Он принес себя в жертву живую
Когда человек полон решимости исполнить Божий призыв, Всевышний приводит в действие Свою механику. Возможно даже, что происходит это тихо и незаметно для окружающих, становясь очевидным разве что потом, когда взглянешь на события, поднявшись на высоту.
Когда Уильям Кэри был охвачен рвением сделать весь мир своим приходом, четверо благочестивых людей приняли на себя заботу о всех его материальных нуждах, а также бремя непрестанной молитвы за успех его миссионерского служения в языческих странах, куда он нес свет Евангелия. Одним из этой четверки верных последователей Христа был Сэмюэл Пирс. Его, имевшего большой пасторат в английском городе Бирмингеме, признавали также «князем» среди проповедников и «баптистским Брэйнердом».
В отличие от тех, кто оказывал ему такую необходимую поддержку, Уильям Кэри известен достаточно хорошо. Пирс, Фуллер, Сатклиф и Райленд, несомненно, были до конца верны своему обещанию помогать ему. И пока Кэри находился, по сути, на их иждивении, его миссионерский труд был хорошо представлен на его далекой родине. Но когда они один за другим ушли из этой жизни, чтобы войти в Божий покой, и на их место были назначены другие, возникли серьезные разногласия между миссионерами в Индии и той организацией, в обязанности которой входила поддержка миссионеров, несущих свое служение вдали от родины. И понятно, что по этой причине их трудности возросли.
Пирс неоднократно выражал горячее стремление присоединиться к Кэри в Индии, но комитет, собравшийся после дня поста и молитвы, не утвердил предложенного кандидата в миссионеры. Члены комитета считали, что он гораздо нужнее у себя на родине, чтобы и молиться за миссионеров, и всенародно ходатайствовать о необходимости поддержать их тяжелый труд. Однако давайте познакомимся с началом жизненного пути этого в высшей степени преданного христианина.
Сэмюэл Пирс родился 20 июля 1766 г. в Плимуте, на юге Англии. Его отец был серебряных дел мастером, дело которого процветало. Еще в младенческом возрасте Сэмюэл лишился матери, умершей во время родов, и поэтому его взяли на воспитание в дом деда, горячо привязавшемуся к осиротевшему внуку, никогда не отличавшемуся крепким здоровьем. Между восьмью и десятью годами мальчик вернулся в дом отца, который к тому времени снова женился. Желанием отца было, чтобы Сэмюэл стал ему верным и надежным помощником и продолжил семейное дело.
Случилось так, что когда С. Пирсу было около шестнадцати лет, в церковь, которую он посещал, приехал проповедовать молодой студент и служитель Исайя Бэрт. О пережитом им спасении после того, как он слушал этого молодого проповедника, Сэмюэл рассказывает:
Думаю, что немногие обращения были более радостными. Перемена произошла в моих взглядах, чувствах, поведении, и это было так очевидно для меня самого, что я мог больше не сомневаться в том, что все это исходило от Бога, а не от моего «я». Я имел свидетельство в себе и был наполнен миром и радостью, которые невозможно описать.
Вот как биограф С. Пирса характеризует глубину и силу стремительного перелома, произошедшего в его душе: «Все развлечения не знавших Бога приятелей утратили для Сэмюэла какой-либо смысл. Все, что прежде влекло его к ним, его больше не привлекало. Теперь он всецело являлся военным трофеем Христа, пленником, приведенным в убежище Божьей воли, и в своем новом плену он чувствовал себя свободным». Сэмюэл пишет своему духовному отцу:
Никогда не забывайте меня. Молите Бога, чтобы Его воля всегда оберегала меня от вялого тления, от духа Лаодикии. Пусть моя любовь к распятому Спасителю горит, не угасая! Религия делает нищего выше царя! Что может сравниться с блаженством христианина — спокойного, солнечного сияния души и сердца, исполненного радости? Ничто. Ничто.
Сэмюэлу предстояло возрастать в церкви, на которую прежде обрушились великие испытания. Некоторые были брошены в тюрьмы, а затем изгнаны. Один из таких заключенных говорил: «Неделя в тюрьме полнее раскрывает душу человека, чем месяц в церкви».
Юноша не был допущен к проповедованию, поскольку лишь 19 членов церкви проголосовало за него. Окружающим было совершенно очевидно, что этому мальчику следовало продолжить образование, и благодаря давнишним дружественным связям плимутской баптистской церкви с бристольским педагогическим обществом, Сэмюэл Пирс был направлен на учебу в Бристоль. Там он познакомился с Робертом Холлом, который ранее тоже был студентом в этом городе.
