Краткая схема службы со славословием

ВЕЧЕРНЯ

Свящ.: «Благословен Бог наш...»

Начало обычное, если не читался 9-й час

«Приидите, поклонимся...» (трижды)

Псалом 103-й читается

Ектения великая

«Господи, воззвах...»

Стихиры со стихами на 6: 6 стихир святому Минеи

* (если в Минее стихир напечатано меньше, то по Уставу их полагается повторять)

«Слава…» святому Минеи

«И ныне…» Богородичен (по гласу Славы из 1-го приложения Минеи)

* на ряду в Минее могут быть песнопения на Слава, и ныне:

«Свете Тихий…»

Прокимен дня

«Сподоби, Господи…»

Ектения просительная

Стихиры на стиховне Минеи (! в исключительных случаях – из Октоиха)

«Слава…» святому Минеи

«И ныне…» Богородичен (по гласу Славы из 1-го, редко 2-го, приложения Минеи, иногда на ряду в Минее)

* на ряду в Минее могут быть песнопения на Слава, и ныне:

«Ныне отпущаеши…»

Трисвятое по Отче наш

Тропарь святому Минеи

«Слава, и ныне…» Богородичен (по гласу тропаря святого из 3-го приложения Минеи)

* если служба Господу или Богородице, то тропарь поется 1 раз без Богородична

Ектения сугубая

Окончание: С.: «Премудрость» Х.: «Благослови» С.: «Сый благословен...» Х.: «Аминь. Утверди Боже...»

далее возглас утрени «Слава Святей…» и утреня

УТРЕНЯ

Свящ.: «Слава Святей…»

Шестопсалмие

Великая ектения

«Бог Господь…» со стихами

Тропарь святому дважды,

«Слава, и ныне…» Богородичен (по гласу тропаря св. из 3-го приложения Минеи)

* (если служба Господу или Богородице, то тропарь поется дважды, Слава, и ныне: той же тропарь)

Кафизма, ектения малая, седальны Минеи (! в исключительных случаях – из Октоиха)

Кафизма, ектения малая, седальны Минеи (! в исключительных случаях – из Октоиха)

50-й псалом

Канон (может совершаться по Октоиху и Минее или только по Минее, см. Минею)

После каждой песни поется праздничная катавасия по периоду

По 3-й песни седальны Минеи

По 6-й песни кондак и икос Минеи

По 8-й песни «Честнейшую…»

По 9-й песни светильны

«Всякое дыхание да хвалит Господа…»

Стихиры на хвалитех на 4 из Минеи

«Слава…» святому Минеи

«И ныне…» Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи или на ряду в Минее)

* (на ряду в Минее могут быть песнопения на Слава, и ныне:)

Великое славословие (поется)

Тропарь святому Минеи

«Слава, и ныне…» Богородичен (по гласу тропаря св. из 3-го приложения Минеи)

* (если служба Господу или Богородице, то тропарь поется 1 раз без Богородична)

Ектения сугубая

Ектения просительная

Окончание

Отпуст

Многолетие

1-й час

Полиелейная служба.

При этом знаке праздника в Минее на ряду напечатаны следующие песнопения:

o (иногда) малая вечерня;

o 6 или 8 стихир и Слава на «Господи, воззвах…» (часто на ряду есть только 3 или 4 стихиры);

o 3 паремии;

o (иногда) стихиры на литии;

o стихиры с 2 особыми стихами и Слава на стиховне;

o тропарь;

o седальны по кафизмам и по полиелее;

o прокимен, указано Евангельское зачало;

o праздничная стихира «по 50-ом псалме»;

o канон;

o седален, кондак и икос, светилен;

o стихиры на хвалитех.

Особой главы, содержащей порядок и указания о совершении полиелейной службы, в Типиконе нет. Необходимо в месяцеслове найти конкретную службу с таким знаком, но там дана не подробная схема, а отдельные указания.

И великая вечерня, и утреня полиелейной службы совершаются праздничным порядком.

o Малой вечерни нет. Однако в некоторых случаях в Минее напечатаны песнопения для малой вечерни. Это сделано для того, чтобы при желании («аще изволит настоятель») можно было бы служить в этот день всенощное бдение.

o Октоих отменяется.

o На вечерне после великой ектении поется «Блажен муж…». По Уставу должна петься 1-я Слава 1-й кафизмы. В современной практике поются 6 избранных стихов.

o Стихиры на «Господи, воззвах…» на 6 или на 8 (см. указания Типикона и Минеи). Так как стихир в Минее часто напечатано меньше чем 6 или 8, по Уставу полагается повторять каждую определенное количество раз. Существует, также, практика недостающие стихиры брать либо с малой вечерни, либо с литии.

o После стихир на «Господи, воззвах…» совершается вход с кадилом.

o После прокимна читаются паремии.

o

Паремии.

