Лекция 5. Пятикнижие (продолжение)

Книга Исход

Вторая книга Пятикнижия называется у евреев по начальному слову: "Вот имена", а у христиан - по содержанию - "Исход", так как она описывает выхождение сынов израилевых из Египта.

Автором книги Исход (и других книг Пятикнижия), как видно из ее содержания, был Моисей. Так, после победы над амаликитянами, он получает от Господа повеление записать это событие в книгу (Исх.17,14). Подобное же повеление дано было Моисею и после восстановления нарушенного Израилем завета (34,27). Перед торжественным заключением завета, после получения синайского законодательства, пересказав народу все законы, "написал Моисей все слова Господни... и прочитал вслух народу" (24,4.7). О Моисее, как авторе книги Исход, свидетельствовал наш Господь Иисус Христос в беседе с саддукеями: "...разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему..." (Марк. 12,26). Читая книгу Исход, мы видим, что она была написана не в одно время, а по мере того, как Моисей получал от Бога различные законы, повеления и являлся очевидцем описываемых событий.

Окончательная обработка книги, возможно, была проведена в конце сорокалетнего странствования по пустыне, во время пребывания евреев у Иордана (Исх.16,35).

Цель написания книги Исход:

- дать писаный религиозно-нравственный и гражданский закон израильскому народу и увековечить его в памяти людей (13,5.8-11; 34,11 и др.);

- сохранить память о чудесном избавлении израильтян от рабства;

- как и общая цель всех богодухновенных книг: служить спасению человека.

Книга Исход охватывает период времени от начала порабощения евреев фараоном, "не знавшим Иосифа" (1,8), до первого месяца второго года по выходу их из Египта. Этот период составляет, примерно, 215 лет. 40 глав книги Исход повествуют нам о потомках Авраама, сделавшихся многочисленным народом в Египте и притесняемых фараонами; об освобождении их из рабства Божиим посланником Моисеем. Затем излагаются сведения о синайском законе и устройстве скинии. По содержанию книга Исход разделяется на три части:

1. События, предшествующие выходу из Египта и подготовившие его(гл.1-12); здесь описывается угнетение Израиля фараонами, история Моисея и его призвание, тщетные попытки освобождения, описание десяти египетских казней и установление Пасхи.

2. Исход из Египта до прибытия на Синай(гл. 13-18). Эта часть повествует о первых станах евреев, посвящении первенцев, явлении столпа облачного и огненного, переходе через Чермное море; о чудесах в пустыне (манна, чудесная вода из скалы); о победе над амаликитянами и посещении Иофором Моисея.

3. Дарование закона на горе Синай и устройство скинии(19-40 гл.). Третья часть повествует о заключении и обновлении завета Бога с евреями, о десяти заповедях и законе, о предписаниях по устройству ковчега и скинии, о поклонении золотому тельцу и разбитии скрижалей завета, об устройстве скинии.

Книга Левит

Третья книга Пятикнижия у евреев имеет название "Вайкря" ("И воззвал"), а также "Закон священников", или "Закон жертв"; в греческом, латинском, славянском и других переводах Библии она названа книгой Левит.

Это название означает, что эта книга священнослужителей, так как они назывались левитами, т.е. происходили из колена Левиина. Когда Бог заключил завет с израильским народом на Синае посредством десяти заповедей, то Он поставил учителей и надзирателей для исполнения этого завета, это были священники и левиты. Поскольку требовалось безупречное и точное исполнение завета, то было дано также много указаний и наставлений для самих священников и левитов.

До этого мы не встречались со священниками, кроме окруженного тайной Мелхиседека, царя Салима (Быт.14,18). Содержание книги Левит относится к обязанностям священного Левиина колена в служении Богу. Книга Левит имеет исключительно законодательное содержание, так как она почти лишена исторического повествования

В ней сообщены лишь два факта, не имеющих существенной связи с содержанием всей книги (смерть Надава и Авиуда - 10,1-3 и казнь богохульника - 24,10.23). Остальное содержание книги Левит представляет продолжение закона, начало которого излагается в книге Исход.