Об этом времени в письме к эдинбургскому студенту-медику С. Пирс рассказывал так:
Я надеюсь, что вы будете осторожны в выборе близких друзей. Вы несравненно больше получите, проведя полчаса в общении с Богом, чем от дружбы со всеми студентами колледжа.
Пирс в своих молитвах объединялся с некоторыми другими горячими приверженцами Иисуса Христа. В этом стойком и преданном христианине все, слышавшие его проповеди, отмечали незаурядный ум и высокие способности.
Когда пришло время оставить колледж, Сэмюэла не покидало чувство, будто он покидает безопасную гавань, чтобы выйти в открытое море. Вот что он писал об окончании колледжа:
Я с сожалением оставляю учебу, чтобы отправиться в плавание, такой неопытный и неискушенным, по бушующему океану жизни, где шквалистые ветры и ревущие валы неизбежно обрушиваются на дрожащего путника.
Еще будучи студентом в Бристоле, С. Пирс получил счастливую возможность слушать проповедь о рабстве бывшего уже в преклонных годах Дж. Уэсли. Тот вечер навсегда остался у него в памяти. В зале собрались знать и простолюдины, богатые и бедные. «Примерно в середине служения, — писал Уэсли в своем дневнике,— когда зал, внимавший проповеди, застыл в полной тишине, вдруг неожиданно для всех поднялся невообразимый шум, и все собрание буквально взорвалось, подобно молнии. Невыразимый ужас, смятение охватили присутствующих. Сравнить происходящее можно было разве только с паникой в городе во время сильной бури. Люди в неистовстве кидались друг на друга; скамьи почти все были сломаны; каждый девятый-десятый из находившихся там поддался всеобщему смятению. Примерно через шесть минут буря улеглась так же неожиданно, как и началась. Все вокруг казалось спокойным, и я, не прерываясь, продолжил». На памяти Уэсли не было более странного случая, и он относил его к возможному сатанинскому влиянию. «Чтобы,— сказал проповедник,— его царство устояло».
Многие души были завоеваны для Бога за время пасторского служения Сэмюэла Пирса, но это не значило, что он избежал пророческого предостережения Христа, данного Им Своим ученикам: «...Все, желающие жить благочестиво во
Христе Иисусе, будут гонимы». Всвоем усердии сохранить чистоту церкви он прибегал к дисциплине, бдительности и постоянству в призыве к освящению и служению, что не слишком хорошо принимали его прихожане. На протяжении шести месяцев мир в церкви был нарушен противниками такой линии пастора. Многие осуждали и порицали его, и пришел день, когда двое из его особенно активных оппонентов были отлучены. Затем церковь объединилась в бескомпромиссном анализе своих проблем, собираясь каждый день в пять часов и четыре или пять раз по воскресеньям в течение двух недель для ходатайственной молитвы. Исключая этот случай, за время пасторского служения С. Пирса произошло более трехсот обращений.
Я поддерживал в высшей степени положительное свидетельство против преобладания греха в исповедании христиан этого города, — говорил он, — против чувственности, веселья, пустых развлечений, пренебрежения воскресным днем; и вчера я говорил большому собранию высшего общества, что если они превратили свои молитвы лишь в привычку и моду, то ужасным образом обманывали свои души. Вчера утром я серьезно предостерег их текстом из Псалмов 5:8 против того, чтобы они отдавали предпочтение своей плоти перед Богом и своим домам перед Его домом... Никогда я настолько остро не ощущал свою слабость в себе самом и свою силу во Всемогущем Боге. Более для меня не существовало никаких страхов, но преобладало сознание достоинства того, что я являюсь посланником Христа.
Биограф С. Пирса писал: «Вполне очевидно, что этот нежный агнец мог бы быть львом. Он мог скручивать веревки в хлыст. Он мог рубить деревья под корень. Его голос мог отдаваться “бурей в ушах человека”. Однако он являлся образцом вежливости по отношению ко всем, чьи убеждения отличались от его собственных. Он испытывал отвращение к спорам. Когда же его вынуждали браться за меч, он всеми силами старался сохранить его чистым от всякой злобы.
Страсть Пирса к христианской жизни является главным секретом его влияния. На его лице люди видели свет, который сиял на лицах Моисея и Стефана. Они знали о его частых общениях с Богом, знали, что Господь мог шептать ему на ухо, что он осмеливался быть другом Бога. “Внутренне его дух Бога молчание слушал”. Он чувствовал, что построил себе маленькое убежище на святой горе не для ожидания какого-то пророка, но лишь для того, чтобы оставаться верным своему Господу. Его главной заботой было культивирование Святого Духа. “О, чтобы больше было духа Еноха, — продолжал он постоянно взывать. — Пусть я узнаю все больше и больше благословений любимого ученика!” — была его неустанная молитва, та самая молитва, на которую был дан столь чудесный ответ Тем, Кто знал его лучше кого бы то ни было и назвал любимым учеником».
