Доказательство недоказуемого

Найди мы в одной из пирамид новое помещение, на стенах которого была бы во всех подробностях изображена процедура коронации нового царя, у нас было бы достаточно доказательств, чтобы убедить большинство (но отнюдь не всех) академиков в праве нашей гипотезы на жизнь. Увы, такое едва ли случится. Дело в том, что шансов отыскать запись с рецептом снадобья, которое давали будущему царю, еще меньше, чем шансов обнаружить рецепт бальзама для изготовления мумии покойного царя. Но хотя иероглифы бессильны доказать, что претендент на престол переживал “временную смерть” и путешествовал к звездам, мы имеем моральное право утверждать, что главным (хотя и скрытым от глаз непосвященных) событием данной церемонии было сотворение нового Осириса и нового Гора. В поддержку этой теории можно привести несколько сильных косвенных доказательств.

Прежде чем приступать к изложению этих доказательств, нам бы хотелось напомнить о двух моментах нашего подхода к исследованию. Во-первых, мы старались учитывать все имеющиеся факты; во-вторых, честно указывали, когда наша идея была чисто умозрительной. В отличие от ряда других гипотез, выдвинутых в этой книге, мы не можем привести исчерпывающих доказательств того, что церемония помазания на царство проходила именно так, но данная гипотеза заполняет зияющий пробел в известном египетском ритуале коронования и подтверждается фактами, которые мы приводим ниже.

Молчаливое свидетельство

Многие люди убеждены, что древние египтяне строили пирамиды для того, чтобы хоронить в них своих царей. Но на самом деле период строительства пирамид миновал давным-давно; возможно, большинство читателей удивится при мысли о том, что царица Клеопатра правила во времена, куда более близкие к эпохе космических кораблей, чем к эпохе строителей пирамид. Кроме того, отнюдь не доказано, что главной целью великого строительства было желание обеспечить место захоронения мертвым царям; об истинном назначении пирамид спорят до сих пор. В качестве примера можно привести тот факт, что собор святого Павла отнюдь не является гробницей сэра Кристофера Рена, хотя этот знаменитый английский архитектор конца 17-начала 18-го века действительно похоронен в сооруженном им лондонском храме.

Главным источником информации о ритуале Осириса-Гора являются надписи, называемые “Текстами Пирамид” и обнаруженные в пяти пирамидах Саккара близ Каира. Важнейшей из них является пирамида Унаса, датируемая концом Пятой династии Древнего царства. Хотя этой пирамиде около 4300 лет и она действительно очень стара, но считается, что изображенный на ее стенах ритуал еще старше - ему как минимум 5300 лет.

Изучение этих текстов позволило реконструировать некоторые части ритуала, но, как всегда, вопросов при этом возникло больше, чем ответов. (Spiegel J. Das Auferstehungsritual der Unaspyramide). В ходе этой реконструкции удалось восстановить ритуальное значение каждого помещения: погребальная камера представляла собой подземный мир, прихожая - горизонт верхнего мира, а потолок - ночное небо. Гроб с телом почившего царя приносили в погребальную камеру, где совершался ритуал. Тело помещали в саркофаг, а затем члены кружка избранных поднимались в прихожую, разбивая по пути две красных вазы. Во время церемонии ба (душа) мертвого царя оставляла тело, покидала подземный мир, а затем приобретала осязаемую форму в виде собственной статуи и устремлялась к ночному небу, где присоединялась к Хозяину Всего. Затем церемония повторялась в сокращенной форме. “Для кого это? - подумали мы. - Может быть, для кандидата на престол?” Однако при такой интерпретации текста пирамиды Унаса остается мучительно непонятным наличие описанного там же другого ритуала, проходившего параллельно с основным. Это был молчаливый ритуал, связанный с чем-то напоминающим воскресение. (Spiegel J. Das Auferstehungsritual der Unaspyramide). Вернее, он был частью основного ритуала, но начинался тогда, когда участники выходили из погребальной камеры в прихожую, разбивая красные вазы.

Единственная попытка объяснить этот параллельный ритуал заключается в предположении, что он проводился для Верхнего Египта, в то время как основной ритуал был посвящен более важному Нижнему Египту. Мы можем предложить свое объяснение, куда более правдоподобное: в этот момент переносили тело временно почившего кандидата в цари, который должен был воскреснуть в облике человека до того, как запечатают гробницу.

Известно, что ту же церемонию проводили и в другие периоды, и многие специалисты считают, что этот ритуал намного древнее письменной истории Египта, которая началась примерно в 3200 г. до н.э.

