Подробная схема вседневной (будничной) утрени

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

"Бог Господь…" со стихами

Тропарь святому Минеи дважды

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)

* Если служба 2 святым, то: тропарь 1-му святому поется дважды, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения)

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха)

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха)

Псалом 50-й

Канон: два канона Октоиха и один канон Минеи

* Если служба двум святым, то: один канон Октоиха и два канона Минеи

Катавасия - ирмосы последнего канона - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни ектения малая, седален св., Слава, и ныне: Богородичен

по 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому Минеи

по 8-й песни "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии поётся "Достойно есть" (на глас катавасии)

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть светилен, то:светилен Октоиха, Слава: светилен святому в Минее, И ныне: Богородичен в Минее (в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха)

Хвалитные псалмы

Славословие будничное читается

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен (Октоиха)

* Если святому есть Слава на стиховне, то: после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи, И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Благо есть исповедатися..."

Трисвятое по Отче наш:

тропарь святому Минеи,

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то: тропарь 1-му святому,Слава: 2-му святому,И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

Окончание

1-ый час

Отпуст.

Пояснения к схеме вседневной утрени.

Вседневная утреня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

Священник в алтаре, начертывая кадилом крест перед престолом, возглашает возглас утрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков»,хор: «Аминь»,

Шестопсалмие, по традиции читается на середине храма. Пред шестопсалмием читается «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды.

Древнейшие упоминания о шестопсалмии в его теперешнем составе относятся к 7 веку. В нескольких местах Октоиха именуется греческим словом «эксапсалмы». Шестопсалмие составляют 6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142, основной мыслью которых является преследование праведника врагами, его надежда на Бога, конечное упокоение в Боге. Псалмы 3, 62, 102 – более радостные, а 37, 87, 142 – более печальные. Во время шестопсалмия гасятся свечи. Стоять в храме во время чтения шестопсалмия нужно тихо, а читать его необходимо очень благоговейно, «не борзясь», потому что, по выражению Типикона, в это время беседуем с Самим Богом.

После 3-х первых псалмов читается «Слава, и ныне…», «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» трижды (даже без поясных поклонов для соблюдения особой тишины и внимания!), «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне…» и оставшиеся три псалма.

Во время чтения последующих 3-х псалмов священник перед царскими вратами с непокрытой головой про себя читает т.н. утренние молитвы, числом 12, в которых вкратце изложено содержание песнопений и молитвословий утрени. В конце шестопсалмия читается «Слава, и ныне…» «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже».

Великая ектения

«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» со стихами – это стихи 117 псалма. Диакон возглашает «Бог Господь и явися…» и стих «Исповедайтеся Господеви…», хор поет «Бог Господь…». ! «Бог Господь…» поется на глас 1-го тропаря, который будет петься после «Бог Господь…» со стихами. Далее диакон читает стихи, а хор после каждого поет «Бог Господь…». Интересно отметить, что по Типикону «Бог Господь…» со стихами возглашает не священник или диакон, а канонарх.

Тропарь. На «Бог Господь» (т.е. после «Бог Господь») поется тропарь святому Минеи(тот же тропарь, что и в конце вечерни) дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому (тот же, что и в конце вечерни).

Кафизма рядовая.

Кафизмы

В богослужебных книгах чтение псалмов называется «стихословие Псалтири». Псалмы в Псалтири разделены на 20 отделов - кафизм. Каждая кафизма содержит несколько псалмов и делится на 3 части – так называемые Славы.

В течение богослужебного года кафизмы Псалтири читаются за богослужением в определённом количестве и порядке. По Уставу (Т.глава№17)на вечерне должна исполняться одна кафизма, но в современной практике это исполняется только в субботу вечером на воскресном всенощном бдении. На утренидолжны читаться иногда две, аиногдатри кафизмы. По две кафизмы читаются в так называемый летний период (от Фоминой Недели до отдания Воздвижения), а также некоторое время в связи со Святками и перед Великим постом. По три кафизмы читаются в так называемый зимний период (от отдания Воздвижения до субботы перед Неделей о блудном сыне) и в течение Великого поста. Великим постом вся Псалтирь за богослужением должна прочитываться два раза за седмицу, а в остальное время года – один раз за седмицу. Чтение Псалтири начинается в субботу вечером, когда исполняется 1-я кафизма Псалтири «Блажен муж…». На воскресной утрени читаются 2-я и 3-я кафизмы и так далее. Подробно порядок чтения кафизм изложен в 17-й главе Типикона.