Он пишет:
Я хочу, чтобы мое сердце стало более религиозным,чтобы чувство божественного присутствия было для меня более привычным. Я хочу всегда ходить с Богом. И нет ничего, что бы огорчало меня больше, чем моя недостаточная духовность и частые бессвязные речи в моей молитве. Я не могу пренебречь этим долгом, но удовольствие от этого я получаю редко... Я не ощущаю сколько-нибудь значительного успеха в своей деятельности; больше света, разумеется, я имею, но свет без тепла делает христианина наполовину удовлетворенным... Я наслаждался несколькими периодами духовности, но мое непостоянное сердце совсем не склонно постоянно пребывать в своем истинном центре.
Он стремился «постоянно, подобно планете Меркурий, быть близко к центральному солнцу». «О, ради больших благословений из неистощимых недр благодати!» Однажды, ранним утром в воскресный день, он написал:
Я читал, что Он, Свой долг исполняя, склонялся,
В места безлюдные Он часто удалялся,
Чтобы искать Отца там Своего...
Раннее утро и земля, что росою покрыта,
Могли бы свидетельствовать всем
О Спасителе в жаркой молитве.
И так всегда молился мой Спаситель
Перед рассветом наступающего дня.
Но буду ль безучастным я?
Нет! Бесценный Господь, запрети эту мысль,
Помоги мне побеждать, как побеждал Иисус,
Всех врагов, что препятствуют мне.
Чтобы не попасться в западню, первым условием является осознание опасностей, которым мы подвергаемся. Естественно, что для столь молодого человека талант и красноречие проповедника являлись опасной сетью. Но Сэмюэл был настороже и остерегался этого искушения гордыней.
Мне стыдно,— писал он Райленду,— что во мне так много гордости. Все больше хочется стать маленьким ребенком, выродиться в ничто в собственных глазах, отвергнуть свои мудрость, силу, добродетель и жить во всем лишь одним Иисусом.
Этот мотив сетования еще явственнее прослеживается в его письмах к жене.
Я боюсь, что моя жажда проповедовать Христа ослабевает, презренная суета ради славы сильного проповедника, как определяет это мир, уже выливалась во множество конфликтов.
Обращаясь к Кэри, он признавался:
Многообещающие перспективы, сулившие репутацию и богатство имели слишком сильное на меня влияние.
Но позже, в Индии, ведя посвященную жизнь, полную напряженного труда и материальных трудностей, он писал в своем дневнике:
Все перспективы материальной независимости и создания репутации, которыми я тешил свое «я» в минуты, достойные презрения, были навсегда изгнаны из моего сознания; и лишь желание пребывать всецело во Христе наполняло все мои мысли.
Сэмюэл Пирс оказался в высшей степени удачлив в своем браке, поскольку эта счастливая супружеская пара могла до конца изливать друг перед другом свои души. Когда при рождении их первенца жена Пирса была при смерти, он, проходя через великую агонию души, сказал:
Никогда я так не испугаюсь никакого другого испытания. Тот, Кто поддерживал меня среди пламени, защитит меня от любой другой искры. О, моя Сара, было ли у меня такое веское доказательство моей любви ко Христу, какое есть относительно моей любви к тебе, которую я ценю дороже всех самоцветов.
Если учесть, как мало в описываемое нами время за границей было миссионеров, то становится еще более очевидно, что требовалось исключительное мужество, чтобы вступить на этот путь, связанный с постоянным недоброжелательством со стороны степенных формальных членов церкви и духовных сановников. Действительно, Кэри повсюду сталкивался с холодным равнодушием к делам иностранных миссий.
Четверо поддерживающих его молитвенно людей чувствовали, что их долг — пробудить духовно спящую Британию к расширению миссионерских полей там, куда еще не проникло Евангелие. Фуллер и Сатклиф, верные соратники Кэри, встретились в кабинете Райленда. Они проповедовали в собрании ассоциации на темы «Ревность к делу Божьему» и «Горе в промедлении». Кэри, кроме того, написал памфлет, глубоко раскрывающий смысл долга в послушании Божьей заповеди «Идите и научите все народы».
