяемая с Корсунской) икона Божией Матери

написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары Византийскому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Эфеса. Икону везли через бывший Херсонес, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября / 6 декабря), увезла эту икону в город Торопец[242]. Икона несколько раз спасала город от набегов литовцев и от эпидемий. В 1812 году, когда к Торопцу приближались французы, горожане вынесли образ на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной. Корсунская икона пробыла в Псковской губернии вплоть до начала XX века, помещаясь в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте. После революции 1917 года,

торопецкие церкви подвергли уничтожению: одни взрывали, другие переоборудовали под склады. Духовенство Корсунского собора успело передать Эфесскую икону в новообразованный музей, который тоже разместили в церкви. Однако работники музея опасались за судьбу святыни и обратились в Русский музей Ленинграда с просьбой забрать ее, что и было исполнено в 1936 году.

Специалисты принялись реставрировать икону сразу после того, как она к ним поступила, и «увлеклись», счистив то что они считали копотью, и что на самом деле являлось темной кожей Богоматери и Богомладенца, как они писались на древних византийских иконах.

После падения советского строя в музей стали неоднократно обращаться представители Церкви из Полоцка и из Торопца, надеясь вернуть святыню. Но музей отказался возвращать икону, говоря что она является "национальным достоянием и не может быть отчуждена". Вместо этого верующим предлагали сделать с нее список. Святыня и поныне остается в фонде Санкт-Петербургского Русского музея.

Есть несколько чудотворных списков с Корсунской иконы: в Нижегородском Благовещенском соборе, писанная в 995 году, в приходских церквах города Корсуня Симбирской епархии и села Глинкова Владимирской епархии, близ Сергиевой Лавры. Чтимый Шпилёвский список иконы, хранившийся в Преображенском соборе г. Сумы, в 2009 году был похищен неизвестными.

Наши рекомендации