Молитва, найденная на стене пирамиды Шестой династии (2345-2181 г. до н.э.), выражает дух древнеегипетской теологии, основанной на вознесении к звездам и поддержании прочности земного существования:

“О царь, ты, принявший образ бога Осириса, спокойно сидишь на троне Первого среди ушедших на Запад. Ты делаешь то, что обычно делал он, сидя среди духов и Вечных Звезд. А твой сын сидит на твоем троне, приняв твой образ, и делает то, что обычно делал ты, когда стоял во главе живых, правя ими по приказу Ра, Великого Бога; он выращивает ячмень, выращивает спельту (старинный вид пшеницы - Авт.), чтобы было что принести тебе в жертву. О царь, вся жизнь и власть даны тебе, и вечность тоже принадлежит тебе, говорит Ра. Ты и сам говоришь, приняв образ бога; ты величайший среди богов, находящихся рядом с тобой. О царь, твое ба находится среди богов, среди духов; страх перед тобой переполняет их сердца. О царь, новый царь сидит на твоем троне во главе живых, и ужас перед тобой [в его облике - Е.К.]переполняет сердца живых. Твое имя живет на земле, твое имя длится на земле; ты нетленен, ты не умрешь никогда”.

А теперь приведем молчаливую молитву за претендента на престол, которому предстоит пережить кратковременную смерть, пройти через подземный мир и встретиться с бывшими царями двух земель:

“Всемогущий и вечный Ра, Архитектор и Правитель Вселенной, творческой мощью которого впервые созданы все вещи на земле, мы, хрупкие создания твоей воли, смиренно молим тебя пролить росу твоего благословения на нас, собравшихся в честь твоего Святого Имени. Мы от души просим тебя явить свою милость этому твоему слуге, который хочет разделить с нами тайны звезд. Даруй ему такую твердость, чтобы в час испытания он не ослабел духом, но благополучно прошел под твоей защитой через долину смертной тени и в конце концов смог подняться из могилы греха к сиянию, подобному сиянию Вечных Звезд”.

Совпадает как нельзя лучше, верно? Только это не ритуал древних египтян, а молитва, которую во время церемонии Третьей Степени глава ложи читает над телом “усопшего” кандидата, которому предстоит воскреснуть в качестве Мастера-Масона! Стремясь доказать свою правоту, мы просто заменили слово “Бог” словом “Ра”, а “тайны Мастера-Масона” - “тайнами звезд”; все остальное не претерпело никаких изменений.

Что же касается предположения о наркотическом средстве, позволявшем “доставить” нового царя к звездам и вернуться обратно, то, как мы уже указывали, искать упоминание об этом снадобье так же бессмысленно, как искать упоминание о важнейшем моменте самого обряда коронации - потому что никто не знал, в чем он заключается. Кандидат выпивал зелье, путешествовал к звездам и возвращался оттуда царем и Гором. Все, что требовалось от его “земной команды”, это оставить претендента одного в запертой комнате и не задавать лишних вопросов о делах богов, одним из которых теперь был и их царь. Несомненно, под влиянием снадобья царь видел странные сны, но, конечно, не собирался ничего рассказывать. В результате церемонии коронации на свет являлся избранный богами бесспорный новый Гор, а страна получала нового правителя двух земель.

Наркотические средства применялись в религиозных церемониях практически каждой древней цивилизации, и было бы удивительно, если бы в стране такой высокой культуры, какой был ранний Египет, не обладали изощренным знанием того, как следует ими пользоваться. Нет нужды доказывать, что египтяне пользовались такими средствами; скорее нужно искать доказательства того, что они ими не пользовались. Наркотики - испытанный способ достичь небес, перейдя мост при жизни.

“Погребальный мост, связывающий Землю и Небо, который человеческие существа используют для общения с богами, есть обычный символ древних религиозных обрядов. В отдаленном прошлом такие мосты использовались часто, но в связи с упадком человека пользоваться ими стало труднее. Теперь люди могут пересечь этот мост либо в состоянии смерти, либо в состоянии экстаза. Последнее чревато опасностями; не все души могут его вынести, поскольку тех, кто недостаточно готов, могут начать преследовать демоны и чудовища. Только “добрые” и искусные адепты, которые уже знают дорогу от ритуальной смерти до воскресения, могут легко пересечь этот мост”. (Eliade M. Shamanism: archaic techniques of ecstasy).