Паремия переводится как притча, иносказание. Это избранные чтения из Священного Писания, преимущественно Ветхого Завета, в которых пророчески или прообразовательно изъясняется значение праздника.

Паремии обычно напечатаны на ряду в Минее и называются «чтения». Еще они могут быть напечатаны в Минее того же месяца, только в другой день – в службе святому такого же чина. В таком случае на ряду указано число, где паремии искать. Паремии всем чинам святых напечатаны в приложении Общей Минеи.

Паремии читаются:

1. На великой вечерне после прокимна при знаках полиелей и бдение.

2. В седмичные дни великого поста: 1) на 6-ом часе 1 паремия; 2) на вечерне 2 паремии.

3. На Царских часах.

4. На великом освящении воды на Богоявление.

Обычное количество паремий – 3. Больше паремий бывает в следующие дни: на вечерне в праздник Благовещения – 5 паремий, в Навечерие Рождества Христова – 8 паремий, в Навечерие Богоявления – 13 паремий, в Великую Субботу – 15 паремий.

Образ исполнения паремий: свящ.: «Премудрость», чтец читает надписание паремии, например, «Бытия чтение», свящ.: «Вонмем», чтец читает паремию. Перед каждой паремией эти возгласы повторяются.

o Литии нет. Но в последовании некоторых полиелейных служб в Типиконе и Минее говориться о литии и есть стихиры на литии. В таком случае, «аще изволит настоятель», можно совершить литию, но без выноса и последующего освящения хлебов и других веществ.

o Окончание великой вечерни будничным порядком при открытых царских вратах: хор поет тропарь святого, «Слава, и ныне…» Богородичен; священник: «Премудрость», хор: «Благослови», священник: «Сый благословен…», хор: «Аминь. Утверди, Боже…», священник: возглас утрени «Слава Святей…» и далее совершается праздничная утреня.

На утрени после кафизм и седальнов поется полиелей – «Хвалите Имя Господне…». Этот момент отличает полиелейную службу от предыдущей – со славословием, отсюда и название знака праздника. С началом полиелея открываются царские врата, священник совершает каждение (подробнее о полиелее см. в разделе «Воскресное всенощное бдение. Утреня»).

Сразу после полиелея поется величание.

Величание.

Это новозаветное хвалебное песнопение в честь праздника или святого, начинающееся, чаще всего, словами «Величаем Тя…». Величание поется со стихами так называемых избра́нных псалмов. В эти псалмы собраны из всей Псалтири стихи, прообразовательно или иносказательно повествующие о празднике или святом.

Величания с избранными псалмами напечтаны в Ирмологии (глава «Полиелей, поемый в праздники Господския, и Богородицы и нарочитых святых, и величания со избра́нными псалмами»), во 2-й части Следованной Псалтири (глава «Псалмы избра́ные»), а также Общей Минее. В этих богослужебных книгах для Двунадесятых Господских и Богородичных праздников величания напечатаны для каждого праздника отдельно, а для служб святым даны общие величания «по чину», т.е. для апостола, святителя, преподобного и т.д.

Образ исполнения величания. Сначала величание поет духовенство перед праздничной иконой, затем хор поет стих избранного псалма и величание, стих, величание и т.д., X пока священник не покадит весь храм; тогда хор «Слава, и ныне… Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» дважды; духовенство поет «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» 1 раз и величание.

o После величания малая ектенияи читаются седальны святому «по полиелеи».

o Затем поется «От юности моея…» - 1-й антифон 4-го гласа. Текст этого песнопения находиться в последовании воскресной утрени 4-го гласа, а также, в нотных книгах.

o Далее следует прокимен утрени. Он печатается на ряду в Минее и отражает содержание праздника.

o Читается праздничное Евангелие. В Минее обозначено зачало, то есть, какой Евангельский отрывок читать в этот праздник.

o Далее читается 50-й псалом.

