Принцип предельного фокуса на цели

Немаловажнымв служении Иисуса Христа был принцип предельного фокуса на цели. Что бы Он ни делал, все было подчинено Его главной цели, которая заключалась в том, чтобы вернуть на землю Божье Царство, искупив человека и освободив его от рабства греха. Лидер команды должен быть сам предельно сфокусирован на цели — на своем видении.

4. Личный пример

Самый лучший способ передачи своего видения людям — это личный пример. Обычно людям больше свойственно передавать информацию через слова, поэтому многие рассчитывают в лидерстве на свое ораторское мастерство. Конечно, ораторские способности нужны в работе с людьми, но основополагающим условием успеха является личный пример, личные отношения, качество личной жизни. То, что делает лидер, впечатляет и убеждает людей гораздо сильнее, чем слова, которые он им говорит.Этотпринцип действовал в жизни Иисуса. Его жизнь была образцом любви к людям и беззаветного служения им. Именно этому Он учил Своих учеников и последователей.В Евангелии от Иоанна в 13 главе описывается пример истинного служения людям, независимо от их звания и положения. Он ожидает, что и мы, Его последователи, будем поступать так же.Одним из основных принципов создания сильной команды педагогического процесса в церкви является воспитание личным примером. Для завоевания авторитета, лидеру команды необходимо не просто правильно говорить, но жить в соответствии с Божьими стандартами словам, ведь образ жизни является наилучшим проповедником.[9]

Принцип самоотдачи и самопожертвования

Еще один важный принцип служения Христа людям — это пример полной самоотдачи и самопожертвования.Как свидетельствует Библия и ход исторических событий, Сам Иисус Христос и в дальнейшем те, кто составляли Его команду, жертвовали абсолютно всем для достижения Божьей цели. Ради исполнения воли Божьей Христос пожертвовал даже Собственной жизнью. Именно этим Он приобрел Себе великое множество новых учеников и последователей, число которых постоянно увеличивается.

Пример Христа повторили и Его ближайшие ученики. Как бы ни складывались обстоятельства, любой ценой они достигали поставленной цели и поэтому были возвышены Богом.

Принцип любви

Иисус Христос как Лидер руководствовался принципом любви. Его любовь рождала милосердие и сострадание к обездоленным, несчастным и униженным. Любовь Христа, посеянная в Своих учеников, вдохновляла Его команду преодолевать проблемы и трудности ради спасения многих грешников. Благодаря любви к людям, которую Господь сумел передать Своим ученикам, о них узнал весь мир.

Иисус Христос как непревзойденный лидер, создал первоначально команду из двенадцати человек, а впоследствии привлек для осуществления Своего видения множество человеческих душ. Сегодня Его многочисленная команда по-прежнему продолжает успешно работать для утверждения на земле Царства Божьего. Эту огромную команду людей, живущих по всему лицу земли, Христос назвал Своей Церковью. Благодаря тому, что Господня команда имеет правильное основание, даже тысячелетия спустя миллионы людей из разных стран продолжают следовать за своим Лидером. Это говорит о том, насколько мудро и правильно Он сумел передать Свое видение ближайшим ученикам, вдохновив их на его осуществление.[10]

Говоря о команде Иисуса Христа, это не были особые совершенные люди с врожденными идеальными и сверхъестественными качествами, более того многие не захотели бы видеть их в своей команде. Но Иисус Христос увидел в них тех, кто сможет продолжить начатое Им дело, порученное Ему Отцом Небесным. Глядя на ничем не примечательных людей, Иисус видел в них будущих великих апостолов, имена которых будут известны всем последующим поколениям.

[В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.Луки 6:12-16].

Единство

Быть в единстве не означает быть одинаковыми, ведь все люди отличаются друг от друга - своим темпераментом, своим прошлым и, довольно часто, своей национальностью или церковной конфессией. Единство также не означает, что вся команда должна иметь абсолютно одинаковое мнение по всем вопросам.

Единство - это:

- одни цели и заботы;

- одно сердце, один дух;

- одна вера, одни убеждения (Приложение 1)

Готовность принимать, выслушивать и уважать других людей, даже если мы с ними не согласны. Готовность принимать и выполнять желания своего руководства или, в некоторых случаях, желания и решения большинства, и делать это в правильном расположении сердца. Готовность работать вместе с теми, кто находится водной с нами миссии или церкви, даже если мы и не во всем с ними соглашаемся.[11]

В команде, как в оркестре, много различных инструментов, которые играют не одни и те же ноты, но одно и то же музыкальное произведение, и в результате появляется гармония.Бог хочет видеть гармоничные командные взаимоотношения в служении, чтобы христиане вместе трудились во славу Его. В служении невозможно быть независимым, вместо этого команда испытывает нужду друг в друге для ободрения, наставления; исправления и использования уникальных даров друг друга в теле Христовом (1Кор.12:14-15,18; Рим.12:3-6).Павел пишет: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:5,6).

