Глава 2. Библейский период. Эпоха Первого Иерусалимского Храма (II тысячелетие — V в.до н. э.)

Танах

Тора, или Пятикнижие Моисеево

Пророки (Невиим)

«Писания» (Ктувим)

Глава 3. Эпоха Второго Иерусалимского Храма

(VI в. до н. э. — 1 в. н. э.)

Иудеи под властью Персии

Соферы — толкователи Священного Писания

Иудеи в мире эллинизма

Септуагинта

Иудейская эллинистическая литература

Филон Александрийский

Иудейское царство Хасмонеев

Саддукеи, фарисеи, ессеи

Иудеи в Римской империи

Иудейский прозелитизм

Ирод Великий

Законоучители Гилель и Шаммай

Мессианские движения

Возникновение христианства

Разрушение Иерусалима и Иерусалимского Храма

Иосиф Флавий

Восстание Симона Бар-Кохбы

Глава 4. Иудаизм эпохи составления Талмуда (начало I — конец VI в. н.э.)

Синедрион в Явне, таннаи

Синедрион в Галилее. Мишна

Амораи, Палестинские (Иерусалимские) Гемара и Талмуд

Вавилонские амораи, Вавилонские Гемара и Талмуд

Сабораи, завершение Вавилонского Талмуда, его значение для судеб иудаизма

Глава 5. Гаоны. Караимский раскол. Масореты (VIII-Х вв.)

Иудеи под властью ислама

Гаоны — главы талмудических академий, эксиларх

Анан бен Давид и движение против авторитета Талмуда

Возникновение караимской традиции

Саадия Гаон и антикараимская полемика

Масореты

Закат центра иудаизма в Вавилонии

Глава 6. Средневековая иудейская (еврейская) философия

(Х-ХV вв.)

Сущность еврейской философии

Расцвет иудейской учености в Багдадском халифате и мусульманской Испании

Творчество Ибн Габироля, Иегуды Галеви, Авраама ибн Эзры

Моисей Маймонид и его труды

Иудейско-христианские диспуты

Изгнание иудеев из Испании

Сефарды и марраны

Конец средневековой еврейской философии

Глава 7. Каббала (ХI-ХVI вв.)

Мистические движения в иудаизме

Сущность концепции мироздания по «Книге Зогар»

Труды каббалистов в Сафеде. Исаак Лурия

Практическая каббала в Германии и Восточной Европе

Глава 8. Средневековый раввинизм (Х-ХVIII вв.)

Иудеи в раннесредневековой Европе

Комментаторы Талмуда в городах Северной Франции и Западной Германии. Гершом. Раши. Тосафисты

Германские хасиды XIII в.

Ашкеназские иудейские общины. Возникновение языка идиш. Крестовые походы. Кровавый навет и гонения. "Черная смерть"

Иудеи в Италии и в православной Византии

Иудейские общины после XVI в. Гетто

Кодификация иудейского права — «Арба Турим» и «Шулхан Арух». Польско-Литовское государство — центр позднесредневекового раввинистического иудаизма

Глава 9. Мистические движения позднего иудейского Средневековья в VII-XIX вв. Лжемессии и Хасидизм

Бедствия иудейских общин Польского королевства

Лжемессия Саббатай Цеви

Денме

Я. Франк — основатель саббатианства в Польше

Хасидизм

Бешт и его последователи

Хабад

Российская власть и хасиды

Глава 10. Модернистские течения в иудаизме в ХVIII-ХХ вв.

Иудейские общины Западной Европы к началу эпохи Просвещения

Сефардские общины в Голландии. Спиноза.

Моисей Мендельсон.

Реформистский иудаизм

Консервативный иудаизм

Ортодоксальный иудаизм

Мусар

Глава 11. Иудаизм на территории России с древнейших времен (I-ХХвв.н.э.)

Иудаизм в Северном Причерноморье, Хазарии и Киевской Руси

Иудейские общины в Польско-Литовском королевстве

Иудаизм в Российской империи

Иудаизм в СССР

Иудаизм в современной России

Глава 12. Иудаизм в современном мире

Эмансипация иудеев

Просвещение (Гаскала)

Иудаизм и политический сионизм

Расселение иудеев в современном мире

Глава 13. Иудейская религиозная традиция

Догматы и этика иудаизма

Места, лица и предметы, важные для иудейской религиозной жизни

Глава 14. Обряды жизненного цикла

Рождение ребенка

Совершеннолетие

Брак и развод

Похороны

Обращение в иудаизм

Кашрут

Цдака

Богослужение и молитвы

Чтение Священного Писания

Глава 15. Иудейские праздники

Иудейский календарь

Суббота

Песах, Шавуот, Суккот

Грозные дни

Ханука, Пурим, Тиша бэ-Ав

Полупраздники

Посты

Приложение 1

Хронологическая таблица

Приложение 2

Словарь основных понятий

Приложение 3

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Истоки иудаизма — традиционной религии евреев и древней­шей из монотеистических религий — прослеживаются от II тыся­челетия до новой эры. Это значит, что история вероучения насчи­тывает около четырех тысяч лет, или 40 веков. С самого начала своего возникновения иудаизм противопоставил распространенным тогда в мире языческим религиям идею единого и всемогущего Божества. Более того, только у евреев религия приняла форму непосредственного и глубоко личного союза между человеком и Богом как существами пусть и неравносильными, но нравственно однородными.

