Двойственное существование Учителя
Я хочу, чтобы вы обратили внимание на разницу между двумя заголовками. В первом случае я говорю о двойственной жизни ученика, во втором - о двойственном существовании Учителя. Это различие вводится намеренно и обдуманно. Ученик живёт в трёх мирах и до третьего посвящения демонстрирует свою жизненность исключительно в связи с душой и личностью, а, значит, исключительно в связи с феноменальным миром и различными уровнями плотного космического физического плана.
Учитель же функционирует на плане БЫТИЯ и демонстрирует тот факт, что Он извечно ЕСТЬ и существует как божественный аспект на бесформенных уровнях космических эфирных планов. Это весьма отличается от жизни ученика, на что обращалось мало внимания. Существование, Бытие, Сущностная Жизнь, Динамическая Энергия, Электрический Огонь характеризуют высшие посвящения и обусловливают основные отличия организма и способа жизненного выражения Учителей от организма и способа жизненного выражения тех, кто живёт, кто находится в процессе становления, кто выражает качество и кто соединяет солнечный огонь с огнём трения. Бытие и Существование это не то же, что Становление или Качественное Явление, и разница между ними в основном заключается в акценте. Учитель синтезировал в Себе всё, что стремится выразить продвигающийся ученик, всё, что возможно как Расширение, акцентирует аспект динамической жизни и способен непоколебимо пребывать в чистом Бытии. Здесь я вновь сталкиваюсь с трудностью выражения того, для чего нет слов.
Учитель добился того, что все Его божественные аспекты способны к проявлению в настоящий период времени, в настоящем круге и цепи (возвращаясь к древнему символизму "Тайной Доктрины") и через любое конкретное расовое выражение. Эти божественные характеристики - рассматриваемые под углом времени и пространства - демонстрируются в явно относительном виде, в дальнейших же циклах и периодах времени эти аспекты примут ещё более совершенный вид. Однако относительность этих характеристик реально не касается нас, а совершенство, с точки зрения современного человека-ученика, есть именно то, что мы понимаем под этим словом. Учителя, однако, знают о потенциальной возможности более высокого, глубокого и интенсивного проявления божественности, но это не вызывает у Них ни волнения, ни напряжения, ни беспокойства, ни пылкого устремления, ибо Им, как ни одному ученику, известно действие Закона Неизбежности. При шестом посвящении этот Закон (вместе с Законом Служения) выпускает Учителей в более широкую сферу опыта со всем божественным достоянием и качествами, настолько развитыми у Них, что Они знают, что Их оснащенность адекватна предприятию и позволяет Им без колебаний и тревоги делать дальнейшие необходимые шаги.
Ученику, борющемуся с наваждением и иллюзией, трудно уяснить, что высшие посвящения не сопровождаются каким бы то ни было беспокойством и эмоциональными или обусловленными центрированием на себе реакциями на предстоящую работу или на формальную сторону проявления. Неофит почти не в состоянии представить время, когда он освободится от любых реакций, свойственных жизни на плотных космических физических планах, и от любых ограничений жизни в трёх мирах. Сегодня устремление - это источник постоянных тревожных сомнений, тягостных размышлений и напористой духовной амбициозности с последующими ограничениями, переживаниями из-за неудач и мизерности достижения. Для Учителя всё это уже позади, и Он знает, что даже так называемая "духовная отзывчивость" есть форма центрирования на себе. В конечном счёте - и это заявление должно служить источником мужества и надежды для учеников - позади останутся все подобные агонизирующие реакции на духовную жажду. Учитель знает Закон и совершенно не думает о времени в отношении Самого Себя, учитывая его лишь постольку, поскольку оно связано с проведением Плана в трёх мирах.
