Экзаменационные билеты по катихизису (2 и 3 части)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО КАТИХИЗИСУ (2 и 3 части)

Билет 1

Понятие о христианской надежде, её основание, средства укрепляющие надежду. О Надежда как связующее звено между верой и любовью. Рим.5,1,2,5; 8,24; 1 Петр. 1,13; Евр. 13,8; Ин. 14,13.

Определение: «Христианская надежда есть успокоение сердца в Боге, с уверенностью, что Он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство».

Святой апостол Павел пишет: «Оправдавшись верой, мы хвалимся надеждою славы Божией, а надежда не постыжает» (Рим.5,1,2,5), «мы спасены в надежде» (Рим.8,24).

Основанием для спасительной надежды на Бога служит Господь наш Иисус Христос, Который «вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр.13,8). Святой апостол Павел прямо называет Спасителя «Надеждой нашей» (1Тим.1,1). Та же мысль находится и в Соборном Послании апостола Петра, где говорится: «Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Петр.1,13).

Сам Господь Иисус Христос учит с молитвой соединять надежду получить желаемое: «Еже аще что просите во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне» (Ин.14,13).

Билет 2

О христианской молитве. Молитва как первое средство для приобретения спасительной надежды. Св. ап. Павел о четырех видах молитвы. Как нужно поступать в том случае, когда нет расположения молится. Слова еп.Феофана Затворника о главных плодах молитвы. Ин. 14,13; Иак. 4,3; Иак.5,17,18;Исх. 14,15;Мф. 15,8,9; 1 Кор. 6,20; Лк. 18,1,7.

Средствами для приобретения спасительной надежды являются: во-первых, молитва; во-вторых, истинное учение о блаженстве и следование этому учению.

Определение: «Молитвой называется обращение ума и сердца человека к Богу, выражаемое благоговейными словами и действиями».

преподобный Иоанн Кассиан, объясняя слова святого апостола Павла: «Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения» (1Тим.2,1), выделяет четыре основных вида молитв:

1. Молитва (греч. «δέησις» – «просьба») – испрашивание у Бога прощения в своих беззакониях;

2. Моление (греч. «προσευχή» – «молитва») – обетное моление;

3. Прошение (греч. «ἔντευξις» – «просьба», «посещение») – молитва воссылаемая Богу за других;

4. Благодарение (греч. «εὐχαριστία» – «благодарение») – возношение благодарности Богу за все Его благодеяния.

Святые Отцы обращают внимание на то, что, если даже нет расположения молиться, нужно понуждать себя к молитве. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Молитва дается молящемуся». Преподобный Варсонофий Оптинский замечает: «Молитва научит и самой молитве». Основными плодами молитвы, по словам святителя Феофана Затворника, должны быть «не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение».

Билет 3

Молитва Господня - образец, христианской молитвы. Разделение её на части. О призывании. Значение слов: «Отче наш», «Иже еси на небесех». О первом прошении. Святость имени Божия. Прославление Бога через добрые дела. Лк. 11,1; МФ.9-13; Деян.4,24-30; Ин. 1,12,13; 1 Кор. 10,24; Лк. 1,49; Мф. 5, 16; Пс.63, 9.

Молитва «Отче наш» называется Господней молитвой, потому что она происходит непосредственно от Самого Господа Иисуса Христа (Мф.6,9-13;Лк.11,1-4). Молитва «Отче наш» состоит из призывания, семи прошений и славословия.

Как говорится в Евангелии от Иоанна: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1,12,13).

Словами «Отче наш» Спаситель учит нас тому, как замечает святитель Иоанн Златоуст, чтобы мы и нашим ближним испрашивали у Отца Небесного спасительной благодати и прощения грехов. Митрополит Вениамин (Федченков) говорит, что словами «Отче наш» мы просим Отца небесного, чтобы Он сделал нас единым телом. Именно о таком единстве молился Господь Иисус Христос: «Да будут едино, как Мы едино» (Ин.17,22).

