Причина, вызвавшая рассказ этой истории

Как уже было сказано, эта история всегда ошибочно рассматривалась как “остров в рассказе Луки, отрезанный от материка Евангелия и не соединенный с тем, что его окружает”. Утверждающие так устраняют весь свет, проливаемый на это место его контекстом. Ключ к характеру, значению и цели этой истории находится в том, что ей предшествует.

При изучении этого места мы не должны обращать внимание на человеческие разграничения, Например то, что текст разбит на главы или заголовки. Нам надо начать изучение этого места, где Господь начинает речь, и проследовать до Его последних слов. Запись начинается в Лук.14:25 и продолжается без перерывов до Лук.17:10. Каждое сказанное слово влияет на значение, характер и цель истории о богаче и Лазаре. Очевидно, говоря слова, записанные между Лук.14:25 и Лук.17:10, Господь оставался на одном месте. Это было самое длинное сражение нашего Господа с Фарисеями.

Действие начинается в Лук.14:25-35, где наш Господь говорит к шедшей за Ним толпе. Сначала Он говорит им нечто трудное для понимания: высказывание о ненависти к отцу, матери, жене, детям, братьям, сестрам и своей душе, а также о ношении своего креста было полной загадкой для тех слышавших, чьи умы не были просвещены Духом Божиим. Потом Он говорит им 3 притчи.

Последняя притча, обращенная к толпе, заканчивается словами: ”Ее бросают вон”. Хотя это было сказано о потерявшей силу соли, похоже что оно привлекло внимание и произвело впечатление на мытарей и грешников, потому что именно это сделала с ними деспотическая аристократия Израиля. А поскольку за этим последовало приглашение “Имеющий уши да слышит”, все мытари и грешники стали приближаться к Нему, чтобы слышать.

Это возмутило и взбесило фарисеев, поскольку Иисус принимал людей, которых они отвергли и изгнали. Они присвоили себе все права царей и священников Израиля, но никоим образом не брали ответственности по отношению к другим, которая заключалась в пастырском и посредническом характере царей и священников. Фарисеи никогда не искали грешников и никогда никого не возвращали к Богу. Между аристократией и грешниками существовала великая пропасть, которую не мог пересечь простолюдин, и не пересекал никто из фарисеев. Они установили это бесповоротное разделение посредством своего учения. Они настаивали на том, что Бог дал им это положение, и только Бог мог забрать его у них. Наш Господь игнорировал эту кастовую систему и поспешил на помощь тем, кого они заклеймили как грешников. Это вызвало их глубочайшую ненависть. Они не могли терпеть того, что кто-то облегчает суровое наказание, наложенное ими на определенных людей. Они оправдывали свою немилость утверждением, что Бог суров к этим людям, поэтому и они вынуждены быть суровыми к ним.

Когда мытари и грешники стали приближаться, чтобы слышать Господа, фарисеи и книжники стали роптать и бросать обвинения (Лук.15:1,2) И похоже, что мытари и грешники, привыкшие уступать фарисеям, и желая избавить Господа от каких-либо затруднений, вызванных их присутствием, начали удаляться от Него. Но Его великая любовь к потерянным не могла допустить этого, и наш Господь рассказывает фарисеям притчу в присутствии мытарей и грешников. Эта притча имела 2 цели: разоблачить и укорить фарисеев, а также ободрить и обнадежить мытарей и грешников.

Эта притча состоит из 3 частей. Это истории о потерянной овце (Лук.15:3-7), о потерянной монете (Лук.15:8-10) и о блудном сыне (Лук.15:11-32). Каждая из них разоблачает и укоряет фарисеев, а также ободряет и вселяет надежду в грешников Израиля.

Хотя история о потерянной овце - это притча, мы не должны упускать ее сатирический оттенок. Многие никогда не увидят этого, поскольку обращаются с этой притчей поверхностно. Сотни представлений вкладывали в это место в проповедях, и иногда самые поразительные. В каждое утверждение и в каждое слово вкладывались образы, не имеющие под собой никакого основания. Большинство из них впервые появились в известном гимне “ 99 в безопасности лежат в загоне” (Dr. Sankey). Привнесение подобных идей ослепляет многих и не дает им увидеть сатирический характер этой истории, выявляющей корыстолюбие и скупость фарисеев. Цель этой притчи - разоблачить и осудить их непомерную любовь к материальной собственности. Слово пастырь не встречается в ней.