Двойственное существование Учителя включает то, что можно назвать двумя полюсами: полюс монадического сознания, каким бы оно ни было, и полюс созданной Им Самим формы, которую Он использует как член Иерархии и работник в трёх мирах человеческой активности. Здесь я хочу напомнить вам, что есть множество групп и категорий Учителей, большинство из Которых совершенно не известно изучающим оккультизм ни по Своей работе, ни по слухам, ни по сведениям о многочисленных эволюционных процессах, в число которых входит и человеческий. Не все Учителя работают в трёх мирах, не все Они нуждаются в физических телах и обладают ими, не все "обратились к сфере тёмного света, но многие в течение эонов лицезреют ясный бесстрастный свет духовного существования". Не все Учителя приносят или должны приносить жертвы, которых требует работа в четвёртом царстве природы. Не все освобождённые или ограниченные души образуют Царство Божие в том смысле, какой заложен в этой фразе; данное понятие относится лишь к душе, оживляющей единицы человеческого семейства. Не все Учителя работают под началом великого Будды Действия, Который отвечает перед Санатом Кумарой за План эволюции Человечества. Он работает через трёх Великих Владык Вечного Ашрама Саната Кумары, но Каждый из двух Его Братьев исполняет столь же важную работу и - как и Он - отвечает перед Совещательной Палатой. Каждый из Них работает также через энергетический треугольник с группированием вспомогательных сил, действующих в семи отделах и также дифференцированных на сорок девять меньших отделов, как и Ашрам, который мы называем Иерархией. Не забывайте, что существует много Иерархий и Человеческая Иерархия - лишь одна из них.86
________
86 Видимо, имеются в виду 12 Творческих Иерархий (см., например, "Эзотерическая Астрология", стр. 34) (прим. ред.).
Вся тема одновременно и чрезвычайно сложна, и настолько проста, что, уяснив истинную простоту планетарного строения и отбросив аналитические спекуляции конкретного ума, освобождённый Учитель вступает в мир духовных усилий, где нет ни форм, ни символов, ни завес, скрывающих фундаментальную истину и лежащую в основе тайну.
Бытие - это простой, свободный, неограниченный и беспрепятственный мир, где Учитель движется и работает. А становление - это сложный, заточающий, ограничивающий и полный препятствий мир, где живут и движутся и существуют ученики и меньшие посвящённые. Учитель одновременно работает в двух мирах, или состояниях осведомлённости: в мире, связанном с чистым существованием и беспрепятственной жизнью контролируемых Монадой планов, и в мире, контролируемом Иерархией.
И там ничто, кроме Плана, не отягощает внимание Учителя. Он без какого бы то ни было риска взаимодействует с "той простотой, которую являет собой Шамбала", и со сферой, или аурой, её влияния, а также "со сферой отношений, которые лелеет Ашрам Христа". Тут я цитирую одного из Учителей, Который пытался донести до ученика простоту жизни Учителя.
Наука антахкараны
Приступая к рассмотрению "Двойственной жизни в процессе посвящения", хочу обратить ваше внимание на эти слова и особенно на их значение в связи с процессом посвящения. Как мы увидим, это относится не к старанию ученика одновременно вести жизнь духовного мира и жизнь практического служения на физическом плане, но исключительно к подготовке ученика к посвящению и, следовательно, к его ментальной жизни и установкам.
Данное утверждение нужно относить прежде всего к двум основным аспектам ментальной жизни ученика, а не к жизни отношений души и личности. Правильно будет, поэтому, рассматривать двойственность в его сознании и оба её существующих бок о бок аспекта:
1. Сознательную жизнь, в которой он выражает душевное отношение, душевную осведомлённость и душевное сознание через посредство личности на физическом плане; он учится воспринимать и проявлять её сознательно.
2. Сугубо личная, чисто субъективная жизнь, в которой он - проникнутая душой личность, - ориентированный на ментальный план, расширяет сопряжение между:
а. Своим низшим конкретным и высшим абстрактным умом.
б. Собой и Учителем своей лучевой группы, развивая тем самым ашрамное сознание.
в. Собой и всей Иерархией, всё более сознавая духовный синтез в основе соединённых Ашрамов. Так он сознательно и неуклонно приближается к сияющему Центру этого солнечного Ашрама, к Самому Христу, первому Посвятителю.
Эта внутренняя жизнь с тремя её медленно раскрывающимися целями и составляет суть жизни - подготовки к посвящению.
