Высокая цена искренней хвалы
Существует цена, которую нужно заплатить, чтобы войти в хвалу и поклонение. Существует нечто, что должно коснуться нашей жизни. И для этого есть цена. Однако же каждый раз, когда мы приходим в церковь, мы встречаемся с тем, что я называю "жертвой Орны". Там может быть великолепная церковная служба, прекрасная музыка и хор. У пастора может быть превосходная проповедь. И так легко устроиться поудобнее на своем месте в церковном ряду и наслаждаться усилиями других. Но Бог повелел нам принести жертву хвалы.
Это означает, что это будет нам чего-то стоить. Мы сталкиваемся с фундаментальным вопросом. Примем ли мы "жертву Орны", или мы войдем в жертвоприношение хвалы?
Бог интересуется хвалой, которую мы даем Ему не только во время, когда кругом все хорошо. Он ждет хвалы, исходящей от нас во времена больших испытаний, трудностей, горя, болезней, демонического угнетения, искушения, трудностей во взаимоотношениях и финансовых проблем. Он все еще требует этого. Для Бога имеет огромное значение то, что мы приносим Ему эту жертву в трудное для нас время. Мы действуем в соответствии с принципом жертвы, и Бог доволен этим.
То, что хвала и жертва стоят чего-то, проиллюстрировано в скинии Моисея в пустыне. Перед вхождением первосвященника во Святое Святых для встречи с Богом он подходил к золотому алтарю воскурений непосредственно перед завесой. Священнику необходимо было воскурить фимиам на этом алтаре перед тем, как идти за завесу. Если он не делал этого, он мог быть убит в тот же момент.
Фимиам в то время был очень редким и дорогим. Он состоял из четырех ингредиентов, привезенных из различных стран, и был изготовлен уникальным способом. Никому не разрешалось повторять его состав в любых других курениях.
Бог требовал, чтобы эта жертва чего-то стоила. Это есть принцип, который удовлетворяет Бога, но это как раз то, чего мы стараемся избежать. Мы славим Господа с гораздо большей охотой, когда это легко для нас. Мы с готовностью даем Ему нашу хвалу, когда у нас все хорошо. Но Бога больше интересует наша реакция, когда мы проходим испытания в "огненной печи". Именно тогда Он требует жертву. И именно в этот момент к нам приходят величайшие искушения.
Обусловленность традициями
Нас учили отвечать Господу на основании чувств, а не веры. Но хвала - это акт воли. Мы будем славить Бога несмотря на то, что мы чувствуем. Давид говорил: "Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих". Иногда нужна действительно большая жертва для этого акта веры. Это именно тот момент, когда наши чувства и наша воля вступают в конфликт.
В одной из многих книг, написанных о пробуждении на улице Азуза в 1906 году, автор описывает начало классического пятидесятничества. В этой книге описываются культурные традиции, взращенные в этом пятидесятническом движении. Они не были оформлены в определенное учение, но тем не менее переходили из одного поколения в другое. Автор утверждает, что пятидесятники не говорят на языках, пока их не будет что-то "побуждать". Они не входят в хвалу и поклонение без того же "побуждения".
Если это правда, то это значит, что многие пятидесятники верят, что говорение на языках - это функция больше эмоций, чем воли. Это неправильно. Говорение на языках - это акт нашей воли. Это также неправильно в отношении хвалы и поклонения. Мы славим Бога не только тогда, когда чувствуем побуждение, но мы славим Господа во всякое время. Многим из нас нужно преодолеть эту традицию. И дьявол знает, как использовать все наши культурные традиции в своих целях.
Часто я сидел на церковных служениях и наблюдал, как лидер музыкальной группы или пастор на сцене подбадривали всех встать, хлопать в ладоши и поднимать руки во всеобщем поклонении. Если я не чувствовал, что мне хочется этого, я возмущался усилиями ввести меня в служение. Я стоял посреди собрания с опущенными руками, говоря самому себе: "Я не буду лицемерить. Я не чувствую желания славить Бога, поэтому я не собираюсь это делать".
