Введение в Евангелие от Марка

Евангелие от Марка самое раннее Евангелие, на котором построены другие Евангелия.

Писателем второго канонического Евангелия, по свидетельству всей христианской истории, был Марк, носивший кроме латинского имени Марк (общественный, городской), еще еврейское имя Иоанн (благодать Божия): Деян.12,12.25; 15,37; 13,5.13. Он был иудеем из Иерусалима, где его мать Мария имела свой дом, в котором часто собирались верующие (Деян.Ап.12,12). Марк находился в близком родстве с Варнавою (Кол.4,10) и обратился к Господу, вероятно, через ап.Петра (1 Петр.5,13). Первохристианская история говорит, что Марк был одним из 70-ти учеников Господа. Во время первого апостольского путешествия Марк сопутствовал ап.Павлу и Варнаве, как помощник в служении (Деян.Ап.13,5), а до этого он был с ними при посещении Иерусалима (Деян.Ап.12,25). Во второе путешествие ап. Павел не взял Марка, так как он в первом путешествии оставил их в Пергии (Деян.13,13). В это время "Варнава, взял Марка, отплыл в Кипр" (Деян. 15,37-39). Впоследствии Марк раскаялся в своем проступке и опять был вместе с ап.Павлом. Мы видим его снова в качестве усердного помощника апостола во время его заключения в Риме (первого. Кол.4,10; Фил.24 и второго - 2 Тим.4,11).

Древнехристианские авторы - Папий, Ириней, Евсевий, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Иероним и другие называют Марка также спутником, помощником и переводчиком ап.Петра. Во время, когда он не был при ап.Павле, он помогал ап.Петру, с которым был тесно духовно связан (1 Петр.5,13).

Известно, что Марк собирался в Колоссы (Колос.4,10), посетил Ефес (2 Тим.4,11). В последнее время своей жизни, по свидетельству некоторых, Марк трудился в Африке и был первым епископом Александрии, где принял мученическую смерть.

О влиянии ап. Петра на написание Евангелия от Марка единогласно свидетельствует древняя Церковь. Папий писал: "Марк, соработник апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку". По свидетельству Климента Александрийского: "В то время, как апостол Петр благовествовал в Риме, спутник его... написал... Евангелие, именуемое Евангелием от Марка". Об участии ап.Петра в авторстве этого Евангелия свидетельствует и то, что уже во 2-ом веке Евангелие от Марка (не апостола) было признано каноническим. Тесную связь второго Евангелия с проповедью апостола Петра подтверждают особенности повествования Марка. По содержанию, объему и цели, оно вполне соответствует речам Петра, переданным в книге Деян.Ап. (10,37-41). В повествовании слышится голос очевидца. К личности Петра евангелист обращает особое внимание. Показательно притом, что он (согласно проповедям и беседам апостола) обстоятельно изображает слабости и прегрешения Петра, ограничивая то, что служит одобрением апостолу (14,30.37.68; 16,7. Сравните, например, 8,27-33 с Матф. 16,17-23).

Марк обращается к христианам из язычников и, прежде всего, к живущим в Риме. Поэтому он объясняет своим читателям географию Палестины, иудейские обычаи, арамейские выражения; все, относящееся к римскому быту, он предполагает известным. По той же причине во втором Евангелии мало ссылок на Ветхий Завет.

Главная цель евангелиста - утвердить веру в божественность Иисуса Христа и Его власть над всем творением, поэтому значительная часть Евангелия посвящена чудесам, в особенности изгнанию бесов. Другая цель евангелиста - представить Христа в общении с учениками, чтобы показать, как Он их воспитывал.

Родословие Иисуса Христа евангелист Марк не приводит, ввиду того, что Господь изображен также в состоянии добровольного уничижения: Он - слуга Иеговы, отрасль (Зах.3,8), тогда как у Матфея Он - царственный отпрыск Давида (Иер.33,15). У Марка всюду показана готовность Иисуса служить другим. Евангелист рисует нам божественную кротость сына Божия, побеждающего любовь.

Особенности Евангелия от Марка: Марк часто говорит в настоящем времени (1,40.41 и т.п.), часто (42 раза) употребляет слово "тотчас" (немедленно) - 1,10.12.18 и т.д., точно излагает побочные обстоятельства событий (1,20; 3,5.17.32.34 и т.д.), точен в обозначении места (1,28; 4,1 и т.д.), числовых данных (5,13.42 и др.) и т.д.

Время составления второго Евангелия не определено с точностью. Но все говорит в пользу 60-70 годов н.э., но может быть и раньше. К этому времени начались первые преследования христиан, о чем говорится многократно в Евангелии, во всяком случае 13 глава дает указания на военные столкновения, что наводит на мысль о иудейской войне 66-70 годов. Это было первое Евангелие на греческом языке. В Евангелии от Марка 16 глав, в которых, после введения (1,1-13), изложены деяния Спасителя сначала в Галилее (1,14 - 9 гл.), затем в Иудее и Иерусалиме; в заключение изображены страдания Христа, Его воскресение и вознесение (15-16 гл.).

Наши рекомендации