Православная Церковь Чешских земель и Словакии

Утверждение христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии связано с миссионерской деятельностью равноапостольных Кирилла и Мефодия. Святые братья прибыли сюда в 863 году по приглашению моравского князя Ростислава (846-870). Ими была создана славянская азбука и переведены на славянский язык Священное Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Все это способствовало массовому крещению народа. Кирилл скончался в Риме в 869 году, а Мефодий был рукоположен во епископа папой Римским Адрианом II и подвизался в Чешских землях до самой своей смерти (+ 6 апреля 885 года). Однако его славянские ученики вынуждены были покинуть Великую Моравию: постепенно господствующее положение здесь заняло христианство латинского обряда. Тем не менее, славянское богослужение сохранялось в Чехии до начала XII века, а в Восточной Словакии не прерывалось вплоть до настоящего времени. В результате Гуситских войн XV века Чехия вышла из повиновения Римской Церкви и стала первой некатолической страной Западной Европы. В XVI веке Чешские земли вошли в состав монархии Габсбургов. В 1620 году состоялось кровопролитное сражение между чешскими войсками и армией католической лиги у Белой Горы под 63 Прагой. Чехи потерпели сокрушительное поражение. После этого начался процесс восстановления позиций Католической церкви в Чешских землях. Словакия после распада Великоморавской державы вошла в состав Венгерского королевства. В Мукачеве существовала православная епархия, в которую входило славянское население Закарпатья и Восточной Словакии. После 1453 года она удерживала некоторое время связь с Киевской митрополией, а позднее - с Молдавской и Сербской Православными Церквами. 24 апреля 1646 года в Ужгороде 63 православных священника были насильственно присоединены к Римско-католической церкви. Но, несмотря на Ужгородскую унию, в Восточной Словакии и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционные для этой местности церковные распевы и иконография. В XIX веке начался процесс возрождения Православия в Чешских землях. В 1848 году, во время работы Славянского съезда в Праге, была совершена литургия на славянском языке. В 1870 году, по завершении Первого Ватиканского Собора, с Православием воссоединилась группа чехов из двенадцати человек. В 1874 году Русской Православной Церкви был передан пустующий костел св. Микулаша (Николая) на Старомеской площади в Праге. В конце XIX - начале XX в. были также открыты русские храмы во Франтишковых Лазнях, Карловых Варах и Марианских Лазнях. В преддверии Первой мировой войны (в 1913-1914 гг.) против православных общин Закарпатья был спровоцирован Мармарош- Сигетский процесс. На скамье подсудимых оказалось 64 человека, обвиненных в государственной измене. 36 человек были осуждены на 64 тюремное заключение, остальные приговорены к телесным наказаниям. В октябре 1918 года была создана независимая Чехословацкая Республика, объединившая Чешские, Моравские и Словацкие земли. В 1919 году к ней была присоединена и Закарпатская Украина. 8 января 1920 года было объявлено об образовании независимой Чехословацкой Церкви, внутри которой сложилось две партии. Одна, во главе с доктором Карлом Фарским, выступала за рационалистический пересмотр традиционного христианского вероучения и церковной организации. Вторая, во главе с Матеем Павликом, отстаивала православную ориентацию Церкви и возрождение в ней кирилло-мефодиевских традиций. 21 сентября 1921 года Матей Павлик принял монашеский постриг в лавре Крушедол с именем Горазд (в честь ученика равноапостольного Мефодия, уроженца Моравии), а 25 сентября в Белграде рукоположен во епископа Сербским патриархом Димитрием. В 1922 году Карл Фарский издал «Катехизис», написанный им вместе с Ф. Калоусом. Эта книга, проникнутая радикальными протестантскими идеями, была одобрена Пражским диоцезом Чехословацкой Церкви, что привело к разрыву отношений с Сербской Православной Церковью. В 1924 году епископ Горазд вышел из Чехословацкой Церкви и организовал независимую от нее православную общину в составе Сербской Церкви, которая в 1929 году была преобразована в автономную Чешскую епархию. Параллельно с этим с 1920 года в Праге существовала Чешская православная община, во главе которой с 1921 года стоял архимандрит Савватий. 4 марта 1923 года он был рукоположен во епископа патриархом Константинопольским Мелетием (Метаксакисом) 65 и назначен архиепископом Пражским и всей Чехословакии. Появление в Праге епископа еще одной юрисдикции не позволило объединить всех православных в единую церковную структуру. С 1918 года началось также активное движение за возвращение Восточной Словакии и Закарпатья в лоно Православной Церкви. К 1928 году число православных достигло здесь ста двенадцати тысяч человек. В 1929 году Сербской Православной Церковью была открыта Мукачевско-Прешовская епархия. Здесь также действовали общины, подчинявшиеся архиепископу Савватию. В промежутке между двумя мировыми войнами на территории Чехословацкой Республики существовали и православные приходы русских эмигрантов, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому), которыми управлял епископ Сергий (Королев). После начала Второй мировой войны православные приходы Чехословакии были подчинены Берлинскому архиепископу Серафиму (Ляде, 1883-1950), который состоял в юрисдикции Карловацкого Синода. 