Слова «Иже еси на небесех» учат нас тому, чтобы мы во время молитвы отложили «всякое житейское попечение» и вознесли бы ум и сердце к небесному, вечному и Божественному. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что словами «Иже еси на небесех» мы не заключаем Бога на небе, но просим Его, чтобы Он помог нам не быть зависимыми от земного.

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет это прошение: «Когда говорим: «Да святится имя Твое», мы не придаём Богу святости, но прославляем святость, находящуюся у Него; ибо – «да святится», здесь сказано вместо «да прославится».

Тако да просветится свет ваш пред человеки, – заповедует Спаситель, – яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф.5,16). Таким образом, в первом прошении заключена та мысль, что Бог свят и совершенен: «Святый – имя Его» (Ис.57,15; Лк.1,49).

Билет 4

Второе прошение молитвы Господней. Виды Царств Христовых. Царство славы. Третье прошение. Значение слов: «да будет воля Твоя». Цель присоединения слов; «яко на небеси и на земли». Рим. 14,17; Рим.6,12; Мф. 17,20,21; Еф.3,20,21; 1 Кор.3,7.

Второе прошение «Да приидет Царствие Твое». При рассмотрении седьмого члена Символа веры говорилось о трех видах Царств: Царстве славы, Царстве благодати и Царстве природы. Царства благодати описывает святой апостол Павел, когда говорит: «Несть бо Царствие Божие не пища и питие, «но правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим.14,17). Третье прошение «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».

По учению Святых Отцов, существует три воли: Божия – благая воля; дьявольская – злая воля и между этих двух – воля человеческая, подверженная колебаниям.

Билет 5

Четвертое прошение молитвы Господней. Понятие о хлебе насущном. Значение слова «днесь». Насущный хлеб для души. О пятом прошении. Условия получения от Бога прощения наших грехов. Заочное примирение с врагом (слова св. Иоанна Златоуста). МФ.6,34; Быт.3,19; 2 Фессал.3,10-12; Ин.6,55; МФ.4,4; Рим. 3,24; 1 Тим.2,5,6; МФ.6,14,15; МФ.5,23,24.

Билет 6

Шестое прошение молитвы Господней. Понятие об искушениях. Источники искушений. Значение слов: «Не введи нас во искушение». О седьмом прошении. Смысл слов: «избави нас от лукавого». О славословии. Цель присоединения его к молитве Господней. Значение слова «Аминь». Св. Иоанн Златоуст о шестом и седьмом прошении молитвы Господней. 2 Петр. 2,21; Гал.5,17; 1 Ин.5,19.

Билет 7

Заповеди блаженств. Необходимость для христиан собственных подвигов к достижению блаженства. Девять заповедей блаженства как руководство в этих подвигах. Последовательность и связь между заповедями блаженства. Способ, каким предлагает Господь Свое учение о блаженстве. Лк.6,46; МФ.7,21; МФ.5,3-12; Филип.3,6.

По свидетельству Священного Писания, одной молитвы для спасения недостаточно. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи» Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7,21). «Что вы зовете Меня: «Господи, Господи», и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6,46). Из этих слов Спасителя видно, что к молитве христианин должен присоединять добрые дела или личный подвиг.

Учение Господа Иисуса Христа о блаженстве, согласно евангелию от Матфея, выглядит так:

1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.

3. Блажени кротции, яко тии наследят землю.

4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

8.Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф.5,3-12).

Совершенствование жизни человеческой, по учению Господа, должно начинаться с осознания личной духовной нищеты. «Сущность спасения, – говорит священномученик Серафим (Звездинский), – состоит в осознании своей нищеты и богатства Христова».

Вершиной же Заповедей Блаженств является готовность положить душу ради бесконечного Царства Христова. Святой апостол Павел следующими словами выражает своё желание пострадать за Христа: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы прибрести Христа» (Фил.3,8).

Билет 8

Первая заповедь блаженств. Понятие о "нищих духом" Нищета духа и материальное богатство. Значение нищеты телесной по отношению к нищите духовной. Награда нищим духом. Примеры смирения. Мф. 16,26; Мф. 19,21.