Бог никогда не призывает человека, не обеспечив его многими необходимыми помощниками. И чем необыкновеннее призыв, тем больше нужда в людях, которые бы обеспечили поддержку такому пути веры. Особенно мощной была заключительная проповедь Кэри на тему: «Ожидая великих вещей от Бога, старайтесь совершать великие дела для Бога». Он старался доказать «преступность пассивности церкви в Божьем деле». Это настолько взволновало Райлен- да, что, услышав этот страстный призыв, он поинтересовался, все ли присутствующие с этим согласны. Однако когда все спокойно ушли с собрания, никак не откликнувшись, Кэри, сжав руку своего друга Фуллера, с горечью воскликнул: «Неужели мы снова ничего не добились?» Услышав возглас Кэри, люди вернулись, и было решено провести еще одно собрание ассоциации в Кеттеринге.
Хотя Пирс не являлся членом ассоциации Нортгемптона и плохо знал служителей, он все же явился на это заключительное октябрьское собрание в Кеттеринг. Ему пришлось проделать путь более длинный, чем остальным участникам, чтобы увидеть, что конкретно делалось в направлении еван- гелизации язычников. Однако доподлинно неизвестно, присутствовал ли там Кэри. В списке пожертвовавших на миссионерское служение его имя не упомянуто, однако не исключено, что у него тогда было слишком мало денег для пожертвования.
Поистине, Бог выбирает все незначительное, и начало миссионерского зарубежного служения в Британии не было отмечено ничем особо выдающимся, что бы высоко ценилось мирской мудростью. За исключением четверых — Сатклифа, Пирса, Фуллера и Райленда, все остальные члены были самыми что ни на есть ничтожными, как бы оценил их мир, деревенскими пасторами, безвестными и не имеющими даже скудного заработка. Биограф С. Пирса так говорил о пятнадцати первых членах баптистского миссионерского общества: «Три четверти из них были никем из ниоткуда, из самых простых назарян. Что могли значить их имена для остальной деноминации? Разве тогда Лондон и его баптистские лидеры давали начало всему движению? Оно могло иметь надежду на всеобщее доверие и поддержку лишь в том случае, если эти люди понимали свою собственную слабость и были убеждены, что Тот, Кто призвал их на это дело, был “также способен его совершить”».
Начало христианской церкви было ничем не приметным. Когда Мессия появился той ночью, много лет назад в невзрачной палестинской деревне, произошло это неприметно. Неслышно молодая мать взяла своего новорожденного Младенца и, никому не объявляя об этом событии, пошла с Ним в храм. И только те, кто вслушивался в Царство Небесное, знали, что произошло великое событие. В храм тогда были приведены Святым Духом двое старцев, которые видели
Младенца и пророчествовали. Он тихо рос в Назарете, ничем не выделяясь и не объявляя о годах Своей подготовки. Тихо оставил Он удивленных апостолов, и если бы не они, Иерусалим никогда не узнал бы о вознесении. Поэтому Он всегда приходит, и история Церкви является проверкой пророчества, потому что Он всегда проявлял Себя в высшей степени мощно таким невидимым образом.
«Он “снова пришел” в Свою Церковь в тот вечер (в Кеттеринге), положившему начало широкому завоеванию мира, когда Он воспламенил сердца тех смиренных пасторов, собравшихся в гостиной Уидоу Уоллеса, и сделал их одновременно смелыми и готовыми жертвовать. Он не кричал, Его голос не раздавался на улицах. Впереди Него не трубили трубы. Деловой мир даже не заметил той маленькой группы людей в Кеттеринге. Тем не менее, эта встреча имела колоссальные последствия, ибо линия, начатая там, была продолжена и охватила весь мир, и ее эхо донеслось до края земли».
В следующее воскресенье Пирс в проповеди рассказал своей церкви о прошедшем в Кеттеринге собрании, и тут же было создано первое Общество помощи. Уже совсем скоро было собрано 70 фунтов стерлингов на дело Кэри. Это была довольно значительная сумма, если мы вспомним, что годовое жалование служителя составляло всего лишь 100 фунтов.
