Основная тема книг Нового Завета
ЕВАНГЕЛИЯ: Иисус Христос - Спаситель мира (Иоан.3,16).
ЕВ. МАТФЕЯ: Иисус Христос, как Мессия и Царь (1,1; 27,37).
ЕВ. МАРКА: Иисус Христос, как слуга, как раб (Ю,45).
ЕВ.ЛУКИ: Иисус Христос, как человек, как "Сын человеческий" (23,47).
ЕВ. ИОАННА: Иисус Христос, как вечный Сын Божий (3,16; 20,1).
ДЕЯН.АПОСТОЛОВ: Деяния Духа Святого в Церкви (1,8).
ПОСЛАНИЕ ИАКОВА: оправдание через дела веры (2,26).
I ПОСЛ. ПЕТРА: святые Божии, как священство святое (2,9).
II ПОСЛ.ПЕТРА: владычество Божие над вселенной (3,10-13).
I ПОСЛ. ИОАННА: жизнь общения с Богом любви - её радость, победа и безопасность
II ПОСЛ. ИОАННА: хождение в истине, предостережение от лжеучителей
III ПОСЛ. ИОАННА: хождение в истине, гостеприимство и опасность высокомерного пастырства
ПОСЛ. ИУДЫ: соблюдение веры и сохранение себя от падения при отступничестве
ПОСЛ. К РИМЛЯНАМ: оправдание верою, независимо от дел закона (3,28; 1,16-17).
I ПОСЛ. К КОРИНФЯНАМ: порицание и поучение (1,2).
II ПОСЛ. К КОРИНФЯНАМ: утешение, дисциплина, благотворительность.
ПОСЛ. К ГАЛАТАМ: "Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою"(3,24).
ПОСЛ. К ЕФЕСЯНАМ: иудеи и язычники во Христе составляют одну Церковь - тело Христа (1,22-23; 3,6; 5,30).
ПОСЛ. К ФИЛИППИЙЦАМ: христианское единство - необходимость; чувствования Иисуса в верующих (1,1-3; 3,6).
ПОСЛ. К КОЛОССЯНАМ: Божественность, слава и величие Христа (1,18; 2,6; 3,11).
I ПОСЛ. К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ: пришествие Иисуса Христа за Своими (1,10; 4,13-18).
II ПОСЛ. К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ: явление Иисуса Христа: с ангелами и Своим народом (1,7-8).
I ПОСЛ. ТИМОФЕЮ: "Как должно поступать в доме Божием"; "Будь образцом для верных" (3,15; 4,12).
II ПОСЛ. ТИМОФЕЮ: преданность Господу и истине (1,8,12;16,2,15).
ПОСЛ. ТИТУ: поучения для церкви и тружеников (2,7-8.13-15).
ПОСЛ. ФИЛИМОНУ: христианское прощение: прими; "Считай это на мне" (12,15.17-18).
ПОСЛ. К ЕВРЕЯМ: Тень и истина, книга сравнений.
ОТКРОВЕНИЕ: откровение Иисуса Христа, Иисус как Победитель. Все периоды, после которых будет новое небо и новая земля (1,19; 21,1-2).
Евангелие
Евангелие - греческое слово, обозначающее добрую, радостную и благую весть. В Новом Завете это выражение означает: а) благую весть о Христе; о примирении через Него людей с Богом; о Его учении и царстве (Матф.4,23; Марк. 1,15; 2 Кор.4,4); б) всё христианское учение о спасении грешников через веру в Спасителя и проповедь об этом (Римл.1,1.16; 2,16; 1 Кор.15,1-4; 2 Кор.11,7; Ефес.1,14; 6,15 и др.)