27 мая 1942 года группа чешских парашютистов, заброшенных из Великобритании, расстреляла генерала полиции обергруппенфюрера СС Рейнгарда Гейдриха. Священник пражского кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия предоставил им убежище в крипте храма. Парашютисты пробыли здесь 22 дня, после чего место их нахождения было обнаружено гестапо. 4 сентября 1942 года епископ Горазд, священники кафедрального собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик, а также староста храма Ян Сонневенд были расстреляны. 27 сентября того же года Чешская Православная Церковь была объявлена вне закона. Легальное существование Православной Церкви в Чехии было восстановлено лишь в мае 1945 года. 66 В октябре 1945 года епископ Сергий (Королев) и подчинявшиеся ему эмигрантские приходы воссоединились с Московской Патриархией. В мае 1946 года на территории Чехословацкой Республики был создан экзархат Московской Патриархии. Сербская Церковь в 1948 году официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского патриарха. 28 апреля 1950 года в Прешове был созван Собор греко- католического духовенства и верующих, который объявил об отмене Ужгородской унии 1646 года и о воссоединении с Православной Церковью. Бывшие униаты также вошли в состав экзархата Московской Патриархии. 23 ноября 1951 года в Москве патриархом Алексием I был подписан Акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви, предстоятелем которой был избран митрополит Елевферий (Воронцов). Однако этот Акт не был признан Константинопольским патриархом, который продолжал считать Пражскую архиепископию автономной в своем подчинении. В декабре 1992 года Чехословацкая Православная Церковь была переименована в Православную Церковь Чешских земель и Словакии. 1 января 1993 года Чехословацкая Республика разделилась на два государства - Чехию и Словакию, на территорию которых распространяется каноническая власть единой Поместной Церкви. 27 августа 1998 года Константинопольским Патриархом Варфоломеем был издан томос, признавший за Православной Церковью Чешских земель и Словакии автокефальный статус. Сегодня Православная Церковь Чешских земель и Словакии состоит из 4 епархий, которые объединяют 166 приходов с 184 67 храмами, более 73 тысяч верующих (23 в Чехии и 50 в Словакии). Действуют Православный богословский факультет при Прешовском университете и его филиал в Оломоуце.





88. Православие в Польше и Румынии

ИСТОРИЯ ПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИНа территории, входящие в состав современной Польши, христианство проникало с разных сторон: из Великого Моравского княжества, Германских земель и Киевской Руси. С расширением Великоморавской державы Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велиградской (Мефодиевской) епархии. В 966 году польский князь Мешко I принял христианство, за чем последовало крещение народа. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще до крещения Мешко на территории Польши существовали храмы, построенные в византийском стиле. Но после женитьбы князя на саксонской принцессе в Польше усилилось латинское влияние. Ко времени Крещения Руси земли по западной стороне Буга, где находятся ныне польские города Холм и Перемышль, входили в состав Киевского государства. В XIII веке, при галицко-волынском князе Данииле Романовиче, в Холме была учреждена православная епископская кафедра. 58 Во второй четверти XIV века Галиция и Холмщина были присоединены к Польше. После вступления великого князя Литовского Ягайло в брак с польской королевой Ядвигой (1386) было положено начало объединению Польского королевства и Литовского княжества. В 1387 году Ягайло объявил римско-католическую веру господствующей в Литве. На Городельском сейме 1413 года был издан указ о недопущении православных к высшим государственным должностям. В XV и XVI вв. в районах, которые ныне входят в Люблинское, Белостокское и Жешовское воеводства, большая часть населения исповедовала Православие. В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно уничтожившая самостоятельность Литовского княжества. Оказавшееся в составе Польши православное население Белоруссии и Украины начало испытывать систематический гнет католицизма. К концу XVI века большая часть православной иерархии во главе с Киевским митрополитом Михаилом (Рогозой) приняла провозглашенную на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского епископа. Важную роль в борьбе против распространения унии сыграли православные церковные братства, из которых наиболее известны Львовское и Виленское. К двадцатым годам XVIII века для всего православного населения Польши остался только один епископ - Белорусский. В конце XVIII века в Польше стали селиться греческие купцы, исповедовавшие Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. 