Русская Церковь при Александре III (1881-94).

Реформы и контрре­формы духовной школы предреволюционного шестиде­сятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилением позиций консерваторов. Победоносцев пытался ее предотвратить замораживанием всего и вся. Толстой был человеком нецерковным и за свое обер-прокурорство закрыл насильственно больше двух тысяч финансово мало­мощных храмов, веря, что этим путем он материально укрепляет Церковь. Толстой не учитывал, что в миссионерском отношении поддержка бедных приходов важна, поскольку они расположены в местах с непросвещенным или неверующим населением. Победоносцев, будучи верующим и церковным, открыл тысячи новых храмов. Толстой - сторонник образованного духовенства, поддер­живал религиозные журналы и дискуссии, видя в них противовес нигилизму и терроризму. В 1863 г образовано Об­щество любителей духовного просвещения, чьи доклады и диспуты печатались в Чтениях общества любителей духовного просвеще­ния. Победоносцев боялся просвещенного духовенства, сокра­щал количество мест в духовных академиях, предпочитая священ­ников с семинарским, а не академическим образованием, ввел состязательный отбор семинаристов в академии, почти закрыл туда доступ выпускникам светских школ. Закрыл Об­щество любителей духовного просвещения и его журнал. Победоносцев не доверял мысли, ибо мысль связа­на с сомнением, признавал инстинктивную веру темно­го народа, не любил богословия и духовных идей, ценя только сельских пастырей. Победоносцев считал допустимым только самый низший уровень народною образования. Церковно-приходская школа должна была на этом закончиться, а не быть ступенью к дальнейшему образованию. Вместо него Победоносцев завалил страну благочестивыми листками и религиозными лубка­ми для простого народа. Не нравилось ему духовноепробуждение начала века русской интеллигенции, ее богоискательство. Нехотя Победоносцев разрешил в 1901 г. знаменитые петербургские Религиоз­но-философские собрания под председательством молодого ректо­ра Алсксандро-Невской академии епископа Сергия (Страгородского), будущего патриарха; но уже через два года собра­ния запретил, испугавшись широты и свободы дискуссий. Победоносцев вообще попытался ликвидировать толстовские реформы, но ректоры всех академий, кроме Киевской (самой ре­акционной). так энергично опротестовали эти предложения, что в окончательном виде контрреформа 1884 г. ограничилась мелоч­ными "поправками" к толстовской реформе, хотя и реакционны­ми по сути. Он хотел запретить епархиальные съезды, но именно их горячо защищали епископы и Синод, ибо они воспринимались как начало возрождения соборности. На съездах обсуждались финансовые вопросы, соборно решались епархиальные и приходские проблемы, епископ ближе узнавал свое духовенство, между священниками возникала соли­дарность, ограничивавшая произвол архиереев, от ко­торых страдало дореформенное духовенство. Победоносце­в отменил их обязательную ежегодность, давая архиереям право еди­нолично откладывать съезды. Пришлось оставить введенное Тол­стым самоуправление корпораций педагогов академий и семина­рий, избирающих должностных лиц и преподавателей, но корпорации были поставлены под надзор Синода, то есть по сути, обер-прокурора, обладавшего пра­вом вето при избрании. Но не все в реформе 1884 г. было отрица­тельным: религиозно-богословская программа в семинариях и академиях была расширена и углублена за счет сокра­щения классического наследия, древнегреческого и прочих секулярных предметов (часть стала факультативной). Победоносцев стремился изолировать будущее духовенство от гражданского общества и светской культуры. Про­чное положение Победоносцева объ­яснялосьне только тем, что он был воспитателем Александа III и Николая II, но это был первый обер-прокурор, состоявший в кабинете министров по должности. По мере сил он остановил развитие Церкви на 25 лет своего обер-прокурорства, поставив Церковь и духовенство в невы­годное положение в быстро развивающемся обществе.

Передовое духовенство и епископат были обеспокоены тем, что высокий академический уровень пореформенной духовной школы сочетается с отталкивающей нравственной атмосферой, царившей в семинариях. В 1905 г- Синод провел опрос о жела­тельности церковных реформ и в 1906 г. опубликовал ответы в трех фолиантах. Архиереи осуждали семинарии за невнимание к воспитанию истинных пастырей, рутину и жесткость, казенщи­ну, за то, что они стали рассадником революционных идей, анар­хизма, нигилизма. Некоторые архиереи во главе с архиепископом Антонием (Храпоаицким) предлагали закрыть все сущес­твующие семинарии и вместо них открывать пастырские училища в монастырях - подальше от го­родов. Школы, по предложению почти всех архиереев, должны были стать всесословными, открытыми для любого юноши, желающего посвятить себя служению Богу. Упор в богословских школах должен был быть на молитву, аскезу, действенную любовь.

Виднейшие иерархи XIX в.

Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762-1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе"; слушал лекции в моск. университете и духовной акад. В 1785 рукоположен священником в Москве и приобрел большую известность проповедями, в которых сказывалось религиозно-мистическое направление Дружеского общества. В 1796 г. назначен придворным пресвитером, а через три года, лишившись жены и детей, постригся в монахи и получил в управление Юрьевский м-рь. В 1802 г. он был посвящен в епископы Старорусские, а в следующем году получил епархию Черниговскую. Здесь он особенно заботился об улучшении состава причетников и о поднятии образования в местной семинарии. С 1813 г. присутствовал в Св. синоде, а в 1818 г. назначен митрополитом СПб.

