Лекция № 1. Введение в историю РПЦ
Лекция № 1. Введение в историю РПЦ
Предметом изучения истории Русской Церкви является комплексное изучение прошлого Церкви. Задача — как наука должна представить жизнь Церкви в стройном систематическом порядке, показать причинно-следственные отношения. Чтобы удобнее выполнить эту задачу историку необходимо исследовать каждую грань церковной жизни. Исходя из этих граней, изучение истории делится на отделы:
1. Количественное распространение Церкви.
2. Внутренне управление. Состояние иерархии.
3. Состояние духовного просвещения и вероучения в связи с развитием ереси и инородной пропаганды.
4. Состояние богослужения.
5. Религиозно — нравственная жизнь членов Церкви.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
История РПЦ во многом параллельна светской истории государства, но не тождественна, т. к. Церковь, имея неотмирную природу, выполняет свои собственные задачи духовного и нравственного характера.
История Церкви разворачивалась не только в географическом, политическом и социальном пространстве, но также в пространстве духовном, существующем по иным законам и имеющем иной отсчёт времени.
РПЦ является частью Церкви Вселенской, ключевые события которой отражались и на её судьбе.
История РПЦ является не просто перечислением фактов из её жизни, а означает прежде всего знание духовной составляющей нашей истории, глубокое знание законов как внешней церковной жизни, так и внутреннего мира православного человека, что позволит исследователю понять мотивы многих исторических событий и создать действительно правдивую историческую картину. Цельное историческое знание подразумевает комплексный анализ события или периода жизни народа.
Церковные историки предлагали различные модели периодизации
Архиеп. Черниговский Филарет (Гумилевский) в своём труде «История Русской Церкви» (1847 -1848) выделил 5 периодов истории РПЦ, границами которых были события внутрицерковной истории:
1) 988 – 1237 - домонгольский период
2) 1238 – 1409 - период владычества Золотой Орды над Русью до разделения Русской митрополии
3) 1410 – 1588 – от разделения митрополии до учреждения Патриаршества
4) 1589 – 1720 - Патриарший период
5) 1721 – 1825 - Синодальный период.
Митрополит Московский Макарий (Булгаков)разделял историю РПЦ на три больших периода, а также особый период, определённый как «введение в историю Русской Церкви» – «история христианства в России до равноапостольного князя Владимира». Основные периоды были выделены исходя из канонического положения РПЦ:
1) Совершенная зависимость РПЦ от Константинопольского Патриарха (988 – 1240)
2) Постепенный переход Русской Церкви от этой зависимости к самостоятельности (1240 – 1589)
3) Период самостоятельности (с 1589)
Подпериоды в каждом из трёх периодов выделялись уже по «внутренним» признакам, определялись временем пребывания на Престоле Предстоятелей Церкви с учётом княжений и царствований.
Академик Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834 – 1912)
Выделил в русской церковной истории три периода: киевский, московский и петербургский, причем, по его мнению, периоды Киевский и Московский собственно представляют собой одно целое, характеризуемое отсутствием действительного просвещения, которое мы не усвоили с принятием христианства и без которого оставались до самого Петра Великого». В этот период в национальном религиозном сознании «внешнее более или менее преобладало над внутренним, условно-формальная обрядность — над истинной верой». Однако, если в период киевский это преобладание еще «держалось меры», то в период московский «впало в крайность». Петербургский период Голубинский понимал как время «водворения у нас настоящего просвещения» и «более совершенного понимания христианства». Границами между периодами стало нашествие монголов и учреждение Святейшего Синода (1721).
Доктор богословия Игорь Корнильевич Смолич (1898 – 1970) переработал и подверг критике все существующие системы периодизации истории РПЦ, объединил и создал свою, взяв за основу только те события, которые кардинально повлияли на историю Церкви
Й период: 1448 – 1589 гг.
В 1448 г. РПЦ становится фактически независимой, но эта независимость не была отвоёвана, не вырвана интригами, а имела вынужденный характер, т. к. после Ферраро-Флорентийской унии (1439) Византия (Константинопольский Патриархат) перестала быть оплотом Православия.
Разделение единой митрополии на две (1458): автокефальную Московскую и Киевскую в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Западные княжества Руси подверглись влиянию Католической Церкви.
В 1589 г. в РПЦ учреждается патриаршество, которое было общепризнаным со стороны всех Восточных Патриархов.
3-й период: 1589 – 1721 (1700) гг. Патриарший, совпадает с царским периодом светской истории.
1596 – Брестская уния, униаты.
Начало XVII в. Смутное время, угроза полного уничтожения Руси. К 1613 г. было сделано всё, чтобы Русь и Православие были уничтожены. Церковь и монастыри играли объединительную роль.
1686 – Присоединение Киевской митрополии
Реформы патриарха Никона (1652 – 1666), повлекшие старообрядческий раскол и борьбу с ним.