Ученик не достигнет никакого посвящения, пока не возьмётся за сознательное построение антахкараны, устанавливая тесную взаимосвязь между Духовной Триадой и умом как высшим аспектом в трёх мирах. Затем он должен превратить свой физический мозг в средство регистрации на физическом плане, вновь демонстрируя чёткое выравнивание и прямой канал от Духовной Триады непосредственно к мозгу через антахкарану, связывающий высший ум с низшим.
Это требует большой работы и хорошей способности к интерпретации и визуализации. Я тщательно подбираю слова. Эта визуализация не обязательно относится к форме и конкретным ментальным построениям, но связана с образной символической чувствительностью, через интерпретацию отражающей духовное понимание, приносимое пробуждающейся интуицией - агентом Духовной Триады. Это проясняется по мере работы. Человеку, начинающему создание антахкараны, трудно вникнуть в смысл визуализации, так как она связана с растущей отзывчивостью на то, что ему сообщает ашрамная группа, с открывающимся у него видением подлинного божественного Плана и тем, что вверяется ему как следствие, или результат, каждого успешного посвящения. Я предпочитаю слово "следствие" слову "результат", так как посвящённый всё больше сознательно работает с Законом Причины и Следствия на отличных от физического планах. Словом "результат" мы обозначаем действие этого великого космического Закона, демонстрируемое в трёх мирах человеческой эволюции.
Именно благодаря этим усилиям он открывает ценность, способы применения и назначение творческого воображения. Творческое воображение - это всё, что в конце концов остаётся у него от активной, интенсивной и мощной астральной жизни, которую он вёл в течение огромного числа воплощений. С течением эволюции его астральное тело превращается в механизм трансформации, желание трансформируется в устремление, а само устремление - в возрастающую способность интуитивного выражения. Реальность этого процесса демонстрируется в выявлении того основного качества, которое всегда было присуще самому желанию: качества воображения души, обеспечивающего выполнение желания и неуклонно претворяющегося в высшую творческую способность, по мере того как желание переходит во всё более высокие состояния и ведёт ко всё более высоким осознаниям. В конечном итоге эта способность пробуждает энергии ума, а ум вместе с воображением становятся со временем важным агентом призыва и творчества. Именно так Духовная Триада приходит в сопряжение с тройственной личностью.
В своих предыдущих работах я уже говорил, что астрального плана не существует, поскольку он принципиально не предусматривался божественным Планом. По сути своей это порождение наваждения, кама-манаса, - наваждения, созданного самим человечеством, в котором оно практически постоянно пребывает с раннеатлантических времён. Расширение контакта с душой сказывается не только в рассеянии туманов наваждения, но и в сопутствующем усилении и эффективном использовании воображения с его необыкновенно могучей способностью к творчеству. Эта творческая энергия, претворяемая просветлённым умом (с его способностью создавать мыслеформы), направляется затем учеником на установление контактов, более высоких, чем контакт с душой, и приведение в символическую форму того, о чём он узнаёт через посредство энергетической линии - антахкараны, - которую непрерывно и научно выстраивает.
Можно утверждать (так же символически), что при каждом посвящении ученик испытывает этот соединительный мост и постепенно удостоверяется в прочности того, что создаётся им под вдохновением Духовной Триады с помощью трёх аспектов его ума (абстрактного ума, души, или Сына Ума, и низшего конкретного ума) и при интеллектуальном содействии его проникнутой душой личности. На начальных стадиях своей призывной работы он пользуется творческим воображением. Это с самого начала позволяет ему действовать так, как если бы он действительно был способен творить таким образом. Затем, когда дальнейшая необходимость в образном сознании "как если бы" отпадает, и он осознаёт то, что - с надеждой и духовным ожиданием - пытался создать. Это открывается ему как непреложная действительность, и он вне всяких сомнений убеждается, что "вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом".87
________
87 Евр. 11:1 (прим. перев.).
Построение антахкараны
Я не даю здесь вводного учения о науке антахкараны, так как стремящийся найдёт его в книге "Образование в Новом Веке" как предварительное изложение, которое следует изучить, прежде чем переходить на описываемую ниже более продвинутую стадию. Давайте же шаг за шагом попытаемся вникнуть в эту науку, которая уже показала себя плодотворной нивой для экспериментов и испытаний.