Законодательство книги Левит представляет собой продолжение и развитие положений и постановлений богодухновенно возвещенных на Синае заповедей (гл.25; 26,46; 27,34). Главная цель книги, выраженная особенно ясно в Лев.26,11-12, состоит в образовании из Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном благодатном и нравственном общении с Иеговою. Законы освящения и святости членов народа Божьего, изложенные книгой Левит, по преимуществу, были тенью и образом грядущих благ Нового Завета (Евр.10,1).

Книга Левит содержит законы, относящиеся к общему и личному служению Богу. Они были обнародованы во время первой недели второго года пребывания евреев в пустыне (Числ.1,1; 9,1,3). Книга Исход определила место, где должны быть приносимы жертвы; книга Левит установила правила жертвоприношений.

В этой книге 27 глав, которые по содержанию можно разделить на три части:

- О жертвах и о посвящении священников (1-11 гл.).

- О чистоте и нечистоте по Моисею (12-22 гл.).

- О субботе, великих праздниках, обетах и десятинах (23-27 гл.).

Книга Числа

Четвертая книга Пятикнижия у евреев называется "Вайедаббер" ("И сказал"). Но раввины и книжники также называли её "Книгой исчисления", и поэтому в переводах она названа книгой Числа (Чисел). Это название она получила в связи с двумя переписями израильского народа, о которых повествует 1 и 26 её главы. Первая перепись сделана по повелению Божию, Моисеем и Аароном в пустыне Синайской на второй год по выходе их из Египта; вторая - в конце сорокалетнего странствования сделана Моисеем и Елиазаром уже у Иордана, перед входом в обетованную землю.

Книга Числа тесно примыкает к книге Левит и представляет собой её продолжение. Её повествование охватывает около 38-ми лет и девяти месяцев и передает историю ветхозаветного избранного народа от времени прибытия на Синай до одиннадцатого месяца сорокового года пребывания в пустыне. В ней не сообщаются подробные сведения об этом периоде, но упомянуты лишь главные события: последовательные возмущения израильтян и наказания за это, некоторые законы и повеления, а также овладение Заиорданъем.

В книге Числа 36 глав, которые по содержанию можно разделить на три части:

- Приготовление к путешествию от горы Синай в Палестину(1-10 гл.). Эта часть повествует о переписи народа, о переписи и посвящении левитов, об устройстве стана и т.п.

- Возмущение и ропот народа в пустыне(11-19 гл.). Эти главы повествуют о ропоте в Тавере, о ниспослании перепелов, о ропоте Мариами и Аарона против Моисея, ропоте народа после возвращения соглядатаев, восстания Дафана, Корея и Авирона и о различных предписаниях.

- О совершившихся событиях и даровании законов за десять месяцев сорокового года путешествия(20-36 гл.). Эта часть повествует о следующем: прибытие в пустыню Син, смерть Мариами и Аарона, победа над Арадом, Сигоном и Огом, Валаам и его пророчества, новая перепись для раздела обетованной земли, назначение Иисуса Навина преемником Моисея, водворение колен Рувимова, Гадова и полуколена Манассиина к востоку от Иордана (Заиорданье), города левитов и города убежища.

Книга Второзаконие

В Ветхом Завете, который читают и сейчас в синагогах иудеям пятая книга Моисея носит название: "Дебарим" ("Сии слова") - соответственно первым словам книги.

Иудейские богословы в своей литературе также называют эту книгу по содержанию: "Повторение закона" или "Книга обличений". В переводах (Септуагинта и др.) она носит название - "Второзаконие".

Книга Второзаконие представляет собой подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделенного вдохновением свыше. Второзаконие представляет собой отдельную книгу; она не очень тесно примыкает к книге Числа по сравнению с предыдущими. От других книг Пятикнижия Второзаконие отличается еще тем, что состоит главным образом не из повествования, а из речей, произнесенных на равнинах Моава против Иерихона. Этих речей три, не считая перерыва (29,1-2). Они предварены заглавием (1,1-5) и имеют историческое заключение (31-34). Эти три части речи Моисея и составляют три части книги Второзакония.

