Как Бог использует земных правителей?

Почему Бог возносит «самого низкого» из людей? Ответ можно найти в примере Навуходоносора. Бог исполь­зует земных правителей как орудия наказания для Своего со­бственного народа. Еврейский народ постоянно противился Богу и, уклоняясь от Его заповедей, поклонялся иным богам и творил несправедливость. Поэтому, после многочисленных предупреждений, Бог воздвиг против них жестокого язычес­кого царя — Навуходоносора. Рядом последовательных мер, которые все более возрастали в своей жестокости, Навуходо­носор, вначале, переселил многих евреев в качестве пленни­ков в Вавилон и наложил на оставшихся дань. Наконец, он разрушил Иерусалим с храмом и искоренил весь народ с их земли. Даже в своем ничтожестве Навуходоносор стал орудием для наказания неверного и упорного еврейского народа.

Однако, пример с Навуходоносором показывает с исклю­чительной ясностью, как Божья благодать и сила могут превратить орудия наказания в орудия милосердия. Когда Даниил и его товарищи искали Бога в горячей молитве, Бог изменил сердце Навуходоносора. По причине особой мудрос­ти, данной Богом Даниилу, царь возвысил его и его товари­щей и дал им самое высокое положение. Три товарища Даниила были назначены наместниками крупных провинций в Вавилоне, а сам Даниил стал первым министром всего Вавилонского царства, вторым по могуществу человеком, после самого царя. Эта радикальная перемена Навуходоносо­ра в отношении к личностям, а также ко всему еврейскому народу, была вызвана молитвами Даниила и его дру­зей.

Карьера Даниила, подобно Давиду, является сама посебе примером того, как Бог способен незначительное поднять до положения большой политической силы. В юности Даниил был первона­чально взят в Вавилон в качестве политического заложника. Однако, в течение короткого времени, он достиг положения первого министра. Даже после падения Вавилон­ской импе­рии, мы находим Даниила занимающим высокую влиятель­ную позицию в последующем Персидско-Мидий­ском царстве при царях Дарии и Кире.

В книге Данила, в главе 6, дано изображение его молит­вен­ной жизни. Повествование указывает, что его правило регулярной молитвы было хорошо известно при дворе Дария. Побуждаемые ревностью, соперники Даниила ухватились за это, как за средство обвинить его в преступле­нии. Они убедили Дария подписать указ, согласно которому в течение 30 дней запрещалось молиться кому-либо, кроме самого царя. За непослушание полагаласьсмерть. Виновника бросали в ров на съедение львам.

Ответное действие Даниила отмечено в стихе 10: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусали­ма, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славосло­вил Его, как это делал он и прежде того».

Вот какой образец предлагает Даниил для тех, кто хочет следовать ему в служении молитвы! Какой пример верности и постоянства! Его лицо было обращено к Иеруса­лиму. Три раза в день он молился за восстановление города и за возвращение Израиля из плена в свою землю. Его непрекра­щающееся прошение за свой народ было делом его личного долга и представлялось ему настолько важным и безотлага­тельным, что даже угроза смерти не могла остано­вить его.

Результаты прошения Даниила отмечены во 2-й книге Паралипоменон:

А в первый год Кира, царя Персидского, во испол­нение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объя­вить по всему царству своему, словесно и письменно, и ска­зать: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, да будет Господь, Бог его, с ним, и пусть он туда идет.

(2-Паралипоменон 36:22-23)

Таким образом, Бог исполнил обещание о восстанов­лении Израиля, данное Им прежде через Исайю и Иеремию. Обещание, данное через Исайю, записано в Исайи 44:26-28; и сказанное через Иеремию в Иеремии 25:12.

Действительно, здесь мы видим яркий пример того, как Бог меняет земные правительства в интересах Своего народа. С одной стороны, Бог привел в исполнение суд над царем Вавилонским и его народом, потому что они стояли на пути возвращения евреев в Иерусалим и препятствовали восста­новлению храма (упомянутый здесь Вавилонский царь был приемником Навуходоносора). С другой стороны, Бог воздвиг на их место Кира и Персидско-Мидийское царство и сделал их орудиями милости и восстановления для евреев и Иеруса­ли­ма.

За этими событиями, изменившими политику мировых империй, действовали две невидимые духовные силы: Слово Божье, прореченное через Его пророков и молитвы, прошения Даниила.

На основании этих примеров взаимоотношений Бога с еврейским народом, посредством Навуходоносора и Кира, как Божьих орудий, можно вывести такие важные выводы:

1. Бог использует человеческих правителей, как орудия для осуществления Своих целей в истории, особенно если это касается Его собственного народа.