Человеческая душа (в отличие от души, функционирующей в своём собственном царстве и свободной от ограничений человеческой жизни) большую часть своего существования находится в заточении и контролируется тремя низшими энергиями. Затем на Пути Испытаний начинает всё сильнее активизироваться двойственная энергия души, и человек старается сознательно пользоваться своим умом и выражать на физическом плане любовь-мудрость. Такова простая формулировка задачи для всех стремящихся. Когда в служении начинают сознательно и мудро использоваться пять энергий, между Личностью и Душой устанавливается ритм. Возникает как бы магнетическое поле, и две эти вибрирующие магнетические единицы, или энергетические группирования, проникают в сферу влияния друг друга. На начальных стадиях это происходит редко и случайно, позднее - с большим постоянством, и образуется контактный канал, который в конце концов становится линией наименьшего сопротивления, "путём привычного подхода", как его иногда называют. Так создаётся первая половина "моста", антахкараны. К третьему посвящению этот Путь завершается, и посвящённый может "по желанию уйти в высшие миры, оставляя низшие миры далеко позади, или вернуться и пойти путём, ведущим от тьмы к свету, от света во тьму и из низших миров в сферы света".
Так два становятся одним, и совершается первое великое объединение на Пути Возвращения. После этого нужно пройти вторую стадию Пути, ведущего ко второму объединению, ещё более важному, поскольку оно ведёт к полному освобождению от трёх миров. Помните, что душа, в свою очередь, есть объединение трёх энергий, которые отражаются в низшей троице. Это синтез энергии самой Жизни (которая демонстрируется в виде жизненного принципа в мире форм), энергии интуиции, или духовной любви-мудрости, или понимания (демонстрирующейся в виде чувствительности и чувств астрального тела) и духовного ума, чьим отражением в низшей природе является ум, или принцип интеллекта в мире форм. Эти три составляют атму-буддхи-манас теософской литературы - ту высшую тройственную комбинацию, которая отражается в низших трёх и фокусируется через душевное тело на высших уровнях ментального плана перед нисхождением в воплощение, как это эзотерически называется.
Совершенствуя данную концепцию, следует сказать, что энергии, оживляющие физическое тело и умственную жизнь атома, чувствительно-эмоциональные состояния и мыслящий ум, должны в конце концов соединиться с энергиями, оживляющими душу, и трансмутироваться в них. Это духовный ум, приносящий просветление; интуитивная природа, дающая духовное восприятие; и божественная жизненность.
После третьего посвящения движение по "Пути" ускоряется и построение "моста", соединяющий высшую духовную Триаду с низшим материальным отражением, завершается. Три мира Души и три мира Личности становятся единым миром, в котором работает и функционирует посвящённый, не ведая различий и рассматривая один мир как мир вдохновения, а другой как обеспечивающий сферу служения, но видящий в обоих единый мир активности. На внешнем плане оба мира символизируются субъективным эфирным телом (или телом витального вдохновения) и плотным физическим телом.
Как же строится соединительная антахкарана? Какие шаги надлежит предпринимать ученику? Я говорю здесь не о Пути Испытаний, на котором должны быть устранены основные недостатки и развиты основные добродетели. Большинство дававшихся прежде инструкций касалось правил культивирования добродетелей и обретения необходимых для ученичества свойств, а также необходимости самоконтроля, терпимости и бескорыстия. Но это самые элементарные и само собой разумеющиеся для изучающих условия. Учащиеся должны заниматься не только наработкой характерных аспектов ученика, но и выполнением более трудных требований для тех, чьей конечной целью является посвящение.
Нас интересует работа "мостостроителей". Во-первых, уверяю вас, что реально антахкарана строится лишь тогда, когда ученик явно начинает фокусироваться на ментальных уровнях и когда, следовательно, его ум функционирует интеллектуально и сознательно. На этой стадии он более ясно, чем до сих пор, начинает представлять себе различия между мыслителем, аппаратом мышления и самим мышлением, начиная с его двойственной эзотерической функции, то есть:
1. Распознавания и восприимчивости к ИДЕЯМ.