Первая речь служит введением к книге Второзаконие (1,6-4 гл.). Законодатель представляет прежде всего исторический перечень событий, прошедших со времени получения закона на горе Синай, затем делает настойчивое увещание к сохранению и исполнению закона.

Вторая речь является основной частью книги (5-26 гл.). Она преимущественно передает закон Господень в его существенных пунктах. Моисей начинает её с напоминания десяти заповедей (5-6,3), а затем повторяет, развивает и объясняет закон.

В первой части своей речи (6,4-11) он напоминает евреям молитвы, по которым они должны быть верны Богу. Иегова есть единый истинный Бог, достойный их любви и поклонения (6,4-25). Израиль должен поэтому искоренить идолопоклонство в стране Ханаанской (7 гл.) и быть благодарным за все Его заботы в странствовании по пустыне (гл.8,11).

Вторая часть речи (12-26 гл.) передает законодательство Моисея:

1). Закон религиозный: поклонение единому Богу (12-13 гл.); запрещение языческих обычаев; запрещение употребления в пищу мяса нечистых животных; уплата десятины (14 гл.); год субботний; выкуп первенцев (15 гл.); три главных праздника года (16,1-17).

2). Общественный закон: а) Предписания личные и общественные: требования об искоренении идолопоклонства; судебная власть священников; выбор царя (16,18; 17 гл.); права и обязанности священников и пророков (18 гл.); закон, касающийся вещей и недвижимости; льготы городов - убежищ; о межах; о свидетелях (19 гл.). б) гражданский закон: обхождение с врагами (20 гл.); очищение от смертоубийства, виновник которого неизвестен; обхождение с женщинами, захваченными на войне (21,1-14).

3). Закон, относительно личной жизни: право старшинства, обязанности к детям (21,15-23); о предметах, потерянных и найденных; об одеждах; о птичьих гнездах; о постройке домов; о смешении семян и материй (22,4-12); о девах (22,13-30); различные законы о лихве, обетах и т.п. (23 гл.); о разводе; о бедных; о чужестранцах (24 гл.); брак с женою умершего брата; вес, меры и т.п. (25 гл.); приношение первенцев и десятины (26,1-15).

Заключение речи: увещание к ненарушимому сохранению всех этих предписаний (26,16-19).

Третья речь, (27-30 гл.) состоит из трех частей: 1) обязательства, которые народ, по завоевании земли обетованной, должен был исполнить на горах Гевале и Гаризим, в знак верности закону (27 гл.); 2) благословения, обещанные за послушание; наказания - за неверность; будущая отдаленная судьба израильтян (28 гл.); 3) настойчивые увещания к соблюдению закона (29-30 гл.).

В заключение книги Второзакония (31-34 гл.) - Моисей назначает Иисуса Навина себе в преемники. Различные советы, повеление читать закон во время субботнего года и сохранять его в ковчеге завета (31 гл.).

Пророческая песнь Моисея, которую народ израильский должен был помнить, как увещание не оставлять Господа Бога своего и установленного завета и закона Его (32 гл.). Благословение колен Израиля (33 гл.); смерть Моисея (34 гл.).

Последняя глава Второзакония написана вскоре после смерти Моисея, как полагают, Иисусом Навином, а самые последние четыре стиха прибавлены, вероятно, Самуилом или Ездрою.

Предшествующий анализ показывает, что пять книг Моисея были составлены по строгому последовательному плану и что в них от начала до конца царит полное единство.

В этих книгах ясно отражена жизнь автора Пятикнижия Моисея - величайшего мужа Ветхого Завета. Он имел самое близкое общение с Богом, и Бог соделал через него освобождение Израиля от рабства и даровал Свой закон.