Билет 9

Вторая заповедь блаженства. Св. ап. Павел о двух видах плача. Награда плачущим. Примеры христианской печали. Св. Иоанн Златоуст о второй заповеди блаженства. О третей заповеди блаженства. Отличие христианской кротости от трусости. 2 Кор. 7,10; Рим. 12,19; МФ. 1 1,29; Пс. 26,13; Рим. 12, 20.

Билет 10

Четвертая заповедь блаженства. Понятие о правде. Объяснение слов: «алчущие и жаждущие правды». Награда алчущим и жаждущим правды. Примеры из христианской жизни. Амос. 8,1 1; Дан. 9,24; Рим. 3,22-25; Пс. 16,15.

Билет 11

Пятая заповедь блаженства. Общий смысл этой заповеди. Дела милости: телесные и духовные, их объяснение. Значение награды милостивым. Примеры из христианской жизни. Мф. 25,34-36; Иак. 5,19,20; Мк. 1 1,25.

Билет 12

Шестая заповедь блаженства. Признаки сердечной чистоты. Отличие чистоты сердца от чистосердечия или искренности. Награда исполнившим эту заповедь. Примеры. ЕФ. 1,18. О седьмой заповеди блаженства. Понятие о миротворцах. Великое звание наречения миротворцев сынами Божиими. Примеры. Рим. 8,14-16; Филип. 2, б-8.

Билет 13

Восьмая заповедь блаженства. Награда, исполнившим эту заповедь. Примеры. 1 Ин. 5,19; Пс.51,5; 2 Тим.3,12; Рим. 8,18. Свойства Истинной ревности к правде. О девятой заповеди блаженства. Мученики Христовы и фанатики, существенные различия. Примеры. Ин. 7,20; Лк. 23,34; 1 Кор. 13,3.

Билет 14

Часть третья. О Любви. О союзе между верой и любовью. 1 Ин. 5,3; Ин. 14,21; 1 Ин. 3,18; Иак. 2,26; 1 Ин. 3,14; Еф. 2, 8, 9; 1Кор. 13.

Определение: «Христианская любовь – есть способность верующего стремиться к Богу, как высочайшему благу, и уподобляться Ему путем исполнения Его воли».

Священное Писание свидетельствует, что любовь проистекает от сущности Божией. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге и Бог в нем» (1Ин.4,16), – пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Истинную любовь может иметь только тот, кто исполняет волю Божию, которая отражена в Заповедях: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали Заповеди Его» (1Ин.5,3). «Кто имеет Заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет и Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14,21). Главенство любви среди всех Заповедей подтверждают и следующие слова Господа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин.13,34).

О том, что невозможно быть христианином, не имея заповеданной Богом любви, говорит и святой апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И, если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1Кор.13,1-7). Любовь должна иметь проявление в делах. «Станем любить не словом или языком, – пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, – но делом и истиною» (1Ин.3,18).

Отметим, что неразрывность веры и любви – залог их истинности.

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2,8,9).

Билет 15

О законе Божием и заповедях. Закон Божий внутренний или закон совести. Рим. 2,13-16; Ин. 8,7-9; Гал. 3,19; Ис. 20, 2-17.

Отношение Евангельского Закона к Закону ветхозаветному определил Сам Господь Иисус Христос, сказав: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5,17).

Будучи созданы Богом «на добрые дела» (Еф.2,10), люди получили от Творца средства к тому, чтобы отличать добро от зла. К этим средствам относятся:

1. Закон Божий внутренний или свидетельство совести. Святой пророк Иеремия называет этот Закон «скрижалями сердца» (Иер.17,1).

2. Закон Божий Внешний или Заповеди Божии. В Священном Писании Внешний Закон называется «каменными скрижалями» или «скрижалями завета» (Втор.9,9).

Определение: «Совесть – это голос Божий, дающий ведение воли Божьей, относительно того, что должен и чего не должен делать человек, как разумно-нравственное существо».