Филарет, митрополит Киевский и Галицкий(в мире Федор Георгиевич Амфтеатров, 1779—1857) — сын священника Орловской губ.; окончил курс в Севской семин. и принял монашество. Был ректором семинарий севской, уфимской и тобольской. В 1813 г. вызван в СПб., с назначением настоятелем Иосифова Волоколамского м-ря; был инспектором СПб., потом Москов. дух. Академии, получил степень доктора богословия. В 1816 г. определен ректором Моск. дух. академии. Рукоположенный в 1819 г. в епископа Калужского, Ф. занимал кафедры рязанскую (возведен в сан архиепископа), казанскую, ярославскую; в 1837 г. назначен митрополитом Киевским. На киевской кафедре Ф. пробыл до самой кончины своей, приняв в 1841 г. пострижение в схиму с именем Феодосия. В Казани обратил в православие более 5000 язычников. Принимал участие в обсуждении вопроса о переводе Св. Писания на русский язык; он был решительным противником мысли о необходимости перевода и стал по этому предмету в противоречие с московским митрополитом. Он был более практик, нежели теоретик, выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности.

Филарет, митрополит Московский (Василий Михайлович Дроздов, 1783-1867). — Род. в гор. Коломне. Первоначальное воспитание получил дома и в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 г. отдан в Коломенскую семинарию, где обучение, чисто схоластическое, велось плохо. В 1800 г. перешел в философский класс Троицкой семинарии. В 1801 г. написал четверостишие по-гречески в честь митрополита Платона и тем обратил на себя внимание. В семинарии особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии. С 1806 г. начинается проповедническая деятельность и назначен преподавателем поэзии. В 1808 г. принимает монашество. В том же году его переводят в Петербург инспектором СПб. дух. академии и профессором философских наук. Амвросий, митрополит С.-Петербургский, представитель старого течения, знакомит Ф. с обер-прокурором Св. Синода и со многими влиятельными лицами. Ни одно крупное событие в Петербурге не обходится в это время без его "слова". 8 июля 1811 г. возведен в сан архимандрита. Его преподавание носило живой характер: он сначала сообщал общие основные понятия читаемого предмета, а затем уже передавал подробности. В 1812 г. назначен ректором академии и профессором богословских наук. События 1812 г. произвели на него сильное впечатление; он объяснял успех русских нравственными причинами. В 1813 г. произнес свое знаменитое слово на смерть Кутузова. Скоро приглашен произнести проповедь в дворцовой церкви, но его слово "О любви к миру", в котором он нападал на роскошь, не понравилось при дворе. В 1815 г. в видах борьбы с иезуитами он написал "Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви"; в 1816 г. издал "Начертание церковной библейской истории" и "Записки на книгу Бытия". В академии у него произошли столкновения с Фесслером, профессором, выписанным Сперанским из Берлина, и архиепископом Рязанским Феофилактом, имевшим большие связи; но Амвросий поддержал его. В Библейском обществе он был ревностным членом, так как он не мог устоять против мистического движения. В 1817 г. Ф. был возведен в сан епископа Ревельского, викария Петербургской епархии, а в 1819 г. назначен архиепископом Тверским и членом Св. Синода; в Твери он почти не жил, управляя епархией из Петербурга. В 1820 г. переведен в Ярославль, в 1821 г. — в Москву, где оставался до смерти. С 1816 г. работал над переводом на русский язык книг Свящ. Писания и перевел Евангелие от Иоанна. В 1823 г. Синод поручил ему составить катехизис, в котором он все тексты перевел на русский язык. С 1824 г. начинаются гонения на Библейское общество. Главным врагом Библейского общ. явился Аракчеев, который соединился с Шишковым, архим. Фотием, Магницким, чтобы сломить значение кн. Голицына. 18 декабря 1825 г., в день приведения к присяге Николая I, Ф. удачным словом успокоил народ, что в связи с речью, сказанной им при коронации, доставило ему благоволение императора и сан московского митрополита. В 1827 г. издан катехизис Ф., но уже с текстами по-славянски. Таким же уступчивым являлся Ф. и в Синоде, где всегда соглашался с мнениями митрополита Серафима. Вскоре в Синоде главную роль начали играть обер-прокуроры, стремившиеся отнять всякое значение у членов Синода; особенно тяжело приходилось Ф., который в 1849 г., во время обер-прокурорства Протасова, оставил с разрешения государя присутствие Синода. В 1845 г. вышло первое издание его проповедей под заглавием "Слова и речи синодального члена Ф., митрополита Московского"; оно быстро разошлось. Вскоре проповеди Ф. были переведены на франц. и нем. языки. Импер. Александр II оказывал Ф. знаки глубокого уважения. В 1858 г. состоялось по инициативе Ф. и против желания обер-прокурора гр. Толстого распоряжение о переводе книг Св. Писания на рус. яз., законченном только в 1868 г., уже после смерти Ф. Он составил манифест 19 февр. 1861 г. об освобождении крестьян. В 1862 г. Ф., чувствуя, что силы его падают, испросил назначение второго викария, но все же оставался на своем посту. 19 ноября 1867 г. он скончался.

Наши рекомендации