Под "законом" подразумевается не только десять заповедей, но все Пятикнижие (Неем. 10,34; Мтф.12,5; Лук. 10,26; Иоан.8,17). В законе насчитывают 613 заповедей, которые должны были направлять всю жизнь избранного народа. Моисей изложил постановления Божии в четырех последних книгах Пятикнижия по божественному вдохновению хронологически в зависимости от обстоятельств. Мы кратко рассмотрим некоторые главные постановления его логически - последовательно: вероучение (догмы), нравственность, законы поклонения и служения Богу и общественные законы. Закон Божий чудно, кратко и совершенно выражен в десяти заповедях. На двух каменных скрижалях Бог изложил свои десять заповедей (Десятисловие, или декалогия; Исх.34,28; Второзак.10,4), определяющих обязанности человека к Богу и ближнему. Десять заповедей являются основным учением всего Пятикнижия (Исх.20,2-17; Втор.5,6-21).

Приведем их.

1. "Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов перед лицом Моим".

2. "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им".

3. "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно".

4. "Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмый - суббота Господу, Богу твоему".

5. "Почитай отца твоего и мать твою".

6. "Не убивай".

7. "Не прелюбодействуй".

8. "Не кради".

9. "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего".

10. "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего" (Исх.20,2-17).

Основной догмат (непререкаемое истинное положение) учения и законов Моисея - вера в единого Бога (монотеизм). Евреи не получили от Моисея новой религии, его вера была верой Адама и патриархов. "Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор.6,4) - это основной символ веры Моисея (Исх.20,2-3). Господь есть Личность, Иегова, "Сущий" невещественный, духовный (Исх.33,23; Втор.4,15), беспредельный во времени и пространстве, вечный и бесконечный, Творец неба и земли, Владыка, Господин (Господь) всего существующего (Быт.1-2 гл.); Судия всей земли (Быт.6,13; 18,25), Бог духов и всякой плоти (Числ.16,22; 27,16), Источник жизни и всякого блага (Втор.32,39). Он всецело исполнен любви, правды и милосердия (Исх.34,6-7). Бог имеет ангелов, как Своих посланников и служителей (Быт.3,24; 16,7; 21,17; 31,11; Исх.23,20-23 и т.д.).

Бог обещал Искупителя для спасения человечества от греха и смерти. Пятикнижие говорит о жизни человека после смерти (Быт. 15,15; 25,8.17; 37,35; 49,29.32; Лев.19,31; 20,6,27; Втор.18,10-12 и др.). К чему человек должен быть готов.

Моральный закон предписывал любить Бога всем сердцем своим, почитать Его и молиться Ему (Втор.6,5; 30,6 и др.). Вторая основная моральная обязанность, предписываемая законом, требовала проводить жизнь чистую и святую в любви к ближнему своему. Закон Моисеев предписывал любить ближнего (Лев.19,17), включая сюда и чужестранцев (Лев. 19,33-34; Исх.22,21) и даже личных врагов (Исх.23,4-5; Лев.19,18; Втор.15,2-3). Бог через закон призывал быть особенно милостивым к бедным, вдовам и сиротам (Исх.22,22; Лев. 19,9-13; Втор.15,7-15 и др.).

Законы богослужения говорят сами за себя. Они определяли порядок служения Богу.

Местом богослужения до построения храма была скиния (древнеевр. палатка). Покров этой скинии собрания (скинии откровения) поддерживал деревянный остов из 48 столбов из дерева ситтим (акации). Она имела прямоугольную форму и разделялась на две части: святилище и Святое-святых (Исх.26,33). В святилище находились золотой кадильный жертвенник (алтарь), где возжигали в честь Бога особый ароматический фимиам (Исх.30,8-9.20-38); золотой семисвечник и вызолоченный стол для 12-ти хлебов предложения (Исх.25,23-30; Лев.24,5-8), меняемых каждую неделю.

В Святое-святых за завесою находился ковчег завета, или откровения. Это был ящик из дерева ситтим, покрытый снаружи и внутри чистым листовым золотом (Исх.25,10-11; Ёвр.9,5). Он имел около 1м. 30см. длины, 80см. ширины и высоты.

