Такое размещение Церковью икон в иконостасе строго сообразно с назначением христианского храма вообще и главнейшей его части Алтаря, в частности.

Алтарь и его принадлежности

Алтарь является главной частью св. храма в силу того, что в нем помещаются важнейшие священные принадлежности и совершаются важнейшие церковные службы прежде всего, Божественная Литургия.

Алтарь обычно устраивается в восточной стороне храма. Такой обычай объясняется тем, что древние пророки, предсказывая пришествие Спасителя, называли его Востоком, Сам Он называл Себя "Светом мира". По этой причине христиане и строят свои алтари в восточном направлении, где появля-ется утренний свет. Алтарь (как показывает значение самого латинского слова АЛТА АРА, возвышенный жертвенник) устраивается выше других частей храма одной ступенью, двумя или более. Таким образом, он становится видным для предстоящих в храме. Своим возвышением алтарь указывает, что он знаменует горний мир, означает небо, означает место, где особо присутствует Бог.

Возвышенный и закрытый алтарь изображает собою место вечного блаженства верующих, а также напоминает нам о земном рае, в котором пребывали наши прародители до грехопадения. Алтарь знаменует те места, откуда Господь шествовал на проповедь, где Он страдал, претерпел крестную смерть, где совершилось Его воскресение и вознесение на небеса.

В некоторых храмах, как уже упоминалось, имеется несколько алтарей, один из них, центральный, называется главным, по нему и храм носит название, остальные алтари называются "приделами".

В алтарь, никому, кроме лиц, имеющих сан и прислуживающих в храме, входить не дозволяется. Алтарь святое место, доступное для лиц, освященных на служение Церкви, и недоступное для мирян, особенно для женщин.

Самую главную принадлежность алтаря составляет святой Престол, знаменующий собой Престол невидимого Бога. Он изображает место таинственного присутствии Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа, как Царя Славы, Главы Церкви. Иногда Престол называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва "о всех и за вся", т.е. за весь мир. Престол изображает собою и Гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово.

Во изображение единственности жертвы Христовой на одном Престоле в один день совершается только одна Литургия. Простил представляет собой стол с крышкой квадратной формы. Сооружается Престол из твердого материала: дерева, камня, металла, во изображение Христа краеугольного камня и твердого основания Церкви. Престол находится посредине алтаря, против Царских врат. Его квадратная форма указывает на то, что на нем преподается Божественная пища верующим всех четырех стран света.

Поскольку Престол имеет значение и Гроба Христова, и Престола Божия, он имеет два вида одежды, или облачения. Нижнее облачение называется срачицею, которая надевается при освящении Престола и остается несменяемой. Она изображает погребальные пелены (плащаницу), которою было обвито тело Иисуса Христа при погребении.

Срачица делается из белого полотна. Верхняя одежда называющаяся "индитией", делается из парчи или другого дорогого материала. Она изображает собою славу Престола Вождя.

Индития может быть темного Цвета, а на Пасху, в честь христианской радости, светлой. Срачица и индития покрывают Престол со всех сторон. Иногда индития представляет собой металлический оклад, мраморную доску. Престол покрывается покрывалом.

На святом Престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица и мирохранительница.

Антиминс (от греч. имеете, и лат. TEPSA стол "вместо стола", "вместопрестолие") это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гриб Христа Спасителя, 4-х евангелистов и орудий страданий Спасителя и с зашитою под изображением частицею св. мощей. На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На Престоле, не имеющем антиминса. Литургий не может быть совершена.

Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений на них со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия св. мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устраивать Престолы и под ними полагать мощи святых.

Епископ, приезжавший освятить храм, прежде чем надеть срачицу на Престол, ставил на него ковчег, или ларец со св. мощами. По дальности расстояния епископ часто не мог освятить все храмы, тогда он поручал это кому-нибудь из священников, посылая с ним свою грамоту, и к ней прилагал частицу св. мощей. Антиминс является главной святыней храма, поскольку в нем имеются св. мощи; это же время он служит свидетельствам того, что богослужение в этом храме совершается не самочинно, а по благословению епископа.

Обычай полагать мощи святых под Престолом имеет основание в Св. Писании. В данном случае Церковь руководствуется:

Откровением св. Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и под алтарем души избиенных за Слово Божие и "за свидетельство) еже имеяху" (Апок. 6,9) и тем, что кровь мучеников, после Крови Христовой, служит как бы вторым основанием Церкви, служит для нее "багряницею и висом (тропарь при освящении храма).

Наши рекомендации