2. Если Божий народ упорен и непослушен, Бог постав­ляет над ними злых и жестоких правителей.

3. Если через покаяние и молитву Божий народ воззовет к милости Бога, Он может осуществить перемену правительства одним или другим способом: либо, сместив злого правителя, заменить его хорошим; либо переменить сердце жестокого правителя так, чтобы сделать его скорее орудием милости, нежели наказа­ния.

«Для вас»

Эти принципы, выведенные на основе исторических примеров Ветхого Завета, находят подтверждение в учении, данном христианам в Новом Завете. Во 2-Коринфянам 4:15, Павел говорит: «Ибо все для вас...». Взаимоотношения Бога со всем миром имеют одну высшую цель: осуществление Его планов относительно Его собственного народа, связанно­го с Ним через веру в Иисуса Христа. Над всеми событиями последних двух тысячелетий мировой истории Бог начертал один всеобъемлющий девиз, адресованный Своему народу: Для вас... .

В послании к Римлянам Павел применяет этот принцип специально по отношению к тем, кто стоит у власти:

Всякая душа да будет покорна высшим влас­тям; ибо нет власти не от Бога, сущес­твую­щие же власти от Бога установлены. Посему противя­щийся власти проти­вится Божию установлению; а противящиеся сами навле­кут на себя осуждение. Ибо началь­ствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, от­мститель в наказание делающему злое. И потому надоб­но повиноваться не только из страха нака­зания, но и посовести.

(Римлянам 13:1-5)

Из этого отрывка мы видим три особенно значитель­ных утверждения: «нет власти не от Бога»; «начальник есть Божий слуга тебе на добро»; (или альтернатива) «он Божий слуга, отмститель». Павел адресует эти слова именно христи­анам. Он утверждает, что правительство устанавливается Божьей властью. И как правительство поведет себя по отношению к христианам, зависит от их позиции и поведе­ния. Если они ходят в послушании воле Божьей, тогда власти и их исполни­тели выступают в роли Божьих слуг, действующих «тебе на добро». Но если христиане непокорны и преступают границы Божьих повелений, тогда власть и ее представители становят­ся орудием наказания. Из этого можно вывести краткое заклю­чение: Христиане получают прави­тельство, какое они заслу­живают.

А если христиане оказываются в подчинении у плохого правительства? Оно может быть подвержено коррупции, неспособно, совершает растраты или может быть оно враж­дебно по отношению к христианам. Как поступать в этом случае христианам? Слово Божье не дает права ни на жалобу, ни на непослушание. Однако, Оно налагает на них серьезную ответственность молиться за свое правительство. Если они смирятся перед Богом и примут Его условия, Он услышит их молитвы и совершит перемену, поставив такое правительство, которое обеспечит осуществление Его планов в отношении Его народа и будет действовать в интересах христиан.

Какие требования Бог предъявляет к правителям?

Так как во власти христиан молитвами выбрать себе правительство, под началом которого им жить, то очень важно знать, за какое именно правительство следует молить­ся. Каковы основные требования, предъявляемые Богом к правителям? Ответ на этот вопрос дан Святым Духом через уста Давида во 2-й книге Царств:

Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычес­твующий над людьми будет праведен, влады­чествуя в страхе Божием.

(2-Царств 23:2-3)

Для правителя здесь выдвигаются два простых требования: он должен быть праведным и править в страхе Божьем. Нет сомнения, что это пророческое высказывание относится к Царству Христа. Тем не менее, основной принцип отличается незыблемостью и применим к каждому человеку, который осуществляет власть. Итак, мы видим два Божьих требова­ния: чтобы он был праведным и Богобоязненным. Когда бы такой человек не поднялся к власти, Бог обещает ему Свое благос­ловение, что он будет как «на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя выраста­ет трава из земли» (2-Царств 23:4).

Простота предъявляемых Богом требований отсекает большинство мотивов и затруднений, которые знакомы нам в современной политике. В Соединенных Штатах и в Англии похожим образом установлена система двухпартийного правительства. В США — демократы и республиканцы. В Англии — лейбористы и консерваторы. Названия их различ­ны, но суть одинакова.