По верхнему краю его располагался золотой витой карниз, или венец (Исх.25,11). Ковчег завета стоял на особых ножках (Исх.25,12). На четырех углах были прикреплены золотые кольца для шестов (Числ.10,33-36).

Ковчег завета был закрыт золотой крышкой откровения, на которой находились два золотых херувима (Исх.25,17-22). В ковчеге сохранялись скрижали завета, т.е. две каменные плиты, на которых были начертаны десять заповедей (Исх.25,16.21; 34,27-29; 40,18; Втор.31,26; Евр.9,4).

Вокруг скинии был устроен двор, где собирался народ и приносились жертвы. Двор был обнесен оградою 50 х 26 м. Во дворе находился медный жертвенник, или жертвенник (алтарь) всесожжении; священный огонь поддерживался здесь без перерыва (Исх.27,1-8). Между жертвенником и скинией стояла медная умывальница, или медное море (Исх.30,17-21; 38,8), обширный резервуар с водой, из которого священники омывали свои руки и ноги перед входом в святилище или при приближении к жертвеннику, в знак внутренней чистоты.

Скиния, как и все в Моисеевом законе, имела символическое и прообразное значение. Этот символический характер скинии замечательно описал И.В.Каргелем в книге "Свет из тени будущих благ".

Служители

Бог избрал Левиино колено для несения богослужебных обязанностей. Священство было представлено семейству Аарона. Глава семьи был первосвященником, его сыновья и потомки Аарона были священниками, другие члены колена Левиина, называвшиеся левитами, были служителями священников (Исх.29,9.44; Числ.8,6-26).

Первосвященник осуществлял руководство поколением и служением Богу. Он один мог войти раз в год в день Очищения в Святое-святых. Он председательствовал на совещаниях и празднествах, одетый в особые одежды (Исх.28; 29,1-30; Левит.16,4).

Только священники имели право ходить при жертвеннике всесожжении и входить в святилище (Числ. 18,1-7). Они совершали все предписания (обряды, ритуал) при жертвоприношениях: возжигали утром и вечером благовония на золотом жертвеннике курений в святилище; каждое утро очищали семисвечник и наполняли елеем его семь лампад; еженедельно полагали хлеб на стол предложения; поддерживали непрерывный огонь на жертвеннике всесожжении; в определенные праздники трубили в трубы и благословляли верующих (Числ.10,8-10; 6,23). Вне скинии они принимали приношения Богу по обету, учили народ закону, посещали прокаженных и т.п. (Лев.27,8; 13 гл.).

Чтобы пользоваться правами и обязанностями священства, потомки Аарона должны были не иметь телесных недостатков и быть свободными от всякой законной нечистоты, пользоваться безупречным авторитетом, избегать осквернения, спиртного и т.п. (Лев.21 гл. 10,9). Когда священников стало много, они были разделены на 24 чреды для поочередного служения (1 Пар. 24). Священники при совершении служения в скинии носили особые одежды.

Левиты были стражами и служителями святилища. В пустыне они несли скинию и её принадлежности. Они не имели права входить внутрь скинии и во всем подчинялись священникам. Позднее они хранили храм, следили за чистотой и порядком в нем, служили пением и музыкой Господу (1 Пар.23-26 гл.).

Колено Левиино жило в 48 городах различных колен израилевых (Числ.35,2-8; Втор. 18,1-5). Содержание служителей скинии обеспечивалось десятиной, доставляемой всеми израильтянами из прибыли и произведений земледелия и скотоводства (Числ.18,11-14; Лев.7,7-15.32-34 и др.).

Порядок богослужения

Составными частями богослужения в подзаконный период при скинии и храме были: жертвоприношения, каждения, священническое благословение, молитва и пение. Жертвоприношения ведут свое начало от первых людей (Быт.4,3-5; 8,20-21). Закон Моисеев дал определения относительно жертв. Материалом для жертвоприношения служили: а) некоторые породы животных и птиц, а именно те, которые Авраам принес Господу при заключении с ним завета (Быт. 15,9): овна с агнцем, быка с тельцом, козла, горлицу и голубя (в зависимости от пола и возраста виды животных носили разные названия); б) из растительного мира для жертвоприношения служили: высушенные зерна пшеницы; пшеничная мука, непосредственно или в виде печеных хлебов, лепешек, блинов или похлебки, сваренной с елеем (Лев.2,1-14); оливковое масло (елей) и вино.

