Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
Литература домонгольской Руси светская она относительно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучительностью. Самым замечательным литературным произведением было «Слово о полку Игореве», непревзойденное по богатству языка и поэтической образности в допушкинской русской словесности. Советское литературоведение пыталось превратить его в памятник языческой литературы. Но наряду с этим нередки обращения к Богу, и все произведение проникнуто христианским мировоззрением. Сам факт воспевания не гордой победы, а заслуженного поражения Игорева похода на половцев 1185 г.. с подтекстом, что поражение нужно для смирения, является наказанием за спесь, самонадеянность, - все это чуждо язычеству и отражает христианское жизнепонимание (сравните с празднованием Покрова, о чем было выше).
Федотов считает, что такой шедевр не мог возникнуть на голой почве и что просто до нас не дошли другие литературные произведения той же эпохи и той же значимости. И в самом деле. удивительно, что и «Слово» дошло до XVIII века лишь в одном экземпляре, в то время как многие другие литературные произведения, правда, в основном более поздней эпохи, сохранились во множестве экземпляров. Объяснение этому все же, быть может, лежит в том, что переписчиками были монахи, для которых была чужда беллетристика "Слова". Их больше интересовали жития святых, летописи, проповеди, поучения. Пакет культуры, мысли, знаний, который получила Русь готовым и во всем своем колоссальном объеме, оказался ей не по зубам. Культура Рима, который постепенно питал своим наследием молодые варварские государства Западной Европы, стояла на гораздо более низкой ступени развития, чем культура Византии. То же относится и к богословию, которое на уровне великих восточных Отцов Церкви представлено было на Западе одним бл. Августином. Кроме того, западноевропейские варварские государства в значительной степени развивались на территориях ранее входивших в состав Римской империи. а не на голой доске, на которой создавались восточнославянские княжества особенно отдаленная от центров греко-римской цивилизации Русь. Поэтому на Западе развитие было более гармоничным и постепенным. Русь же единым махом подучила доступ к сложнейшей византийской государственно-административной системе, детально разработанной юридической структуре, системам гениальной защиты, общественного обеспечения, сложной структуре образования, системам мышления, философии, богословия. Все это свалилось как гром среди ясного неба на детскую голову русичей.
4. "Священство" и "царство" на западе и востоке средневековой Европы. Особенности византино-русской теократии.
В первые века христианства, когда пришествие Христа ожидалось со дня на день легализация Христианства (311 г.) воспринимается в апокалиптическом контексте как царство богоизбранного царя накануне второго пришествия. Христианский император есть Божий ставленник – недаром Константин назвал себя перед Отцами Никейского Собора «Епископом внешних дел Церкви».
Феодосий (379-395) уже формально разделяет Империю на Западную и Восточную, переносит собственную столицу в Константинополь, благодаря чему восточное христианство в гораздо большей степени связывается с империей и культом императоров, чем западное, находившиеся вдали от нового главного центра Империи. А менее чем через столетие Запданая империя перестанет существовать. Создавшийся имперский вакуум на Западе фактически постепенно занимает архиепископ Западного Рима – папа Римский, а с этим фактически на Западе место империи займет цезарепапизм.
В Византии же продолжается Богоуподобление императорского титула. Знаменитый канонист XII в. Вальмассен утверждает, что император обладает епископским достоинством. Болгарский архиепископ Димитрий Хапатиан пишет в XIII в.: «Царство установлено Богом…Царь равноценен с Богом». Солунский архиепископ Симеон в XIV веке называет царя владыкой Церкви и причисляет его к духовенству. При императоре Юстиниане в VI в. формируется доктрина о «симфонии» согласно которой император и его правительство принимают на себя заботу о всех светских и земных нуждах христианского государства и христиан – так сказать, об общем благе. Церковь же в лице ее священства исполняет роль духовного советника императора и его чиновников на всех уровнях, неся ответственность нравственного порядка в обществе, вынося прещения, отлучая отступников всех рангов, включая и императора.
С легализацией Церкви начинается ее постепенная централизация, создание иерархических структур и «поместных» церквей во главе со столичными архиепископами, которых Юстиниан в государственных документах начинает называть патриархами, очевидно желая поставить на особый государственно-иерархический пьедестал своих церковных партнеров. В документах вселенских соборов эти же архиереи названы архиепископами, а не патриархами. Как известно, и среди патриархов, называемых только старшими сред равных по отношению к остальному епископату образуется своя иерархия старшинства. Папа, патриарх старого Рима, получает первенство среди равных, патриарх нового Рима – Константинополя следует сразу за ним по старшинству. Поскольку, в отличие от четырех восточных патриархов (Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского) на Западе только один- Папа Римский, он превращается в квазимператора Западной Европы, постепенно подводя квазибогословские доводы под свое первенство. И уже не только первенство старшего брата, но и право своей власти над остальными патриархами, равно как и права гражданской и политической власти, создавая собственное папское государство и стремясь подчинить себе, прямо или косвенно, отдельных феодальных властителей. Восточные патриархи этих полномочий папы не признают. Отсюда начинаются схизмы, которые закончились разрывом 1054 г. Но только после Реформации в Западных протестантских странах по-настоящему торжествует цезарепапизм (даже в большей степени чем в православных странах): чье царство-того и вера.
Начиная с Константина, императоры вмешивались в богословские споры, жестоко наказывая тех, кого они считали еретиками. Нередко императоры при этом защищали именно еретические течения, как арианство или иконоборчество.
По определению Юстиниана, функцией императора является забота о сохранении чистоты христианской веры и защита Святой Кафолической и Апостольской Церкви от смут.
Главное ограничение самодержавной власти императора было наравственно-религиозного порядка. Лучше всего его сформулировал в VI веке диакон Агапит: «Хотя телом императорподобен всем людям, но по власти своего суждения он подобен Богу…ибо на земле нет ему равных. Потому как Бог да не будет он никогда раздражителен или гневен; а как человек да не будет он горд. Ибо, хотя в лице своем он яко Бог, он есть всего лишь прах и да учит его это равенству со всеми людьми». Этими парадоксальными сопоставлениями праха и богоподобия он излагает глубокое мистическое понимание земной власти как исполнения священного долга управления народом Божьим, врученного правителю Богом под его ответственность. По этой формуле в противодействие западному абсолютизму позднейших времен, царь подотчетен только Богу, а не своим подданным.