2. Творческой способности к сознательному построению мыслеформ.
Это неизбежно подразумевает строго ментальный подход и переориентацию ума на реальность. Начиная фокусироваться на ментальном плане (а это первостепенная цель медитативной работы), ученик начинает работу в ментальной материи, тренируя свои способности и учась использованию мысли. Он обретает некоторую степень умственного контроля и способность поворачивать прожектор ума в двух направлениях: в мир человеческой и мир душевной активности. Как душа пролагает себе путь, проецируясь энергетической нитью, или потоком, в три мира, так и ученик начинает сознательно проецировать себя в высшие миры. Его энергия через посредство контролируемого и направленного ума уходит в мир высшего духовного ума, в сферу интуиции. При этом устанавливается взаимодействие. О таком сообщении между высшим и низшим умом символически говорится в терминах света, и между личностью и духовной Триадой через душевное тело пролагается "светлый путь" аналогично тому, как душа установила твёрдый контакт с мозгом через ум. Этот "светлый путь" и есть озарённый мост. Он строится благодаря медитации, в результате непрерывных усилий по развитию интуиции через содействие и подчинение Плану (который начинает распознаваться, как только интуиция и оказывается в сопряжении с умом) и в результате сознательного вступления в группу для служения и для ассимиляции с целым. Все эти качества и виды активности покоятся на основании доброго нрава и качеств, развитых на Пути Испытаний.
Усилия по приведению в действие интуиции требуют направленной оккультной медитации (а не медитации устремления). Это требует тренированного интеллекта, ясно различающего границу между интуитивным осознанием и формами высшего психизма. Это требует постоянной дисциплины ума, позволяющей ему "твёрдо держаться в свете", и развития способности правильной интерпретации для облечения интуитивно полученного знания в правильные мыслеформы.
Кроме того следует отметить, что создание моста, позволяющего сознанию с лёгкостью функционировать как в высших, так и в низших мирах, происходит главным образом благодаря твёрдо направленной жизненной тенденции, которая неуклонно обращает человека к миру духовных реалий и заставляет его совершать определённые движения, или планомерные и строго рассчитанные по времени, целенаправленные переориентации и фокусировки. В этом процессе тщательно анализируются достижения прошедших месяцев или лет и внимательно рассматривается воздействие этих достижений на повседневную жизнь и телесный механизм, а сознанию со способствующей немедленному прогрессу безоговорочностью и решительностью прививается воля-жить как духовное существо.
У каждого серьёзного учащегося построение антахкараны происходит самым уверенным образом. Когда работа совершается осмысленно и с полным пониманием желаемой цели и когда стремящийся не только сознаёт этот процесс, но и принимает в нём активное участие, работа по построению моста продвигается быстро.
Необходимо признать, что человечество уже вполне в состоянии начать конкретный процесс проведения связи, или моста, между различными аспектами человеческой природы, чтобы сменить их разрозненность единством, подчинить себе ум, устранить различия и научиться направлять в любую сторону низшее внимание, которое сегодня изменчиво и неустойчиво, бросаясь то туда, то сюда в сфере материального существования и эмоциональных отношений. Это позволит фокусировать все аспекты человека, духовные и природные, там, где нужно.
Частично это соединение уже проведено. Человечество в целом уже устранило разрыв между астрально-эмоционально природой и физическим человеком. Здесь надо отметить, что такое соединение должно иметь место в аспекте сознания, позволяя человеку неразрывно осознавать все аспекты жизни. Энергия,
которая используется для соединения в сознании физического человека с астральным телом, фокусируется в солнечном сплетении. В настоящее время, выражаясь символически, многие продлевают этот мост и присоединяют к обоим уже связанным аспектам ум. Эта энергетическая нить исходит из головы, или закреплена в ней. Некоторые люди, которых, естественно, мало, неуклонно соединяют с умом, связанным, в свою очередь, с двумя другими аспектами, душу. При соединении с другими нитями энергия души закрепляется в сердце. Ещё меньшее число людей, посвящённых мира, завершивших все низшие аспекты синтеза, заняты сейчас достижением ещё более высокого единения с тройственной Реальностью, использующей душу как средство выражения, как сама душа пытается использовать свою тень - низшего тройственного человека.