Все, что мы знаем о верованиях древних египтян, говорит об их близости шаманизму. Было принято громкими проклятиями отгонять демонов от тропы Осириса, хотя существовали две причины, по которым покойнику ничто не грозило: Во-первых, он жил по принципу Ма’ат и поэтому был добрым человеком; во-вторых, он изучил этот путь еще в ту пору, когда стал Гором. Возможно, проход нового царя по мосту потому и совершался в молчании, чтобы не привлечь демонов. Следуя за старым царем на небеса, новый царь [EK2] узнавал дорогу и в свою очередь после смерти мог привести туда следующего царя.

Позже мы узнали, что Генри Франкфорт обнаружил, что обряды воскресения мертвого царя проводились параллельно с процедурой коронации его наследника. (Frankfort H. Kingship and the gods). Это подтверждает нашу точку зрения о наличии двойной церемонии для мертвых и живых царей. Отсюда следует, что в отрывке из “Текстов Пирамид” под утренней звездой подразумевается Гор. Новый Осирис говорит:

“Тростниковые лодки на небе посланы за мной, чтобы я мог добраться с их помощью до встающего на горизонте Ра... Я буду сидеть среди них, потому что луна мой брат, а Утренняя Звезда мой отпрыск...” (Pyramid Texts, 1000-1).

Мы уверены, что египтяне во многом переняли теологию и технологию строителей шумерских городов и что шумеры великолепно умели использовать наркотики в религиозных целях.

Следующий вопрос, который надо было обдумать, заключался в том, использовались ли обряды воскрешения только во время коронации. Казалось, что нет. Известно, что к концу Древнего царства (наступившему около 2181 г. до н.э.) некая церемония воскрешения царя отмечалась ежегодно, а по мере развития Среднего царства этот ритуал применялся и по отношению к зажиточным людям, возможно, весьма далеким от царского двора. Эти люди едва ли обладали тайными знаниями, известными лицам, которые входили в избранный царский кружок.

Утренняя звезда сияет снова

Теперь нам следовало задуматься над жизненно важным элементом египетской теологии. Как было сказано выше, теология Египта была большей частью заимствована у шумеров. В свою очередь будущие иудаистские (а следовательно, и христианские) верования были развитием египетской теологии, дополненной более поздними вавилонскими версиями того же источника. Мы уже сталкивались с тем, что утренняя звезда была широко распространенным символом возрождения у ессеев-Иерусалимской церкви и масонов; в Древнем Египте нас поджидала новая встреча. “Тексты Пирамид” (№№ 357, 929, 935 и 1707) указывают на то, что утренней звездой является отпрыск покойного царя (Гор).

Любопытно, что буквальное значение египетского иероглифа, которым обозначается утренняя звезда, расшифровывается как “божественное знание”. Кажется, это подтверждает нашу гипотезу о том, что кандидат на престол приобретал статус нового бога-царя Гора, разделив с богами их тайны во время путешествия в страну мертвых и успев унести их на Землю до того, как на горизонте встанет утренняя звезда, предшествующая рассвету.

(Рисунок иероглифа “Утренняя Звезда” - с. 116 оригинала)

В разгар данного этапа нашего исследования была опубликована книга, проливающая новый свет на цель сооружения пирамид. Оказывается, их строительство было вдохновлено звездами и имело астрологический смысл. Роберт Бовел и Адриан Джилберт выдвинули хорошо аргументированную научную гипотезу и доказали, что пирамиды Гизы, расположенные неподалеку от Каира, сознательно имитируют расположение звезд в созвездии Пояс Ориона. (Bauval R., Gilbert A. The Orion mystery). Кроме того, они указали, что ритуалы, которые проводились в ступенчатых зиккуратах древней Месопотамии, включали в себя обращение к “Утренней Звезде, под которой понималась великая космическая богиня Иштар”. Это доказательство, пришедшее с совершенно неожиданной стороны, подтвердило то, что мы вывели независимо из изучения ритуалов современного масонства.

В Египте утренней звезде уподоблялся новый царь, Гор, пробуждавшийся от временной аллегорической смерти так же, как это делает современный масон. Утренняя звезда, обычно ассоциирующаяся с Венерой, оказалась очень важным звеном в нашей цепи.

Однако какими бы привлекательными ни казались параллели между ессеями и масонами, обнаруженные нами в ритуалах египтян, возникал один серьезный вопрос. Переняли ли ессеи местную концепцию Ма’ат, тайны египетских царей и разработанный до тонкостей ритуал воскресения? Чтобы ответить на него, нам нужно было более тщательно изучить миф об Осирисе.

Странная судьба Осириса - жестокое убийство и расчленение братом Сетом, за которым последовало воскресение и вознесение к звездам - является очень ранним примером воздаяния за безвинно перенесенные страдания. Культ Осириса стал благотворным погребальным культом, близким простому египтянину. Если другие боги оставались недоступными в своих храмах, то Осириса как местного бога можно было чтить где угодно и кому угодно. (Cohen N. Chaos and the world to come).

