Образ соединения канонов на утрени.

Поется ирмос 1-го канона (на вседневной утрени - Октоиха) на текущий глас Октоиха;

* читается или поется припев по содержанию канона (например, к тропарям воскресного канона припев «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», Крестовоскресного – «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению Твоему», в Двунадесятые Господские праздники – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Покаянного (Умилительного) – «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»Богородице – «Пресвятая Богородице, спаси нас», святителям «Святителю отче …, моли Бога о нас», мученику – «Святый мучениче …, моли Бога о нас», преподобному – «Преподобне отче …, моли Бога о нас» и т.п. Припевы к тропарям канона известны из литургических памятников 16 века. читается 1-й тропарь 1-го канона;

* далее чередуются припевы с тропарями 1-го канона, к тропарям в честь мучеников припев «Святи мученицы, молите Бога о нас». К Богородичну 1-го канона припев «Пресвятая Богородице, спаси нас», в современной практике этот Богородичен обычно пропускается;

* далее чередуются соответствующие припевы с тропарями 2-го канона.К Богородичну 1-го канона припев «Пресвятая Богородице, спаси нас», в современной практике этот Богородичен обычно пропускается;

* далее чередуются соответствующие припевы с тропарями 3-го канона – в данном случае, святому Минеи. Перед последним тропарем – Богородичном припев «Слава, и ныне…». Есть практика читать «Слава…» перед предпоследним тропарем, а «И ныне…» перед Богородичном.

После всех тропарей 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней канона поется покрывающий ирмос – катавасия. Слово катавасия в переводе с древне греческого языка понимается как схождение, проще говоря, сходка двух хоров на середину храма для пения молитвы. В главе Т. №19 подробно на весь год распределена катавасия для канона. На вседневной утрени в качестве катавасии поется ирмос последнего канона, в данном случае Минеи, соответствующей песни. Значит, катавасией по 3-й песни будет ирмос 3-й песни канона Минеи, по 6-й песни – ирмос 6-й песни и т.д. Глас канона Минеи указан в начале канона.

Краегране́сие или краестро́чие или акро́стих – это литературный прием, когда при сочетании первых букв ирмосов или тропарей канона или ирмосов и тропарей образуется фраза, относящаяся к празднуемому событию или святому и иногда открывающая имя автора канона. Акро́стихможно прочитать только в греческом оригинале.

После 3-й, 6-й и 9-й песней канона малая ектения..

Схема соединения канонов(на вседневной утрени)

1-йканон Песнь 1 Песнь 3 Малая ектения, седален, Слава, и ныне: Богородичен или Крестобогородичен Песнь 4 Песнь 5 Песнь 6 Малая ектения, кондак и икос Песнь 7 Песнь 8 Песнь Богородицы «Честнейшую…» Песнь 9 Малая ектения, светильны
Ирмос Припевы Тропари Ирмос Прип-ы Троп-и Ирмос Прип-ы Троп-и Ирмос Прип-ы Троп-и Ирмос Прип-ы Троп-и Ирмос Прип-ы Троп-и Ирмос Прип-ы Троп-и Ирмос Прип-ы Троп-и
2-й канон Припевы Тропари Припевы Тропари Прип-ы Троп-и Припевы Тропари Припевы Тропари Прип-ы Троп-и Припевы Тропари Припевы Тропари
3-й канон Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Катавасия Прип-ы Троп-и Слава, и ныне: тропарь Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Катавасия Прип-ы Троп-и Слава, и ныне: тропарь Припевы Тропари Благосло-вим,и ныне: тропарь «Хвалим, благосло-вим…» Катавасия Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Катавасия «Достойно есть…»

По 3-й песни малая ектения, затем читается седален святому Минеи, «Слава, и ныне…» Богородичен, а в среду и пяток Крестобогородичен, Минеи. В некоторые дни по 3-й песни в Минее на ряду может быть напечатан кондак святому. В таком случае следует петь (или читать) сначала кондак, затем седален, «Слава, и ныне…» Богородичен.

По 6-й песни малая ектения, затем поется кондак святому Минеи на глас, указанный перед кондаком. Сразу за кондаком поется на тот же глас (или читается) икос, если он в Минее на ряду напечатан. Следует обратить внимание, что часто икос оканчивается той же фразой, что и кондак. Это своеобразный литературный прием, подчеркивающий какой-либо аспект праздника или памяти святого. Напечатанный по 6-й песни кондак святого читается на часах и поется на Литургии.

По 8-й песни:перед катавасией поется «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще Его во веки». Во время пения 8-й песни диакон (или священник) кадит алтарь, во время пения катавасии выходит из алтаря, кадит солею, становится у иконы Богоматери, кадит ее и возглашает «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим» и затем кадит весь храм,хор поет песнь Богородицы - «Честнейшую…».

Это песнопение состоит из стихов Евангелия от Луки (1, 46-55) «Величит душа моя Господа…» и припева «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем», который припевается к каждому стиху. Автором припева «Честнейшую…» является прп. Косьма Маюмский. По преданию, ему явилась сама Матерь Божия сказав, что из всех песнопений, составленных им в Её честь, это наиболее приятно Ей, и к поющим сию песнь Она особенно близка. По замыслу Типикона, «Честнейшую…» должно петься «велегласно», то есть громко и торжественно.

