Что произошло в день пятидесятницы?
Святой Дух в тебе
Дерек Принс
Содержание
Глава 1. До Пятидесятницы
Глава 2. Святой Дух в жизни Иисуса
Глава 3. Что произошло на Пятидесятницу
Глава 4. Наш Помощник, Обитающий в нас
Глава 5.Откровение Божьего Слова
Глава 6. Переход на сверхъестественный уровень
Глава 7. Помощь в молитве
Глава 8. Жизнь и здоровье для наших тел
Глава 9. Излияние Божьей любви
Глава 10. Как открыться для Святого Духа
Глава 1
До пятидесятницы
Через Священное Писание мы получаем знание, которое невозможно получить никаким другим путем. Одно из самых важных откровений Библии — это природа Бога. Библия раскрывает тайну, которую мы не смогли бы узнать ни из какого иного источника. Эта тайна о том, что Бог един, и одновременно больше, чем один: три Личности, но один Бог. Три Личности, открытые в Писании — это Отец, Сын и Святой Дух. В этой книге речь пойдет о Святом Духе.
Одно из наиболее глубоких и уникальных откровений всей Библии — откровение о Личности и действиях Святого Духа. Первое, что мы должны понять, это то, что Святой Дух Сам является Личностью точно так же, как Отец и Сын. Будучи людьми и живя в материальном мире, нам сравнительно легко осознать, что Бог-Отец есть личность и что Бог-Сын есть Личность, но не так легко осознать, что Святой Дух — Личность.
Через Святого Духа Бог знает все, нет ничего сокрытого от Бога; и благодаря Святому Духу Бог присутствует везде одновременно. Эти две характеристики представляются такими теологическими терминами, как Всезнающий и Вездесущий. Это раскрывается в различных местах Писания. Например, в Книге пророка Иеремии 23:23-24, Господь говорит:
Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь.
Бог наполняет небо и землю. Нет такого места, где Бога нет. Нет такого места, где происходит что-то, о чем Бог не знает. Это так прекрасно раскрывается в Псалме 138:1-12:
Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда я встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твое, - высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.
Какой прекрасный язык! Какая замечательная картина величия мудрости Бога. Божье присутствие пронизывает всю Вселенную. Нет ни одного места, куда можно пойти и спрятаться от Бога. Никакое расстояние не может разделить вас с Ним. Никакая тьма не может спрятать вас от Него. Бог — везде, в каждой точке всей Вселенной. Он знает обо всем, что происходит в любом месте.
Ключ этой картины, находится в седьмом стихе, где псалмопевец говорит: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» Это типичный пример еврейской поэзии, где две половинки одного стиха говорят по сути одно и то же. Божье присутствие в каждом месте Вселенной есть Его Святой Дух. Через Святой Дух Бог присутствует везде, и благодаря Ему Бог знает обо всем, что происходит во всей Вселенной в любой момент.
Святой Дух действовал во Вселенной начиная с сотворения. Псалмопевец рассказывает нам о самом процессе сотворения. Псалом 32:6:
Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их.
Другими словами, двумя великими инструментами сотворения, вызвавшими к существованию всю Вселенную, были Слово Господа и Дух Господа — Святой Дух. Если мы вернемся к начальным стихам Библии, описывающим сотворение, мы увидим, как это раскрывается подробнее. В книге Бытие 1:2-3, мы читаем:
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
Присутствие Духа Божьего было там в бесформенной тьме, в пустоте, в бездне. Слово «носился» (в других переводах: «парил» - примеч. редактора) наводит на мысль о птице. Писание много раз представляет Святой Дух как Небесного голубя. Здесь этот Небесный голубь, Святой Дух, витает над темной, бесформенной бездной вод.
В стихе третьем говорится: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Здесь опять два Проводника сотворения: Дух Божий и Слово Божие. Когда они соединяются, происходит сотворение. Когда Дух Божий и Слово Божие присутствуют где-то, созидается что-то новое, в данном случае — свет. Появляется свет, образованный Духом и Словом Божьим. Вы можете видеть, что Святой Дух действовал во Вселенной, начиная с сотворения, и всегда присутствовал во Вселенной. В определенном смысле Святой Дух является действенным, исполнительным Представителем Божьим.
Святой Дух вдохновлял и наделял силой всех мужей Божьих в Ветхом Завете.