Начало создания духовных школ – повышение уровня обучения священнослужителей. Киево-могилянская (1631) и Славяно-греко-латинская академии (1685).
Й период, с 1988 г.
1988 – 1000-летие Крещения Руси, государственные и всенародные торжества, состоялся Поместный Собор, принявший важные для дальнейшего развития Церкви решения, канонизации святых.
Отношение государственных инстанций и общественных организаций в условиях перестройки изменилось в позитивную сторону.
1991 – развал СССР
1992 – раскол на Украине
Возрождение системы духовного образования, монастырей и храмов, развитие миссионерского и социального служения.
2000 – Юбилейный священный Собор РПЦ, канонизация сонма новомучеников и исповедников, принята основная социальная концепция РПЦ
Академик Голубинский Евгений Евсигнеевич (1834 – 1912)
Сын священника, окончил в 1858 г. МДА, с 1861 по 1895 преподавал в ней историю РПЦ.
Его труд – «История Русской Церкви» в двух томах: 1-й – Киевский, домонгольский период; 2-й – Московский период
+ строгая критика источников, стройность изложения, никаких мифов, объективность, логика, причинно-следственные связи.
Сопоставляет русские летописи с западными и греческими.
- Не завершил свою работу.
Лекция № 1. Введение в историю РПЦ
Предметом изучения истории Русской Церкви является комплексное изучение прошлого Церкви. Задача — как наука должна представить жизнь Церкви в стройном систематическом порядке, показать причинно-следственные отношения. Чтобы удобнее выполнить эту задачу историку необходимо исследовать каждую грань церковной жизни. Исходя из этих граней, изучение истории делится на отделы:
1. Количественное распространение Церкви.
2. Внутренне управление. Состояние иерархии.
3. Состояние духовного просвещения и вероучения в связи с развитием ереси и инородной пропаганды.
4. Состояние богослужения.
5. Религиозно — нравственная жизнь членов Церкви.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
История РПЦ во многом параллельна светской истории государства, но не тождественна, т. к. Церковь, имея неотмирную природу, выполняет свои собственные задачи духовного и нравственного характера.
История Церкви разворачивалась не только в географическом, политическом и социальном пространстве, но также в пространстве духовном, существующем по иным законам и имеющем иной отсчёт времени.
РПЦ является частью Церкви Вселенской, ключевые события которой отражались и на её судьбе.
История РПЦ является не просто перечислением фактов из её жизни, а означает прежде всего знание духовной составляющей нашей истории, глубокое знание законов как внешней церковной жизни, так и внутреннего мира православного человека, что позволит исследователю понять мотивы многих исторических событий и создать действительно правдивую историческую картину. Цельное историческое знание подразумевает комплексный анализ события или периода жизни народа.
Церковные историки предлагали различные модели периодизации
Архиеп. Черниговский Филарет (Гумилевский) в своём труде «История Русской Церкви» (1847 -1848) выделил 5 периодов истории РПЦ, границами которых были события внутрицерковной истории:
1) 988 – 1237 - домонгольский период
2) 1238 – 1409 - период владычества Золотой Орды над Русью до разделения Русской митрополии
3) 1410 – 1588 – от разделения митрополии до учреждения Патриаршества
4) 1589 – 1720 - Патриарший период
5) 1721 – 1825 - Синодальный период.
Митрополит Московский Макарий (Булгаков)разделял историю РПЦ на три больших периода, а также особый период, определённый как «введение в историю Русской Церкви» – «история христианства в России до равноапостольного князя Владимира». Основные периоды были выделены исходя из канонического положения РПЦ:
1) Совершенная зависимость РПЦ от Константинопольского Патриарха (988 – 1240)
2) Постепенный переход Русской Церкви от этой зависимости к самостоятельности (1240 – 1589)
3) Период самостоятельности (с 1589)
Подпериоды в каждом из трёх периодов выделялись уже по «внутренним» признакам, определялись временем пребывания на Престоле Предстоятелей Церкви с учётом княжений и царствований.
Академик Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834 – 1912)
Выделил в русской церковной истории три периода: киевский, московский и петербургский, причем, по его мнению, периоды Киевский и Московский собственно представляют собой одно целое, характеризуемое отсутствием действительного просвещения, которое мы не усвоили с принятием христианства и без которого оставались до самого Петра Великого». В этот период в национальном религиозном сознании «внешнее более или менее преобладало над внутренним, условно-формальная обрядность — над истинной верой». Однако, если в период киевский это преобладание еще «держалось меры», то в период московский «впало в крайность». Петербургский период Голубинский понимал как время «водворения у нас настоящего просвещения» и «более совершенного понимания христианства». Границами между периодами стало нашествие монголов и учреждение Святейшего Синода (1721).
Доктор богословия Игорь Корнильевич Смолич (1898 – 1970) переработал и подверг критике все существующие системы периодизации истории РПЦ, объединил и создал свою, взяв за основу только те события, которые кардинально повлияли на историю Церкви