Вопрос “кто из вас, имея сто в овец?” направлен к фарисеям. Если они видели, что потеряна одна овца, то их охватывала такая жадность, что они бросали 99 без пастуха, открытых для нападения диких зверей. Овцы в Израиле были распространены. Они были предметом торговли; и если кто-то рисковал 99, чтобы вернуть одну заблудшую, то это открывало алчность, которая и мысли не терпела о том, чтобы потерять хоть одну крупицу уже имеющейся собственности. Более того, идея о том, что человек приглашает друзей и соседей порадоваться с ним по поводу найденной овцы, по меньшей мере смешна. Подобные действия были бы подходящими, если бы был найден пропавший ребенок; но в случае с овцой они нелепы. Жадный человек думает, что все откликнутся не его предложение порадоваться, но должен найтись тот, кто скажет: ”Если дело лишь в этом, то я ухожу”.

Наш Господь использует подобную притчу в Мф.18:11-14, и именно там мы находим великий образ ищущего Спасителя. В этой притче пропущены все сатирические моменты. Она была рассказана не фарисеям, а Его ученикам.

Однако, в Лук.15 утверждение о “99 праведных, не имеющих нужды в покаянии”- чистая сатира, граничащая с сарказмом. В Израиле не было праведников, не имевших нужды в покаянии, но фарисеи считали себя таковыми. Господь Иисус обратил их мнение о себе в слова, которые были направленны против них самих.

История о потерянной монете - это еще один упрек фарисеям (Лук.15:8-10). Она подчеркивает то, что уже было сказано. Их отношение к потерянной овце и к потерянной монете было одинаковым. Их отношение к потерянному грешнику было совершенно другим. Добавление к истории о потерянной монете показывает, что они искали потерянному овцу не из-за любви к бессловесным животным, поскольку такое же старание они проявляли по отношению к деньгам. Для женщины просто нелепо приглашать подруг и соседок, чтобы порадоваться находке потерянной монеты. Нет ничего необычного ни в поисках потерянной монеты, ни в том, чтобы искать ее старательно, если это стоит того; но звать людей, чтобы радоваться о находке, - это просто абсурд. Нелепые действия и отношение могут быть высмеяны только нелепой историей.

Фарисеи не могли радоваться о кающемся грешнике, но зато о нем радовались на небе ангелы Божии. Фарисеи старательно искали потерянных животных или потерянные монеты, но никогда не искали потерянных людей. Деньги и животных они оценивали выше людей.

История о блудном сыне изображает грешников Израиля. В ней без преуменьшения показаны их грехи. В ней нет сатиры и сарказма, несовместимых с его отношением к этим людям. Когда Господь говорит, что во избежание голода блудный сын “пошел и пристал к одному из граждан той страны”, то, вероятно, это скрытое указание на то, что в Израиле были люди, которые вынуждены были идти на унизительную работу сборщиков налогов к римлянам. Кроме истории о блудном сыне, нигде более мытарям и грешникам не дано такого величайшего слова ободрения.

Записанное о старшем сыне (Лук.15:25-35) представляет отношение фарисеев. Младший сын был потерян в далекой стране, а этот потерян в доме своего отца. Прием, оказанный младшему сыну, вызвал у его самоправедного брата ожесточение и гнев. От гордости он начинает обвинять отца.

Притча заканчивается внезапно, и так и должно. Фарисеям следовало самим понять, что изображала эта притча. Многие желали бы, чтобы кто-нибудь спросил Господа: “Что сделал старший брат в ответ на просьбу отца?”

Все это было сказано фарисеям в присутствии мытарей и грешников. Но наш Господь еще не закончил разоблачение фарисеев. Не сходя с места, Он поворачивается к Своим ученикам и говорит к ним в присутствии фарисеев. (Это особенность сатирического метода. Сатира не является правилом, адресуемым тем, чьи недостатки она выявляет. Она указывает на них). История, которую Он им рассказывает - одна из самых странных, которые можно найти в Библии, но она является настоящим ключом к следующей за ней истории о богаче и Лазаре. Итак, она должна быть тщательно рассмотрена.

