Человек сотворен для поклонения
Естество человека неразрывно связано с поклонением, это часть его природы. Выбор не в том, будет ли он поклоняться, а в том, кому он будет поклоняться. В Писании Бог требует поклонения Себе. Он не будет делить наше поклонение с кем-либо или чем-либо другим.
Когда дьявол старался искушать Иисуса в пустыне, он говорил: "Все эти царства мира дам Тебе, если падши поклонишься мне". Иисус отвечал так: "Отойди от Меня, сатана; ибо написа-но: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Матф.-4:10).
Это место Писания наглядно показывает великий принцип поклонения. Чему бы мы ни поклонялись, в конце концов мы будем этому служить. Чем больше мы поклоняемся чему-либо или кому-либо, тем больше возрастает наша преданность и тем больше мы начинаем походить на объект нашего поклонения.
Поклонение заложено в нашем естестве. Мы не можем изменить нашу природу. Наша природа требует, чтобы мы поклонялись. Выбор только в том, будем ли мы поклоняться Богу или кому-либо/чему-либо другому. Если мы окинем взглядом прошлое столетие, мы увидим, что человек поклонялся многим вещам вместо Бога. Он поклонялся деревянным идолам, он поклонялся своим физическим увлечениям, он поклонялся деньгам и собственности, он поклонялся политическим лидерам и ложным религиям.
Конечно же, всякое ложное поклонение диктуется и контролируется сатаной. В сущности, когда мы поклоняемся неправильным вещам, мы на самом деле поклоняемся дьяволу.
В истории о женщине у колодца, описанной в Ев. от Иоанна-4, мы имеем классический пример поклонения. Иисус пошел со своими учениками в Галилею. Путь их пролегал через один из городов Самарии. Они подошли к колодцу Иакова, находящемуся за городом, где Иисус сел передохнуть, пока ученики ходили в город за пищей. Иисус был удивлен, увидев женщину, идущую почерпнуть воды из колодца в жаркий полдень. Все другие женщины города ходили за водой рано утром. Иисус начал разговор с этой женщиной.
Как оказалось, она имела пять мужей, и тот мужчина, с которым она жила в данный момент, не был ее мужем. Было видно, что в ее духе находилось страстное желание. Иисус знал, что не ее развращенность была причиной такого желания. На самом деле ее дух стремился к Богу, у нее было страстное желание поклонения. Поэтому Иисус повел разговор о поклонении.
Иисус знал, что было недостаточно осудить эту женщину за ее аморальное поведение. Он должен был удовлетворить нужду, находящуюся глубоко в ее духе, поэтому Он и сказал ей в Ев. от Иоанна-4:23: "Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе".
Это удивительный факт, что Бог ищет людей для поклонения Себе. Сам факт, что можно поклоняться Богу, дает неограниченные возможности для каждого из нас. Тот факт, что великий Бог вселенной нуждается в поклонении смиренных существ, даже трудно охватить разумом.
Поклонение в духе и истине
Обратите внимание на фразу "в духе и истине". "В истине" означает полную открытость и честность перед Богом, когда мы ничего не прячем от Него. Это подразумевает освещение всей нашей жизни Божественным прожектором Его Святого Духа. "В духе" относится к части полноты человеческой личности.
В 1-Фессал.-5:23 Писание говорит о человеке как о триедином существе, состоящем из духа, души и тела. Тело человека сообщается с окружающим его миром посредством пяти органов чувств. Его тело ощущает мир. Душа человека ощущает себя. Дух человеческий ощущает Бога. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Единственным видом поклонения является поклонение через дух. Поклоняются не тело и не душа, а дух.
Те, кто является истинным поклонником, несут свой дух навстречу Богу и делают это в соответствии со Словом Божьим. Павел говорит в Ефес.-5:18: "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом". Исполнение Духом неизбежно ведет к поклонению. Это страстное желание внутри человеческого духа ведет одних людей к пьянству, тогда как других - к Богу.
Когда Иисус начал разговор с женщиной у колодца, она всячески старалась уйти от предмета разговора. Она пыталась увести разговор в сторону, говоря о национальном вопросе между иудеями и самарянами. Иисус возвратил ее к предмету поклонения. Она заговорила о происхождении колодца и о том, как этот колодец достался им от Иакова, но Иисус опять возвратил ее к поклонению.
Когда Иисус говорил о живой воде, она подумала, что Он имеет в виду физическую воду, и попросила обеспечить свою естественную потребность в воде. Тогда Иисус заговорил о ее муже. В конце концов, она пыталась снова увести разговор в сторону обсуждением определенного пророчества. Иисус вновь возвратил ее к поклонению.
Это классический тест для каждого из нас. Некоторые из нас обсуждают расы и национальности, другие обсуждают церковные здания, третьи обсуждают естественные потребности или пророчества. Мы делаем все, что только можем, чтобы уйти от предмета нашего обсуждения, каким является поклонение.
Иисус противопоставил той женщине такое утверждение: "Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе". Час поклонения Богу уже настал. Не вчера или завтра, но сейчас. Нам не нужно ждать воскресенья. Нам не нужно ждать того времени, когда мы займем свое место на скамейке в церкви. Бог доступен нам в любое время.
Очень трудно описать, что представляет собой поклонение. Намного легче описать то, что оно производит. В поклонении мы совершаем поклоны, становимся на колени, мы даже можем лежать ничком на своем лице, однако же ни поклоны, ни коленопреклонения, ни лежания ничком не делают полонение тем, чем оно является на самом деле.
Поклонение - это наше ответное действие на взаимоотношения с Богом, но такое взаимоотношение - это нечто очень личное, и крайне трудно объяснить другому человеку, чем это является для тебя. Поклонение подразумевает общение. Оно подразумевает личное откровение Бога определенной личности. Но в основном это излияние внутренних мыслей Богу, часто сопровождающееся эмоциональными и выразительными движениями тела. Но всегда мы должны помнить, что почти невозможно описать словами те внутренние чувства и ощущения, которые вызывает взаимоотношение. Как сказал один древний шотландец, "лучше чувствовать это, чем говорить об этом".