Каким же образом именно Индия стала местом назначения этого первого миссионера-баптиста? Весь мир расстилался перед первыми миссионерами. Они помышляли о многих странах. Мысли Кэри были устремлены к южным морям. Провидению было угодно, чтобы эта группа познакомилась с доктором Томасом, который, будучи корабельным хирургом, знал нужды Индии, поскольку он в качестве нерукоположенного служителя нес там служение. В ноябре, во время их следующей встречи, д-р Томас стремился найти сотрудника, чтобы вместе отправиться в Индию, и в этом они увидели божественное указание. Именно так Индия была выбрана полем будущего миссионерского служения Кэри. На следующее собрание ассоциации, в январе, д-р Томас опоздал из-за несчастного случая. Он повредил ногу, долго не мог поправиться, и только после его выздоровления комиссия продолжила рассмотрение этого вопроса: требовался доброволец для сопровождения д-ра Томаса в Индию. Кэри сразу же предложил свою кандидатуру. Настал знаменательный момент, когда, наконец, что-то было сделано! Материальное положение Кэри было хуже некуда, но его сердце жаждало действия, ум наполняли добрые мысли, а жизнь была возложена на алтарь Бога. Его кандидатура была принята с радостью. Несмотря на хромоту, д-р Томас прибыл как раз вовремя, чтобы узнать, что комитет принял его в качестве своего первого миссионера и что Кэри должен стать его коллегой. Переполненные радостью Пирс и Кэри заключили друг друга в объятия. Нам, живущим в настоящее время, когда иностранные миссии являются живой реальностью и неотъемлемой частью церковных обязательств, трудно понять, насколько тернистыми были эти тропы для первых христианских миссионеров. Пирс рассказывал, что, когда он собирал деньги, ему часто приходилось довольствоваться «лишь нищенским подаянием», а Фуллеру «порой уходить с людных улиц в глухие закоулки, чтобы его не могли видеть плачущим из-за столь незначительных успехов». Удивительно, с какой неистощимой энергией эти два человека — Пирс и Фуллер — стремились выполнить задачу по материальному обеспечению первых миссионеров. Внук Фуллера рассказывал: «Им были одинаково хорошо знакомы как проспекты Лондона, так и дороги центральных областей Англии, как почтальонам известны их постоянные маршруты». Когда же мы вспоминаем, что автомобиль в то время еще не вошел в употребление, что дороги были отвратительны, а дилижансы ходили не так уж часто, то мы лишь отчасти начинаем представлять, какие дорожные трудности приходилось преодолевать этим ревностным служителям Бога. Попросив этих верных людей «подстраховать его», Кэри уже без страха отправлялся в далекие края, уверенный в надежности этого источника. Эта четверка — Пирс, Фуллер, Райленд и Сатклиф — всегда и во всем оставалась верной своему призванию. Они призывали людей отказываться от излишеств и роскоши и жертвовать на столь благоугодное дело.
Прошло больше года после отъезда первых миссионеров, и вот настал день, когда комитет узнал об их благополучном прибытии. Между тем, Пирс все с большим рвением стремился в Индию, чтобы присоединиться к своему другу Кэри. Несколько месяцев его дневник пополнялся записями, свидетельствующими о его неуемном стремлении доказать, что служение на чужеземных миссионерских полях в качестве Божьего вестника — его призвание.
За время этого ожидания духовная жизнь Пирса стала еще более углубленной и насыщенной, поскольку он посвящал себя Богу, сознавая, что его ждет необеспеченная жизнь, которая потребует переезда его жены и детей в неблагоприятный климат. Следующая выписка из его дневника откроет нам глубину всей его преданности Божьему замыслу:
Сегодня вечером на молитвенном собрании чувствовалось сострадание к миру и неприятие всех его ценностей. Упование на
денежную независимость и упрочение моей репутации, которым я утешался в минуты слабости, теперь навсегда изгнано из моих мыслей. Меня всецело поглощало желание жить исключительно для Христа. Недовольство и одобрение, изобилие и нужда, похвала и упреки — все теперь стало мне одинаково безразлично. При закрытии собрания я всей душой стремился отправиться на поиски заблудших овец среди язычников, не знающих Бога. Как я хотел бы поднять знамя моего Учителя там, куда едва проник голос Его славы.
Перечитал свой дневник. Все более укрепляюсь душой... Меня глубоко потрясло во 2 Коринфянам благочестие Павла, отказавшегося следовать желаниям плоти, дисциплина его духа при формировании своих устремлений и его твердая приверженность им. Читал биографию Дэвида Брэйнерда, то место, где рассказывается о времени, когда его назначили миссионером. Восторженная посвященность этого прекрасного человека буквально потрясла меня. Однако очень часто он говорит о падениях наравне со взлетами.