Каждая жертва осолялась солью, так что соль составляла как бы постоянное жертвоприношение из минерального царства (Лев.2,13).

Относительно дозволенных законом для жертвоприношений животных требовалось, чтобы жертвенное животное было без телесных недостатков и пороков и было старше 8 дней (Лев.22,20-24.27; Исх. 22,29).

По своему значению жертвы различались: общие, частные и особые. К общим жертвам относились: а) жертва всесожжения, которая совершалась ежедневно утром и вечером от лица всего народа. Огонь утренней жертвы поддерживался до вечерней, а огонь вечерней - до утренней жертвы; б) праздничные жертвы, приносимые за весь народ в субботы, дни новомесячия, на Новый Год, Пасху, Пятидесятницу, в праздник Кущей и день Очищения (Числ.28-29 гл.).

К жертвам частным относились жертвы, приносимые отдельными лицами по разным причинам. К этим жертвам относились: жертва очищения родильницы (Лев. 12,6.8), жертва очищения после проказы (Лев.14), жертва по исполнению обетов (Числ.6,13-21), жертвы очищения (за грех, повинность - преступление и осквернение) (Лев.4-5 гл.), жертвы всесожжения и мирные по поводу личных радостных событий (Лев. 1-3 гл.).

К особым (чрезвычайным) жертвам относились жертвы при посвящении священников и левитов (Лев.8,14-31; Числ.8,12) и жертва рыжей телицы (Числ.19,1-10).

Поводом к жертве всесожжения было настроение человека, связанное с мыслью о всецелом посвящении на служение Богу (например при обете) или всецелом спасении (очищении). Поводом к жертве за грех служило сознание душевной или телесной порочности и нечистоты, проистекающей из несовершенства человеческой природы и общей греховности. Поводом к жертве повинности (преступления) служило сознание какого-либо личного согрешения. Если был причинен материальный ущерб ближнему или обществу, то согрешивший должен был предварительно возместить ущерб и вместе с жертвой внести дополнительный выкуп в размере 1/5 причиненного ущерба. Поводом к совершению мирной жертвы (жертвы благодарственной, или хваления) было исповедание благодарности за Божию любовь и милость.

Подробно описан порядок совершения кровавых жертв и мучных приношений в кн.Левит 1-7 гл. Имелись общие предписания для всех жертв и отличительные. К общим предписаниям относились:

- приведение жертвенного животного и поставление его перед Господом, т.е. перед скинией или храмом, что делал приносящий жертву;

- возложение им своих рук на голову животного и исповедание своих грехов;

- заклание животного; если это не мог совершить приносящий жертву, то ему помогал священник;

- кропление кровью жертвы на стенки жертвенника и излияние ее у его основания;

- раздробление животного и сожжение его; при всесожжении сжигалась вся жертва, а при других видах жертвы - только почки, сальник и тук (жир), для чего он собирался с внутренних частей жертвы.

Приношение птиц совершалось несколько иначе (Лев.1,14-17). Каждому виду жертв были свойственны и особые предписания. Так, при жертве за грех кровь животного возлагалась на рога (выступы по углам) жертвенника, а иногда ею совершалось кропление в святилище и даже в Святое-святых. При мирной жертве священник брал грудь и правое плечо жертвенного животного и совершал потрясение (поднимал на руках), после чего эти части поступали в пользу священника (Числ.10,14-15). К кровавым жертвам всегда прилагались хлебные приношения и возлияние вина (Числ.15,1-12; 28-29 гл.).

Священническое благословение составляло существенную часть богослужения. Священники становились на возвышенное место у восточной скинии (храма) и произносили благословение (Числ.6,24-26) с поднятыми к народу руками (Лев.9,22).