Если заменить слово “судьба” на слово “распятие”, это описание можно легко применить к Иисусу Христу. Мы уверились, что нашли родство, которое должно было существовать. Нам не пришлось долго ждать рождения новой плодотворной гипотезы. Когда мы стали изучать следующий ключевой период египетской истории, из глубины времен вновь возник главный персонаж нашего исследования - Хирам Абиф.

Заключение

Мы заподозрили, что первые египетские строители могли быть родом из Шумера и что эти шумерские иммигранты принесли в Египет свою технологию и теологию. Только начавшая оперяться египетская цивилизация к 3100 г. до н.э. настолько окрепла, что царства Верхнего и Нижнего Египта объединились и стали двумя неразрывными частями нового единого государства. Наши дальнейшие исследования подтвердили исключительную важность этого объединения двух царств под властью одного божественного правителя.

Право царя править опиралось на миф об убийстве Осириса Сетом, о том, как Исида собрала тело Осириса и зачала от него сына Гора. Гор после жестокой битвы с Сетом отобрал у него оба царства. Впоследствии каждый царь считался воплощением Гора, буквальным “сыном Бога”. Когда царь умирал, он сливался с Осирисом (Богом-отцом) и продолжал жить в царстве мертвых, а его сын становился Гором, следующим живым царем-богом.

Мы обнаружили, что безопасность всего государства зависела от единства двух царств и что это единство символизировали собой две колонны (одна северная, другая южная), скрепленные небесной поперечной балкой и образовывавшие портал, который смотрел в сторону восходящего солнца. Эта плодотворная концепция силы в единстве, воплощенная в образе двух колонн и до сих пор занимающая центральное место в масонских ритуалах, была нам хорошо знакома.

Но то была не единственная обнаруженная нами связь. Концепция Ма’ат, означавшая праведность, истину и справедливость в рамках тщательно рассчитанного, упорядоченного, симметричного плана, воплощала в себе все принципы масонства. Эта гуманистическая этическая концепция не диктовалась ни религиозными требованиями, ни требованиями закона: то была нравственность, свободно избираемая всяким ради своей собственной выгоды.

Мы знали, что масоны не могли перенять эту идею из египетской истории, потому что давно утраченная концепция Ма’ат оставалась неизвестной миру вплоть до находки Розеттского камня. Этот камень, позволивший расшифровать до того совершенно непонятные египетские иероглифы, был найден почти на сто лет позже основания Великой Ложи Англии.

В этот момент мы обнаружили еще две косвенные связи с масонством: первой оказалась церемония воскресения, связанная с мифом об Осирисе, а второй - Ма’ат, превратившаяся из отвлеченной идеи в богиню, сестру Тота, бога луны, который также играет огромную роль в масонских ритуалах.

Изучая церемонию коронации, мы обнаружили, что хотя о самом ритуале похорон никаких записей не сохранилось, он включал в себя ритуал воскресения, идентифицировавший мертвого царя с Осирисом. Мы также обнаружили доказательство того, что похожие церемонии практиковались не только во время царской коронации и что они предусматривали наличие тайного общества. Доказательство существования такого тайного общества нашлось в переводах надписей на экспонатах Музея Каира (которые тоже нельзя было сделать до обнаружения Розеттского камня, найденного намного позже того как масоны публично заявили о своем существовании).

Затем хорошая масонская подготовка помогла нам реконструировать египетскую процедуру помазания на царство, которая хорошо соответствовала известным фактам.

Но самым волнующим доказательством родства с масонским ритуалом посвящения в Третью Степень стало содержащееся в “Текстах Пирамид” уподобление царя утренней звезде, которая также является важной частью масонских церемоний. Египетский иероглиф, обозначающий утреннюю, или божественную звезду, оказался той же самой пятиконечной звездой, которая символизирует пять элементов принадлежности к Третьей Степени масонства. После этого мы с новым пылом отдались более тщательному исследованию истории Древнего Египта, потому что подозрения подозрениями, а неопровержимых доказательств существования такого родства нам по-прежнему недоставало.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ПЕРВЫЙ МАСОН