Их список слишком длинный, чтобы называть все имена, но мы рассмотрим несколько примеров.
Первый — Веселиил, человек, который спроектировал и создал ковчег и всю обстановку для скинии Моисея. Господь говорит в книге Исход 31:2-3:
Смотри, Я назначаю именно Веселиила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством.
Именно Дух Божий, исполнивший Веселиила, дал тому способность выполнить такой уникальный творческий труд. Меня всегда впечатляет, что Веселиил был первым человеком в Писании, о котором сказано, что он был исполнен Духом Божьим. Результатом этого исполнения, в данном случае, было успешное выполнение ручной работы. Это придает ручной работе очень высокую ценность.
Далее, в книге Второзаконие 34:9, мы читаем об Иисусе Навине:
И Иисус, сын Навин, исполнился Духа премудрости (другими словами, Духом Божьим), потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему (Иисусу Навину) сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею.
Иисус Навин был великим военачальником, который завоевал Обетованную Землю, и он сделал это благодаря тому, что был исполнен Духом Божьим.
Затем, в Книге Судей 6:34, мы читаем о Гедеоне:
И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним.
Дух Господень сошел на Гедеона и сделал его тем могущественным лидером, каким мы его знаем. До этого он был несмелым молодым человеком, прячущемся в точиле (яма, в которой ногами топтали виноград — примеч. редактора), неспособным сделать что-либо значительное. Но когда Дух Божий сошел на него, то он изменился.
Затем мы читаем о Давиде, великом царе и псалмопевце, во Второй книге Царств 23:1-2:
Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня.
Давид дал нам эти прекрасные псалмы потому, что «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня». Обратите внимание еще раз: это Дух Божий и Слово Божье.
Во Втором послании Петра 1:21, апостол Петр суммирует служение всех Ветхозаветных пророков, таким утверждением:
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
Каждый пророк, приносивший истинное послание от Бога, никогда не говорил по своей собственной инициативе или из своего ума, рассудка или понимания; но он был вдохновляем (побуждаем, движим, охвачен) Святым Духом. Это делало его послание больше, чем человеческим; оно становилось посланием от Самого Бога.
Когда мы смотрим на примеры этих и многих других мужей, мы приходим к заключению, что все Ветхозаветные мужи, чье служение было действенным и угодным Богу, делали это исключительно благодаря силе и вдохновению Святого Духа. Это, безусловно, урок нам. Если они были не в состоянии служить Богу эффективно без Святого Духа, то не сможем и мы.
Глава 2
Святой дух в жизни Иисуса
Теперь мы рассмотрим роль Святого Духа в служении и учении Самого Иисуса. Во- первых, нам нужно увидеть, что Иоанн Креститель, который пришел специально, чтобы представить Иисуса и приготовить путь Его служению, представил Его Израилю так: «Он — Крестящий Духом Святым». Евангелие от Матфея 3:11:
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
Обратите внимание на характеристику, отличавшую Иисуса от всех мужей, пришедших до Него: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Это служение Иисуса, как крестящего Духом Святым, упоминается во всех четырех Евангелиях. Библия неоднократно подчеркивает это и придает этому особую важность.
Мы находим также, что Святой Дух был единственным Источником силы для всего служения Иисуса. До того, как Святой Дух сошел на Иисуса у реки Иордан во время крещения Иоанна, Иисус никогда не проповедовал и не творил чудес. Он ожидал, пока Святой Дух сойдет на Него.
Обращаясь к группе людей, собравшихся в доме Корнилия, Петр так описал служение Иисуса — Деяния 10:38:
Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
Источником и силой служения Иисуса на Земле был Святой Дух. Мы уже отметили, что Бог в Писании открыт, как триединый Бог — три Личности в одном Боге — Отец, Сын и Дух. В этом одном стихе показаны все три Личности. Бог-Отец помазал Иисуса-Сына Святым Духом. Результатом действия Бога в этой полноте на уровне человечества было исцеление: «...Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом...» В этом секрет и источник служения Иисуса.
Даже после воскресения, Иисус по-прежнему зависел от Духа Святого. Это примечательный факт. Лука начинает свою Книгу Деяний такими словами, Деяниях 1:1-2:
Первую книгу (т.е. Евангелие от Луки) написал я к тебе, Феофил, о всём, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал.