Я был в рамках традиции, при которой вы не славите Бога, пока Дух Святой не будет побуждать вас для этого и вы не будете чувствовать это внутри себя. Я спорил сам с собой, говоря: "Терри Ло, ты не будешь лицемером. Ты не чувствуешь желания славить Бога, поэтому не славь Его. Будешь славить тогда, когда у тебя будет на это желание". Так много раз я терял благословения Божии, потому что был заключен в тюрьму своими собственными чувствами, вместо того, чтобы действовать свободно в соответствии со своей волей.
Другая проблема во многих харизматических церквах заключается в том, что люди "вовлечены" в хвалу и поклонение только внешне, так что остается только видимость. Люди поднимают руки, говорят правильные слова, употребляют необходимые выражения хвалы и поклонения, в то время как их мысли витают где-то далеко. Их внимание не направлено на Господа, но все еще поглощено событиями жизни.
Дисциплинированы для хвалы
Частью жертвы хвалы является направление наших мыслей к Господу. Наша воля буквально захватывает наш разум и фокусирует наше внимание на Слове и на Господе. Это требует жертвы, то есть определенных усилий с нашей стороны. И это должно происходить во время нашей повседневной жизни и каждый раз, когда мы входим в дом Господень.
Один стих из Псалмов всегда интриговал меня. В Псалме-102:2 Давид сказал: "Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его". Давид обращается к своей душе. Он приказывает ей: "Душа! Благослови Господа!" В этом суть жертвы хвалы. Каждая церковь нуждается в постоянных учениях о том, как приносить эту жертву хвалы.
Когда церковь научена дисциплине жертвоприношения, тогда люди знают, что, собираясь вместе, они входят в дом Божий, чтобы славить. Нет необходимости вдохновлять их гимнами или сложной хоровой музыкой. Они приняли решение прийти в дом Божий и принести жертву. Когда это становится общим настроем церкви, Дух Господень сходит на собрание людей и они поднимаются в хвале и поклонении, готовя себя для чудес.
Хвала высвобождает чудеса
Жертва хвалы похожа на ключ зажигания в автомобиле, который запускает двигатель. С поворотом ключа двигатель заводится, и машина начинает движение. Точно так же благословения Господни сходят на Его народ. Жертва приносит чудеса. Когда мы желаем принести жертву, мы прилепляемся непосредственно к чудодейственной силе Бога.
Я знаю, что, когда я стою перед аудиторией и люди открыто и всем сердцем начинают хвалу Господу несмотря на свои чувства, мы увидим чудодейственную силу Бога. Будут исцеления больных. Люди будут избавлены от гнетущих их злых духов. Взаимоотношения будут исцелены. Финансовые проблемы разрешатся. Все это обязательно произойдет. Это принцип жертвы, включающий чудодейственную силу Божию.
Когда я веду аудиторию, чтобы принести жертву хвалы, в моем сердце возникает невероятная вера. Я подошел к такому моменту своей молитвенной жизни, что моя молитва веры имеет большие ожидания. Когда я слышу жертву хвалы от других людей, я уверен без тени сомнения, что увижу чудеса. Никогда, ни в каком чудесном служении, которое я проводил, не было недостатка исцелений или проявлений Божьей силы, когда люди приносили искреннюю жертву хвалы.
Акт воли
Снова хочу подчеркнуть, что хвала - это жертва, которая запускает чудеса. Бог сотворил нашу волю свободной, то есть у нас есть возможность выбирать свой собственный путь. Давая нам право выбора, Бог шел на риск, так как мы можем сделать неправильный выбор. Нам дана возможность слушать Бога или дьявола. Нам дано разрешение отражать атаки сатаны Словом Божьим. Но выбор, чтобы сделать это, остается за нами.
Жертва благодарения или жертва хвалы - это выбор каждого верующего, относящийся к акту нашей воли. Он непосредственно относится к силе нашего свободного волеизъявления. Вот почему жертва хвалы является фундаментальной в жизни верующего.
Ты не можешь быть успешным христианином без осознания значения твоей воли в принесении жертвы благодарения и хвалы. Левит-22:29 гласит: "Если приносите Господу жертву благодарения, то приносите ее так, чтоб она приобрела вам благоволение".* Даже под законом Бог установил правила благодарения. Когда Израилю было сказано приносить жертву благодарения, Бог особо подчеркивал: "Вы будете приносить ее по своей собственной свободной воле".