Каждение также составляло существенную часть богослужения. Оно совершалось ежедневно во время утренней и вечерней жертвы (Исх.30,7-8). Также оно соединялось жертвами (Лев.2,1.15). Особенно усиленное каждение совершалось в день Очищения (Лев. 16,12), когда кадильница с благовонными курениями вносилась в Святое-святых.

Молитва,как непосредственное выражение человеком своих чувств, отношения, просьбы и служения Богу, входила в состав богослужения при скинии и храме.

Скиния (храм) были преимущественно местом откровения Божия и местом молитвы (Лев.16,21; Втор.26,3,14; Исх.38,8; 1 Цар.1 9-16 2,1-10 и др.).

Богослужение и особенно жертвоприношение были учреждены Богом для того, чтобы израильтяне воздавали Ему поклонение, очищались и освящались, а также отвращались от идолопоклонства.

Кроме ежедневного богослужения Бог установил, чтобы Его особенно почитали в субботу и праздничные дни.

Суббота(шаббат, день покоя), седьмой день каждой недели, праздновалась по четвертой заповеди (Исх.20,8-11; Втор.5,12-15) в память заключения завета Бога с Израилем и как день отдыха (Втор.5,14; Исх.31,14-15). Кто не чтил субботу, тот и не признавал закон. Исполнение субботы было видимым проявлением отношения к Богу и Его закону (Исх.31,13-17; Иезек.20,12.20; Ос.2,11).

Суббота посвящалась служению Богу, для чего предписывался покой от ежедневной работы.

В богослужении празднование субботы отмечалось: во-первых, замена в святилище хлебов предложения; во-вторых, в принесении в жертву всесожжения четырех однолетних агнцев, по два агнца утром и вечером, так что ежедневная жертва в субботу таким образом удваивалась (Числ.28,9-10). Но главным отличительным признаком субботы был покой от работы, Этот покой предписывался не только для свободных людей, но также для рабов и животных (Исх.23,12; 31,12-17). К числу незапрещенных работ относились: служение священников и левитов в святилище (Матф.12,1-4), лечение больных (Марк.3,1-4; Иоан.9,14-17), кормление и уход за скотом (Лук.13,13-17; 14,5), совершение умеренного пути не более 6 стадий (2000 шагов = 1000-1400 м., Деян.Ап.1,12); занятия законом. Субботний покой начинался с вечера предшествующего (подготовительного) дня и оканчивался вечером в субботу. В Иерусалиме начало субботы возвещалось звуком труб священниками (Числ.10,10).

Новомесячие и Новый год

Начало нового месяца, новомесячие, отмечалось при появлении новой луны и характеризовалось обильными жертвами всесожжения, приносимыми между утренней и вечерней жертвами (Числ.28,11-15). Во время жертвоприношения священники трубили в трубы (Числ. 10,10). Покой не был обязательным. В новомесячие устраивались собрания для общей трапезы и с целью взаимного назидания и обмена мнениями (1 Цар.20,4-6.24; 4 Цар.4,23; Иезек.26,1; 28,17; 31,1; 32,1).

Из новомесячий с особой торжественностью праздновалось новомесячие седьмого месяца (тишри), когда отмечался Новый год (Лев.23,23-25). Закон предписывал соблюдать в этот праздник покой от дел. К праздничным жертвам присоединялись новые жертвы (Числ.29,1-6). Принесение жертв всесожжении сопровождалось продолжительным и громким звуком серебряных труб, поэтому этот праздник назывался также праздником труб. Этот трубный звук служил напоминанием о даровании закона на Синае в сопровождении трубного звука (Исх.19,16-19) и поэтому в этот день на народном собрании читался закон.

Пасха

Праздник Пасхи, величайший из всех праздников, был установлен в воспоминание освобождения евреев из рабства и отмечался 14 авива/нисана (Исх. 12,1-14; Лев.23,4-5).

Празднование Пасхи состояло в заклании агнцев, помазании их кровью косяков и перекладины дверей и во вкушении их, после испечения в огне, вместе с горькими травами, пресными хлебами и вином. Вкушающие агнца должны были быть одетыми в свои одежды, с сандалиями на ногах, с посохами в руках, имеющими вид людей готовых отправиться в путь.