“Сказал Он и ученикам: был богатый человек, у которого был домоправитель, и на него донесли ему, что он расточает его имущество. И призвав его, он сказал ему: ”что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь больше управлять”. И сказал себе самому домоправитель: ”что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление. Работать лопатой не могу, просить милостыню стыжусь. Знаю, что сделаю, чтобы приняли меня в дома свои, когда буду отставлен от управления”. И призвав отдельно каждого из должников господина своего, говорит первому: ”сколько ты должен господину моему?” Он сказал: ”сто мер масла”. И он сказал ему: ”возьми твою расписку и садись, скорее напиши: пятьдесят”. Потом другому сказал: ”а ты сколько должен?” Тот сказал: ”сто мер пшеницы”. Говорит ему: ”возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. ”И похвалил господин домоправителя неправедного за то, что умно поступил, потому что в обращении с людьми рода своего сыны века сего умнее сынов света” (Лук.16:1-8).

Эта странная история приводила в недоумение изучающих Библию во все времена существования христианства. До 7 стиха она вполне приемлема и правдоподобна, но когда добавляется 8 стих, она становится неправдоподобной, нелепой и абсурдной. Однако наш Господь для этого ее и предназначил, поскольку абсурдные представления и принципы могут быть высмеяны лишь абсурдной историей. Эта абсурдность еще более бросается в глаза, если переложить эту историю на современный лад.

У одного очень богатого человека был менеджер, заведующий всеми его делами; и ему было донесено, что этот менеджер расточал его имущество. Он вызвал его, расспросил об этом и, наконец, сказал ему подготовить полный отчет о его делах, потому что решил, что он не годится для управления его делами. Это очень озадачило менеджера, потому что не знал, чем будет дальше заниматься. Запись о его бесчестии будет следовать за ним, и из-за нее его уже не возьмут на подобную работу, для тяжелой работы он не подходил физически, а просить милостыню не позволяла гордость. Будущее виделось мрачным.

Он решил, что все кончено. Но тут ему пришла в голову мысль срочно завести себе друзей и поставить их в долгу перед собой за счет своего хозяина, чтобы, когда он будет уволен, они должны бы были найти ему место среди своих.

Воплощая этот замысел, он созвал всех, кто был должен его боссу. Первый был должен 10 000 долларов, и менеджер сказал ему забрать свой контракт и написать новый на 5 000. Второй был должен 4 000, и он сказал ему забрать свой контракт взамен на новый, в котором была бы указана задолженность в 2 000; и так он прошел по всему списку. Они все были довольны и благодарили менеджера, и сказали, что если у них когда-нибудь будет возможность оказать ему взаимную услугу, то с радостью сделают это.

Когда богатый человек узнал, что сделал его обманщик-менеджер, то он похвалили его за то, что тот действовал так практично, заботясь о своих собственных интересах, и оставил его в прежней должности да еще и на более высоком содержании.

Читаем ли мы об этом в Новом Завете, или перекладываем на современный язык, история все равно остается абсурдной. Так не бывает, и никогда не будет. Этот управляющий поставил должников в такое положение, что потом после потери своего места мог шантажировать их, восполняя этим свои нужды. Они - соучастники преступления, тайного обмана, нелегального обогащения себя за счет других. Ни один работодатель никогда не похвалит человека за такие махинации. Человек этого мира никогда не поверит, что подобное могло произойти. Тем не менее, некоторые, считавшие себя ”детьми света”, действительно верили, что подобное может произойти в их отношениях с Богом. Насколько верно, что дети этого мира в своем роде мудрее сынов света.

Целью Господа при рассказе о нечестивом управляющем было выявить нелепую и абсурдную позицию книжников и фарисеев. Они контролировали в Израиле все, но они использовали свое положение и власть для обогащения. Они обесценили Божии требования, чтобы приобрести себе друзей и удержать свою систему и власть. Они смотрели на свои достижения с гордостью и удовлетворением, и действительно думали, что раз их хвалят люди, то похвалит их и Бог. Они были в немилости у Бога, и поэтому использовали Божие, чтобы добиться благосклонности у людей.

Наш Господь раскрыл их нелепую позицию рассказом нелепой истории. Это шедевр сатиры. Еще не было произнесено более сильного укора. Он подытожил все, обратив их внимание на очевидный факт, что даже люди мира не поверят, что работодатель, решивший уволить человека за неверность, передумает и похвалит его, когда найдет его в еще большей неверности. Никакой человек мира не поверит этому, но книжники и фарисеи, почитавшие себя детьми света (Ин.9:41), поступали так, как будто так и должно. Он выразил их принципы словами и высмеял их.

За этим следует одно из самых ироничных утверждений Библии:

“И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда его не станет, они приняли вас в вечные обители” (Лук.16:9).