У них не было выбора в некоторых вещах, которые Бог повелел им делать. Но когда дело касалось благодарения, Бог обращал их внимание на то, что они должны включать сюда свое свободное волеизъявление.
*В англ. Библии King James Version - "... приносите ее по своей собственной воле". - Прим. переводчика.
В том, что мы славим Бога по своей собственной воле, есть нечто, что радует сердце Отца. Он ждет жертву, живую жертву. Это делает нашу жизнь святой, угодной в Его очах. В христианской жизни мы уверены в том, что нас ждут испытания, так же, как мы уверены в смерти или налогах. Они придут обязательно. В момент, когда кажется, что непреодолимые обстоятельства обступили нас со всех сторон, приходит приглашение от Бога войти в жертву хвалы.
Не позволяй дьяволу сделать тебя бесчувственным и равнодушным. Не позволяй ему отвернуть тебя от Отца. Он будет наполнять твой разум негативными мыслями. Он сделает все возможное, чтобы возвести твердыни внутри тебя. Но именно в этот момент жертва благодарения и хвалы взорвется в твоем духе и поведет тебя к чудодейственной силе Бога.
Когда не стало моей жены Джен, мой Бог научил меня этому принципу. Мое сердце ныло. Я был переполнен горем. Равнодушие и жалость к самому себе начали постепенно просачиваться в мою жизнь. Дьявол говорил: "Бог так жестоко поступил с тобой. Как мог любящий Бог позволить всему этому случиться?" Меня бомбардировали дьявольские мысли и твердыни, стараясь потопить мой духовный корабль. Я подошел к моменту одного из самых важных решений в моей жизни.
Я опустился на колени для молитвы, и слова мои звучали как в пустоте. Дьявол сидел у меня на плече и шептал мне в ухо: "Терри Ло, ты лицемер. Как можешь ты славить Господа, когда внутри тебя такая боль?" Мне пришлось принять фундаментальное решение. Слова Давида из Псалма-33:2 пришли ко мне в этот момент: "Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих".
Я сделал свой выбор. Я сказал: "Дьявол, я буду благословлять Господа и я приказываю тебе закрыть рот. Я приказываю тебе оставить мои мысли в покое. Я собираюсь славить Господа. Ты можешь послушать, если хочешь, но я все-таки сделаю это". И затем я вошел в хвалу.
Ничего не произошло внезапно. В действительности прошло два часа, прежде чем я что-то почувствовал. Понадобилось два часа на бесплодную хвалу. Без эмоций, без чувств, без слез, без ощущения Бога или Его присутствия. Но я сказал: "Я буду приносить жертву". И тогда наступил момент, когда в моем духе произошел взрыв. Присутствие Божие заполнило комнату. И Бог ввел меня в принципы жертвы хвалы.
Я знаю без тени сомнения, что Бог сделает нечто удивительное в твоем сердце, если ты войдешь в то же жертвоприношение. Я знаю, что ты увидишь чудо. Я знаю, что внутри тебя поднимется вера намного больше той, которая была раньше. Но ты должен сделать свой выбор. Сделай его сегодня. Давайте приносить Богу жертву хвалы постоянно.
11. Хвала и исповедание
Классическим стихом, говорящим о жертве хвалы в Новом Завете, является Евр.-13:15: "Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его".
В Расширенном Переводе Библии на английском языке этот стих гласит: "Итак, будем чрез Него постоянно и во всякое время приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, с благодарностью произносящих и исповедующих и прославляющих имя Его".
Просматривая этот стих в других версиях перевода Нового Завета, я сделал интересное открытие. Последняя часть этого стиха в Американской Стандартной Версии звучит так: "...-то есть, плод уст, исповедующих имени Его". В Версии Беркли Нового Завета переведено: "... что есть плод уст, исповедующих во имя Его".
Тщательное рассмотрение греческого оригинала показывает, что слово "прославляющих" в русской Библии является переводом греческого слова homologeo. Это слово в буквальном переводе во многих местах Нового Завета звучит как "исповедовать". Следовательно, последняя часть этого стиха правильно звучала бы так: "...-то есть, плод наших уст, исповедующих имени Его". Это является решающим уточнением в этом очень важном стихе о хвале и поклонении.