Святой апостол Павел говорит, что голос совести есть даже у язычников. «Они показывают, – пишет апостол о язычниках, – что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2,15).

Святой апостол Павел пишет: «Закон преподан чрез Ангелов, рукою посредника» (Гал.3,19).

Основной текст Синайского законодательства выглядит так:

1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботный, еже святити его; шесть дний делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седмый суббота, Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх.20,1-17).

Билет 16

О разделении заповедей на две скрижали. Значение этого разделения. Мф. 22,36-39; Ин. 15,13; 1Кор. 10, 24; Мф.10, 37, 38; 1Тим. 5, 8.

Господь Бог изобразил Заповеди на двух скрижалях. Это разделение указывало на то, что Закон заповедует два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему. Чтобы люди могли лучше представлять свои обязанности по отношению к Богу и ближнему, Закон был разделён на 10 Заповедей:

В 1-й предписывается познавать и чтить истинного Бога.

Во 2-й – уклоняться от ложного богопочитания.

В 3-й – не нарушать богопочитания даже словом.

В 4-й – наблюдать порядок во времени и в делах богопочитания.

В 5-й – предписывается любить и почитать ближних, начиная с родителей.

В 6-й – не вредить жизни ближних.

В 7-й – не вредить чистоте нравов наших ближних.

В 8-й – не вредить их собственности.

В 9-й – не вредить им словом.

В 10-й – даже не желать вредить нашим ближним.

Нашим ближним является прежде всего Господь Иисус Христос, ибо Он Сам сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10,37).

«Итак, доколе есть время, – пишет святой апостол Павел, – будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6,10).

Билет 17

Первая заповедь. Обязанности внутреннего и внешнего Богопочитания. Прем. 1, 4; Мф. 5,8; Рим. 12,2; Рим. 8, 7.

Билет 18

Грехи против первой заповеди и краткое замечание о каждой из них. Учение о самоотвержении. Соглашение с первой заповедью почитания ангелов и святых. Пс. 13,1; Гал. 1,10; Лк. 9,23; Мк. 8,36; Ин. 17,22; ЕФ. 4,4.

Чтобы правильно исполнять первую Заповедь нужно рассмотреть грехи против этой Заповеди:

1. Безбожие. Этот грех в Священном Писании называется «безумием». «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13,1).

2. Многобожие.

3. Неверие.

4. Ересь – такой грех, когда придумывают учения, не соответствующие Божественной истине, или намеренно извращают истину. Отметим, что слово «ересь» происходит от греческого «ἐρέω» «эрэо», что значит – «выбираю».

5. Раскол – это своевольное уклонение от единства Богопочитания.

6. Богоотступничество – такой грех, когда люди отрекаются от истинной веры,

7. Отчаяние – такой грех, когда люди, забывая о бесконечном милосердии Божием,

8. Волшебство

9. Суеверие .

10. Обрядоверие

11. Лень. Ленивый не любит Бога, потому что любовь исключает леность.

12. Любовь к твари, больше, чем к Богу.

13. Человекоугодие – такой грех, когда заботятся больше об угождении людям, нежели Богу, или когда надеются на себя или других людей более, чем на Бога. Святой Апостол Павел говорит: «У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1,10).

14. Человеконадеяние – такой грех, когда надеются на себя или на других людей больше, чем на Бога.

Спаситель назвал «узким» путь, ведущий в вечную жизнь: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7,14). В другом месте Господь говорит, что ради Царства Небесного человек должен отречься даже от самого себя. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9,23). Преподобный Макарий Оптинский так утешал своих духовных чад: «Само то, что есть скорбь да будет вам утешением: «Егоже бо любит Господь, наказует (Евр.13,16)»

Однако это не значит, что мы не должны чтить угодников Божиих, которых Сам Спаситель называет своими друзьями: «Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15,14). Обращаясь к Богу Отцу, Господь Иисус Христос говорит: «Славу, которую Ты дал мне, Я дал им» (Ин.17,22). О важности для христианина иметь в жизни пример, говорит святой апостол Павел: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4,16).