К несчастью, христиане в обеих странах часто позволяют себе рассыпаться в сантиментах, когда речь идет о партийных привязанностях, но они равнодушны к Божественным требованиям. Бог не обещает благословения правительству в соответствии с его партийной принадлежностью — именуют ли они себя республиканцами или демократами, лейбориста­ми или консервативной партией. Бог обещает благословение правительству, чьи официальные лица исполняют два великих, главных моральных требования. Он требует, чтобы они были «справедливы» и «Богобоязненны». В любом возможном случае, христиане, уважающие Божьи требования, должны придерживаться строго этого принципа — не избирать в правители человека, который не зарекомендовал себя справедливым и Богобоязненным, невзирая на его партийную принадлежность. Если христиане игнорируют Божьи требования и отдают свои голоса на выборах морально не достойным личностям, то эти избранники станут провод­никами Божьего суда против тех самых людей, которые избрали их на этот пост.

Особенно в Соединенных Штатах пропорция посвящен­ных христиан в обществе довольно велика, чтобы оказывать мощное влияние на то, какие люди будут выдвинуты в кандидаты на официальные посты. На это еще в XIX веке указывал великий евангелист Чарльз Финней. Христиане всех политических сторон должны согласиться в одном главном принципе: не отдавать свои голоса кандидату, не исполняюще­му моральные требования, утвержденные Писанием. Если этот принцип ясно утвержден, и ему неукоснительно следуют, то каждая из наиболее влиятельных политических партий неизменно будет испытывать давление, заставляющее выдвигать в кандидаты только тех людей, которые соответ­ствуют этим требованиям. В результате, возрастет уровень политического поведения и возрастут стандарты правитель­ства во всем народе.

В других странах, и в других политических системах, Божий народ не всегда находится в такой позиции, где возможно оказывать подобное политическое давление. Тем не менее, верующие люди все еще несут на себе ответственность — молиться за правителей своего народа и, таким образом, оказывать решающее влияние на курс правительства.

Я видел, как история творилась силой молит­вы

Для меня сила молитвы, способная влиять на ход истории, не просто абстрактная теоретическая форму­ла. Я неоднократ­но видел наглядное проявле­ние этого на своем личном опыте. В этой главе я расскажу о 4-х таких случаях. Чтобы сделать их убедительным приме­ром, я выбрал ситуации, касаю­щиеся разных стран, при дей­ствии совершен­но разных политичес­ких факторов.

Война в Северной Африке

Во время войны в Северной Африке с 1941 по 1943 годы, я служил помощником в госпитале Англий­ских войск в Северной Африке. Я состоял в штате маленькой медицинской части, прикрепленной к двум английским дивизиям: к Первой Дивизии и Седьмой Дивизии. Солдаты последней из них обрели известность как «крысы пустыни», так как на эмблемах этого подразде­ления был белый афри­канский тушканчик.

В то время моральное состояние Британских армейских частей в пустыне было на очень низком уровне. Главная проблема заключалась в том, что люди полностью потеряли доверие к своим офицерам. У меня самого отец был армей­ским офице­ром и многие из моих друзей, с которыми я рос, были того же социального происхождения. Поэтому, мои оценки были в этом плане вполне справедливы, так как я имел определен­ные критерии в оценке. Как группа в целом, офице­ры в пустыне отличались эгоизмом, безответствен­ностью и полным отсут­ствием дисциплины. Их главная забота состояла не в том, чтобы следить за благополучием своих подчиненных или в удачном ведении войны, но в том, чтобы обеспечить свой собствен­ный комфорт.

Я вспоминаю одного офицера, который заболел малярией и был эвакуирован на базу в каирский госпиталь. Для переправки в Каир он потребовал для себя одну четы­рехмес­тную медицинскую машину и один полуторатонный грузовик для перевозки своего снаряжения и личного имущества. В то время мы постоянно испытывали острую нужду в грузовом транспорте и бензине; и то и другое требовало строжайшей экономии. Из Каира офицер был эвакуирован в Англию (процедура, в которой вовсе не было необходимости в связи с простым приступом малярии). Спустя несколько месяцев мы слышали его выступление по радио из Англии: это был очень яркий и впечатляющий рассказ о трудностях военной кампании в условиях пустыни!

В этот период для нас самой большой проблемой была нехватка воды. Рационы ее были строго ограничены. Наши армейские фляжки пополнялись раз в два дня. Эта вода предназначалась на все наши нужды — умывание, бритье, питье, приготовление пищи и т.д. Однако, офицеры в своих ежевечерних попойках употребляли воды больше, чем выдавалось всем другим чинамвместе взятым на все их потребности.