Было много разнообразных попыток объяснить эти слова. Искусные переводчики изо всех сил пытались привести это утверждение нашего Господа в гармонию с Его последующими словами:” Не можете служить Богу и маммоне”. В этом нет нужды. Эта трудность создана человеком. Этот отрывок - не моральная заповедь. Здесь выражена ирония, которая не была замечена, что и привело к большой путанице. Смысл ироничных утверждений прямо противоположен буквальному значению сказанных слов. Это подобно Божию заявлению в Суд.10:14:

“Пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время” (во время скорби - англ.)

Ученики не восприняли его слова как нравственную заповедь. Они знали, что уже стали друзьями Того, Кто Единственный мог принять их в вечные обители (Иоан.6:68).

Господь продолжает говорить Своим ученикам, но характер его слов сменяется на буквальную истину. Вся сатира и ирония оставлены, но каждое утверждение подобно острой стреле в сторону фарисеев. Теперь они слышат, каким истинам Он учит Своих учеников. Вот что Он говорит им:

“Верный в малом - и во многом верен, и неправедный в малом - неправеден и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не оказались верны, кто вверит вам то, что истинно? И если вы в чужом не оказались верны, кто вам даст ваше? Никакой раб не может служить двум господам: или одного возненавидит, а другого возлюбит; или к одному привяжется, а другим пренебрежет. Не можете Богу служить и богатству”(Лук.16:10-13).

Лука сообщает нам, что “и слышали это все фарисеи, которые были сребролюбивы” (Лук.16:14). Он даже не обращается к ним, но они все же поняли смысл Его сатирических и ироничных замечаний. Они знали лучше, чем кто бы то ни было то, что Он высмеивал. Они не могли отрицать истину Его слов, и поэтому пытались найти тщетное утешение, насмехаясь над тем, Кто говорил с ними.

Их любовь к деньгам вызвала эту насмешку над Ним. Фактически, сребролюбие двигало ими во всем, что бы они ни совершали. Их тщеславие было сильно, но желание, чтобы на них обращали внимание, было сильнее (Мф.23:5), однако их сребролюбие было сильнее всего. Ими никогда не двигала любовь к людям, но всегда сребролюбие. Никакие просьбы не могли заставить их развязать кошельки. Многие из их учений были придуманы лишь с целью обогащения и сохранения того, что они уже имели. Можно найти много примеров тому из Писания.

В законе сказано: ”Почитай отца твоего и мать твою; не почитающий отца и матери смертью умрет”. В связи с этим может показаться, что если родители фарисея были в нужде, то любовь к родителям должна была превзойти их сребролюбие. Но это было не так. Чтобы не содержать своих родителей, они распространили учение, согласно которому им нужно было лишь сказать им: ”это корбан”, то есть, что все их деньги посвящены Богу, и поэтому не могут быть использованы для поддержки нуждающихся родителей, что, в свою очередь, освобождало их от всех обязанностей по отношению к ним. (См. Мк.7:9-13)

Фарисеи насмехались над Ним, что отмечено в Лук.16:14, и Господь прерывает Свою речь, обращаясь прямо к ним. Его слова записаны в Лук.16:15-17, и я перескажу их с целью изложить их более подробно. Я верю, что Он имел в виду именно это. (Лук.16:15-17)

Вы издеваетесь и насмехаетесь надо Мною, но вы нее можете отрицать абсурдность ваших учений, как вы не можете опровергнуть и обвинения, которые я против вас выдвигаю. Вы извратили Слово Божие, чтобы оправдать себя и свои действия перед людьми, но Бог знает ваши сердца. Обращаясь нечестиво с Божьими установлениями, вы приобрели уважение людей; но ваши действия, которые почитаются другими, суть мерзость перед Богом. До Иоанна Бог общался с Израилем посредством закона и пророков, но вы упразднили заповеди Божии своими традициями. После Иоанна Крестителя провозглашается царство Божие, вызывая у всех великий восторг, но не у вас. Вы закрываете от людей Царство Божие. Вы сами не входите, и не позволяете войти тем, кто хочет (Мф.23:13). Но говорю вам, что легче исчезнуть небу и земле, чем исчезнуть малейшей заповеди в законе. Вот вам пример. Бог через Моисея действительно разрешил разводиться, но вы унизили это, чтобы исполнять свои похоти. Вы создали себе систему, как обходить закон Божий и при этом в собственных глазах быть чистыми от греха прелюбодеяния. Тем не менее, закон стоит, и все, принимающие ваши учения о разводе и потом вступающие в отношения с другой женщиной, виновны в прелюбодеянии.