Лука говорит о служении Иисуса в течение сорока дней между Его воскресением и вознесением. Сказано, что Иисус дал повеления Своим Апостолам Духом Святым. Иисус является примером для нас в Своем полном уповании на Дух Святой. Он полагался на силу Духа Святого для Своих чудес и Своего учения; Он ничего не делал без Святого Духа. Вызов служения Иисуса — это вызов нам: полагаться на Святого Духа точно так же, как Иисус.
Иисус не только двигался в силе Святого Духа в течение всего Своего служения, Он также обещал, что Его ученики примут того же самого Святого Духа, который наделял силой и вдохновлял Его. В Евангелии от Иоанна 7:37-39, мы читаем:
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.
Здесь чрезвычайно драматичный контраст. Вначале нам представляют жаждущего человека: «Кто жаждет». Затем, через сошествие и обитание внутри него Святого Духа, тот же самый человек, который жаждал и не имел достаточно для самого себя, вдруг становится «фонтаном (именно так сказано в английском переводе — примеч. редактора) рек воды живой». Он больше уже не нуждается, но сам становится каналом восполнения через Святой Дух. Для каждого верующего Святой Дух должен стать неисчерпаемым источником.
Евангелие далее объясняет, что хотя обетование было дано во время земного служения Иисуса, оно будет исполнено только после того, как Иисус будет прославлен: «ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».
В Евангелие от Иоанна 14:15-18, Иисус говорит Своим ученикам:
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
Здесь нужно обратить внимание на несколько важных моментов. Во-первых, Иисус говорит: «Отец... даст вам другого Утешителя». Каково значение слова «другой» в этом контексте? Оно означает, что Иисус, как Личность, находился со Своими учениками три с половиной года. Фактически Он говорит: «Сейчас Я, как Личность, собираюсь уйти от вас. Но когда Я уйду, другая Личность, — Святой Дух, придет вместо Меня».
Во-вторых, Он пользуется особым словом для описания Святого Духа. Здесь использовано греческое слово «Параклетос» (в католических переводах это «Параклет»), которое буквально переводится так: «кто-то, призванный быть рядом, чтобы помогать». В других переводах — «Утешитель» и «Помощник». Мы имеем здесь три родственных понятия: советник, утешитель и помощник.
В-третьих, Иисус далее отмечает, что Святой Дух пребудет с учениками вовеки. Здесь, опять, налицо контраст с Его собственными отношениями с учениками. Он, по сути, говорит: «Я был с вами короткое время — всего три с половиной года. Сейчас Я ухожу и ваши сердца разбиты. Вам кажется, что вы будете оставлены без помощи. Но Я пошлю вам другого Помощника, Святого Духа, и когда Он придет, то никогда не оставит вас. Он пребудет с вами вовеки». Потом Иисус говорит: «Я не оставлю вас сиротами, но Я приду к вам». Здесь подразумевается, что без Святого Духа они остались бы сиротами, не имеющими никого, кто заботился бы о них, помогал им или наставлял их. Но благодаря Святому Духу им предусмотрено все необходимое.
Немного ниже, в той же беседе, Иисус возвращается к этой теме. Евангелие от Иоанна 16:7:
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам.
Иисус уходит, но другая Личность приходит вместо Него. В Евангелии от Иоанна 16:12-15, Иисус еще раз возвращается к этому важному вопросу:
Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Иисус подчеркивает индивидуальность Святого Духа, употребляя личное местоимение «Он».
Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
Поскольку это обещание было выполнено, Святой Дух является личным, постоянно находящимся на земле Представителем Троицы. Он — Тот, кто истолковывает, открывает и является Распорядителем от Отца и Сына. Иисус говорит: «от Моего возьмет и возвестит вам». Но Он добавляет: «от Моего», потому что «все, что имеет Отец, есть Мое». Таким образом, Святой Дух есть Тот, Кто истолковывает, открывает и является Распорядителем всего, что имеют Отец и Сын — все открывается, истолковывается и распределяется Святым Духом.
