Ii. организация молодежного служения в русской православной церкви
Человечество всегда понимало необходимость особого внимания к людям молодого поколения. При этом главное внимание уделялось системе образования молодого человека. В Православной Церкви понятие "образования" связывается со словом "образ". Бог сотворил человека "по Своему образу и подобию". Образ Божий был разрушен и потемнен грехом. Восстановление "образа" и есть главная цель христианского аскетического подвига. "Будьте подражателями мне как я Христу" (1Кор. 11, 1) - возвещает святой Апостол Павел, призывая верных к восстановлению и усовершению в себе Божественного подобия, указывая на Священнейший Образец совершенства новых человеков, воссозданных, обновленных искуплением" (Свт. Игнатий Брянчанинов).
В православной традиции указывается на необходимость одновременного образования ума и сердца человека. "Свет одного научного образования без истины Христовой есть свет луны без солнца. Свет холодный, безжизненный", - писал Святитель Московский Филарет (Дроздов). В образовании человеческой личности участвует сам человек, Божий Промысел, Церковь и человеческое сообщество.
В тесной связи с образовательным процессом находится процесс воспитания, под которым мы понимаем целенаправленные действия общества, направленные на всестороннее развитие человека. Воспитание включает в себя два основных момента: обучение и общение.
Жизнь и воспитание молодого человека в прежние века проходила в Церкви, в учебном заведении и в семье. Семья, как малая церковь, способна была всячески содействовать развитию личности в традициях христианского благочестия.
В настоящее время семья переживает глубокий кризис. Глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Развитие цивилизации освободило участников семьи от необходимости жесткой интеграции для поддержания физического существования. Семейный союз превратился в поле брани между супругами, родителями и детьми.
Освободившись от обязанностей в семье, по хозяйству и не приобретая обязанностей по содержанию собственной семьи, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебным процессом. По данным социологических исследований за последние сто лет этот потенциал возрос в десятки раз.
Молодежи всегда было свойственно два ведущих стремления: к учению и к общению. Если современное общество в той или иной степени способно управлять учебным процессом юных граждан, то свободное время сейчас все больше переходит под контроль асоциальных структур. Шоу-бизнес, выпуск печатной и видеопродукции, компьютерные программы, сеть "Интернет" пропагандируют насилие, цинизм, вседозволенность, превращая молодого человека в раба страстей, похотей, сиюминутных желаний. В таком безумном времяпрепровождении как нигде удается замысел врага обезличить человека, унизить в нем божественный образ и поработить греху.
Психологическая природа молодого человека диалогична. В подростковом и юношеском возрасте потребность в личностном общении со сверстниками становится насущной потребностью. Все жизненные явления подросток и юноша рассматривает через призму общения со своими друзьями.
Потребность молодежи в общении активно используют дельцы шоу-бизнеса и наркоиндустрии, говоря молодым людям: "Приходите к нам, вы нам нужны, общайтесь с нами и у нас". Человек чувствует, что к нему проявляется интерес, он нужен, востребован. Он слишком поздно понимает, что проявленное к нему внимание со стороны массовой культуры было необходимо только для того, чтобы он отдавал материальные ценности. Что такие средства общения, как наркотики, разрушают в нем личность. А те ценности, которые он выбрал, делают его жизнь бессмысленной и пустой. Когда он это осознает, то уже перестает быть молодым человеком. Ибо молодость - это состояние души, готовой к преображению во Христе. Утратив эту готовность, человек оказывается на краю пропасти. Волна суицидов, маргинализация и криминализация современного молодого поколения - это плата общества за невнимание к потребностям молодежи к ее интересам и сущностным основам ее жизни.
Православная Церковь способна проявить подлинную заинтересованность в судьбе молодых людей и потребность в каждом человеке как в личности, свободно ищущей Христа. "Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя" (Гал. 5, 14). Православная Церковь способна дать человеку высшую возможность общения - евхаристическое общение. Православная Церковь способна наполнить, напитать бытие человека подлинным смыслом.
В настоящее время Русская Православная Церковь, пережившая долгие десятилетия гонений и несвободы, восстанавливает свои структуры. Сделаны большие шаги в формировании системы богословского образования, в организации духовно-просветительской работы.
Сегодня назрела еще одна потребность церковного служения - в организации свободного времени, досуга человека.
Духовное образование не является исключительной прерогативой православных школ и учебных заведений. Поэтому, говоря о православном образовании, необходимо иметь в виду все стороны жизни молодого человека. А это, собственно, есть и обучение, и общение. Общение в непосредственном своем значении и в том смысле, что для молодого человека всякая деятельность является частью его диалога с окружающими.
Обучение большей частью происходит в школе, а общение - вне школьных стен. Но ведь это две стороны воспитательного процесса. Хорошо, когда школа способна в полноте охватить обе эти стороны. Но это не главная задача школы.
Организовать общение молодых людей есть непосредственная задача приходской общины.
В воспитательном процессе обучение и общение тесно сопряжены между собой. Реалии современной церковно-приходской жизни говорят о различных возможностях в области православного воспитания:
1. Организация обучения и общения детей на приходе.
2. Организация только религиозного обучения в рамках воскресной школы.
3. Привнесение элементов религиозного обучения в общеобразовательные школы.
4. Организация общения для молодежи, обучающейся в церковных учебных заведениях.
5. Организация общения на приходе для детей, обучающихся в общеобразовательных школах и иных учебных заведениях.
6. Организация на приходе обучения в православном учебном общеобразовательном заведении.
7. Организация общения детей из православной школы и воскресной школы с детьми из светских школ, а также общения воцерковленной и стремящейся к воцерковлению молодежи.
Какая бы из представленных возможностей не имела места, все они должны осуществляться на основе соборной приходской жизни.
Церковный приход должен уделить особое внимание возможности организовать общение молодых людей. Общение, в котором молодежь могла бы, в первую очередь, обрести реальный опыт церковной жизни, выразить себя в диаконическом служении, найти благочестивых друзей.
Освящение всей жизни молодого человека в том и состоит, чтобы все пути его были пред Господом. "Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд" (Еккл. 11, 9).