Эти различия и соединения относятся к форме и являются словесными символами, олицетворяющими явления и события в мире энергий и сил, в который человек безусловно вовлечён. Эти соединения мы и имеем в виду, говоря о посвящении.
Здесь стоит привести некоторые утверждения из книги, написанной ранее:
Учащиеся должны научиться отличать сутратму от антахкараны, нить жизни - от нити сознания. Одна нить составляет основу бессмертия, другая - основу непрерывности. Для исследователя здесь проходит тонкое различие. Одна нить (сутратма) связует, оживляя, все формы в единое функциональное целое и воплощает в себе волю и цель выражающей себя сущности, будь то человек, Бог или кристалл. Другая (антахкарана) воплощает отклик сознания в форме на постоянно расширяющийся спектр контактов в окружающем целом. Сутратма представляет собой прямой поток жизни, непрерывный и неизменный, который символически можно считать прямым потоком живоносной энергии, текущей от центра к периферии, из источника к внешнему выражению, или феноменальному явлению. Это жизнь. Она обусловливает индивидуальный процесс и эволюционное раскрытие всех форм.
Таким образом, от Монады к личности проходит через душу канал жизни. Это нить души, единая и неделимая. Она доставляет энергию жизни и заканчивается в центре человеческого сердца и в некоторых центральных фокусах всех форм божественного выражения. Нет ничего и ничего не остаётся, кроме жизни. Нить сознания (антахкарана) образуется при соединении жизни и субстанции или основных энергий, составляющих первую дифференциацию во времени и пространстве. Так рождается нечто иное, возникающее лишь как третье божественное проявление после соединения основных двойственностей.
Нить жизни, серебряная цепочка, или сутратма человека является двойной. Собственно нить жизни, или одна из двух нитей, которые составляют сутратму, закреплена в сердце, тогда как другая, воплощающая принцип сознания, закреплена в голове. Это вы уже знаете, но я чувствую необходимость постоянно напоминать об этом. В работе эволюционного цикла, однако, человеку приходятся повторять то, что уже сделано Богом. Он должен творить сам как в мире сознания, так и в мире жизни. Подобно пауку, человек ткёт связующие нити, устанавливая контакты со своим окружением. Так он получает опыт и поддержку. В древних оккультных книгах и писаниях Индии паук часто символизирует эту активность человеческого существа. Всего человек создаёт три нити, и вместе с двумя основными, которые протягивает душа, они составляют пять типов энергий, благодаря которым человек и является сознательным человеческим существом.
Три созданных человеком нити закреплены в солнечном сплетении, голове и сердце. Когда астральное тело и природа ума начинают функционировать как одно целое и к ним сознательно присоединяется душа (не забывайте, что такое соединение всегда происходит бессознательно), то полученная пятеричная нить - две основных и три человеческих - продлевается в горловой центр, что позволяет человеку стать сознательным творцом на физическом плане. Из этих главных энергетических линий по его желанию могут выходить меньшие линии. Знание об этом должно быть положено в основу всякого дальнейшего осмысленного психического раскрытия.
Предыдущий абзац со всем, что в нём подразумевается, кратко и неадекватно излагает Науку Антахкараны. Можно сказать, что я попытался символически передать общую идею. Здесь может очень помочь образное воображение, которое позволит многое узнать. Такая связь должна проходить:
1. От физического тела к витальному, или эфирному. В действительности это проведение нити жизни от сердца к селезёнке.
2. От физического и витального тел, рассматривая их как одно целое, к астральному, или эмоциональному, проводнику. Эта нить эманирует из солнечного сплетения, где она закрепляется, и тянется вверх благодаря устремлению, пока не укоренится в лепестках любви эгоического Лотоса.
3. От физического и астрального проводников к ментальному телу. Один конец её закрепляется в голове, а другой действием воли протягивается к лепесткам знания эгоического Лотоса.