o Затем на 6-й глас поется «Слава…» «Молитвами …(чин и имя святого, например, святителя Николая), Милостиве, очисти множества согрешений наших»,

«И ныне…» «Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множества согрешений наших», «Помилуй мя, Боже…» (два стиха 50-го псалма),

стихира праздника «по 50-ом псалме»(глас этой стихиры указан в Минее на ряду, но есть практика петь ее, также как предыдущие строки, на 6-й глас).

o Далее свящ.: «Спаси, Боже, люди Твоя…», хор: «Господи, помилуй» 12 раз, свящ.: «Милостию и щедротами…», хор: «Аминь».

o Канон: Богородице на 6

Святому на 8.

Оба эти каноны напечатаны на ряду в Минее. Если канона Богородице в Минее нет, то поется канон Молебный Богородице «Воду прошед яко сушу… Многими содержим напастьми…» или из приложения Октоиха.

o Окончание утрени праздничное – поется великое славословие, тропарь, 2 ектеньи, окончание, отпуст, 1-й час.

Если полиелейная служба в честь Богородицы,

то на ряду в Минее напечатаны песнопения на «Слава, и ныне…», как и в службах со славословием.

§ После стихир на «Господи, воззвах…», на стиховне и на хвалитех поются стихиры на «Слава, и ныне…», а Богородичны из приложений Минеи не используются.

§ Тропари поются особым образом: в конце вечерни и после великого славословия поется тропарь праздника 1 раз, а на «Бог Господь…» тропарь праздника дважды, «Слава, и ныне…» этот же тропарь.

§ Если праздник Богородицы, то после Евангелия «Слава…Молитвами Богородицы…», «И ныне… Молитвами Богородицы…».

Служба с бдением.

При этом знаке праздника в Минее на ряду напечатаны такие же песнопения, как и при полиелейном святом с тем только отличием, что в службе святому с бдением малая вечерня и лития есть всегда.

Особой главы, содержащей порядок и указания о совершении бденной службы святому, в Типиконе нет. Необходимо в месяцеслове найти конкретную службу с таким знаком, но там дана не подробная схема, а отдельные указания.

Бденная служба совершаются праздничным порядком – утреня точно так же, как при знаке полиелей, а вечерня с некоторыми отличительными особенностями:

o Праздничное начало великой вечерни:

§ открываются царские врата

§ начальный возглас «Слава Святей…»

§ «Приидите, поклонимся…» поет в алтаре духовенство

§ 103-й псалом поется

o На «Господи, воззвах…» стихиры на 8.

o После просительной ектеньи должна совершаться лития. Налитии поется стихира храма и стихиры святому, «Слава…» святому, «И ныне…» Богородичен по гласу Славы из 1-го приложения Минеи «на стиховне».

o Окончание великой вечерни праздничным порядком:

§ хор поет тропарь святого дважды и «Богородице Дево…» 1 раз.

§ диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», священник совершает благословение хлебов(если была лития)

§ хор поет «Аминь. Буди имя Господне…» трижды и псалом 33-й до половины

§ священник: «Благословение Господне на вас…», хор поет «Аминь», далее читается шестопсалмие.

Если бденная служба в честь Богородицы,

то она имеет те же особенности, что и полиелейная служба Богородице. Отличие только в пении тропарей в конце великой вечерни – тропарь праздника Богородицы поется трижды.

КРАТКАЯ СХЕМА ПРАЗДНИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ (святому)