Кроме того, единство - это источник благословения для всех, а также - великое свидетельство для тех, кто находится «снаружи». Ничто так не привлекает людей извне, как благоухание единства, и нет ничего, что бы так отталкивало их, как разногласия и споры.Поэтому Иисус и молился: «Да будут все едино... да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21).[12]

Какими же характеристиками обладали члены команды Христа?

Характеристики учеников Иисуса Христа:

Петр

Имя Петр означает «камень, скала». До знакомства с Иисусом его звали Симон, то есть «тростник колеблющийся».Петр был самым неординарным из учеников Христа. Это был колеблющийся и неуравновешенный человек, вспыльчивый и боязливый. Сегодня его, скорее всего, назвали бы выскочкой. Вдобавок на него невозможно было положиться. Этот человек мог пообещать, но не выполнить обещанного. Петру всегда хотелось показать перед другими людьми, что он является самым важным из учеников Учителя. Кроме того, Петр был очень импульсивным человеком. Он единственный пошел к Иисусу по воде, но тут же засомневался и стал тонуть. С одной стороны, это говорит о его вере и лидерских качествах, с другой стороны, свидетельствует о постоянных сомнениях и колебаниях веры. Защищая Христа в Гефсиманском саду, Петр отрубил ухо рабу первосвященника, а затем легко трижды отрекся от Того, Кого так рьяно защищал. Петр просто испугался преследования со стороны иудеев, поэтому и сказал, что вообще не знает Христа.

Несмотря на это, Иисус хорошо знал один из принципов создания команды: важно не то, какие люди приходят в вашу команду, а то, в кого вы способны превратить их. Иисус сделал из колеблющегося тростника несокрушимый камень. Петр впоследствии действительно стал самым сильным из всех учеников Христа.Иисус изменил внутреннюю суть этого человека, благодаря чему его вера окрепла и стала сильной, а характер стал подобным характеру Христа. Его любовь к Учителю проявилась не только на словах, но и на деле,доказав свою любовь тысячами спасенных человеческих душ.

Господь знал, что Петр имел мягкое, любящее сердце. Отрекшись от Христа, он тут же осознал свой недостойный поступок, из-за которого крайне огорчился и искренне раскаялся.[И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал горько.Матфея 26:75]

Петр мог сокрушиться перед Богом, мог плакать перед Ним, сознавая свое несовершенство. Он действительно имел любящее сердце, поэтому именно ему Иисус задал трижды один и тот же вопрос, трижды получив на него утвердительный ответ.[Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: "любишь ли Меня?" и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих... Иоанна 21:15-17]

Анализируя характер Петра, можно сделать вывод о том, что эмоции,которые проявляет человек, вовсе не говорят о состоянии его сердца. Многие пасторы не любят эмоциональных и активных людей в своих церквах. Они сразу стараются их обрезать, поставить на место, как-то укротить. Такие церковные лидеры просто не понимают Бога и не знают Его принципов отбора людей и работы с ними.

Иисус назвал Симона Петром, то есть камнем, уже тогда, когда по своим качествам он фактически был еще Симоном, то есть колеблющимся, как тростник. Христос утвердил это имя в духовном мире, и оно стало реальностью в жизни Петра.Желая иметь команду, подобную Христовой, необходимо называть несуществующее как существующее, чтобы затем увидеть его в реальной действительности.[13]

Андрей

Несмотря на то, что Петр и Андрей были братьями, они были полной противоположностью друг друга. [На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: "учитель", — где живешь? Говорит им: пойдите, и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Иоанна 1:35-40]

В отличие от своего брата, Андрей был учеником Иоанна, который был в поиске знаний. Бог видел его сердце и потому привлек его к Себе. Андрей был человеком глубокого мышления, он не был поверхностным. Именно поэтому он понял, где истина, и последовал за Христом. Он всегда жаждал большего, хотел духовно возрастать и потому сердцем тут же ответил на Божий призыв.