Продвинутая часть человечества проходит процесс соединения трёх низших аспектов, которые мы называем личностью, с самой душой посредством медитации, дисциплины, служения и направления внимания. Когда это соединение закончено, лепестки жертвы, или воли, эгоического Лотоса прочно соединяются с головным и сердечным центрами, в результате чего возникает синтез сознания, души и принципа жизни. Установление этой взаимосвязи и взаимодействия и укрепление созданного при этом моста продолжаются до Третьего Посвящения. Силовые линии настолько переплетаются в этом процессе, что душа превращается в одно целое с механизмом своего выражения. А это делает возможным высшее соединение и слияние.
Суть данного процесса можно, пожалуй, показать следующим образом. И здесь и где-то ещё я утверждал, что душа имеет в теле две точки закрепления:
1. В сердце закреплена энергетическая нить, которую мы называем аспектом жизни, или духа. Как вам хорошо известно, средством передачи для него служит система кровообращения, и жизненная энергия через кровь по ступает во все части механизма. Эта энергия несёт восстанавливающую силу и координирующую энергию ко всем физическим организмам, сохраняя "целостность" тела.
2. В головном центре закреплена энергетическая нить, называемая нами аспектом сознания, или способностью души к знанию. Она контролирует тот механизм отклика, который мы называем мозгом, и через него направляет свою активность и посредством нервной системы разносит по всему телу осознание.
Оба энергетических фактора, которые человеческим существом осознаются как знание и жизнь, или как интеллект и жизненная энергия, суть два полюса его существа. А дальше перед ним стоит задача сознательно развить средний, или уравновешивающий, аспект, который есть любовь или групповые отношения. (см. "Образование в Новом Веке", сс. 26-27, 32-33, 92.)
Природа антахкараны
Одна из трудностей при изучением антахкараны состоит в том, что до сих пор работа над её построением проходила абсолютно бессознательно. Поэтому бытующее у людей представление об этой форме творческой работы, строительстве моста, поначалу почти не встречает отклика от природы ума. Кроме того, для разговора об антахкаране, нам придётся вводить практически новую терминологию, так как у нас нет соответствующих слов. Как современные науки за последние сорок лет разработали для себя совершенно новую терминологию, так и наша наука нуждается в собственной лексике. А пока мы должны сделать всё возможное, чтобы обойтись теми словами, что имеем в своём распоряжении.
Хочу также предупредить изучающих настоящие строки, что понимание будет приходить к ним не сразу, но постепенно, а пока им остаётся лишь полагаться на неизменную тенденцию подсознательной природы проникать на поверхность сознания как на рефлекторную активность по установлению непрерывности сознания. Эта рефлекторная активность низшей природы соответствует развитию неразрывности между сверхсознательным и сознанием, что происходит на Пути Ученичества. Всё это - часть трёхэтапного процесса интеграции, в ходе которого ученик видит, что вся жизнь (что касается сознания) имеет характер откровения. Поразмыслите над этим.
Ещё одна трудность, возникающая при рассмотрении любой эзотерической науки, связанной с тем, что называется "сознательным процессом распознавания божественного" (то есть с истинным осознанием), обусловлена извечным обыкновением человечества переводить всякое знание в материальную плоскость. Всё, что человек узнаёт, связывается - с течением столетий - с миром природных явлений и естественных процессов, а не направляется на осознание "Я", Знающего, Зрителя, Наблюдателя. Поэтому, при становлении на Путь человеку приходится приучать себя к использованию своего знания для поисков сознательной, осведомлённой о Себе Сущности, или самодостаточной, посвящающей Самоё Себя Индивидуальности, и если это происходит, то его знание претворяется в мудрость.