Речь Господа к ученикам была ненадолго приостановлена из-за насмешек фарисеев, но еще не была закончена. После прямого обличения фарисеев Господь продолжает говорить к ученикам. Кое-что еще ждало разоблачения и осуждения.

Вымышленной историей о нечестном управляющем наш Господь разоблачает нелепые обычаи фарисеев, обесценивавших праведные требования Бога. И все это было направлено на то, чтобы приобрести себе друзей и упрочить собственную систему, что было само по себе абсурдно. На них Господь ссылается в Мк.7:13, говоря:” и много подобного в этом роде вы делаете”. Продолжая Свою проповедь, наш Господь выявляет и обнажает другие из них. Они совершенно очевидны в истории о богаче и Лазаре. Вот некоторые из них:

1. Присвоение положения и прав, которыми Бог наделил царей в Израиле.

2. Их вторжение в служение священников. Они взяли себе основную работу священников - т.е. учителей - оставив священникам исполнять пустой ритуал.

3. Роскошь и великолепие, в которых они жили; в то время как большинство израильтян переносило большие трудности римской оккупации.

4. Постыдное пренебрежение бедными в Израиле, что было прямым нарушением Божиих предписаний во Втор.15:7-11. Они оправдывали это своими учениями.

5. Грубое обхождение с грешниками в Израиле.

6. Их учение, что после смерти некие ангелы относят хороших в место, названное ими “Грудь Авраама”, а других - в место, где им назначалось “временное наказание” “ в соответствии с поведением и манерами каждого”. Они утверждали, что нищета и голод были Божиим наказанием во время жизни на земле; и если потерпевшие безропотно принимают свое наказание, то им не надо будет платить за эти грехи в будущем. Они утверждали, что богатство было признаком Божией благосклонности, а нищета - доказательством Его гнева. Они утверждали, что если кто-то помогает нищим, то этим он противится Богу.

7. Кастовая система, которую они установили и удерживали в Израиле.

8. Их представление, что Бог будет говорить с ними особым образом, а не так, как Он говорил с простым народом. Они настолько превозносили себя, что отвергали даже самую мысль о том, что Бог может говорить с ними через те же знамения, что Он дал другим. Это видно в их действиях, когда сразу после того, как Господь накормил 4 000 количеством пищи, которого едва хватило бы одному, они стали требовать у Него знамения с небес.

9. Их учение о том, что если человек получил в этой жизни злое, то в грядущей жизни он получит доброе. Это было состряпано богатыми правителями, чтобы держать бедных в подчинении. Это учение о “светлом будущем” (англ. “журавле в небе”) было предназначено для того, чтобы голодные не требовали хлеба здесь и теперь. Фарисеи никогда до конца не следовали своему учению, тогда как Господь показал его в своей сатире.

Это некоторые из учений и обычаев фарисеев. Они проходят через Вавилонский и Иерусалимский Талмуды. Многое из вышесказанного можно найти в истории Иосифа Флавия (13 томов избранных трудом Джона Лайтфута, особенно тома 11 и 12 наилучшим образом представляют верования и учения в Израиле до и во времена Христа). Многое можно увидеть в осуждениях нашего Господа. Все это выставляется, высмеивается и осуждается нашим Господом в истории о богаче и Лазаре.

БОГАЧ И ЛАЗАРЬ

Некий человек был богат. Этот персонаж в рассказе Господа указывает на аристократию, правящий класс в Израиле. Он состоял из фарисеев, саддукеев, священников и книжников. Слово “богатый” в Писании не- обязательно указывает исключительно на тех, кто богат материально. Оно описывает класс людей, определенную касту. Место в ней обычно передавалось по наследству. Представление об общем характере тех, кто принадлежал к этой касте, можно получить из таких мест как Иак.2:5,6 и 5:1-6. Эта кастовая система твердо удерживалась в Израиле. Пропасть между богатыми и бедными не имела мостов, и богатые никому не позволили бы их построить.

одевался в порфиру (т.е. пурпур). Слово “пурпур” описывает одежду, которую обычно носили цари. Царские права нашего Господа были осмеяны тем, что Его одели в пурпур (Ин.19:2). Утверждение, что богач одевался в пурпур, указывает на то, что аристократический класс в Израиле присвоил себе место царей. Они присвоили себе власть, но совершенно оставили без внимания ответственность, наложенную Богом на правителей в Израиле. “Владычествующей над людьми должен быть праведен, владычествуя в страхе Божием” (2Цар.23:3). Правящий класс в Израиле был деспотическим и притесняющим. Они не были праведными, они не владычествовали в страхе Божием, и они совершенно не имели пастырского характера, которого Бог ожидал от всех, правящих Его народом.

