Об освобождении верующего от греха (Ин. 8:21-22, 24, 34, 36, 46, 48).

«Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, умрете во грехе вашем; куда Я иду, туда и вы не можете придти. Тут иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти?» ...Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших... Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха... Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете... Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?.. На это иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что ты Самарянин и что бес в Тебе?».

Эта тема также – сквозная в Ин. беседа на празднике Кущей придает особое значение своим контекстом. Отшествие Христово и ниспослание духа Божия являются причиной и «катализатором» смерти во грехах неверующих в сына Божия, понимаемой как невозможность идти туда, куда идет Христос – т.е. к прославлению в страстях. Таким образом, разумение и принятие страстей становится необходимым условием прославления верующих, понимаемого как избавление от греха. Следовательно, условием жизни является вера во Христа, производящая освобождение от рабства греху. Таким образом, вера во Христа есть свобода, свобода как психологическое состояние верующего, ограничением которой является невозможность согрешить, как высшее ее проявление. Основным качеством свободы как проявления подобия Христу является стояние в истине по образу стояния Христова, которое заключается в почитании Отца и Посланного Им Христа.

О пребывании в слове Иисуса Христа (Ин. 8:28, 31, 37, 40, 43, 45, 47, 51).

[по еп. Кассиану]: «Поэтому сказал Иисус: когда вы вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что Я есмь, и от Себя не делаю ничего, но как научил Меня Отец, так говорю... Говорил же Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если вы пребудете в слове Моем, воистину вы ученики Мои... Знаю, что вы семя Авраамово; но вы ищете Меня убить, потому что слово Мое не вмещается в вас... Теперь же вы ищете Меня убить: Человека, Который сказал вам истину, а услышал Я ее от Бога. Этого Авраам не делал. …Почему вы речи Моей не понимаете? Потому что не можете слышать слова Моего... А Мне, потому что Я говорю истину, вы не верите... Кто от Бога, слова Божии слышит; вы потому не слышите, что вы не от Бога... Истинно, истинно говорю вам: если кто Мое слово соблюдет, не увидит смерти вовек».

Пребывание в слове Иисуса Христа получает в контексте всего Ин. значение условия познания Отца, принятия духа и освобождения от греха. Причем «пребывание в слове Иисуса Христа» понимается как причастность к слову Отца, ибо слово Христово есть исполнение Его посланничества Отцом. Пребывание в слове Христовом приобретается познанием и принятием Его «воскресения», т.е. причастности к Его страстям и прославлению. Такое понимание пребывания в слове Христовом делает причастников Его прославления истинными учениками Христовыми. При этом отвержение слова Иисуса Христа инспирирует желание убить Его, о чем свидетельствует весь контекст Ин. Это объясняется тем, что «слово Христово» – это истина о Его Божестве, которую Он «слышал от Бога», т.е. о Божестве, рождающемся от Бога Отца. Причем непонимание речи Христовой объясняется Им в 43 стихе не способностью слышать слов Его, что получает объяснение в 44 стихе в утверждении об усыновлении иудеев диаволу. Как сыны диавола, «человекоубийцы искони» иудеи не могут принимать слово Христово, как говорящего истину. Именно происхождение «не от Бога» рождает неприятие слова Христова. Т.о., тема пребывания в слове Христовом или неприятия Его органично входит в общую сквозную тему Ин. – тему противостояния света и тьмы. Тема получает завершение в 51 стихе: пребывание в слове Христовом, как участие в Его жизни, страстях и прославлении становится условием жизни и жизни вечной, а неприятие слова приводит к смерти. Тема получает разрешение в метафизической вечности.

Вход Господень в Иерусалим. Богослужение недели Вайи.

Вход Господень в Иерусалим, христианский праздник, посвященный воспоминанию входа Иисуса Христа в Иерусалим за неделю до Его страданий и крестной смерти, когда народ приветствовал Его как Царя. Входит в число Господских двунадесятых праздников. Празднуется в последнее воскресение перед Пасхой, в т. н. «неделю ваий» (baion) (Вербное воскресенье).

Содержание праздника

Вход Господень в Иерусалим описан во всех Евангелиях (Матфей 21:1-11; Марк 11:1-11; Лука 19:29-44; Иоанн 12:12-19). Христос, приближаясь к горе Елеонской, воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал Ему путь одеждами и древесными ветвями. Перед Господом, как перед царем победителем, народ нес пальмовые ветви и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! (псалом 117:26) Осанна в вышних!» Вспоминая это событие, Церковь видит в нем шествие Господа для принесения Себя в жертву за грехи мира, исполнение ветхозаветных пророчеств о царском служении Иисуса Христа (Бытие 49:1-12; Софония 3:14-19; Захария 9:9-14).