Глава семьи избирал пасхального агнца десятого авива. Для потребления в один вечер всего агнца малочисленные семьи могли объединяться. Заклание агнца совершалось главами семей 14 авива при скинии, часть крови собиралась в особые сосуды для помазания. Закланные агнцы без повреждения костей жарились на огне.

Вкушение пасхального агнца совершалось ночью с 14 на 15 авива всеми домашними, свободными от законной нечистоты. Во время трапезы глава дома рассказывал значение этого праздника (Исх. 12,26-27), совершалось омовение рук, возносилось славословие, молитвы.

Израильтянин, без уважительной причины не совершивший Пасхи, подлежал истреблению (исключению) из среды народа Божия (Числ.9,13).

Праздник Опресноков

Праздник Опресноков следовал непосредственно за Пасхой и продолжался 7 дней (15-21 авива; Лев.23,6-8). В это время израильтяне должны были есть пресный хлеб в воспоминание тяжелой жизни в Египте и поспешного бегства из него (Исх.12,15-16; Втор.16,3-8).

В первый день и седьмой день праздника заповедовался покой от дел. Ежедневно приносились особые жертвы всесожжения (Числ. 28,17-25), совершались совместные трапезы и песнопения. После поселения евреев в Палестине, в первый день праздника приносили сноп свежей жатвы ячменя, который священник потрясал перед скинией (Лев.23,9-14) и этот день отмечался также, как праздник первого снопа или начатков жатвы ячменя.

Праздник Пятидесятницы

Этот праздник назывался различно: 1) праздник седмиц, так как отмечался спустя семь седмиц от дня первого снопа (Втор. 16,9-10; Исх.34,22; Лев.23,15-16); 2) праздник жатвы, так как праздновался во время жатвы; 3) день начатков жатвы, так как в этот праздник приносились первые снопы пшеницы (Числ.28,26; Лев.23,17.20) и начатков всех плодов земли (Исх.23,19; Втор.26,2.10).

В день Пятидесятницы вспоминалось получение Синайского законодательства. В этот день хранили покой от дел. При праздничных жертвоприношениях приносились хлебы потрясения из пшеничной муки нового урожая. Многие израильтяне приносили жертвы всесожжения и мирные (благодарственные) жертвы за ниспосланный урожай.

Праздник Кущей

Праздник Кущей был установлен в память путешествия евреев по пустыне, и израильтяне праздновали его, живя в палатках из ветвей и листьев. Праздник продолжался восемь дней (15-22 тишри; Лев.23,34-44). Первый и последний дни праздника были освящены субботним покоем (Числ.29,35). Этот праздник служил также для благодарения Господа за сбор хлеба и винограда (Втор.16,13; Исх.23,16). Его праздновали с великим веселием; жертвы, приносимые во время его, были многочисленнее, чем в другие празднества (Числ.29,12-34).

Праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей были важнейшими праздниками у евреев. Во время их мужчины должны были являться к месту святилища для выражения радости, благодарности и принесения жертв.

День Очищения

День Очищения выделялся по своему характеру из всех других праздников. Он не был днем радости и веселия, а днем молитвы, поста, покаяния, исповедания грехов и очищения (Лев. 16,29-34; 23,27-32; Числ.29,7 и др.)- Он отмечался 10-го тишри - за пять дней до праздника Кущей. Это был день великого поста и особых богослужений. Только один первосвященник совершал служение в этот день. Сотворив омовение, облеченный в свои первосвященнические одежды, он приносил тельца в жертву за грех и овна во всесожжение за себя и за священников, двух козлов за грехи народа и овна во всесожжение. Один из двух козлов был козел отпущения, бравший на себя грехи всего народа; его отпускали в пустыню. С кровью жертв за грех и кадильницей первосвященник в этот день дважды входил в Святое-святых, совершал каждение и кропление кровью, пребывая в общении с Иеговою.

Наши рекомендации