Таким образом, православное почитание святых угодников Божиих не только не препятствует исполнению первой Заповеди, но и открывает нам тесную связь, которая существует между земной и Небесной Церковью, где все чада Божии составляют «одно тело» (Еф.4,4).

Билет 19

Вторая заповедь Закона Божия. Запрещение поклоняться идолам. Чис. 10, 35; Исх. 25, 18-22; Исх. 26, 31.

Билет 20

Вторая заповедь. Понятие об иконе. Согласование второй заповеди с иконопочитанием. Святитель Филарет (Дроздов) о почитании святых мощей. Грехи против второй заповеди и противоположные им добродетели. Кол. 3,5; Филип. 3,19; Древние письменные христианские памятники о почитании св. икон.

Под иконой следует понимать изображение:

1. Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих;

2. Событий из Священной и Церковной истории.

Почитающий икону тем самым поклоняется первообразу: Слову, ставшему плотью (Ин.1,14), Господу Иисусу Христу, «Который есть образ Бога невидимого» (Кол.1,15). Христианин почитает и изображения Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих как образы, уподобившиеся Богу и отображающие Его славу.

Из древних свидетельств, относящихся к почитанию святых икон, особенно замечательно, что Сам Господь Иисус Христос чудесно изобразил Свой лик на плате и послал этот Нерукотворный Образк Эдескому владельцу Авгарю. Заметим, что отцы Седьмого Вселенского Собора не сомневались в этом предании.

Известно, что апостол и Евангелист Лука написал первый Образ Пресвятой Богородицы. Предание говорит и о Нерукотворном Образе Божьей Матери. Этот Лик был явлен в палестинском городе Лидде, свидетелями чего были святые Апостолы Пётр и Иоанн. В седьмом веке святитель Герман Константинопольский, проезжая через Лидду, велел сделать копию с этой иконы, которую во время иконоборчества послал в Рим. После победы над иконоборчеством, этот образ вернулся в Константинополь и был назван «Римским», а также «Лиддским» (день празднования 12/25 марта).

Среди священных изображений особое место в Православной Церкви занимает Знамение Креста Господня. Крест является символом Самого Господа Иисуса Христа, распятого «нашего ради спасения».

Мощи святых как в соединении с душой были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею остаются вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим.

Ту же истину святитель Филарет (Дроздов) поясняет так: «Как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нее силу благоухания: так само тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всем составе своем и даже благоухает ею для других. И поскольку сила Христова нетленна, то, естественно, что она, вселяясь в человека, «иже Христовы суть» (Гал.5,24), и телесам их сообщает нетление. Поскольку сила Христова всемогуща, то с естеством ее согласно то, что она через них чудодействует, когда то благоугодно Господу, подобно как некогда чудодействовала через платки и опоясания, которые были на теле святого апостола Павла и приняли в себя пот его (Деян.19,12), и через одно осенение тенью святого апостола Петра (Деян.5,15)».

1) Любостяжание или сребролюбие. Эта страсть заключается в стремлении приобрести материальное богатство любыми способами. Святой апостол Павел прямо называет этот грех идолослужением: «Любостяжание – есть идолослужение» (Кол.3,5). «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6,10).

2) Чревоугодие. О людях, которые выше всего ставят чувственное удовольствие, сказано: «их бог – чрево» (Флп.3,19).

3) Гордость и тщеславие. Здесь человек выбирает предметом своего поклонения самого себя, своё «Я».

4) Лицемерие. Это такая страсть, когда наружные дела благочестия употребляются для приобретения уважения среди людей.

Билет 21

Третья заповедь Закона Божия. Злоупотребления именем Божиим. Грехи против третьей заповеди. Замечания о клятве в общественных делах. Пс. 1,10,9; Рим.8,18; Нов. 1, 21; 2, 10; Втор. 23,2 1; Мф. 5, 33-37; Евр. 6, 16,17.