Глава 4
Глава 5
Откровение Божьего Слова
Святой Дух помогает нам, утешает нас и восполняет наши нужды самым надлежащим образом. Первый способ, как Он это делает, это откровения Божьего Слова. Святой Дух есть Тот, Кто открывает и истолковывает Слово Божье. В Евангелии от Иоанна 14:25- 26 Иисус говорит Своим ученикам:
Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же («Параклет»), Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Две функции Святого Духа, упомянутые в стихе 26, важны: Он должен напомнить, и Он должен учить. Святой Дух должен напоминать ученикам все, чему Иисус уже учил их. Как я понимаю, это значит, что апостольский текст Нового Завета не подвержен слабостям человеческой памяти, а он вдохновлен Святым Духом. Ученики могли не точно вспомнить какие-то вещи, но Сам Святой Дух приводил им на память все, что им нужно было вспомнить.
Однако, Он не только заботился о прошлом, Святой Дух также заботился о будущем. Он учил их всему, чему им нужно было научиться. Это относится также к нам и сегодня. Сегодня Он — наш Учитель здесь, на земле. Иисус, будучи на земле, был великим Учителем, но теперь Он передал эту задачу Святому Духу — Своему личному Представителю. Все что нам нужно знать о Слове Божьем — Святой Дух рядом, чтобы наставить нас.
Это поставило учеников на один уровень с Ветхозаветными пророками. Вот что написано о пророках во Втором послании Петра 1:21:
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
За точностью и авторитетом Ветхозаветных пророков стоял Сам Святого Духа. Когда Он почивал на них, Он был ответственен за то, что они говорили. Он вдохновлял их и влек их. Но это также верно в отношении писаний Нового Завета. Иисус проследил за тем, чтобы Святой Дух напомнил ученикам все, что Он говорил, и научил их всему, что им еще нужно было узнать. Святой Дух — вот истинный Автор всего Писания: и Ветхого, и Нового Заветов. Павел утверждает это очень ясно во Втором послании Тимофею 3:16:
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.
Слово «богодухновенный» указывает на деятельность Святого Духа. Святой Дух это Тот, Кто вдохнул все Писание через человеческие каналы, которыми Писание появилось.
Божье совершенное обеспечение для нас вызывает в моем сердце радость. Святой Дух был Автором Писания, и Он также является нашим личным Учителем Писания. Таким образом, Сам Автор Писаний становится их Толкователем. Кто сможет истолковать вам книгу лучше того, кто написал ее? Я сам написал больше двадцати книг. Иногда я слышу, как другие истолковывают мои книги, и они делают это хорошо, хотя я часто думаю: «А вот это ты упустил», — или: «Ты не совсем правильно понял это». В данном случае Святой Дух, являющийся Автором Писания, является также его Толкователем. Он не пропускает ничего, у Него все правильно. Если мы способны слушать Его и принимать от Него, то мы узнаем, что Писание в действительности имеет ввиду в том, или ином случае.
Откровение Писания было немедленным результатом в день Пятидесятницы. Когда Святой Дух сошел, люди из неверующей толпы говорили: «Они пьяны!» Но Петр встал и сказал следующее, Деяния 2:15-16:
Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем...
До этого времени Петр не понимал пророчества Иоиля. Фактически, он очень ограниченно понимал даже учение Иисуса. Но как только Святой Дух пришел, Библия приобрела для него совершенно новый смысл, потому что туда пришел Автор, Который истолковывал.
Так же с апостолом Павлом. Он гнал Церковь и отвергал Иисуса, как Мессию. В Деяниях 9:17 говорится:
Анания пошел, и вошел в дом (где был Павел), и, возложив на него руки, сказал: брат Савл (который позже стал Павлом)! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа.
Сразу же после этого Павел начал проповедовать в синагогах, что Иисус — Сын Божий, — это было именно то, что он недавно отвергал. Как только Святой Дух пришел, Павел получил совершенно другое понимание. Это было подобно выходу из тьмы во свет. Это не было что-то постепенное, а почти мгновенное изменение, потому что Святой Дух, Учитель и Автор Писания, был в Павле.
Когда о Святом Духе говорится, как об истолковывающем и открывающем Слово Божье, нам нужно иметь в виду, что не только Библия есть Слово Божье, но Сам Иисус назван Словом Божьим. В Евангелии от Иоанна 1:1, мы читаем об Иисусе:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Три раза в этом стихе Он назван «Словом». В Евангелии от Иоанна 1:14, мы читаем такое утверждение:
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца.
Библия, Писание, есть Слово Божье на бумаге, а Иисус — есть Слово Божье в Личности. И чудо в том, что они находятся в полном согласии.