Ранее я использовал выражение "знание-мудрость", которое является синонимом для выражения "сила-энергия". Применять знание значит выражать силу, а проявлять мудрость значит активизировать энергию. Эти слова передают суть важного духовного закона, который вам стоит тщательно обдумать. Знание-сила относится к личности и миру материальных ценностей, а мудрость-энергия проявляется через нить сознания и нить творчества, сплетающиеся в одну двойную нить. Они представляют собой (для ученика) слияние прошлого (нити сознания) и настоящего (нити творчества), а вместе образуют то, что на Пути Возвращения обычно называется Антахкараной. Но это не совсем так. Нить мудрости-энергии - это сутратма, или нить жизни, так как сутратма (в соединении с нитью сознания) также называется антахкараной. Возможно, это станет яснее, если я скажу, что, хотя эти нити извечно существуют во времени и пространстве, они кажутся разными и отдельными, пока человек не становится испытуемым учеником и потому начинает сознавать себя, а не только не-себя. Есть нить жизни, или сутратма, и нить сознания, и одна закреплена в сердце, другая - в голове. За все прошедшие столетия человек постепенно сплёл тот или иной из трёх аспектов творческой нити, и этот непреложный факт подтверждается его творческой активностью в последние двести лет, так что сегодня творческая нить едина у человечества в целом и особенно у индивидуального ученика и образует крепкую, туго сплетенную нить на ментальном плане.
Вот из этих трёх основных нитей, которых в действительности шесть, учитывая составные части нити творчества, и состоит антахкарана. Они воплощают прошлый и настоящий опыт, что и признаётся в них стремящимся. Только на Пути уместно говорить о "построении антахкараны". Это может привести изучающего в замешательство. Но он забывает, что это чисто произвольное деление низшего анализирующего ума - называть один поток энергии сутратмой, другой - нитью сознания, третий - творческой нитью. В сущности же, все три участвуют в процессе формирования антахкараны. Так же произвольно мост, который от низшего ментального плана через эгоический, центральный водоворот сил выстраивает ученик, называется антахкараной. Однако с целью обучения и практического опыта мы определим антахкарану как создание тройной нити (до сих пор сплетавшейся бессознательно по ходу жизненного экспериментирования и отклика сознания на своё окружение) в процессе сознательного протяжения трёх соединённых энергий личности под импульсом души через пробел, дотоле существовавший в сознании. Это имеет два следствия:
1. Магнетический отклик Духовной Триады (атмы-буддхи-манаса), представляющей собой выражение Монады. К эгоическому лотосу и низшему человеку постепенно протягивается тройной поток духовной энергии.
2. При этом личность начинает устранять существующий с её стороны разрыв между постоянным манасическим атомом и ментальной единицей, между высшим абстрактным умом и низшим умом.
На Пути Ученичества этот мост между личностью с тремя её аспектами и монадой с её тремя аспектами технически называется антахкараной.
Антахкарана - это продукт совместных усилий души и личности, сознательно работающих вместе над созданием этого моста. Его завершение приводит монаду в совершенное сопряжение с её выражением на физическом плане, посвящённым во внешнем мире. Третье посвящение становится венцом этого процесса, протягивающего линию прямой связи между монадой и низшим личностным "я", а четвёртое посвящение позволяет посвящённому полностью реализовать эту связь. Теперь он может утверждать: "Я и Отец - одно". Именно ради этого и происходит распятие, или Великое Отречение. Не забывайте, что распинается именно душа, и "умирает" именно Христос, а не человек, не Иисус. Исчезает каузальное тело, и человек обретает монадическое сознание. Душевное тело не имеет больше никакого полезного погружено в целое, но сохраняет свою идентичность. Ещё одним его качеством является способность творить, благодаря которому сознание может по желанию фокусироваться на физическом плане должен понимать, анализировать, формулировать и различать, поэтому временные дифференциации крайне важны. Таким образом, задачу ученика можно обозначить так:
1. Достичь следующих осознаний:
а. Процесса в сочетании с силой.
б. Своего статуса на пути или доступных агентов, или энергий, определяющих качество.
в. Слияния, или интеграции, нити сознания с нитью творчества и нитью жизни.
г. Творческой активности. Это важно, поскольку развитие способности творить в трёх мирах не только создаёт необходимый фокус, но и способствует построению антахкараны, её творения.
2. Сформировать антахкарану между Духовной Триадой и личностью - при содействии души. Символически отобразить эти три точки божественной энергии можно следующим образом:
Этот простой символизм отражает задачу ученика на Пути. Прояснить это можно с помощью ещё одной диаграммы:
Здесь мы видим "девятку посвящения", или трансмутацию девяти сил в божественные энергии.