Сила без молитвы иллюзорна. Все было обыденным, когда вдруг Бог ударил жезлом Своего Духа по скале и из нее потекла вода. Какая картина любви распятого Спасителя! Я был подобен великану, освежившему свои силы молодым вином; Марии, у ног Господа нашедшей чуткость души; малому, послушному дитя; Павлу, побеждающему свое «я». Неудержимое стремление души, намного превосходящее все, что я чувствовал прежде, которое никто, не переживший это состояние, не смог бы ни описать, ни понять, побуждало все мое существо принести обет в том, что я, выполняя Его волю, буду нести служение Ему среди язычников. Передо мной на коленях лежала раскрытая Библия, и многие места Священного Писания задерживали мой взгляд и утверждали цели моего сердца. Если когда в жизни я знал что- либо от Святого Духа, то это было именно тогда. Я был полностью поглощен Богом. Христос был для меня всем во всем. Много раз я завершал мою молитву, но снова и снова был с нежностью вынуждаем вернуться к ней, пока мои физические силы почти полностью не иссякли. И таким образом, чем дольше я жил, тем больше меня влекло служение моему Господу среди язычников, не знающих Бога.
Такие откровенные признания души свидетельствуют о том, с какой силой сердце Пирса склонялось к мысли отправиться за границу, но его друзья были категорически против, и Фуллер, которого он глубоко уважал, приводил множество возражений против этого шага. Кроме того, он получил письмо от Райленда, где также высказывалось отрицательное отношение к отъезду Пирса и приводились соответствующие доводы.
Если бы мои братья знали, — писал Пирс,— насколько я жаждал этого служения, они не противились бы моему решению с таким рвением.
Фуллер сообщил комитету о решении Пирса отправиться в Индию, если комитет даст свое согласие. Кроме того, он передал просьбу Пирса назначить в этой связи день поста и молитвы. Они установили время и место: 12 ноября в Нортгемптоне. То утро поста и молитвы эти люди провели вместе. Пирс ознакомил братьев со своей позицией. Его дневник не был зачитан, поскольку это заняло бы слишком много времени. Но после его смерти, когда комитет прочитал эти глубокие и страстные излияния души, присутствующие уже не были настолько уверены в правильности принятого тогда решения.
В два часа Пирс со своими друзьями-дьяконами удалились для более усиленной совместной молитвы, в то время как комитет продолжил обсуждение, готовясь принять окончательное решение. Почти два часа шло это обсуждение, и в результате Пирсу было отказано. Было вынесено следующее заключение: «Его образованность, набожность, характер, популярность обещают сделать Пирса одним из первых служителей всей деноминации. Достойны восхищения его бескорыстность, ревностность, великодушие, хотя ему и отказали в направлении».
Пирс принял их приговор со смирением:
Одно в моем решении остается неизменным — если мне не разрешили поехать туда, то я приложу все силы, чтобы служить делу этой миссии тут, на родине... Меня не заботит, где я нахожусь — в Англии или в Индии, потому что я занимаюсь тем, что Он мне назначает. Но несомненно, что нам необходимо усиленно молиться, чтобы больше служителей было послано в Индостан.
Он писал письма, стремясь поддержать и утешить Кэри:
Не страшитесь денежных трудностей. Я проеду по всей стране, из конца в конец, но добуду средства для покрытия всех нужд миссии... Есть люди, которые готовы помочь, и Бог найдет их для нас в нужное время.
Интересно, что, находясь в далекой Индии, Кэри почувствовал, какой именно день был назначен комитетом для особой молитвы. Эти верные и испытанные воины обрадовались, когда Уильям Уорд, молодой редактор, работавший в газете, и издатель, с которым Кэри познакомился еще раньше в Гуле, изъявил желание отправиться в Индию. Позднее Пирс, вынужденный отойти из-за болезни от дел, написал Уорду, в то время — студенту-богослову, с просьбой приехать и заменить его на кафедре в течение месяца. Так Уорд получил возможность ближе узнать человека, который так надежно «подстраховывал» Кэри.
Впоследствии Уорд рассказывал о Пирсе: «Как же ярко в Пирсе сияла его личная духовность! Какая душа! Какое рвение во имя славы Божьей! Какая бесконечная доброта ко всем, а особенно к тем, кто любит Христа и доказывает это своей преданностью и посвященностью Его воле. Вместо пены и дыма пустословия, в его мыслях прослеживается полная самоотдача Богу; священный светильник сияет в его речи; всегда спокойный, всегда бодрый. Невозможно сомневаться в реальности религии, если вы знакомы с Пирсом. В нем я видел Бога более, нежели в любом другом известном мне человеке».