Особенности богослужения

Особенностью праздника Входа Господня в Иерусалим является освящение на Утрени, после евангельского чтения, ваий (финиковых, пальмовых ветвей) или верб. Отсюда название праздника – Неделя ваий, Цветоносная неделя или Вербное воскресенье; на Западе одно из названий – Пальмовое воскресенье.

Праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет ни предпразднства, ни попразднства, т. к. окружен днями Четыредесятницы и Страстной седмицы.

О. А. Крашенинникова. БЭКМ

История предательства Иуды.

Решение умертвить Иисуса Христа принимают первосвященники и фарисеи на совете после воскрешения Лазаря (Ин. 11:47-53). Предатель нужен был потому, что Христос днем был с народом и схватить Его было трудно, поэтому нужен был человек, который знал бы, где Он проводит ночь, чтобы взять Его без народа. Евангельское объяснения побуждения предательства Иуды:

· Ин.12:6 «Потому что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»;

· Мф. 26:15 «Что вы дадите мне и я вам предам Его» – т.е. корысть;

· Мк. 14:10-11 «И пошел Иуда Искариот к первосвященникам, чтобы предать Его им»;

· Лк. 22: 3-6 «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом...»;

· Ин. 13:2 «И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце иуде Симонову Искариоту предать Его...»

· Ин. 13:27 «И после сего куска вошел в него сатана, тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее».

Кончина Иуды– «И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:5)

Тайная Вечеря. Последовательность событий по четырем Евангелиям и ап. Павлу. Проблема хронологии тайной вечери по синоптикам и Евангелию от Иоанна, ее согласование (Мф. 26:17-29; Мк. 14:12-25; Лк. 22:7-30; Ин. 13:11-30).

Последовательность событий.По мнению еп. Кассиана, последовательность была таковой: 1) приготовление трапезы, 2) пасхальная трапеза, 3) умовение ног, 4) установление евхаристии, 5) выход Иуды, 6) прощальная беседа, 7) первосвященническая молитва.

По Синопсису: Тайная Вечеря (Иерусалим, Сионская горница, Четверг, 6 апреля 30 г.) Спор учеников о старшинстве, Умовение ног, Изобличение предателя; уход Иуды, Установление Таинства Евхаристии, Предсказание об отречении Петра и другие предостережения, Прощальная беседа с учениками и Первосвященническая молитва (Иерусалим, Сионская горница, Четверг, 6 апреля 30 г., вечер)

Проблема хронологии Тайной Вечери по синоптикам и Ев. от Ин. и ее согласование.Согласно синоптикам, Тайная Вечеря была Вечерей пасхальной, которая должна была совершаться вечером 14 ниссана. В то же время из свидетельства Ин. 18:28 («И они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху») можно с ясностью вывести, что пасха во время суда у Пилата только еще предстояла. Таким образом, по Ин., последняя Тайная Вечеря – 13 ниссана; распятие – 14 ниссана. По синоптикам – 14 и 15 ниссана соответственно. Возможные попытки согласования: во времена Христа закон субботнего покоя при совпадении Пасхи и субботы оставался в силе. Закон этот вступал в действие в пятницу вечером, следовательно, не допускал заклания пасхального агнца 14 ниссана вечером, если 14 ниссана падало на пятницу. Заклание в таком случае переносилось на предыдущий вечер, т.е. на 13 ниссана. Вкушение агнца могло иметь место как в день заклания, так и на следующий день, поэтому члены Синедриона могли вкушать пасху 14 ниссана, что было бы в согласии с указанием Ин. Несомненно одно: для носителей древнего предания Церкви противоречие, смущающее нас, очевидно, не существовало.

Место проведения Тайной Вечери согласуется с местом сошествия Святого Духа и называется по традиции Сионской горницей. Характер трапезы - безусловно пасхальный, на что указывают такие атрибуты трапезы, как: а) время (Лк. 22:7); б) омовение ног (Ин. 13); в) опускание руки Иуды в солило, т.е. взятие пищи руками (Мф. 22:23); г) воспевание псалмов, т.е. халлелов (Мф. 26:30 – «И воспевши, пошли на гору Елеонскую»). По толкования блаж. Феофилакта, спор о старшинстве во время Вечери произошел из-за указания Спасителя на то, что один из учеников предаст Его. Изобличение предателя, по мнению еп. Кассиана, уход Иуды с трапезы произошел после установления евхаристии (согласно Лк.) Об изобличении предателя рассказывают евангелисты Мф. (26:21-25), Мк. (14:18-21) - упоминание о блюде, в которое Иуда опустил руку вместе со Христом; Лк. (22:21-22, далее - спор о старшинстве) и Ин. (13:21-30) - упоминание о вопросе Иоанна-богослова и о знаке Симона-Петра; упоминание о подаче Господом обмокнутого куска Иуде, упоминание о том, что в Иуду вошел сатана; упоминание о том, что никто из возлежащих не понял, что происходит.

Наши рекомендации