59 После третьего раздела Речи Посполитой (1795) и решений Венского конгресса (1814-1815 гг.) положение православных в бывших Польских землях, вошедших в состав Российской империи, существенно изменилось. Усилился процесс возвращения униатов в лоно Православия. В 1834 году в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 году была основана самостоятельная епархия. В 1875 году воссоединились с Православием холмские униаты. В 1905 году была открыта самостоятельная Холмская епархия. После окончании Первой мировой войны (1918) было возрождено Польское государство. В соответствии с Рижским договором 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши. В сентябре 1921 года Священный Синод Московской Патриархии назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведен в сан митрополита. Церкви в Польше было предоставлено право автономии в управлении. В 1922 году Собор православных епископов в Польше, состоявшийся в Варшаве, под влиянием государственной власти решительно высказался за установление автокефалии Православной Церкви в Польше. 8 февраля 1923 года архимандрит Смарагд (Латышенко), бывший ректор Волынской духовной семинарии, отстраненный от должности и запрещенный в священнослужении, выстрелом из револьвера убил митрополита Георгия. Через два дня после этого трагического события обязанности митрополита и председателя Священного Синода принял на себя архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий, а 27 февраля того же года Собором православных епископов Польши он был избран 60 Варшавским митрополитом. Константинопольский патриарх Мелетий IV 13 марта 1923 года утвердил его в этом звании. 13 ноября 1924 года, за три дня до своей кончины, Константинопольский патриарх Григорий VII, подписал томос о даровании автокефалии Православной Церкви в Польше. Официальное провозглашение автокефалии состоялось 17 сентября 1925 года при Константинопольском патриархе Василии III в варшавском митрополичьем храме св. Марии Магдалины. Однако этот акт не был признан Московским Патриархатом. Опираясь на подписанный в 1927 году польским правительством и Римским папой конкордат, признававший в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римо-католики в 1930 году выступили с судебным иском о возврате Католической Церкви 700 церковных объектов, из которых около 500 были им переданы. В Варшаве был разрушен православный собор во имя св. Александра Невского, расписанный В.М. Васнецовым и другими русскими художниками (построен в 1892-1912 гг.). Во второй половине тридцатых годов XX века активизировали свою деятельность униаты, стремившиеся окончательно утвердить «восточный обряд» среди украинцев, белорусов и русских, проживавших в Польше. В 1938 году на Холмщине и на Подлясье было разрушено около полутора сотен православных храмов и молитвенных домов. Свыше двухсот священнослужителей и причетников оказались безработными, лишенными средств к существованию. 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. В зоне немецкой оккупации было создано генерал-губернаторство, на территории которого находились три епархии: Варшавская, Холмская и Краковская. Оккупационные власти стремились подчинить их 61 канонической власти архиепископа Берлинского Серафима (Ляде), но митрополиту Дионисию удалось сохранить самостоятельность в управлении. Оказавшиеся же на территории Советского Союза Виленская, Волынская и большая часть Гродненской епархии перешли в подчинение Московской Патриархии. Во время войны митрополит Дионисий стремился к подчинению своей канонической власти всех православных приходов Украины и Белоруссии, находившихся в зоне оккупации. Но эта цель не была достигнута. Летом 1948 года клир Польской Православной Церкви направил обращение в адрес Московского патриарха Алексия I, в котором признавалась неканоничность автокефалии 1924 года. В обращении говорилось, что Польская Церковь отказывается поминать в качестве своего предстоятеля митрополита Дионисия и просит Московского патриарха даровать ей законную автокефалию. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 июня 1948 года Польской Православной Церкви была предоставлена автокефалия. Новым предстоятелем Церкви в 1951 году был избран митрополит Макарий (Оксиюк). Оказавшись в фактической изоляции, митрополит Дионисий в августе 1948 года направил в адрес патриарха Алексия I покаянное письмо и был принят Русской Церковью в молитвенное общение в сущем сане, но без титула «Блаженнейший». Сегодня Польская Православная Церковь включает в себя 7 епархий, более 250 приходов, 410 церквей, 3 мужских и 3 женских монастыря, 259 священнослужителей и 600 тысяч верующих. 62 Действуют Варшавская духовная семинария и секция православного богословия при Варшавской христианской богословской академии. С 1990 года в состав Польской Церкви входит на началах автономии Православная Церковь в Португалии и Бразилии (5 епархий).

Наши рекомендации