Списано игуменом Коневской обители Варламом.
Преподобный и блаженный отец наш Арсений родился в славном Великом Новгороде от благоверных и христолюбивых родителей. Воспитывали и обучали его грамоте добрые наставники, поэтому рос он в чистоте, почитая Бога. Будучи богобоязненным, день ото дня преуспевал он в трудах, угодных Богу, игры же и веселье, присущие детям, не любил и гнушался их. С юных лет, решив посвятить себя служению Господу, пренебрегал он всеми радостями тленного этого мира, отказывался даже от вкусной пищи, предпочитая всему - воздержание. Но часто зато приходил он к святым церквам: послушать и усладить слух свой Божественными словами молитвенных песнопений.
Когда пришло время, отдали его родители обучаться ремеслу. Мастер начал обучать его делу. Отрок с усердием выполнял все повеления мастера, поэтому быстро научился делу и стал кузнецом по меди. Посвятив себя духовным делам и подвигам, он прилежно занимался своим ремеслом и так, в трудах, проводил все свои дни. Был милосерден, от трудов своих всегда подавал нищим милостыню. Любил и всегда с усердием молился Богу и очень был набожен. И потому, разгоревшись любовью к Божественному, решил отречься от мира и послужить в безмолвии Богу, что вскоре и совершил с помощью Божьей благодати. Оставил родителей своих, дом свой, имущество, от всего мирского отказался и пошел в один из монастырей называемый Лисья гора. Там и принял на себя святой ангельский образ. Все мирское мудрствование отрезал он от себя с волосами вместе и, не давая себе покоя, предался суровейшей жизни, работал на всех монастырских службах, не отказываясь ни от каких послушаний. Уста же его никогда не бывали праздны от Иисусовой молитвы - непрестанно молился он Богу. Все положенное инокам исполнял он с великим усердием, тщательно воспитывая в себе всякую добродетель и, желая еще больших подвигов и совершенной добродетели, лишь о том размышляя, как найти благого наставника и как лучше ему спастись. Но не лишит Господь жаждущих пользы и желание их ко благому исполнит.
Было у отца Арсения желание пойти во Святую Гору. Размышлял он о том, как туда попасть. А в то время как раз пришли в великий Новгород старцы со святой Горы. Услышав о том, блаженный Арсений обрадовался, захотел их увидеть и получить от них благословение. Придя к старцам, блаженный Арсений поклонился до земли. Подивились старцы его смирению, благословили и троекратно с ним расцеловались по монашескому обычаю. После этого, сотворив молитву, сели, и начал блаженный Арсений коротко расспрашивать их о жизни на Святой Горе. Они рассказали ему все по порядку: и о Святой Горе, и о живущих там святых старцах. Еще сильнее разгоревшись желанием идти на Святую Гору, стал блаженный Арсений умолять их взять его в попутчики. Старцы с радостью обещали. Блаженный, обрадовавшись тому, что желание его может исполниться, приходит к игумену испросить у него благословения идти во Святую Гору. Игумен долго не хотел его отпускать. Арсений был добрым монахом, отличался смирением и послушанием, и игумен, как духовный отец, думал, что это ему не нужно. Арсений же вновь и вновь молил о том игумена. Не в силах отказать его мольбе, игумен склонился к просьбе блаженного и, благословив, отпустил. Благодаря Богу, помогающему своим угодникам, блаженный Арсений получил благословение от игумена и пошел на Святую Гору вместе со святогорскими монахами.
Приходит он во Святую Гору. Там любезно его принимают святогорский игумен Иоанн и вся братия. Велено было ему служить. С радостью и смирением выполнял старец порученное. Преподобный игумен Иоанн, наблюдая за тем, как отец Арсений несет свои послушания и заметив, что свой подвиг доброделания он творит с усердием и в страхе Божием, стал наставлять его к истинному пути спасения. Старец всю свою волю отверг и слушался игумена без рассуждений. Велено ему было пройти все службы монастырские и вместе с братией трудиться на кухне, и в пекарне, и в прочих службах. Все порученное блаженный Арсений стал выполнять с великим усердием, так как имел смирение. Ведь без смирения исправить свое житие на богоугодное не под силу кому бы то ни было, пока он сам себя не смирит. Так и наш старец, весь, отдавшись Божественной любви, почитал себя за самого последнего и худшего, за что его все любили и уважали.