Результатом было самое долгое отступление в истории Британской армии — протяженностью около семисот миль — от местечка в Триполи, под названием Эль Агейла, до Эль Аламейн, расположенного примерно в пятьдесят миль к западу от Каира. Здесь английские войска окопались для последней стоянки. Если бы Эль Аламейн пал, то для сил Аксиса открылся бы путь к установлению контроля над Египтом для перекрытия Суэцкого канала и продвижения в Палестину. Еврейское население подверглось бы тогда точно такому же геноциду, какой был во всех местах Европы, находящихся под нацистским режимом.

Примерно за 18 месяцев до этих событий, в армей­ском бараке в Англии, я пережил очень яркое и сильное открове­ние о Христе. Я познал на личном опыте реальность Божьей силы. В пустыне я был лишен Церкви или какого-либо общения со священниками, способными мне оказать помощь или подать совет. Я был вынужден положиться на два основных проявления Божьей заботы к каждому христи­анину: Библию и Дух Святой. Я рано пришел к убеждению, что по нормам Нового Завета пост был естественной частью христи­ан­ского служения. В течение всего периода моего пребывания в пустыне, я регулярно отводил среду каждой недели, как специальный день для поста и молитвы.

Во время длительного и деморализующего отступле­ния к Каиру, Бог положил мне на сердце нести бремя молитвы за части Британской армии, а также за всю ситуа­цию на Ближ­нем Востоке в целом. Однако я не мог представить, как может Бог благословить командование столь бездарное и неспособное к каким-либо действиям. Я искал в моем сердце такую форму молитвы, чтобы мне можно было молиться с искренней верой и которая отвечала бы сложившейся ситуации. Спустя некоторое время Дух Святой подсказал мне такую молитву: «Господи, дай нам руководителей, способных обеспечить нашу победу и через это прославить Тебя».

Я регулярно продолжал молиться таким образом каждый день. В это время английское правительство решило отстра­нить командующего войсками в пустыне и заменить его другим человеком. Человек, которого они выбрали, был генерал Готт. Он вылетел в Каир принять командование, но его самолет был сбит в пути и он погиб. Таким образом, в создавшемся критическом положе­нии и в этом важном театре военных действий, английские силы фактически остались без командования. Уинстон Черчилль, в то время занимавший пост премьер-министра Англии, вынужден был действовать, в основном, по личной инициа­тиве. Он назначил в общем-то малоизвес­тного офице­ра, по имени Б. Л. Монтгомери, который в срочном порядке был переброшен на самолете в Африку.

Монтгомери был сыном епископа Евангелистской Англикан­ской Церкви. Он был именно тем человеком, который в точности отвечал основным требованиям, предъяв­ляемым Богом к челове­ку, являющемуся лидером среди людей. Он был справедли­вым и Богобояз­ненным. И при всем том, еще отличал­ся высочайшей дисцип­линой. За два месяца, он внушил своим офицерам совершен­но новое понятие о дисциплине и, таким образом, вернул доверие подчиненных к своему начальству.

Главное сражение при Эль Аламейне было выиграно; оно стало первой серьезной победой союзников* во всей войне к этому моменту. Угроза, висевшая над Египтом, Суэцким каналом и Палестиной, была окончатель­ноликви­дирована и весь ход войны изме­нился в пользу союзников. Не будет преувеличением сказать, что сражение под Эль Аламейном явилось поворотным пунктом для всей войны в Северной Африке.

Через два или три дня после сражения, я оказался в пустыне в нескольких милях позади наступающих сил союзников. В кузове армейского грузовика, из маленького портативного радиоприемника, я слышал рассказ коммента­тора о сцене в ставке Монтгомери, которую он наблюдал накануне сражения. Он вспоминал, как Монтгоме­ри публич­но призвал всех к молитве, сказав: «Давайте попросим Господа, сильного в сражении, дать нам победу». Когда эти слова прозвучали по радио, я понял, что Бог очень ясно говорил моему духу: «Это ответ на твою молитву».

Как хорошо этот случай подтверждает истину о возвыше­нии, данную в Псалме 74:6-8. Английское правитель­ство выбрало для командования Готта, но Бог убрал его и вместо него поставил Монтгомери, человека по Своему усмотрению. Бог сделал это, чтобы дать славу Своему имени и чтобы ответить на молитву, к которой Он Сам Святым Духом побудил меня. Этим вмешательством Бог также предотвратил висевшую над палестинскими евреями угрозу — попасть под режим Аксиса.

Я верю, что молитва, которую дал мне Бог в это время, может быть с таким же успехом использована и в других ситуациях, как военных, так и политических: «Боже, воздвиг­ни нам таких руководителей, чтобы через них дать нам победу и славу имени Твоему!»

Наши рекомендации