В 1793 г. начали проявляться серьезные симптомы ухудшения здоровья Пирса, но вопреки всему этому он нашел в себе силы поправиться, чтобы вновь приступить к исполнению своих нелегких обязанностей. После напряженного дня он обычно просиживал ночи напролет над изучением языка бенгали и всего, что имело отношение к миссиям, и это требовало невосполнимых затрат его здоровья, что ускорило внезапный конец этой плодотворной жизни. Но так сложилось, что всех волновало здоровье Фуллера, и лишь некоторые знали, что жизнь Пирса также находится в опасности. Окружающие не сомневались, что он в состоянии трудиться, «не взирая на погодные условия, по меньшей мере, еще лет тридцать». Он же, вдобавок ко всему прочему, с детства отличался слабым здоровьем, которое унаследовал от матери, умершей при его рождении. Прохладным октябрьским днем, возвращаясь верхом из Кеттеринга, он сильно простудился. Двенадцать месяцев он страдал от этой простуды, от которой ему не суждено было поправиться. С трудом дыша, он едва мог разговаривать с близкими.
Я считаю милостью, — писал он,— что мое здоровье подорвано не вследствие порока — наоборот, я ношу в своем теле знаки Господа Иисуса... Какое сладостное страдание! Я не откажусь от него за все сокровища мира! Это гораздо больше приблизило меня к познанию Бога и Его Слова, чем семь лет учебы.
Для восстановления здоровья был необходим более теплый климат, и С. Пирс, оставив жену и пятерых детей, отправился в Плимут к отцу. Увидев изменившегося от болезни сына, отец сразу же понял всю серьезность ситуации.
Пирс, несомненно, писал Кэри чаще остальных, и это доказывает, что его сердце все еще оставалось верным Индии:
Пока я жив, мое воображение переносит меня к вам в Бенгалию; и если бы я умер, если душам позволено посещать мир, который они оставили, то моя душа скоро будет наблюдать за вашей работой в Муднабатти, конфликтами и отдыхом.
Как же эти люди молились! Их товарищ был болен? Как правило, в этом случае проводился день молитвы о его здоровье. Требовалось принять важное решение? День поста и молитвы упорядочивал хаотичные мысли. Уорд писал Пирсу: «Мы, четверо миссионеров, и братья Фуллер и Сатклиф собираемся вечером в комнате наверху, чтобы вместе молиться и вспоминать смерть нашего Спасителя.
Пирс в письме к своей церкви, где он прослужил десять лет, признается:
Единственный способ быть постоянно счастливым — это всегда смотреть на Иисуса и приходить к распятому Спасителю; отказаться от всех наших ценностей; быть верным Ему во всем; оставить все, что отрицательно влияет на нашу преданность Ему; принимать от Его полноты «благодати по благодати»; довериться всем Его обетованиям и остерегаться всего, что может каким-то образом привести к омрачению общения с Ним и отдалению между нашими душами и нашим Господом.
Нечасто мы встречали людей столь благочестивых и исполненных веры, так любящих друг друга, как эти четверо посвященных христиан и их товарищи-миссионеры в Индии. У.Уорд так выражает свое теплое чувство в письме к С. Пирсу: «О, Боже мой! Чего бы я не отдал за выздоровление брата Пирса! И, если это возможно, сохрани его драгоценную жизнь! Если бы я только мог пойти по воде, я бы уже сегодня вечером, широко шагая, направлялся в далекий Плимут, чтобы прижать его, такого дорогого и так страдающего, к своему трепещущему сердцу».
Теперь давайте посмотрим, как Фуллер относился к серьезной и опасной болезни своего товарища. Он был человеком совсем другого склада, нежели Пирс. «Фуллер плакал редко. Это был человек скорее сильного и энергичного ума, нежели чувствительного сердца. Но ему не были чужды нежность и любовь — мягкий, шелковистый мох вырастает на твердом гранитном основании. Невозможно забыть, как два года он жил с болью в душе, стараясь разобраться, был ли он должен оставить свою маленькую паству в Сотхеме. “Кажется,— писал он,— как будто Церковь и я разобьем друг другу сердца. И после всего случившегося я думаю, что если я и покину их, то только тогда, когда умру”».
Доктор Райленд говорит, что «люди, которые не боятся Бога, с меньшими переживаниями рискнули бы империей, чем Эндрю Фуллер, когда ему предстояло оставить ту маленькую церковь, едва насчитывавшую сорок членов, не считая его самого и его жены». На дне этой мужественной души таились глубокие источники любви и нежности. В тот день 1 июня он не мог сдержать своих слез, ибо никто тогда не терял больше, нежели он. Он знал — лучше, чем другие,— что Пирс являлся оплотом миссии, крепким и надежным. У него не было другого товарища, который был бы столь близок ему по духу. И в самом деле, огонь любви к Богу, пылавший в душе Пирса, часто поддерживал жар его души. Казалось, будто Петр теряет Иоанна. Никогда еще 70-мильный путь Фуллера верхом из Лондона до Кеттеринга не был так исполнен предчувствием беды. Хотя на календаре было 1 июня, в душе Фуллера уже наступил декабрь. Он рассказывает нам, что «на протяжении всего пути в Плимут он не в силах был сдержать слез при мысли, что силы его дорогого друга Пирса вот-вот иссякнут». А когда он уже подъезжал к Кеттерингу, его горе вылилось в горячей молитве, основной мотив которой был: «Пусть Бог Сэмюэла Пирса будет моим Богом».