Автор Послания к Евреям говорит нам, что во Христе мы должны постоянно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, исповедующих имени Его. Таким образом, жертва хвалы в этом стихе отождествляется с плодом наших уст. Это то, что мы делаем с помощью слов. Жертва хвалы должна содержать звучащее обращение к Богу. Тогда такая жертва хвалы становится исповеданием Его имени.
Что же это означает? Слово homologeo в Толковом Словаре Слов Нового Завета У.И.Вайна объясняется так: "говорить то же самое, соглашаться; исповедовать, провозглашать, исповедовать через признание своей вины; исповедовать или провозглашать открыто, говоря об этом свободно, когда такое исповедание является результатом глубокого осознания под действием фактов; исповедовать через празднование с хвалой".
Здесь мы имеем откровение связи между Новозаветным исповеданием и жертвой хвалы. Очень немногие христиане осознают то место, которое занимает исповедание в учении Нового Завета. Иисус провозгласил в Матф. 10:32: "Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным". Понятие исповедания также упоминается в Римл.10:9,10, 1-Тим.-6:12 и Евр.-3:1.
Почти всегда, когда произносится слово "исповедание", люди думают об исповедании грехов, прегрешений и проступков. Это негативное значение этого слова. Но с позитивной стороны оно означает исповедание нашей веры в Слово Божие. И в данном случае именно в позитивном значении употреблено слово "исповедание" автором Послания к Евреям. Исповедание - это когда мы произносим своими устами то же самое, что Бог сказал в Своем Слове. Это буквально означает, что слова наших уст соглашаются с написанным Словом Божьим.
В Псалме-115:1 Псалмопевец говорит: "Я веровал, и потому говорил". Павел использует это в своем учении во 2-Кор.-4:13: "Но, имея тот же дух веры, как написано: "я веровал и потому говорил", и мы веруем, потому и говорим".
Это является процессом исповедания. Если вера движется в нашей жизни, она должна найти способ выражения себя. Слова наших уст выражают веру и дают жизнь ее действию внутри нас. Вера, которая не говорит, является мертворожденной.
Мы говорим то, во что верим
Писание открывает, что существует непосредственная связь между нашими устами и нашим сердцем. В Ев. от Матф-12:34 Библия говорит: "от избытка сердца говорят уста". Что бы ни находилось в нашем сердце, это найдет способ выражения себя через наши уста. Вы не сможете отделить одно от другого. Уста, наподобие водопроводного крана, изливают то, что уже находится внутри наших сердец.
Если наше сердце наполнено Словом Божьим, если мы стоим в вере на том, что говорит Слово Божие, тогда эта вера будет выражена нашими устами. Но, с другой стороны, если мы наполнены неверием и страхом, если мы связаны твердынями дьявола, тогда это отразится в том, что мы будем говорить нашими устами.
Когда сатана атакует нас, он делает это с помощью мыслительных бомб. Он стремится установить твердыню в нашей жизни через мыслительный процесс. Он хочет, чтобы его злые мысли заполонили наше сердце. Он хочет, чтобы эти мысли поселились внутри нас. Он хочет, чтобы мы поверили в них, размышляли над ними и приняли их. Конечная цель дьявола - завладеть нашими устами.
Именно уста являются центром духовной войны во вселенной. И если сердце в плену, сатана знает, что наши уста будут говорить от избытка нашего сердца. Если он имеет контроль над устами, тогда и верующий под его контролем. У него есть возможность запускать свои ракеты сплетен, мести, разделения, ненависти, страха, лжи и т.д. Делая это, он накрепко устанавливает свои твердыни в нашей жизни.
Чем больше наши уста исповедуют присутствие твердыни, тем больше эта твердыня захватывает и контролирует нас изнутри. Болезнь завладевает нами точно таким же образом.
Римл.-10:8-10 говорит об участниках исповедания. Обратите внимание, когда уста и сердце появляются в этих стихах (слова выделены мной):
8 Но что говорит Писание? "Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем", то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься;
10 Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению".
В стихе-8 Павел упоминает сначала уста, а затем сердце. В стихе-9, опять же, сначала уста, затем сердце. Но в стихе-10 порядок изменен, и теперь сердце упоминается сначала, а затем уста. Это иллюстрирует очень важный принцип Писания. Когда мы берем Слово Божие и применяем его против атаки дьявола, реальность сатанинской твердыни очевидна. Если эта твердыня - болезнь в нашем теле, то нам необходимо противопоставить Слово Божье этой болезни.