Есть в богослужебном году службы, когда «Честнейшую…» не поется, например, Двунадесятые праздники и их отдания и другие, указанные в 20-й главе Типикона.

По 9-й песни после катавасии поется «Достойно есть…» на глас катавасии и совершается земной поклон, затем малая ектения.

Светильны.

Светильны

Их еще называют эксапостиларии. На вседневной утрени читаются светильны из приложения Октоиха «Эксапостиларии всея седмицы самопесно». В этом приложении на каждый день седмицы напечатан светилен с Богородичном, в четверг два светильна и Богородичен.

Образ исполнения светильнов:

o Читается светилен Октоиха,

o «Слава, И ныне…» Богородичен Октоиха, а в среду и пяток Крестобогородичен.

Если в Минее по 9-й песни есть светилен святому, то:

o сначала читается светилен Октоиха,

o «Слава…» светилен святому Минеи,

o «И ныне…» Богородичен Минеи, а в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха.

В четверг:

o читается первый светилен Октоиха,

o «Слава…» второй светилен Октоиха,

o «И ныне…» Богородичен Октоиха.

Если святому Минеи есть светилен, то в четверг:

o читаются подряд оба светильна Октоиха,

o «Слава…» светилен святому Минеи,

o «И ныне…» Богородичен Минеи.

Устав чтения светильнов изложен в 16-й главе Типикона и в приложении Октоиха.

Хвали́тные псалмы (148, 149, 150) читаются, начиная с «Хвалите Господа с небес…» и до последнего стиха «Хвалите Его в кимвалех доброгласных…». Так эти псалмы называются потому, что чуть ли не каждая строчка начинается с призыва ко всякому творению Божию восхвалить своего Творца.

Славословие будничное читается. Это 2-я редакция славословия в Часослове. Сразу после хвалитных псалмов читается «Слава, и ныне…», «Тебе слава подобает…», «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…».

Просительная ектения

Стихиры на стиховне. Как и на вседневной вечерне, на вседневной утрени на стиховне поются 3 стихиры Октоиха. Первая стихира поется без предваряющего ее стиха. Канонарх возглашает глас и произносит первую строчку стихиры (до запятой или разметки), хор поет всю стихиру, включая первую строчку. Остальные две поются со стихами радостно-утешительного характера «Исполнихомся заутра милости Твоея…» и «И буди светлость Господа Бога нашего на нас…», напечатанными на ряду в Октоихе, а также Часослове. После 3-х стихир поется «Слава, и ныне…» Богородичен или Крестобогородичен Октоиха. На утрени святому в Минее на стиховне может быть стихира на «Слава…». В таком случае на «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому. В среду и пяток поется Крестобогородичен Минеи на ряду.

«Благо есть исповедатися…» читается.

Трисвятое по Отче наш – читается

Тропарь. В конце вседневной утрени поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что в конце вечерни и на «Бог Господь»), «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому «в конец(т.е. в конце)утрени».

Сугубая ектения

Окончание:

свящ.: «Премудрость»

хор: «Благослови»

свящ.: «Сый благословен…»

хор: «Аминь. Утверди, Боже…»,

задергивается внутренняя завеса,

читается «Приидите, поклонимся…» и 1-й час

После того, как священник прочитает молитву 1-го часа «Христе, Свете истинный…», хор поет «Взбранной Воеводе…»,

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»,

хор: «Слава, и ныне… Господи, помилуй (трижды). Благослови»,

священник, стоя на солее лицом к народу, произносит полный (великий) отпу́ст - это благословение по окончании службы на выход из храма. В конце вседневной утрени после 1-го часа произносится полный отпу́ст

хор: [«Аминь»]

многолетие – «Великого Господина…»

Образец составления будничной утрени.

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

"Бог Господь…" глас 1–йсо стихами

Тропарь святому Минеи глас 1–й «Пустынный житель…»дважды,

«Слава, и ныне…» Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)

глас 1–й «Чудо чудес, Благодатная…»

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха) «Помышляю день страшный…»

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха) «Помилуй нас, Господи…»

Псалом 50-й

Канон: два канона Октоиха глас 6-йи один канон Минеи глас 8-й

Катавасия - ирмосы последнего канона, т.е. Минеи - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни катавасия глас 8-й «Ты еси утверждение…», ектения малая, седален святого «Воздержанием…», «Слава, и ныне…» Богородичен «Теплая Предстательнице…»

по 6-й песни катавасия «Очисти мя…», ектения малая, кондак святому Минеи

глас 4-й «Подвизався, ангел на земли…»

по 8-й песни катавасия «Седмерицею пещь…», "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии «Устрашися всяк слух…» поётся "Достойно есть" на глас 8-й

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню) «Небо звезда́ми украси́вый…»

«Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха «Сладость Ангелов…»

Хвалитные псалмы

Славословие будничное читается

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха) глас 6-й «Нага мя обреет…», «Сердца моего стру́пы…», «Господи, в памяти святых Твоих…»

«Слава, и ныне…» Богородичен (Октоиха) глас 6-й «Архангельское слово…»

"Благо есть исповедатися..."

Трисвятое по Отче наш: тропарь святому Минеи глас 1–й «Пустынный житель…»,

«Слава, и ныне…» Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи) глас 1–й «Пречистая Богородице…»

Ектения сугубая

Окончание

1-ый час

Отпуст.

Наши рекомендации