Большинство наших сил уходило на расшифровку тайн Древнего Египта, но, сосредоточиваясь на отдельных личностях и событиях, которые напоминали нам масонские, мы всегда искали в истории логику и смысл. Иногда правдоподобную интерпретацию исторических событий разрушали факты, которые не лезли ни в какую гипотезу. Когда обнаруживаются такие сбои, это сигнал к тому, что за правдоподобной маской следует искать истинное лицо истории. Именно такой сбой впервые привлек наше внимание к гиксосскому периоду египетской истории. Современные египтологи называют это время Вторым переходным периодом (1782-1570 гг. до н.э.), отделяющим Среднее царство от Нового. Именно тогда произошло великое смятение, нарушившее плавное течение египетской истории. Мало какая цивилизация могла бы оправиться после такой катастрофы, однако мы знаем, что Египет не только оправился, но достиг и новых высот несмотря на полный крах традиционной монархии и продолжавшееся в течение шести поколений иго иноземных захватчиков, которых вначале романтично называли “пастушьими царями”. Почему так случилось? Тайна сия велика есть.

Мы интуитивно чувствовали, что эра перемен - перехода власти от мемфисских царей к гиксосским правителям и обратно, к царям Фив - таит в себе ключ к будущему, и сосредоточились на этой эпохе, мобилизовав все мыслимые источники информации включая Ветхий Завет.

Обнаружение Хирама Абифа

Если между Древним Египтом и евреями первого века н.э. существовала какая-то связь, то к этому мог приложить руку только Моисей, усыновленный семьей царя. Возможность обнаружить такую связь казалась ничтожной, но мы, заново рассмотрев известные нам факты, решились продолжать исследование.

Вспомнив пройденную нами обоими церемонию посвящения в Третью Степень и упоминание о Хираме Абифе и Ветхом Завете, мы вновь почувствовали себя сбитыми с толку. Впервые рассказывая кандидату об этом древнем герое, Достопочтенный Мастер говорил:

“Смерть не так страшна, как ложь и бесчестье. В подтверждение этой великой истины анналы масонов приводят великолепный пример непоколебимой верности и безвременной смерти нашего Великого Мастера, Хирама Абифа, погибшего перед завершением храма царя Соломона. Несомненно, вы знаете, что он был главным архитектором этого храма”.

В его словах содержался явный намек на то, что образованный кандидат обязан знать этого героя - вероятно, из Библии. Однако никто из нас не слыхал о таком человеке. В тех версиях Библии, с которыми мы имели дело, не было ни малейшего упоминания об архитекторе храма Соломона. Поскольку Хирам, царь Тира, прислал для строительства храма кедр и рабочих, кое-кто подозревал, что именно он и являлся легендарным Хирамом Абифом, но между этими двумя людьми не было ничего общего, кроме имени. Мы, как и все наши знакомые масоны, чтили масонского героя несмотря на отсутствие письменных свидетельств его причастности к строительству храма Соломона.

Если авторам книг Царств было известно имя главного строителя, да еще убитого, казалось невероятным, что они, рассказывая о строительстве храма, не обратили внимания на такую важную персону. Вначале мы думали, что легенда о Хираме Абифе намного более позднего происхождения и что она навеяна подвигом какой-нибудь другой драматической личности, сыгравшей яркую роль в истории. Единственно разумное объяснение имени героя заключалось в том, что поскольку на древнееврейском слово Хирам значит “знатный” или “царственный”, а Абиф по-старофранцузски означает что-то вроде “потерянный” или “погибший”, оно буквально переводится как “царь, который погиб”. К тому времени, когда мы начали изучать Древний Египет, на попытках разыскать Хирама Абифа был поставлен крест. У нас не было никаких ориентиров. Задача казалась невыполнимой.

И тут из гроба встал сам Хирам Абиф, чтобы разыскать нас!

По мере того как мы расширяли поле исследования и все ближе знакомились с Древним Египтом, завеса тумана, мешавшая нам раскрыть величайшую из масонских тайн, понемногу рассеивалась. Убедившись в том, что важнейшим моментом коронации была тайная церемония “временной смерти” и воскресения, мы поставили себе новую цель: попытаться понять, каким образом этот секрет мог попасть в руки израильтян.

Прийти к этой мысли было нетрудно. Библия подробно рассказывает о значении Египта в истории еврейского народа. С этой страной были тесно связаны такие личности, как Авраам, Иаков, Исаак, Иосиф и Моисей. Два последних были очень близки к царской семье, хотя и в разное время. Последние главы книги Бытие рисуют картину мира и согласия, существовавшего между египтянами и протоизраильтянами, но в книге Исход эти отношения описываются уже совсем по-другому. Причины столь быстрой перемены стали ясны, как только мы приступили к изучению периода правления так называемых гиксосских царей... и тут на сцене появился Хирам Абиф, которому предстояло сыграть главную роль во всей этой истории.

Наши рекомендации