Будучи тяжело больным, не получив облегчения в более теплом климате, Пирс вернулся домой, проведя перед этим пять дней в семье Райлендов. Еще одной остановкой в пути был дом родственников его жены, где ее сестры заботливо ухаживали за ним. Лишь 19 июля он наконец добрался до Бирмингема, чтобы быть в кругу своей семьи. Двенадцать дней длилось его путешествие из Плимута в Бирмингем. Его жена не могла сдержать стона, когда увидела, как он изменился. Но лишь рядом с ней он обрел мир и покой.
И опять поражает его покорность в предчувствии, возможно, скорой смерти:
Какое же удовлетворение думать, что Бог назначает человеку тот или иной уход из этой жизни, посредством чего Он достигает для Себя наивысшей славы! Размышляя о том, какой смертью мне предстоит умереть, я больше всего опасался туберкулеза. Но, мой дорогой Господь, если такой смертью я могу прославить Тебя, то я предпочту ее всем остальным.
В течение какой-то недели он полностью ослабел.
Мой голос пропал, — сообщает он нам, — так что даже шептать я не могу без боли, и от этого я, бывает, готов начать жаловаться. Как же тяжело видеть лицо дорогой жены, смотрящей на меня с такой любовью, и наших детей и быть не в состоянии сказать им ни единого доброго слова утешения! И все-таки Господь поддерживает меня и в этом, и я верю, что Он будет со мной до самого конца.
Возвращаясь мысленно в тот август, 17 лет назад, когда он еще не стал пилигримом, он вспоминал:
Как же много я видел тех, кто легко уступал и много и охотно говорил!
Когда же состояние больного еще ухудшилось, он уже не мог и писать. Буквально сгорая от высокой температуры, он умудрялся шептать: «Горячий, но все-таки счастливый».
Справившись с жестоким приступом кашля, он проговорил: «Если когда-нибудь я поправлюсь, то стану с гораздо большим сочувствием относиться к больным». После беспокойной ночи он горячо умолял: «Молитесь, чтобы я смог все это выдержать. Я боюсь опозорить Бога своим неумением терпеть. Кровать, на которой я лежу, истерзанный болезнью, стала моим Вефилем». 10 октября стал днем освобождения его от боли в присутствии Божьем. Перед смертью, однако, его жена, почувствовав, что смертный час близок, повторила ему заключительные строки ньютоновского гимна:
С этой поры все, кого я встречал,
будут работать для меня,
Горькое сладко; лекарство, еда,
Хотя боль в настоящем, я вскоре уйду,
И потом, о как песнь победы прекрасна.
Он уловил конец фразы и с улыбкой еле слышно прошептал: «Песнь победы». «Через несколько минут его не стало — он покинул отходящую осень ради вечной весны и Божьего рая». И было ему всего лишь 33 года. Это произошло за десять месяцев до того, как Кэри узнал о болезни своего дорогого Пирса. Когда весть о его смерти достигла Фуллера, тот написал его жене: «Воспоминания о нем должны быть опубликованы; он является еще одним Брэйнердом». Позже Райленд, прочитав биографию Пирса, назвал его «ангелом».
Вдова Пирса пережила мужа всего лишь на пять лет, за короткий этот срок, похоронив также еще и их самого младшего сына Сэмюэла. А как же его остальные дети? Уильяму Хопкинсу Пирсу, когда умер его отец, было лишь десять лет. Он получил отличное образование в области печатного дела, но что было гораздо важнее — он знал, что Христос является Спасителем. Его также влекло в Индию, как и его отца. 23 года он проработал в Калькутте, являясь основателем и основным сотрудником издательства баптистской миссии. Вторая дочь Пирса Анна также отправилась в Калькутту по настоятельной просьбе брата взять на себя заботу о молодых женщинах и девушках Индии. Младший сын доктора Кэри, Джонатан, калькуттский адвокат, влюбился в Анну Пирс, и в 1824 г. молодые люди поженились. Кэри был бесконечно счастлив, что его младший сын соединил свою судьбу с дочерью человека, которого он так высоко ценил и любил. Их дом стал поистине Вифанией.
И на этом мы р