Реформаторы, или кальвинисты.

В одно почти время с Лютером, в 1519 году, и также по поводу продажи индульгенций, выступил в качестве реформатора Церкви кафедральный проповедник в Цюрихе Цвинглий. В небольшом вольном государстве — Швейцарии дело реформы прошло еще быстрее, чем в Германии, и сразу приняло широкие размеры: Цвинглий не только отвергал все в Католической Церкви, что было отвергнуто Лютером, но не хотел согласиться с ним и относительно того значения, какое предоставлял он двум таинствам, и совершенно разошелся с ним в учении о таинстве причастия. По учению Цвинглия, таинства суть только знаки, которыми человек удостоверяет Церковь в своей вере; в частности, евхаристия есть только символическое воспоминание страданий Христовых и знак взаимного общения верующих.

Отделившееся от лютеран в 1529 году общество Цвинглиевых последователей в 1541 году соединилось с последователями Кальвина и вместе с ними получило название реформаторов.

Кальвин родился во Франции и здесь начал свою реформаторскую деятельность, а потом переселился в Швейцарию и проповедовал преимущественно в Женеве. Он пошел дальше Лютера и в учении об оправдании. Если человек оправдывается верой, а вера есть дар Божий, то, по учению Кальвина, верующий уже есть Божий избранник, предопределенный к царству небесному. Бог, по учению Кальвина, предвидев падение человека и решив его искупление, от вечности предопределил, кто из людей спасется и кто погибнет. Спрашивать, почему Бог одних избрал, а других отвергнул, по мнению Кальвина, — бесполезно, потому что законы, по которым действует Божественная воля, для нас непостижимы.

Реформаторское общество отличается от лютеранского тем еще, что отвергает изображения и вообще украшения в храмах. В этом отношении реформатское богослужение представляет крайнюю противоположность богослужению Католической Церкви, слишком уже обильному обрядами. Храмы у реформаторов обращены в молитвенные залы, для причащения ставится обыкновенный стол.

Англикане.

В то время, как возникла реформация, в Англии царствовал Генрих VIII. Сначала в 1522 году он выступил против Лютера в качестве защитника веры, но через десять лет после сего, в 1532 году разорвал союз с папой за то, что тот не дозволил ему развестись с женою Екатериной Арагонской (теткой императора Карла V, главного защитника папства в борьбе с реформацией) и жениться на любимой фрейлине Анне Болейн. Священник Фома Кранмер внушил королю мысль объявить себя самого главой Англиканской Церкви и разрешить себе новый брак. Генрих возвел его в сан архиепископа Кентерберийского (высший духовный пост в Англии), и, под руководством его, был составлен новый перевод Библии и катехизис в духе Католической Церкви, но с отвержением главенства папы. Катехизиса Генрихова, или Кранмерова, не хотели принять ни католики, ни протестанты, бывшие в Англии. Тогда Генрих всех противников изобретенного им учения стал предавать жестоким наказаниям, и сам Кранмер, в душе реформатор, едва избег костра (которого, впрочем, после не миновал). Преемники Генриха VIII в делах веры были крайними противниками друг другу, и каждый старался утвердить в Англии то исповедание, которому сам следовал. Именем короля Эдуарда VI (1547-1553) правил герцог Соммерсет, крайний реформатор. Мария, дочь Генриха от первого брака (1553-1558), была ревностная католичка. Елизавета, дочь Анны Болейн (1558-1603), была реформаторка и доставила, наконец, сему вероисповеданию окончательное торжество в своей стране. Англиканское вероисповедание в сущности есть реформатское, в некоторых пунктах приближается к лютеранскому (в учении об евхаристии), а от католицизма удержало епископальное устройство и некоторые литургические обряды.

Впоследствии от англиканского епископального общества отделились пуритане, которые пожелали остаться чистыми реформаторами без всякой примеси католицизма. Так как они преимущественно восставали против епископальной системы и управление своего общества вверили пресвитерам, то называются еще пресвитерианами. Крайние из пуритан, так называемые индепенденты (независимые), отвергают даже пресвитерианское устройство Церкви и учат, что каждый христианин есть духовное лицо и должен сообщать своим братьям то, что внушит ему Бог. В недрах самой епископальной Церкви, вследствие неопределенности ее учения, явилось разделение: одни уклонились более к старым католическим воззрениям и порядкам, другие, напротив, придерживались по преимуществу реформатского учения и устройства церковной общины. С течением времени образовались три партии: высокая Церковь (более близкая к католичеству), низкая Церковь (теснее примыкающая к реформаторству) и широкая Церковь (имеющая целью примирить две названные выше партии). Эта последняя признает только те пункты, которые общи всем партиям, и отличается безразличием в делах веры (индифферентизмом). В последнее время (с 1883 г.) в Англиканской епископальной Церкви заметно стремление возвратиться к тому состоянию, в котором она находилась до времен реформации. Во главе этого движения стоял доктор Оксфордского университета Пюзей, отчего и стремление это известно под именем пюзеизма. Множество англичан обратилось к Римско-Католической Церкви, но как в большинстве их еще сильно было раздражение против папства, то отсюда происходит знаменательное движение в Англиканской епископальной Церкви к сближению с Православной Церковью.



Наши рекомендации