и виссон. Это была одежда, которую носили израильские священники. Это указывает на тот факт, что фарисеи в Израиле контролировали священство и присвоили себе исключительное право священников - учение народа. Господь говорил об этом: ”На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи” (Мф.23:2). Его слова говорят об уже свершившемся факте, а не о праве этих людей на Моисеево седалище. Их не звали на это седалище, как Моисея. Моисей принял его с неохотой, но эти люди присвоили себе его место по своему желанию и решительно удерживали его. Они были самопомазанными захватчиками и действовали так, как будто их заявления были такими же обязывающими, как откровения, данные Богом Моисею. Они навязывали свои учения и наставления другим, но не применяли их к себе. “Говорят они и не делают” (Мф.23:3).

и каждый день пиршествовал блистательно. (более точно: “каждый день жил в удовольствиях и роскоши”) Это указывает на роскошь, в которой жил богатый правящий класс Израиля. Их положение ограждало их от притеснения и страданий, которые большинство израильтян вынуждено было сносить из-за римской оккупации.

нищий же некий. Этот персонаж указывает на нищих в Израиле. Слово “нищий” в русском языке подчеркивает бедность описываемого человека. Но в еврейском и греческом это слово имеет значение “тот, с кем плохо обращаются”, и “жалкий”, “несчастный”. Хотя, конечно, нищие часто претерпевали нужду, прежде всего они страдали от социального бесправия или бедствий. Такие места, как Амос 8:4, Ис.3:14-15,10:1,2;32:7; Иез,16:49; 22:29 показывают, что нищие притеснялись высокомерной и жестокой аристократией. В писаниях пророков мы находим, что богатые правящие классы постоянно подвергались осуждению за их жестокое и несправедливое обхождение с нищими. Это нисколько не изменилось во дни нашего Господа.

по имени Лазарь. Само использование конкретного имени играет определенную роль в сатире нашего Господа. Оно означает “Бог помощь”, и оно указывало на распространенный в Израиле обычай: в ответ на все просьбы нищих о помощи, богатые направляли их к Богу. На все просьбы о пище и одежде они отвечали шаблонной фразой: ”Идите с миром, грейтесь и питайтесь” и ничего не делали для помощи в их нуждах (Иак. 2:15,16) Эти слова фактически означали:” Бог согреет тебя, Бог накормит тебя”, но само слово “Бог” было пропущено, потому что Иудеи старались не употреблять Его имени всуе.

лежал у ворот его. В Писании ворота - это символ власти. Нищие в Израиле были на ответственности богатых, но богатые перебрасывали эту ответственность на Бога. Они поедали имущество вдов, а после долго молились Богу за них.

покрытый язвами. Это дальнейшее описание жалкого положения, обычного для нищих в оккупированной и притесняемой стране. Они претерпевали множество оскорблений от деспотичных римских завоевателей. Также они терпели лишения от сборщиков налогов и беззаконных соседей. А на все это накладывались оскорбления, которые они сносили от израильской аристократии. Они действительно были покрыты язвами.

и хотел он насытиться тем, что падало со стола богача. Нет никаких записей о том, что бедные в Израиле восставали против богатых. Все о чем они просили - это небольшое облегчение их тяжкого бремени. Вполне во власти фарисеев было ниспосылать им это. Но они отвергли исполнение Божиего указания во Втор.15:7,8.

И собаки приходили и лизали язвы его. Несомненно, это утверждение указывает на то, что в римской оккупационной армии находились те, кто оказывал благотворительность израильским нищим. Одним из них был Корнилий, делавший много милостыни народу (Деян.10:2).

Дойдя в своем рассказе до этого места, наш Господь четко нарисовал картину всего происходящего в Израиле. Далее Он заставляет героев картины действовать и говорить в полном соответствии с принципами и учением фарисеев.

Все учения в Израиле жестко контролировались фарисеями. Никто не мог учить без их на то согласия. Не имело значения то, насколько нелепыми и нечестными стали их учения; никто не осмеливался сомневаться или критиковать их. Никто не осмеливался навязывать им то, что они навязывали другим. Книжники как попугаи повторяли их наставления народу. Вот почему они говорили не как имеющие власть (Мф.7:29). Книжники сами не верили тому, чему учили, но вынуждены были это делать, чтобы не навлечь на себя гнев фарисеев.