Бдение По Уставу утреня присоединяется к вечерне Есть малая вечерня Великая Открываются царские врата Возглас священника: «Слава Святей…» «Приидите, поклонимся…»поется в алтаре 103-й псалом поется, каждение Великая ектения «Блажен муж…» Малая ектения «Господи, воззвах…» каждение стихиры на 8 (если стихир в Минее меньше, их полагается повторять) «Слава…» святому «И ныне…» Богородичен (1-е прил., по гласу Славы) * На некоторые праздники может быть песнопение на Слава, и ныне: Вход с кадилом «Свете Тихий…» Прокимен дне Паримии (св.Минеи) Сугубая ектения «Сподоби, Господи…» Просительная ектения Лития: Стихира храма и стихиры святому «Слава…» святому И ныне: Богородичен (1-е пр., по гл.Славы, «на стиховне») 4 прошения Молитва «Владыко Многомилостиве…» Стихиры на стиховне (св.Минеи) «Слава…» святому И ныне: Богородичен (1-е пр., по гл.Славы) * На некоторые праздники может быть песнопение на Слава, и ныне: «Ныне отпущаеши…» Трисвятое по Отче наш Тропарь святому дважды, «Богородице Дево…» единожды Благословение хлебов «Буди Имя Господне…» трижды 33-й псалом (до половины) Возгл.: «Благословение Господне на вас…» Хор: «Аминь» ______________ Шестопсалмие и далее утреня Полиелей По Уставу вечерня и утреня служатся отдельно Нет малой вечерни вечерня Царские врата закрыты «Благословен Бог наш…» Начало обычное «Приидите, поклонимся…» и 103 пс. читаются Великая ектения «Блажен муж…» Малая ектения «Господи, воззвах…» каждение стихиры на 6 (можно на 8; если стихир в Минее меньше, их полагается повторять) «Слава…» святому «И ныне…» Богородичен (1-е прил., по гл.Славы) * На некоторые праздники может быть песнопение на Слава, и ныне: Вход с кадилом «Свете Тихий…» Прокимен дне Паримии (св.Минеи) Сугубая ектения «Сподоби, Господи…» Просительная ектения   Стихиры на стиховне (св.Минеи) «Слава…» святому «И ныне…» Богородичен (1-е пр., по гласу Славы) * На некоторые праздники может быть песнопение на «Слава, и ныне…» «Ныне отпущаеши…» Трисвятое по Отче наш Тропарь святому, «Слава, и ныне…» Богородичен (3-е пр.по гл.троп.)   Возгл.: «Премудрость» Хор: «Благослови» Возгл.: «Сый благословен…» Хор: «Аминь. Утверди, Боже…» _________________ В современной практике далее возглас «Слава Святей…», хор «Аминь» и далее утреня Если же вечерня служится отдельно, то она заканчивается отпустом.

УТРЕНЯ (ПРАЗДНИЧНАЯ)

(Утреня полиелейной службы начинается с возгласа «Слава Святей…»)

Шестопсалмие

Великая ектения

«Бог Господь…» со стихами

Тропарь святому дважды

«Слава, и ныне…» Богородичен (из 3-го приложения по гласу тропаря св.)

Кафизма рядовая

Малая ектения

Седальны Минеи

Кафизма рядовая, малая ектения, седальны Минеи

«Хвалите Имя Господне…» (Полиелей),

Величание со стихами избранных псалмов, каждение

Малая ектения

Седальны по полиелее

«От юности моея…» (1-й антифон 4-го гласа)

Прокимен утренний св. Минеи

«Всякое дыхание…»

Чтение Евангелия

50-й псалом

«Слава…» «Молитвами…(чин и имя святого)…, Милостивее, очисти множества согрешений наших.»

«И ныне…» «Молитвами Богородицы…, Милостивее, очисти множества согрешений наших.»

* (В некоторые Двунадесятые праздники вместо↑ поются особые стихи)

«Помилуй мя, Боже…»

Стихира праздника (по 50-ом псалме)

Священник: «Спаси, Боже, люди Твоя…»

Хор: Господи, помилуй 12 раз

Свящ.: «Милостию и щедротами…» Хор: «Аминь»

Канон:

Богородице на 6 (канон Богородице может быть напечатан наряду в Минее; если нет, то поется Канон Молебный Богородице «Воду прошед яко сушу…»)

Святому на 8

Катавасия данного периода по каждой песни

По 3-й песни седальны Минеи

По 6-й песни кондак и икос Минеи

* На 9-й песни могут быть особые припевы, напр., на Двунадесятые праздники, тогда «Честнейшую…» не поется

По 9-й песни светилен св., Слава: другой светилен (если есть), И ныне: Богородичен

«Всякое дыхание да хвалит Господа…»

Стихиры на хвалитех святому на 4 или на 6

«Слава…» святому

«И ныне…» Богородичен (может быть напечатан наряду в Минее; если нет, искать в 2-ом приложении по начальным словам или гласу Славы и дню)

* На некоторые праздники может быть песнопение на «Слава, и ныне…»

Великое славословие поется

Тропарь святому

«Слава, и ныне…» Богородичен (3-е прилож. по гласу тропаря св.)

Сугубая ектения

Просительная ектения

Окончание

Отпуст

Многолетие

1-й час

Наши рекомендации