Святой Дух не только открывает и истолковывает написанное Слово Божье, но Он также открывает и истолковывает Слово Божье в Личности — в Иисусе. Вот что Иисус говорит о Святом Духе в Евангелии от Иоанна 16:12-15:
Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
Стих 12 говорит нам о том, что Иисус не пытался сказать все, потому что Он доверял Святому Духу, и Он знал, что Святой Дух придет. Затем Он объяснил, что Святой Дух будет делать, когда Он придет.
Святой Дух берет принадлежащее Иисусу и открывает это нам. Он прославляет Иисуса для нас. Он открывает Иисуса в Его славе, в Его полноте. Каждый аспект природы, характера и служения Иисуса раскрывается нам Святым Духом.
Очень интересно обратить внимание, что после того, как Святой Дух сошел на апостолов и учеников в день Пятидесятницы в Иерусалиме, у них больше никогда не было никаких сомнений в том, где находился Иисус. Они знали, что Он вознесен во славу по правую руку Отца. Святой Дух прославил Иисуса перед учениками. Он взял то, что принадлежало Христу — из Писания, из их памяти и из их контактов с Иисусом - и открыл это ученикам.
Святой Дух открывает и прославляет Иисуса. Он также распределяет все богатство Отца и Сына, потому что все, что имеет Отец, дано Сыну, и все, что имеет Сын, распределяет Святой Дух. Другими словами, все богатство Божье распределяется Святым Духом. Неудивительно, что нам не нужно быть сиротами, когда Он — наш Распорядитель, и все богатство Божье находится в Его распоряжении.
Глава 6
Глава 7
Помощь в молитве
Третий, способ содействия Святого Духа нам — это Его жизненно важная помощь в наших молитвах. Слова Павла в Послании Римлянам 8:14 свидетельствуют о том, что без водительства Святого Духа мы не сможем быть зрелыми сынами Божьим и вести христианскую жизнь:
Ибо все, водимые (настоящее продолжительное время — «постоянно водимые») Духом Божиим, суть сыны Божии (имеются в виду зрелые сыны — не младенцы).
Мы становимся христианами благодаря рождению от Духа Божьего. Но для того, чтобы жить полноценной христианской жизнью после рождения свыше и придти к зрелости, мы должны быть постоянно водимы Духом Божьим. Форма глагола, который Павел использует здесь— настоящее продолжительное время: «Ибо все, (постоянно) водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Речь идет не о младенцах, но о зрелых сыновьях и дочерях.
Немного далее Павел прилагает этот принцип водительства Святым Духом к нашей молитвенной жизни. Он подчеркивает необходимость водительства Святого Духа, чтобы молиться правильно. Послание Римлянам 8:26-27:
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух (подчеркивается индивидуальность Святого Духа) ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Павел говорит здесь о немощи, которую все мы имеем. Это не физическая немощь, а немощь разума и понимания. Мы не знаем, за что молиться, и мы не знаем, как молиться.
Проповедуя перед собраниями на эту тему, я часто просил поднять руку тех людей, которые всегда знали, за что молиться и как за это молиться. Ни разу никто не решался поднять руку на этот вызов. Полагаю, что все мы достаточно честны, чтобы признать, что когда мы хотим молиться, то зачастую не знаем, за что молиться. Иногда, даже если мы думаем, что знаем, за что молиться, то мы не знаем, как молиться за это. Павел называет это «нашими немощами». Но он говорит нам, что Бог посылает Святого Духа, чтобы помочь нам в этой немощи — чтобы узнать, за что молиться, и узнать, как за это молиться. В определенном смысле, язык Павла предполагает, что Святой Дух входит и производит молитву через нас.
Ключ к эффективной молитве — это научиться быть в таких отношениях со Святым Духом, чтобы мы могли подчиняться Ему. Тогда мы сможем позволить Ему руководить, направлять, вдохновлять и укреплять и, часто, действительно молиться через нас.
Новый Завет показывает много способов, как Святой Дух может помочь нам в молитве и некоторые из них я сейчас кратко опишу.