Андрей был рассудительным, спокойным, авторитетным человеком, каждое слово которого веско и взвешенно. Андрей имел качества евангелиста, горящего желанием помочь людям. Именно он однажды помог Христу сделать невозможное возможным, когда нужно было накормить пять тысяч человек. Там, где все ученики видели только отсутствие необходимой пищи, он предложил то, что могло изменить ситуацию, казавшуюся безвыходной. В отличие от других учеников Христа, Андрей не отчаялся, а искал варианты решения возникшей проблемы.[Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иоанна 6:8,9]

Братья Заведеевы

Когда Бог избирает для спасения кого-то из рода, то спасается вся семья, приобретая благоволение в глазах Божьих. Так было и с братьями Зеведеевыми – Иаковом и Иоанном. [Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним. Матфея 4:21,22]

Братья Зеведеевы были рыбаками, но по зову Бога они оставили свой промысел, чтобы последовать за Христом. Эти люди, подобно другим ученикам Христа, имели множество недостатков. Но Господь знал их лучшие стороны и развивал их.Иисус назвал Иакова и Иоанна "сыны Громовы", и это говорит нам о том, что они были энергичными, дерзновенными, ревностными и горячими.[И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов: [поставил] Симона, нарекши ему имя Петр; Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны Громовы"... Марка 3:14-17].

Братья были бескомпромиссными, взрывными и амбициозными. Казалось, ревность по Божьему делу толкает их на совершение совсем необдуманных поступков. Но рядом с ними был мудрый Учитель, Который знал, как изменить их внутренние качества в соответствии с Божьими стандартами. У Христа всегда хватало терпения настойчиво учить тех, кто входил в Его команду. [Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим, и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Луки 9:51-56]

Большинство не любят людей, подобных Иакову и Иоанну Заведеевым, считая их выскочками, которым недостает скромности. Но именно их приблизил к Себе Иисус Христос.Из двенадцати учеников Христа братья Иаков и Иоанн были одними из самых близких Его учеников, о чем можно судить из того факта, что вместе с Петром они были взяты Господом на гору Преображения. Они были удостоены чести видеть великих мужей Божьих, Моисея и Илию.[По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. Матфея 17:1-3]

Однако оказанная Иисусом честь, очевидно, стала поводом для того, чтобы братья слишком много возомнили о себе. Они, наверное, возгордились, так как стали требовать себе соответствующих почестей и в вечной жизни, о которой так много их учил Христос. Несмотря на самоуверенность и высокомерие членовСвоей команды, Христос знал, как много братья Зеведеевы сделают в дальнейшем для распространения Его Царства на этой земле, и потому Он сеял Себя в этих людей. Господь не ошибся в людях, которых избрал для продолжения Своего дела.[14]

Филипп

Еще один из учеников Христа — это Филипп. [Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея...Луки6:13,14]; [На другой день [Иисус] восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иоанна 1:43-46]

Филипп с первого дня своего призвания проявил себя как евангелист, рассказывая о Христе другим людям. Филипп имел силу убеждения, пользуясь которой, убеждал, что Христос — это Мессия, о Котором шла речь в Писании. Он был очень активным последователем Христа, ревностным и горячим.Вместе с тем он был реалистичным, расчетливым и прагматичным человеком.[Иисус, возвел очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Иоанна 6:5-7]

Филипп был человеком инициативным, способным решать разные вопросы. Как сказали бы наши современники, он был пробивным человеком. Именно он помогает еллинам, которые пришли на поклонение в Иерусалим, встретиться с Иисусом Христом.[Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины; они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит [о том] Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают [о том] Иисусу. Иоанна 12:20-22]

Однако слишком реалистичные взгляды Филиппа на жизнь порой мешают его духовному зрению. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: "покажи нам Отца"? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Иоанна 14:6-11

Долго пришлось объяснять Филиппу то, что давно было понятно другим ученикам Иисуса. Дело в том, что материалистическое восприятие жизни вызывает духовную близорукость. К сожалению, это было присуще Филиппу, который был не в состоянии видеть далеко в духовном мире. Филаппа нельзя считать образцовым членом команды Христа.[15]

Иуда

Важно сказать об ученике, который предал своего Учителя. Иуда Искариот занимает особое место в ряду последователей Христа. Иуда был сребролюбивым человеком, для которогоблеск денег затмил благодарность, верность, послушание, уважение и порядочность по отношению к своему Учителю.[Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. Матфея 26:14-16]. Изумление вызывает не предательство Иуды Искариота, а поведение Христа, Который прекрасно знал, чем и как именно закончится Его земное служение.Иисус знал, что Иуда предаст Его однако это не могло изменить отношения Господа к тому, кто готов был предать его всего за тридцать серебренников. До последней минуты не меняется отношение Учителя к Своему ученику. Как и остальным ученикам, Христос смиренно омывает ему ноги, ест с ним за одним столом и называет его Своим другом.[16]

В командной организации педагогического процесса есть чему учиться у великого лидера, вся жизнь Которого является достойным примером самоотверженного служения людям, независимо от того, как они относятся к Нему.

Вывод

Значимость команды для организации педагогического процесса в церкви трудно переоценить. Основополагающим при формировании команды христианских служителей является единство веры и взглядов на библейские доктрины, сформулированных в апостольском символе веры (Приложение 1).

Наши рекомендации