Неустанно в молитве пребывая, бдением и сдержанностью свое сердце смиряя, ограничивал себя в еде, ограждая себя от всего не полезного душе. За это Господь его наградил - дар умиления Арсению ниспослан был: потоки слез из глаз проливал и своим житием для братии образ благой являл.
Когда игумен Иоанн с братией узнали о ремесле блаженного Арсения, то повелели ему ковать сосуды и все необходимое для монастыря. Он не давал себе покоя, без лени исполняя порученное. Стремясь к союзу духовного и телесного, дни он проводил в работе, ночи в молитве, почти лишая себя сна, но телом был крепок. Игумен же и братия, видя, что он искусен в этом деле и трудится, как бесплотный или словно купленный раб, удивились терпению его и еще больше полюбили его. Так трудился он долгое время. Но так как работы ему стало не доставать в одном этом монастыре, то и из других монастырей стали приносить ему сосуды. Он с усердием работал, не беря платы и работая во славу Божию. Многие приходили к нему, поэтому задумал он идти в другие монастыри, в которых требуется его ремесло, чтобы братии не было беспокойства от приходящих. Идет он к игумену Иоанну и просит, рассказав ему о своем замысле, разрешить идти в другие монастыри поработать Бога ради. Игумен же, видя старательность и усердие блаженного, что не корысти ради хочет поработать, но во славу Божию, и от Него получить вознаграждение, благословил его. Блаженный Арсений, получив благословение, обходит святогорские монастыри, трудясь с таким же усердием, что и прежде. И от всех принимает благословение и молитвы. Видно, угодно так было Господу, чтобы не даром он благословение святых отцов унаследовал, но многими трудами и подвигом. Так прожил он три года, трудясь на братию. Было у него желание, если Бог поможет, создать монастырь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честного и славного ее Рождества, получив благословение своему монастырю от Святой Горы. И вот приходит блаженный Арсений к игумену Святой горы Иоанну и рассказывает о своем желании, прося благословения и молитвы, и от желания своего не отступается. Игумен, глядя на него прозорливыми очами (ибо был он человек благочестивый и исполненный пророческого дара), провидел его будущее и благословил блаженного Арсения, предсказав о нем: « Твоими руками Бог воздвигнет обитель в северной стране, и многие люди спасутся там, страна же та освободится на многие годы». И многому другому поучив блаженного, благословил его иконой Пресвятой Богородицы, которой и доныне молятся в обители блаженного и называют Святогорской. Так же дал и устав Святой горы. Затем он помолился о нем: « Господи наш Боже, призри на раба своего Арсения! Да будет благодать Твоя на нем, а где он поселится, да будет там благословение Святой горы». И сказав так, отпустил его с миром. Арсений вновь обходит монастыри и скиты на Святой горе, рассказывая о своем желании с Божьей помощью создать монастырь в своей стране, и получает от них благословение. Приняв от всех благословение, пошел он в землю свою и был храним Божией благодатью.
Приходит он в Великий Новгород с благословением Святой горы. В то время престолом Софии, неизреченной премудрости Божией правил архиепископ Иоанн, который был после архиепископа Алексия. Блаженный приходит к нему и рассказывает о благословении Святой горы, так же и сам просит создать в его архиепископии монастырь во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честного и славного ее Рождества. Архиепископ благословил его и дал все необходимое. Блаженный же Арсений принял благословение и все, дарованное ему игуменом. Помолившись Господу богу и Пресвятой Богородице, чтобы его желание исполнилось, садится в лодку и приплывает по реке Волхову на великое озеро Нево, и с помощью Бога и соизволением Пресвятой Богородицы, приходит на остров, называемый Коневец.