Довольно долго свидетельство об Иисусе Христе - Его жизни и учении - передавалось устно. Сам Господь и Учитель Христос не оставил записей, ученики Его были "некнижные и простые" (Деян.Ап.4,13), хотя и грамотные, и среди первых христиан было мало "мудрых по плоти, сильных и благородных" (1 Кор. 1,26). Поэтому вначале большее значение имела устная проповедь, чем письменная. Но затем Бог усмотрел необходимость, чтобы очевидцы составили письменные свидетельства о Христе. Евангелисты, как видно из Ев.Иоанна 21,25, не намеревались сообщать все речи и дела Христовы (Иоан.20,31). Евангелист Лука сообщает, что "многие начали составлять повествования" о Христе, которые не давали достаточного утверждения в вере (Лук. 1,1-4). Каноническими признаны четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Первые три Евангелия очень схожи в подборе содержания и в форме изложения. В богословии их называют синоптическими (греч.- синоптики - вместе или одинаково смотрящие).
Четвертое Евангелие сообщает другие изречения и события из жизни Иисуса Христа; по слогу оно также значительно отличается от первых.
Четвероевангелие
Первохристианская церковь смотрела на четыре Евангелия, как на одно Евангелие, одну благую весть о Христе в четырех изложениях. Почему Церковь приняла не одно Евангелие, а четыре? На это Иоанн Златоуст пишет: "Неужели один евангелист не мог написать всего, что нужно. Конечно мог, но когда писали четверо, писали не в одно и то же время, не в одном и том же месте, не сговариваясь между собою, и при всем том написали так, что все как будто бы одними устами произнесено, - то это служит сильнейшим доказательством истины. Но скажешь: имеется, однако же, противное, ибо четыре Евангелия нередко отличаются в разногласии. И это есть верный признак истины. Ибо если бы Евангелия во всем в точности были согласны между собой, даже касательно отдельных слов, то многие не поверили бы, что писались они не по взаимному соглашению. Теперь же находящееся между ними небольшое разногласие освобождает их от всякого подозрения. В главном, составляющем основание нашей жизни и сущность проповеди, ни одно из них ни в чем и нигде не расходится с другим, - в том, что Бог соделался человеком, творил чудеса, был распят, воскрес, вознесся на небо" (Беседы на Ев.Матф. 1ч.).
Ириней находит особый символический смысл в Четвероевангелии. Он пишет, что так как в четырех сторонах света рассеяна церковь, то свое утверждение надлежало ей иметь в четырех столпах, веющих нетлением и оживляющих род человеческий. Всеустрояющее Слово, восседающее на херувимах (Иезек.1 гл.), дало нам Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним духом (Пс.79,2).
Евангелисты Матфей и Иоанн были апостолами и очевидцами служения Христа, а Марк и Лука были учениками апостольскими. Марк, возможно, был очевидцем служения Христа в последний период Его жизни. От глубокой древности сохранилось свидетельство, что Евангелие от Марка написано под личным руководством ап. Петра. Евангелист Лука пользовался свидетельством близких ко Христу и записями о жизни и учении Христа, существовавшими до него. Как близкий друг и последователь ап. Павла, Лука отразил в своем Евангелии воззрения величайшего из апостолов.
Таким образом, можно сказать, что Евангелия по сути происходят от четырех апостолов: Матфея, Петра, Павла и Иоанна.
Заглавия каждого из четырех Евангелий не были даны самими евангелистами. Но они очень древнего происхождения, так как были уже известны Иринею (130-202 гг.), Клименту Александрийскому (150-215 гг.) и другим христианским писателям II века.
Взаимосвязь Евангелий
Каждое из четырех Евангелий имеет свои особенности, и больше всех Евангелие от Иоанна. Три первых, как уже было сказано выше, между собою имеют много общего, что довольно заметно.
Еще знаменитый христианский историк и писатель Евсевий Памфилий (263-340), епископ Кесарийский в IV веке разделил Евангелия на части и заметил, что многие из них имеются во всех трех синоптических Евангелиях. Экзегеты продолжали эту работу и выявили, что количество общих для синоптиков стихов достигает 350.