В соответствии с образцом, описанным в этих стихах, для успешного противостояния болезни мы должны вложить Слово Божие в свои уста как акт собственной воли. Исповедуя это, или, другими словами, говоря то же, что и Бог говорит в Своем Слове, мы принимаем это своим сердцем. Чем чаще мы исповедуем это своими устами, тем крепче это утверждается в нашем сердце.
Мы верим в то, что говорим
Затем приходит время, когда сердце откликается на то, о чем все это время говорили уста. Сердце начинает верить исповеданию наших уст. Наступает момент откровения ремы, и сердце верит в то, что говорят уста. Тогда уста в самом деле выражают то, чем наполнено сердце. Этот процесс необходим для преобразования сердца. Исповедание того, что говорит Слово Божье, необходимо для преобразования нашего ума.
В еврейском языке фраза "выучить на память" звучит как "выучить устами". Это самый лучший способ выучить что-либо наизусть*. Я помню некоторые стихи, которые я должен был выучить в школе. Я повторял их снова и снова, произнося их вслух до тех пор, пока не выучивал их на память.
Это и есть процесс исповедания. Если бы кто-либо спросил у вас таблицу умножения, вы смогли бы рассказать ее, потому что будучи ребенком вы проговаривали ее снова и снова, пока она не стала частью понимания в вашем разуме.
То же случается и со Словом Божьим. Каждый раз, когда нас атакует дьявол, мы идем к Слову Божию и начинаем его исповедовать. Конечно же, это борьба. Слово Божие говорит то, что противоречит нашим чувствам. Они будут говорить нам, что это невозможно и что Слово Божие не может являться истиной.
*Кстати, русское "наизусть" также содержит слово "уста", а еще точнее - сочетание "из уст". В современном языке это первоначальное значение уже утратилось. Английское же выражение "to learn by heart" дословно переводится как "выучить сердцем". - Прим. переводчика.
Но сам процесс исповедания требует, чтобы мы сопротивлялись своим чувствам и говорили то, что было бы в согласии со Словом Божьим. Рано или поздно борьба закончится, и тогда для нас станет естественным говорить своими устами в точности то же, что Бог говорит в Своем Слове.
Сущность исповедания такая же, как и в жертве хвалы. Исповедание в этом контексте становится скорее актом воли, чем актом чувств. Жертва хвалы - это исповедание Имени Иисуса. И жертва хвалы, и исповедание Имени Иисуса исходят из акта воли. Чувства не могут диктовать нам условия. Наши чувства колеблются и уводят нас от истины Слова.
Есть люди, которые позаимствовали истину исповедания в Писании и извратили ее. С таким подходом легко внедряться в разум с материальными вещами. Эмиль Куи говорил своим последователям, чтобы они ежедневно повторяли: "Каждый день все мои дела идут все лучше и лучше". Некоторые используют учение исповедания таким образом, как будто Бог - это космическая кукла, которая реагирует всякий раз, когда мы дергаем Его веревочку.
Отношение к исповеданию должно быть подчинением воле Бога и Писанию. Мы можем исповедовать только то, что написано в Слове Божьем, что является выраженной волей Бога для нас. В нашем исповедании нас должен вести Дух Божий, так чтобы это исповедание могло стать живой ремой.
В Римл.10:10 Павел говорит: "Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению". Предлог "к" показывает движение или прогресс. Другими словами, мы, прогрессируя, движемся к различным элементам нашего спасения, если продолжаем произносить правильное исповедание своими устами. Чтобы понять, что это означает, мы должны понимать значение термина "спасение".
В Новом Завете греческий глагол sozo обычно переводится словом "спасать". Но значение этого глагола идет намного дальше просто прощения грехов, подразумеваемого многими из нас под этим словом. Тщательное исследование этого термина в Новом Завете показывает, что оно имеет много разных значений.
Всеобщий эффект спасения включает в себя и наше избавление от злых духов, а также исцеление нашего тела и воскрешение из мертвых. Фактически, это суммирует все преимущества, предусмотренные для нас в смерти Иисуса Христа на кресте.