Когда Господь пришел на землю, Он обратил их учения против них самих. Он разоблачал их принципы, выразив словами их обычаи. Этим Он вызвал их глубокую ненависть.

Среди их учений было одно, которое утверждало, что если в этой жизни человек был нищ и нуждался, то в грядущей он будет богатым. Это вызывало у многих удовлетворенность своей нищетой, помогало утвердить пропасть между богатыми и бедными и избавляло фарисеев от необходимости помогать им. Они заявляли, что если эта жизнь наполнена бедами, то грядущая будет наполнена добром. Но не более того. Но они никогда не развивали эту идею дальше, а именно, что если человек в этой жизни был богат, то в будущей он будет нищ; или, что если в этой жизни человек наслаждался благом, то в грядущей он получит злое.

Причина, стоящая за этим односторонним учением, вполне ясна. Есть ли более ясные предписания в Слове Божием, чем те, которые ставят в обязанность богатым в Израиле заботиться о нищих? Даже хитрые фарисеи с трудом могли оправдаться в нарушении столь ясных предписаний, как во Втор.15:7-11. Поэтому они упразднили эти слова традицией, в которой нищета была сделана добродетелью, гарантирующей великое блаженство в следующей жизни. Заставляя людей принимать даже сильный голод как волю Божию, они спасли себя от неприятной обязанности развязывать свои собственные кошельки.

Хотя это только предположение, но могло быть, что одним из таких учений фарисеи совершили серьезное преступление против человека по имени Лазарь, и это также может быть причиной того, что Господь дал это имя персонажу Своей истории. Это мог быть совершенно бедный и больной человек. Целыми днями он лежал на улице, слишком слабый, чтобы как-либо помочь себе. Возможно, что его жалкое положение трогало сердца многих, но они не имели возможности помочь ему. Их сострадание и жалость к нему побуждали их что-то сделать для него. Кто-то мог предположить, что можно попросить помощи для этого сострадальца у правителей Израиля. При их богатстве и власти они, конечно, не откажут в нескольких крохах, могущих облегчить тяжелое положение этого нищего.

Возможно, что несколько человек были посланы к фарисеям. Мы можем представить себе их страх, неуверенность, но их сострадание превозмогло. И вот эта ситуация была изложена перед фарисеями.

Она поставила их в трудное положение. Они не могли отрицать, что этот человек нуждался в помощи, и не могли сказать, что не имеют возможности помочь ему. Если они просто откажутся, то этим упадут в глазах людей. Похоже, что в этот раз им придется развязать кошельки.

Но фарисеи владели всякой ситуацией и всегда были готовы уклониться от своих обязанностей при помощи своего учения. Возможно, что они выразили свое глубокое сострадание по отношению к этому нищему и, как полагается, смахнули пару слез. Это всегда производило хорошее впечатление. С грустью они рассказали, что его жизнь была нищенской и наполненной бедами. Но, несомненно, сказали они, скоро для него настанут хорошие времена. Он получил свое злое в этой жизни, и это значит, что в грядущей он получит доброе. Зачем же тогда им идти против Бога и менять жалкое состояние этого нищего, когда само состояние предвещает лучшее положение в следующей жизни.

Если люди замечали противоречия в подобного рода учениях, то они не осмеливались указывать на них, потому что фарисеи имели власть, и народ никогда не высказывал сомнения и не переспрашивал их. Сами они могли рассудить, что если бы были гарантией доброго в будущей жизни, то тогда доброе в этой жизни должно указывать на злое в грядущей. Однако, если они и размышляли так, то никогда не высказывали этого. Лишь немногие осмеливались противостать гневу фарисеев (Иоан.12:42,43). Этим, заставляя людей верить, что нищета - это великая добродетель, фарисеи защищали свое богатство и положение. Но никто из них не старался овладеть этой добродетелью.

Когда на землю пришел величайший из учителей, Он не убоялся их. Они требовали у Него ответа, чьей властью Он учит, но Он не ответил им. Он обвинил их посредством их собственного учения, призвал к ответу за пустые слова, их же устами осудил их и наложил на них то, что они накладывали на других. Посредством сатирических историй Он развил их учения до своего логического конца и его последствий. Если одно положение должно измениться на противоположное в грядущей жизни, то должны измениться все положения: если бедный должен стать богатым, то и богатый должен стать бедным. Если в этой жизни человек находится на хорошей стороне великой пропасти, то в грядущей жизни он будет на плохой стороне. Это мы находим во второй части истории о богаче и Лазаре. Наш Господь заставляет все персонажи действовать в полной гармонии с учениями и принципами фарисеев. Результат - просто потрясающий, особенно когда мертвые начинают действовать и говорить.