У Матфея 350 стихов свойственны только ему; у Марка таких стихов - 68, а у Луки - 541. Сходство, главным образом, замечается в передаче изречений Христа, а различия в повествованиях. Некоторые отрывки у всех трех евангелистов идут в одной и той же последовательности, как, например: искушение и выступление в Галилее; призвание Матфея и разговор о посте; срывание колосьев и исцеление сухорукого; утешение бури и исцеление гадаринского бесноватого и т.д.
Что касается различий, наблюдаемых у синоптиков, то их очень мало. Только Матфей и Лука приводят нагорную проповедь Иисуса Христа, сообщают историю рождения и младенчества Иисуса Христа. Один Лука говорит о рождении Иоанна Крестителя. Имеет место различие подробностей, выражений и формы описываемых событий.
Такое явление сходства и различия в синоптических Евангелиях давно обращало на себя внимание экзегетов, а также и других исследователей Писания, так что в богословии этот вопрос выделен отдельно и назван "синоптической проблемой".
Иисус Христос и Его ученики говорили и проповедовали, по-видимому, на арамейском языке, т.е. разговорном языке населения Галилеи. Они также знали и государственный язык Востока Римской империи того времени - эллинский (греческий), конечно, в виде местного диалекта. Евангелисты передали в греческом оригинале арамейское произношение некоторых слов ("талифа-куми" - Марк. 5,41; "еффафа" - Марк.7,34; "или, или; лама савахфани" - Марк. 15,34).
Синоптическая проблема рассматривает прежде всего то, что слова Христа и проповедь о Нем прошли путь: запечатления в памяти - устное повествование (проповедь) - перевод с арамейского на греческий - письменное изложение. Письменное повествование - более последовательное, согласованное и отшлифованное, чем устное. То же относится к устным и письменным переводам.
На греческом языке Евангелие от Марка было первым. Ев.от Марка состоит из 661 стиха, по крайней мере, 610 повторяются или у Матфея, или у Луки, а большая часть входит в оба Евангелия. Согласованность Матфея и Луки проходит через Ев.от Марка. Где нет их близости с Марком, там они расходятся между собой.
Евангелисты-синоптики повествуют, главным образом, о деятельности Христа в Галилее, о чудесах, притчах и внешних событиях; Иоанн - о деятельности Христа в Иудее, освещая больше духовную сущность Иисуса. Но, конечно, отчетливо заметно согласие, близость синоптиков и Иоанна.
Синоптики не рассказывают о воскрешении Лазаря, но Лука хорошо знаком с его сестрами в Вифании, и изображенный им немногими штрихами характер сестер согласуется с их образом действий при смерти и воскресении Лазаря.
Беседы Христа у синоптиков популярны, ясны и состоят из наглядных притч и примеров. У Иоанна беседы глубоки, таинственны, часто трудны для понимания, как будто предназначены не для толпы, а для тесного круга учеников. Но одно не исключается другим: различные способы речи могли диктоваться различными условиями и обстоятельствами. Христос был бы не понятен как Богочеловек, если бы не было таинственно-возвышенных бесед, которые излагаются у Иоанна.
И синоптики, и Иоанн подчеркивают божественную и человеческую сущность Христа, в большей или меньшей степени. Сын Божий у Иоанна есть также и истинный Человек, Который идет на брачный пир, дружески беседует с Марфой и Марией, плачет у гроба Своего друга Лазаря.
Таким образом, синоптики и Иоанн дополняют друг друга и в совокупности дают совершенный образ Христа. Древние христианские писатели символом четырех Евангелий считали таинственную колесницу, которую пророк Иезекииль видел при реке Ховаре (Иез. 1,5-26). Четырехлицые существа пророческого видения представляли человека, льва, тельца и орла. Эти существа стали эмблемами Евангелистов в христианском искусстве с V века.
Мы имеем Евангелие от Матфея, от Марка и др., то есть в изложении евангелиста, согласно Матфею, через Матфея и т.н. Перед нами Евангелие Иисуса Христа по Матфею, слышавшему его от Иисуса Христа и написавшему его по вдохновению свыше.