Беседы на празднике кущей (Ин. 7-8).
«В 15-й день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней» [Конец сентября – начало октября по нашему времени]; далее: о веселии с ветвями красивых дерем, о праздновании в течение семи дней в седьмой месяц, о житии в кущах и аналогия с путешествием Израиля по пустыне.
Ин. 7:10-53; 8:12-59;
Учение Иисуса о том, откуда Он и кто Его послал (7:3, 27-29, 36, 41-42; 8:14)
«Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые ты делаешь... Но мы знаем, откуда Он; Христос же, когда придет, никто не будет знать откуда Он... Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен пославший Меня, Которого вы не знаете; Я знаю Его, потому что Я от Него и Он послал Меня... Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?.. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам по Себе свидетельствую, свидетельство мое истинно, потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду».
Тема посланничества Иисуса Христа - один из центральных в Ин. В беседе на празднике Кущей она приобретает особое занчение. По свидетельству Ин. (7:3) побуждение мытаря придти на праздник, обращенное к Иисусу, было вызвано неверием в Его мессианство. Неверие усугублялось также в среде народа знанием всей предыдущей жизни Иисуса, что, по их мнению, невозможно со Христом. К тому же Христос, как потомок Давида, должен был происходить из Вифлеема («Из Назарета может ли быть что доброе?») (Ин. 1:46). В устах Спасителя опровержение мнений фарисеев и народа приобретает форму строгого учения им догматического звучания. Знание Иисуса и знание, откуда Он, в противовес знанию Его происхождения из Назарета, необходимо понимать как опытное знание именно Его мессианства, основанное, прежде всего, на совершении Им бесчисленных чудес и исцелений и проповеди Евангелия Царствия. В словах Христовых о знании его народом это самосвидетельство делами и проповедью приобретает значение свидетельства об Отце и о Своем от Него посланничестве. Таким образом, незнание Христа и отвержение Его посланничества приобретает значение незнания Отца. Знание же Сыном Отца и посланничество первого последним является залогом Их единения. Это знание Сыном Отца и их единение становится в заключении этого тематического отрывка в словах Христовых условием и необходимой причиной самосвидетельства Христа о Себе. Кроме того, знание о Своем посланничестве и знание Отца становится в словах Христовых доказательством истинности Его самосвидетельства, ибо знание Сыном Отца и Своего мессианства есть не просто вера, возможная у людей, но опытное разделение с Ним жизни, любви, ответственности за человека и искупительного подвига ради спасения людей, таким образом, именно в перспективе предстоящих страстей и прославления необходимо понимать слова Христа о знании Им Своего пути.
Христос и закон (Ин. 7:15-17, 19, 22-23)
«И дивились иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю... Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Моисей дал вам обрезание, – хотя оно не от Моисея, но от отцев, и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?».
Тема «Христос и Закон» уже поднималась Спасителем в контексте Нагорной проповеди. Здесь она предстает перед нами в более мистическом смысле. В словах Христа о Его учении, т.е. Евангелии, последнее приобретает звучание и смысл, по сути тождественные с Законом. Причем, ради познания божественного происхождения Евангелия Христос предлагает опытный путь: творение воли Его, т.е. Пославшего = познание божественного учения Христова. Таким образом, творение заповедей закона является необходимым «педагогом» к принятию Евангелия. Вследствие этого «нетворение» закона, обличаемое Христом, является условием, в отрицательном смысле желания убить Христа за Его учение. Но, как видно из дальнейшего, учение Христа есть прежде всего учение о милосердии и о жертве. И в 22-23 стихах учение о милосердии и о жертве любви приобретает несравнимо большее значение, чем формальное исполнение дел закона. Здесь уместно вспомнить параллель: «Милости хочу, а не жертвы».