Первый путь указан в процитированных выше стихах (Римл.8:26-27), где Павел говорит: «...Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Это — ходатайство, и я бы охарактеризовал его как одну из высших точек христианской жизни. Затем Павел говорит о «воздыханиях неизреченных» (или в другом переводе «стенания слишком глубокие для выражения их в словах»). Наш ограниченный разум не имеет слово, в которых можно было бы выразить те молитвы, которыми следует молиться. Поэтому один из способов, которыми Святой Дух приходит к нам на помощь — это молиться через нас стенаниями, которые нельзя передать словами.
Это очень глубокое и сокровенное переживание, духовные родовые муки, которые дают духовное рождение. В Книге пророка Исаии 66:8 мы находим нечто подобное:
Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? раждался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, — родил сынов своих.
Никакое настоящее духовное воспроизводство в церкви не может произойти без духовных родовых мук в молитве. Именно когда Сион начал мучиться родами, он родил сынов своих.
Павел говорит об этом же духовном переживании в Послании Галатам 4:19:
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
Ранее Павел проповедовал этим людям, и они обратились. Но для того, чтобы они стали тем, кем им нужно было стать, Павел признал, что нужно большее, чем проповедь, нужна была ходатайственная молитва. Он описывает эту ходатайственную молитву как «муки рождения» или «воздыхания неизреченные, слишком глубокие для слов».
Второй способ, как Святой Дух помогает нам в молитве — Он просвещает наш разум. При этом Он не молится через нас, а показывает нам в нашем разуме, за что нам нужно молиться и как нам нужно молиться за это. Есть два места Писания, которые говорят о работе Святого Духа в наших умах. В Послании Римлянам 12:2, мы читаем:
И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Только обновленный ум может обнаружить волю Божью, даже когда это касается только молитвы. В Послании Ефесянам 4:23 сказано: «...обновиться духом ума вашего». Обновление наших умов происходит только Святым Духом. Когда Святой Дух входит и обновляет наши умы, мы начинаем постигать волю Бога и начинаем понимать, как молиться согласно воли Божьей. Это второй способ, как Святой Дух помогает нам — обновляя наш ум, просвещая его и открывая нам то, как молиться.
Третий способ, как Святой Дух помогает нам — Он вкладывает правильные слова в наши уста, и делает Он это зачастую неожиданно. Всякий раз, говоря об этом, я вспоминаю об одном случае, который произошел с моей первой женой. Мы были в Дании, откуда она родом. На дворе стоял конец октября. На следующий день нам предстояло уехать в Британию, чтобы провести весь ноябрь там. Я — британец, поэтому знаю, что ноябрь в Британии — это холодный, пасмурный, сырой и туманный месяц. Когда мы молились за день до отъезда в Британию, я услышал, как Лидия сказала: «Дай нам хорошую погоду на все время, пока мы в Британии!» Я чуть не упал с кровати, на которой мы сидели и молились.
Когда я спросил ее, знала ли она, о чем молилась, Лидия ответила: «Нет, я не помню!» Это было для меня верным доказательством, что это был Святой Дух.
Я сказал: «Ты молилась, чтобы Бог дал нам хорошую погоду на все время, пока мы в Британии, а ты знаешь, какая Британия в ноябре?» Она просто пожала плечами. Мы провели весь ноябрь в Британии, и у нас не было ни единого холодного, ненастного, сырого дня! Как будто была хорошая весна.
Когда мы уезжали в конце ноября, я сказал людям, провожавшим нас в аэропорт: «Берегитесь, потому что когда мы уедем, погода сменится!» И она сменилась! Это была молитва, которую Святой Дух вложил в уста Лидии. Это было то, о чем Господь хотел, чтобы она молилась в то время. Это лишь небольшой пример, как это происходит.
Четвертый способ, как Святой Дух помогает нам в молитве много раз упоминается в Новом Завете. Святой Дух дает нам новый, неизвестный язык, такой, которого природный ум не знает. Некоторые люди говорят о нем, как о молитвенном языке. Павел в Первом послании Коринфянам 14:2:
Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом.
И в стихе 4, той же главы, Павел говорит:
Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
Молитва такого типа выполняет три основных функции:
1. Когда мы молимся на незнакомом языке, мы говорим не людям, но Богу. На мой взгляд, это само по себе является огромной привилегией.
2. Мы говорим то, чего наш ум не понимает. Мы говорим тайны, или разделяем Божьи тайны.
3. Делая это, мы назидаем или выстраиваем изнутри самих себя.