Билет 22

Четвертая заповедь Закона Божия. Ветхозаветная суббота и празднование воскресного дня в христианской Церкви. Важнейшие христианские праздники. Должное провождение праздников (слова святителя Алексия, митр. Московского). Рим.8, 28; Быт.2, 2, 3; Исх. 35, 3; Втор. 5,12-15; Ин.20, 19-29; Деян.20, 7; Кол.2,16-17. Посты, установленные Святой Церковью, их основание и назначение. Пост духовный (слова Святителя Иоанна Златоуста). Свидетельства древних христианских письменных памятников о посте. Деян. 13,2; 14,23; Ис. 1,14,17,19.

Билет 23

Пятая заповедь Закона Божия. Тяжесть греха непочтение к родителям. Лица, заступающие место родителей. Иep.35, 6-19; Исх.21,16; Руф.2, 11, 12; Сир. 3,9; Рим. 13, 1, 2; Пс.10,16; Дан. 4,22; Лев. 19,32; 1Тим.5, 1, 2; Рим. 13, 7.

Билет 24

Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным. Поведения христианина в случае противозаконных требований со стороны родителей или начальников. Послушание как добродетель, требуемая Пятой заповедью. ЕФ.6,4; 1 Тим.2,1; 1 Тим.4,11,12; 2 Тим.4,2; Тит.2,15, 1 Петр.5,1-3;Кол.4. 1; ЕФ.6,9; Деян. 4,19; Рим. 13,5.

Священное Писание свидетельствует, что учить детей Заповедям Господним – самый важный долг родителей. «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6,4).

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание детям своим, суть чадоубийцы».

Священное Писание говорит, что пастыри духовные должны молиться за своих духовных чад. «Прежде всего прошу совершать молитвы, моления, прошения, благодарения за всех человеков» (1Тим.2,1,2).

Должны учить истине и добру. «Проповедуй и учи, будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим.4,11,12).

Должны нравственно управлять пасомыми. «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1Петр.5,1-3).

Господь через пророка Иеремию говорит: «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдавать ему платы его» (Иер.22,13). Святой апостол Павел заповедует умерять строгость по отношению к подчинённым: «Господа, поступайте, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф.6,9).

Билет 25

Шестая заповедь Закона Божия. Содержание заповеди. Замечание о смертной казни преступников и убийстве на войне. Невольное убийство. Случаи относящиеся к законопреступному убийству. Христианский взгляд на самоубийство. Духовное убийство. Добродетели, предписываемые шестой заповедью. Мф. 10,28; Мф. 18,6; 1 Пт. 3,15.

Билет 26

Седьмая заповедь Закона Божия. Общее содержание заповеди. Виды грехов, запрещаемых этой заповедью. Добродетели, предписываемые седьмой заповедью. Значение исполнения седьмой заповеди не только для духовного совершенства, но и для телесного здоровья. Мф.5,28,29; 1 Кор.3,1 7.

Билет 27

Восьмая заповедь Закона Божия. Содержание этой заповеди. Грехи, запрещаемые этой заповедью. Добродетели, предписываемые этой заповедью. Нестяжание как высшая добродетель. Слова св. Тихона Задонского о восьмой заповеди. Деян.8,9; 2 Кор.8,11-13; Деян.5,4; МФ. 19,21; 1 Кор.6,8-10.

Билет 28

Девятая заповедь Закона Божия. Общее содержание заповеди. Виды грехов, запрещаемых этой заповедью.

Билет 29

Десятая заповедь Закона Божия. Содержание заповеди. Грехи, запрещаемые десятой заповедью. Зависть. Порочные мысли - семена греховных дел. Обязанности, налагаемые десятой заповедью, и средства к их исполнению. Притч. 15,26; 2 Кор.7,1; МФ. 15,19; Иак. 1,14,15; Мф.23,26; 1 Кор.7,20,21; Евр. 4,15; 2,18; Лк.4,18,19; МФ, 1 1,28.