И случилось, что умер нищий, и отнесли его ангелы на лоно Авраамово (грудь Авраама).Так должно было все быть по фарисейским традициям. Чтобы это представление не выглядело нелепым, люди были вынуждены вводить здесь понятие о бестелесных душах или бестелесных духах. Но в Слове Божием подобное неизвестно. В словах нашего Господа нет и намека на душу или дух. Те, которые жили, умерли; и те, которые умерли, были отнесены ангелами. Здесь нет откровения о том, что происходит после смерти. Наш Господь выставляет здесь учение фарисеев о том, что ангелы относят мертвых в место, которое они называли “грудь Авраама”. Ни эти действия, ни это место не известны в Слове Божием. Но это были традиции фарисеев, о чем дают обильные свидетельства Талмуд и произведения Иосифа Флавия.

Умер и богач, похоронили его; и в гадесе, пребывая в мучениях, поднял он глаза свои. Тот, кто умер, был погребен; и тот, кто был погребен, представлен мучающимся в гадесе. Поскольку никто не может объяснить, как он перешел из могилы в место мучения, люди вынуждены были вводить некое неопределенное представление о душе. Это утверждение несет не больше смысла, чем если бы я сказал: “некий человек умер, и был похоронен, и был в одиночном заключении в исправительном доме”, это не может быть истиной. И наш Господь представляет историю о богаче и Лазаре не в гармонии с истиной, а в полной гармонии с фарисейской традицией о переселении душ. От 1 главы Бытия до 16 главы Евангелия от Луки в Библии нет ни одной записи о том, что после смерти человек может быть где-либо кроме могилы. Божие Слово к Адаму было: ”В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься.” (Быт.3:19).

Если кто-то верит, что Адам может быть где-либо, кроме праха земного, то он не верит этому Божиему утверждению. (Многие верят, что Библия - это Слово Божие, и все же отказываются верить, когда им указывают на особые утверждения, сделанные в Слове Божием. Они заявляют: ”Это вопрос истолкования”. Очень хорошо - пусть они истолкуют это место (Быт.3:19), без того, чтобы переделывать его, внося туда представления об адамовом теле; посмотрим как у них это получится.

И видит издали Авраама и Лазаря на лоне (груди) его. Это соответствует учению фарисеев, и поэтому Господь представляет это так в Своей истории.

И воззвал он со всей силой: ”отец Авраам, смилуйся надо мной, и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец пальца своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучусь в этом пламени. Здесь представлен вывод, который фарисеи никогда не включали в свое учение. Поскольку на земле Лазарь ждал крох, богач в гадесе просит каплю воды. Представления о лоне (груди) Авраама, глазах богача, пальце Лазаря, языке богача служат для усиления сатирической истории, рассказанной нашим Господом.

Но Авраам сказал:” дитя мое, вспомни, что, как ты получил благое твое в жизни твоей, так и Лазарь злое. Теперь же он здесь утешается, а ты мучишься. И при всем том, между нами и вами утверждена великая пропасть, чтобы хотящие перейти отсюда к вам не могли, и оттуда к нам не переходили бы”. В ответ на просьбу о нескольких каплях воды, Авраам излагает все фарисейские традиции о том, что бедные в грядущей жизни становятся богатыми. Его ответ - чистая тарабарщина. Он не может иметь никакого отношения к тому, почему нищий утешался, а богач мучился. Ответ Авраама совершенно не соответствует истине о Божией благодати, которая лишь одна делает грешника годным для благословений грядущей жизни. Этот ответ отрицает Божию справедливость, поскольку, согласно ему, человек страдает лишь потому, что в своей жизни получил доброе. Но это все находится в полном соответствии с учением фарисеев. Более того, если кастовая система, как утверждали фарисеи, Божия воля на земле, то она будет продолжаться и после смерти. И наш Господь представляет все именно так, но при этом Он помещает богача на плохой стороне пропасти. Это было бы именно так, если бы фарисейская традиция о том, что нищие будет богатыми, была истинна.

и он сказал:” тогда прошу тебя, отец, послать его в дом отца моего, ибо есть у меня пять братьев: пусть свидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения”. Эта просьба богача указывает еще на одну позицию фарисеев, которую также надо было разоблачить и осудить. Вследствие своего привилегированного положения они сч<

Наши рекомендации