Ниже, в Первом послании Коринфянам 14:14-15, Павел говорит:
Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
Здесь ситуация, в которой Святой Дух не просвещает наш разум, но Он просто дает нам новый язык и молится через нас на этом языке. Ни одна из форм молитвы не должна вытеснять другую. Павел говорит очень ясно:
Стану молиться духом, стану молиться и умом.
Оба вида молитвы имеют свое место. Когда мы даем место Святому Духу, подчиняемся Ему и позволяем Ему действовать в нас согласно с Писанием, в нашей молитвенной жизни появляется огромное богатство и разнообразие. Это то, чего Бог желает для каждого из нас.
Глава 8
Глава 9
Излияние божественной любви
Величайшее и самое чудесное из всех благословений, которые Святой Дух предлагает нам — это излияние Божьей любви в наши сердца. В Послании Римлянам 5:1-5 сказано:
Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
Кульминация наступает в пятом стихе: «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».
Павел описывает в этих пяти стихах несколько этапов духовного становления, которые мне бы хотелось перечислить.
1. Мы имеем мир с Богом.
2. Мы имеем доступ к Божьей благодати через веру.
3. Мы радуемся в надежде Божьей славы, в надежде на что-то в будущем.
4. Мы радуемся также в страданиях (из- за тех результатов, которые страдания производят в нас, когда мы правильно принимаем их).
Затем, Павел говорит о трех последовательных результатах правильно перенесенного страдания: во-первых, терпение; во-вторых, опытность (в других переводах «испытанный, закаленный характер» — примеч. редактора); и, в-третьих, надежда.
Затем мы подходим к кульминации: Божья любовь излита в наши сердца Святым Духом. Здесь слово «любовь» на греческом - «агапэ», которое в Новом Завете, как правило (хотя и не всегда), обозначает любовь Самого Бога. Уровень любви «агапэ» достижим для человека только благодаря силе Святого Духа. В большинстве случаев мы неспособны произвести любовь «агапэ» в нашем естественном человеке.
Далее, Павел определяет природу «агапэ». Он объясняет, как она была явлена в Боге и во Христе. Послание Римлянам 5:6-8:
Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь («агапэ») к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
В то время, как Христос умер за нас, по словам Павла, наше состояние можно было описать тремя словами: «немощные», «нечестивые» и «грешники». Именно любовь «агапэ» отдает себя и не ставит никаких предварительных условий. Это не та любовь, которая говорит, что ты должен быть хорошим, или сделать то и другое. Она отдает даром, даже самым не заслуживающим, беспомощным и недостойным.
Сейчас мы проследим в Новом Завете различные фазы, в которых любовь «агапэ» производится в нас. Прежде всего, она является результатом нового рождения. В Первом послании Петра 1:22-23 сказано:
Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век.
Возможность любить любовью «агапэ» проистекает из нового рождения — рождения от вечного, нетленного семени Божьего Слова, которое производит в нас новый вид жизни. Любовь «агапэ» есть сама природа этой новой жизни. Первое послание Иоанна 4:7-8:
Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
Можно видеть, что любовь такого типа является признаком нового рождения. Человек, рожденный свыше, имеет ее; человек невозрожденный не может иметь ее.
Павел описывает следующую фазу этого процесса передачи Божественной любви нам в Послании Римлянам 5:5:
А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
После нового рождения Святой Дух изливает в эту новую природу, произведенную новым рождением, в наши сердца, всю Божью любовь. Мы погружены в любовь. Мы получаем связь с неистощимым запасом — вся любовь Божья излита в наше сердце Святым Духом. Я хочу подчеркнуть, что это что- то Божественное, неистощимое и сверхъестественное — что-то, что только Святой Дух может сделать.
Сопоставьте это с тем, что Иисус говорит в Евангелии от Иоанна 7:37-39:
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было но них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.
Здесь виден яркий контраст. Сначала мы видим жаждущего человека, который не имеет достаточно для самого себя. Но когда входит Святой Дух, этот жаждущий человек становится каналом для потоков живой воды. Это любовь Божья, излитая в наши сердца. Это не человеческая любовь. Это даже не часть Божьей любви. Это вся Божья любовь, и мы просто погружены в нее. Полная, бесконечная, безграничная любовь Божья имеет канал, по которому может течь через наши жизни Святым Духом. Жаж<