Десятая Заповедь Закона Божия «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего»

В предыдущих заповедях запрещалось вредить ближним делом и словом. Десятая заповедь запрещает даже всякую нечистую мысль против ближнего.

Греховные желания запрещаются прежде всего потому, что они уже сами по себе делают душу нечистой пред Богом. «Мерзость Господеви помысел неправедный» (Притч.15,26). К тому же от беззаконных желаний, как от семян, рождаются все греховные деяния. Поэтому для спасения недостаточно иметь только внешнее благочестие. Христианин должен постоянно следить за своими мыслями, не допуская их до страстных мечтаний. Как пишет премудрый Соломон: «Падению предшествует надменность (злопомышление)» (Притч.16,18). В Новом Завете Спаситель говорит: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15,19). «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью, – пишет апостол Иаков, – похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1,14,15).

По учение преподобного Иоанна Лествичника ко всякому незаконному действию ведут следующие греховные ступени:

1. Прилог – простое слово или мысль, вновь являющаяся уму и вносимая в сердце.

2. Сочетание – есть собеседование с явившейся мыслью или образом. Это собеседование или мечтание может быть со страстью или бесстрастно.

3. Сосложение – есть согласие души с представившимся помыслом. Это согласие обычно сопровождается услаждением.

4. Желание – есть насильственное и невольное увлечение сердца.

5. Борьба – состояние души, когда человек осознает внутри себя равенство добрых и злых сил.

6. Страсть – сам порок, сделавшийся через привычку природным свойством души.

Десятая заповедь предписывает следующие добродетели:

1. Хранение чистоты своего сердца, через постоянное самоукорение и исповедь духовнику. «Очисти, прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их», – заповедует Спаситель (Мф.23,26). Апостол Павел пишет: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что достославно, что только добродетель и похвала – о том помышляйте, и Бог мира будет с вами» (Фил.4,8,9)

2. Благодарность Господу за свое состояние. «За всё благодарите» (1Фес.5,18), «Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь, что есть» (Евр.13,5), – пишет апостол Павел. «Благодарность приемлющего, – говорит преподобный Исаак Сирин, – побуждает Дающего подавать дары большие прежних».

Общая суть десяти заповедей Моисеева Закона в Новом Завете так изъясняется Господом Иисусом Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,38,39). Как известно, эти 2 Заповеди расположены в двух разных Моисеевых книгах (Втор.6,5; Лев.19,18).

Билет 30

Употребление учения о вере и благочестии в жизни. 2 Петр. 1,3; 1 Кор. 13,13; Ин.13,17; Лк. 1 2,47; Лк.1 1,28; Иак. 1,22,25; 2 Петр. 2,21,22; Евр. 2,1-4; Ин. 13,17; 2 Кор. 1,19; Лк. 1 7,10.

Знание Божественных Заповедей должно быть связано с посильным их практическим применением. Как учит Господь Иисус Христос: «Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11,28). «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин.13,17). «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк.12,47).

не заботясь об исправлении своей жизни, пришли в такое ожесточение, что убили Господа. О таких людях святой апостол Пётр пишет так: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину», и «вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр.2,21,22).

Идеал нравственного совершенства для христиан очень велик. Спаситель говорит: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48). Поэтому как бы много мы не преуспели в деле исполнения Заповедей Божиих, мы всегда должны помнить слова Спасителя: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоящие; потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17,10).

Предостерегая христиан от высокого мнения о себе, святой апостол Павел пишет: «Кто думает, что стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10,12).

Таким образом, христианский путь должен вести к тому, чтобы человек смог увидеть величайшую поврежденность своего существа. Ради восстановления людей воплотился Сын Божий. Но если человек не осознает своей поврежденности, то становится неспособным к усвоению искупительных заслуг Спасителя. Как говорит Господь наш Иисус Христос: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19,10).

Билет 1

Билет 2

Билет 3

Билет 4

Исцеление слепорожденного.

