Приготовление усопшаго к погребению
Последнее напутствие умирающего.
По обычаю Древлеправославной Церкви умирающие получали у своего ложа последнее напутствие в загробную жизнь от своего духовного отца. В отсутствие духовного отца (а в нынешнее время чаще всего так и бывает) последнее напутствие может преподать умирающему любой христианин — из членов семьи или кто-либо из близких умирающего.
Всякий христианин, находящийся при постели умирающего обязан спросить его наедине — не желает ли тот сообщить нечто важное, выразить свою предсмертную волю. Обязательно следует спросить, не имеет ли умирающий желания на пороге смерти исповедовать какой-либо ранее нераскаянный или забытый грех. Спрашивается также и о том, не осталось ли в душе зла или обиды на кого-либо из близких. Вопрошать надо «по единому слову», то есть кратко, чтобы умирающий мог ответить одним словом или даже движением губ или глаз.
Если среди членов семьи или близких умирающего имеется человек, умеющий читать по-славянски, то после вышеупомянутых вопросов читается канон на исход души. Канон содержится во многих богослужебных книгах — Часовнике, Псалтыре, Панихиднике и других.
Так как время на совершение молебного канона на исход души обычно весьма ограничено, то и чин его последования короче, чем у обычных молебнов. По замолитствовании читается всё по обычаю до «Приидите поклонимся...», затем Псалом 50 «Помилуй мя, Боже...» и сразу читается канон.
Строго говоря. канонов на исход души два. Первый — творение св. Андрея Критского, шестого гласа, с запевом «Милостиве Господи, помилуй мя грешнаго раба своего», второй — творение святителя Иоанна, епископа евхаитского, также шестого гласа, с запевом «Пресвятая Госпоже Богородице спаси мя грешнаго раба своего». Оба канона читаются как бы от лица умирающего. Необученные знаменному пению ирмосы могут прочитывать. Если времени на прочтение обоих канонов совсем - не остается, то можно читать только первый канон.
Основное содержание тропарей канонов — просьба о помощи Божией и молитвенном заступничестве Пресвятой Богородицы в трудные минуты расставания души с телом, когда, по слову св. Кирила, архиепископа Александрийского, «предстанут пред нами с одной стороны силы небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел...». По шестой песне канонов читается кондак великого канона св. Андрея, архиепископа критского «Душе моя, душе моя, востани...». По церковному обычаю тропари девятой песни канонов не читаются если ко времени окончания восьмой песни умирающий ещё жив. В этом случае молебен дочитывается после преставления умирающего. Если же во время чтения канона умирающий перестал подавать признаки жизни, то прерывать чтение канона не следует, так как окончательное разрешение души от тела происходит только на 40-й день по смерти.
В конце чинопоследования канонов на исход души находятся две молитвы. Первая — иерейская, о разрешении души умирающего от всяких уз. об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых. Иерейскую молитву мирянам читать не следует. Вторая молитва — «во образ отпуста хотящему умрети» — читается духовным отцом усопшего.
Омовение тела.
Первые приготовления к погребению усопшего делаются в христианской семье. Прежде всего, тело усопшего омывают, прообразуя тем самым его будущее воскресение и предстояние пред Господом в чистоте и непорочности. Обычай омовения усопших упоминается уже в книге Деяний апостольских, где одна из первых христианок св. Тавифа, ученица св. апостола Петра, «была исполнена добрых дел и творила много милостыни. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Её омыли и положили в горнице» (Деян., 9, 20-21).
В домашних условиях омовение лучше всего производить на полу, используя какую-либо подстилку, причем тело усопшего кладется лицом на восток. то есть ногами к. иконам. Омывать христианина должен также христианин, который перед началом омовения кладёт пред образами семипоклонный начал. Омывается усопший без мыла, теплой водой, которая находится в чистом сосуде.
Вначале омывают голову, затем тело усопшего до пояса, далее остальные части тела, протирая чистой мокрой тряпкой или губкой. Лицо усопшего омывающий омывает своей рукой, поливая в неё воду из сосуда. Производящий омовение тела непрестанно творит молитву «Святыи Боже, Святыи Крепкий - Святыи Безсмертный, помилуй нас» или молитву Исусову — «Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас».
После омовения тела, его насухо вытирают полотенцем. Омывающий должен положить начал и попрощаться у преставившегося. Следует помнить, что выделения тела усопшего опасны для здоровья. Комнату, где находилось тело усопшего, тщательно моют, а находящиеся под ним одежды сжигают. Омывающий усопшего должен тщательно умыться и сменить свою одежду.
Одевание усопшего.
Для одевания тело усопшего в домашних условиях лучше всего перенести на скамейку или на уложенную на стулья доску, но во всяком случае не на стол, который в дальнейшем предполагается использовать в домашнем быту.
Прежде всего надевается нательный крест, который может быть как новым, так и тем, что был на шее умирающего. В последнем случае заменяется гайтан (верёвочка), а крест омывается чистой водой. Существует древняя традиция, по которой готовящийся к смерти человек заранее приготавливает к своему погребению особый нательный крест - «кипарисовый» (деревянный). Такие кресты носили на теле иноки и инокини, принявшие пострижение в великую схиму, то есть при жизни совершенно отрешившиеся от внешнего мира.
Далее на мужчин надевается нижнее белье традиционного русского покроя (рубашка в виде косоворотки). Нижнее белье должно быть новым, светлым, желательно белым, из натуральной ткани - льняной или хлопчатобумажной. По верху рубашка опоясуется поясом, а затем одевается тёмный моленный халат или озям. На ноги надевают носки и тапочки. Уста покойного должны быть сомкнуты. Руки складываются на груди крестообразно, таким образом, как это принято во время богослужения - правая поверх левой. Пальцы правой руки должны изображать крестное знамение, а в левую руку вкладывают лествицу.
До положения во гроб тело усопшего покрывают светлым покровом во свидетельство того. что его тело находится под покровом Христовым и Пресвятой Богородицы. Поверх покрова к рукам кладут изображение креста или образ Пресвятой Богородицы. Чело умершего украшается венчиком с написанной на нём молитвой: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас». Венчик символизирует тот венец, о котором говорил св. апостол Павел: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4. 8).
Одевание женщин происходит в таком же порядке. Нижнее белье представляет собой длинную рубашку с длинными рукавами, рубашка опоясуется поясом. На рубашку надевают длинный (до стоп ног) сарафан. Если усопшая девушка — плетут косу, если женщина — плетут две косы и кладут их на темя. Вначале на голову надевают чепчик или подвязывают косынку, а наверх однотонный платок.
Главный смысл приготовления усопшего к погребению сводится к тому, что он окончил свой земной путь пред людьми и теперь ему предстоит встреча с Господом. Поэтому на усопшего надеваются моленные одежды, а телу придается молитвенная поза. Поэтому по христианским обычаям запрещается одевать покойных в светские одежды (костюмы) и подвязывать галстуки.
Положение во гроб
Если представляется возможным, при положении во гроб присутствует духовный отец усопшего, который и совершает особый чин положения во гроб. В нынешнее же время, как правило, положение во гроб осуществляется родными и близкими усопшего, а соответствующий чин совершается в храме перед надгробной панихидой.
Перед положением во гроб тело усопшего покрывается саваном — сшитым полотном из белой ткани с прорезью для головы. Белым цветом саван напоминает крестильные одежды, когда усопший давал обещание проводить свою жизнь в чистоте и святости, а теперь должен давать ответ перед Богом — насколько он выполнил свой долг звания христианского.