Образ исполнения кафизм на утрени. Сразу после тропарей хор поет «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…». Чтец читает «И ныне…» и 1-ю Славу кафизмы. В окончание 1-й Славы чтец читает «Слава…», хор поет «И ныне…», «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…». Чтец читает «И ныне…» и 2-ю Славу кафизмы. В окончание 2-й Славы чтец и хор исполняют то же, что и после 1-й Славы. В окончание 3-й Славы чтец читает «Слава, и ныне…», «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды).

Седальны. После прочтения первой кафизмы и «Слава, и ныне… Аллилуия…» другой чтец читает «Господи, помилуй» трижды и седальны Октоиха «по 1-ом стихословии», т.е. по 1-й кафизме в следующем порядке: седален, стих, другой седален, «Слава, и ныне…» Богородичен. Во время чтения седальнов позволяется сидеть.

Кафизма рядовая. Сразу после прочтения седальнов по 1-й кафизме хор поет «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…», чтец читает следующую кафизму. 2-я кафизма исполняется так же, как 1-я.

Седальны. После прочтения второй кафизмы и «Слава, и ныне… Аллилуия…» другой чтец читает «Господи, помилуй» трижды и седальны Октоиха «по 2-ом стихословии», т.е. по 2-й кафизме в вышеизложенном порядке.

Если на утрени читаются 3 кафизмы, то по такому же принципу читаются седальны после 3-й кафизмы.

После прочтения седальнов по последней кафизме хор поет «Господи, помилуй» трижды, «Слава…», чтец читает «И ныне…» и читает псалом 50-й.

Канон.

Канон

Это слово переводится как правило, трость для измерения и в Церкви употребляется с несколькими значениями:

1) ка́ноны - Церковные постановления, правила устройства Церковной жизни;

2) канон Священного Писания Ветхого и Нового Завета;

3) каноном иногда называют вообще чин, последование каких-либо молитвословий;

4) канон как литургический элемент, песнопение.

В конспекте подробнее рассмотрен канон именно как литургический элемент. Канон представляет собой обширное песнопение, составленное по определённому образцу, правилу. Начало написания песнопений этого гимнографического жанра относится к 8 веку. Канон состоит из 9 песней, каждая из которых состоит из ирмоса и нескольких тропарей канона. В современной практике ирмосы поются, а тропари канона с припевами читаются. В древности же пели и ирмос и тропари, о чем свидетельствует Пасхальный канон.

Ирмос переводится как образец, связь. Образец – потому, что, как уже говорилось, в древности пели и тропари канона на мелодию ирмоса. Связь – потому, что связывает новозаветное песнопение – канон с темами Ветхого Завета. В Священном Писании есть 12 отрывков, написанных в поэтической форме, т.е. песни или гимны. Эти гимны исполнялись на Ветхозаветном богослужении. 10 из них переняла христианская Церковь и наименовала Песнями Священного Писания или Библейскими песнями. Вбогослужебной книге Ирмологий помещены 3 вида Песней Священного Писания и полный текст этих песней из них есть(две редакции «Господеви поем…» и «Поем Господеви…»), кроме Библии, содержится в Ирмологии и Следованной Псалтири и исполняется Великим постом на каноне, а темы их отражены в ирмосах. Каждый ирмос составлен на тему определенной Библейской песни.

Библейские темы в песнях канона:

Песнь 1. Переход израильтян через Чермное (Красное) море, песнь Мариам пророчицы сестры пророка Моисея (Исход 15, 1-19).

Песнь 2. Обличительная песнь пророка Моисея. (Второзаконие 32, 1-43). Исполняется только Великим постом.

Песнь 3. Благодарственная песнь праведной Анны, матери пророка Самуила (1 Царств 2, 1-10).

Песнь 4. Предсказание о рождении Христа Спасителя (книга прор.Аввакума 3, 1-19).

Песнь 5. О явлении Спасителя как Света, все оживляющего (книга прор.Исаии 26, 9-19).

Песнь 6. Молитва пророка Ионы во чреве кита (кн. прор.Ионы 2, 3-10).

Песнь 7. Молитва отроко́в в Вавилонский печи (книга прор.Даниила 3, 25-45).

Песнь 8. Благодарственная песнь отроко́в (кн.прор.Даниила 3, 51-90).

Песнь 9.Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа…» (Ев. от Луки 1, 46-55).

Пророчество Захарии (Ев. от Луки 1, 68-79).

На вседневной утрени читаются 3 канона: 1) 1-й канон Октоиха на 6 (включая ирмос); 2) 2-й канон Октоиха на 4; 3) канон святому Минеи на 4. «На 6» и «на 4» означает количество тропарей, которые должны читаться из каждого канона. Общее количество тропарей – 14. Каноны Октоиха и Минеи содержат полный канон, состоящий из 9 песней (кроме 2-й).

Наши рекомендации