Приближался праздник Обновления. Христос с учениками в это время находился в Иерусалиме. Однажды, выйдя из храма, ученики увидели нищего, который от рождения был слепым. Обращаясь к Христу, они спросили Его: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус Христос ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий». Затем Христос подошел к нищему, плюнул на землю, сделал брение (грязь) из плюновения и помазал брением его слепые глаза. После этого Он сказал слепорожденному: «Пойди, умойся в купальне Силоам...».

Разумеется, Господь одним словом мог бы исцелить слепого. И если Он этого не сделал, а помазал его глаза грязью, то только для того, чтобы возбудить в нем веру в Спасителя. Слепорожденный с верой пошел к источнику, промыл глаза и прозрел. Многие люди радовались и воздавали хвалу Богу вместе с исцеленным, но некоторые иудеи увидели в этом нарушение дня покоя, так как была суббота. Они повели исцеленного на допрос к фарисеям.

Представ перед законниками, бывший слепорожденный подробно рассказал им о том, как был исцелен Иисусом, и при этом исповедал свою веру во Христа, как пророка. «Это пророк», — сказал он фарисеям.

Тогда между фарисеями разгорелся спор. Одни из них утверждали, что Чудотворец — грешник, так как не хранит субботы; другие же возражали, сомневаясь, чтобы грешник мог совершать чудеса, хотя бы и в субботу! В конце концов фарисеи заподозрили обман в самом факте чуда и вызвали на допрос родителей слепорожденного. «Это ли сын ваш... что родился слепым? как же он теперь видит?» — спросили блюстители закона у родителей исцеленного.

«Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем... Сам в совершенных летах; самого спросите». Так отвечали фарисеям родители слепорожденного, потому что боялись, как бы их не отлучили от синагоги. Тогда законники вторично призвали исцеленного и сказали, чтобы он за свое исцеление благодарил Бога, а не Иисуса Галилеянина, так как Он грешник.

«Грешник ли Он, не знаю, — ответил им слепорожденный, — одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». «Что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?» — продолжали допытываться фарисеи. «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или вы хотите сделаться Его учениками?» — ответил им исцеленный. «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики, — закричали раздосадованные блюстители закона. — Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он».

«Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, — ответил им бывший слепец, — а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает... Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».

Эти простые и разумные слова, против которых ничего нельзя было сказать, окончательно разгневали фарисеев. Они выгнали его вон со словами: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» Это, вероятно, означало отлучение его от синагоги.

Узнав о случившемся, Христос нашел Своего нового исповедника и спросил его: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» — ответил исцеленный. Тогда Христос сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою».

«Верую, Господи!» — с радостью воскликнул духовно прозревший и поклонился Спасителю.

После исповедания веры слепорожденного Христос сказал народу: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы».

Билет 5

Билет 6

Притчи о блудном сыне

КИисусу Христу часто приходили грешники и мытари, чтобы послушать слово Его. Фарисеи же и книжники роптали на Него, говоря: “Он принимает грешников и ест с ними.”Тогда Господь рассказал им притчу о милосердии Бога к грешникам, которые каются в своих плохих делах.

У одного человека было два сына. И сказал младший из них отцу: “Отец! Дай положенную мне часть имения.” Отец разделил своё имение и исполнил его просьбу. Через несколько дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю страну и там растратил своё имение, живя распутно. Когда все деньги кончились, в той стране настал великий голод, и он начал нуждаться. Тогда он попросился жить к одному из граждан той страны, а тот послал его на свои поля пасти свиней. И он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Опомнившись, он вспомнил о своем отце, как ему хорошо жилось дома, и стал жа-леть, что поступил плохо. “Сколько работников в доме отца моего едят хлеб с избытком, — размышлял он, — а я умираю здесь от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу: Отче! Я согрешил против Неба и перед тобой, и поэтому уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число работников твоих.” Так он и сделал. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам пошел навстречу сыну, пал ему на шею и целовал его. Сын сказал ему: “Отче! Я согре-шил против неба и перед тобой и уже недостоин называться сыном твоим.”

Наши рекомендации