Иудейские пророки впервые провозгласили этические прин­ципы, разительным образом отличавшиеся от того, что считалось нормальным в цивилизациях древности: безусловного права силь­ного, признания раба говорящим орудием, человеческих жерт­воприношений и т. д. Принципы иудаизма оказались настолько прочными, что иудеи воспринимали только отдельные высокие духовные достижения эллинистической и древневосточных циви­лизаций. С другой стороны, иудаизм, оставаясь национальной ре­лигией, видел свою миссию в распространении Священного Пи­сания среди народов мира. Ведь важнейшим из постулатов иуда­изма является понятие о том, что все люди созданы по образу и подобию Божьему. Поэтому в иудаизме признается единство че­ловеческого рода и считается, что различия между людьми об­условлены не происхождением, а степенью участия в их жизни нравственных законов. Согласно иудаизму, никто не имеет права нарушать законы божественной нравственности, ссылаясь при этом на свое социальное и имущественное положение. Ведь даже иу­дейские цари публично обличались библейскими пророками за грехи и преступления, и им грозило Божье наказание.

Не меньшее значение придавалось в иудаизме и общественной морали, которая провозглашала подчинение индивидуального эгоизма общественным интересам. Богатство и власть даются Бо­гом только для использования их во благо всего общества. Много внимания в иудаизме уделяется вопросам культа, обычаям и об­рядам, и в ходе веков сложилась весьма изощренная и подробная система их соблюдения. Но все же главное значение имеет не со­блюдение внешних форм культа и богослужений, а, как сказал библейский пророк, милосердие и мудрость сердца человека. По­этому столь большое место в проповедях библейских пророков посвящено обличению власть имущих за злоупотребления властью, корыстолюбие, притеснение бедных, беззащитных, вдов, сирот и других обездоленных. Отказ бедным людям в помощи категори­чески отклоняется. Ни в коем случае нельзя отказывать в содей­ствии и покровительстве также чужеземцам и инородцам. Но с другой стороны, от каждого требуется прилагать все силы, чтобы не только не просить помощи, но и помогать по мере сил другим нуждающимся. Уважение к человеческой личности было настоль­ко велико, что запрещалось оскорблять даже преступников, при­говоренных к смертной казни.

Святость, исходящая от Бога, распространяется на личную жизнь человека. Отсюда следуют заповеди уважения к родителям, суб­ботнего отдыха для всех, даже для домашних животных, уваже­ния к чужой собственности, запрещения лжи, клеветы, чувств мес­ти и зависти и т. д. Все это в полной мере относится и к нееврею, поскольку тем самым в его глазах увеличивается уважение к Богу евреев. Правда, надо отметить, что особая сосредоточенность иу­даизма прежде всего на этических законах нравственности приве­ла к значительному уменьшению внимания к другим сторонам культуры, в частности ко всем видам изобразительных искусств, к светской литературе и науке как к познанию законов матери­ального мира. Однако именно нравственные принципы иудаизма объясняют появление в среде иудеев приверженцев новой мировой религии — христианства. Хотя эта религия и порвала с иудаиз­мом, но сохранила в качестве наследия еврейскую Библию (Ветхий Завет). Через шесть веков появилась еще одна мировая религия — ислам, также претендовавшая на продолжение учения Моисея. Основатель ислама Мохаммед сначала даже полагал Пятикни­жие Моисеево выше Корана.

К середине I тысячелетия н. э. иудаизм и еврейство распро­странились по всему миру. В условиях господства других моно­теистических религий — христианства и ислама — приверженцев иудаизма считали людьми, сознательно или ошибочно уклоняю­щимися от принятия «истинной веры», истоки которой, по их мнению, коренятся в еврейском же Священном Писании. Однако именно поэтому иудеев в отличие от еретиков терпели, поскольку христианские и мусульманские власти надеялись, что со време­нем иудеи для своей же пользы откажутся от собственных «за­блуждений».

Переход в господствующую религию обеспечивал евреям не только более благополучное существование, но и более высокий социальный статус; иногда в условиях жестоких гонений против иудеев такая измена своей вере просто спасала от гибели. Но тем не менее отказ от своей веры в иудейской среде на протяжении многих веков был достаточно редким явлением. Напротив, даже в условиях жесткого подчинения иудаизм продолжал развиваться и создал обширную религиозно-идеологическую литературу. Не­которые ее идеи уже в Средние века привлекли внимание христи­анской учености (в первую очередь это относится к иудейской философии и еврейскому мистическому учению каббала). Уже в Новое время общее признание получила хасидская религиозно­философская традиция.

Разумеется, нельзя отрицать, что членам иудейских общин не всегда удавалось соблюсти высокие принципы иудаизма. В усло­виях борьбы за выживание имели место нарушения строгих нрав­ственных заветов иудаизма даже по отношению к единоверцам. Постоянное противостояние враждебному окружению нередко приводило к сознательному отрицанию любого внешнего влия­ния, к фанатической замкнутости, сведению всякого знания к бес­конечному схоластическому заучиванию священных текстов, их комментированию и даже к элементам мистического колдовства. В качестве средства самозащиты отвергались всякие достижения подлинно научной мысли и европейской культуры. Попытки про­светителей из еврейской среды изменить ситуацию нередко вы­зывали резкое противодействие со стороны руководителей еврей­ских общин и даже прямое отлучение от собратьев по вере.

Новое время покончило с прежней еврейской замкнутостью, и сегодня хорошо известны многочисленные достижения, име­ющие мировое значение, деятелей науки, искусства, просвещения еврейского происхождения. Более того, ныне в большом мире куль­туры признано, что без познания принципов и истории развития иудаизма невозможно понять не только становление христианской и исламской традиции, но и общепринятые идеалы современного цивилизованного мира. Последнее подчеркивается хотя бы тем, что самые откровенные враги основ современной культуры — гер­манские нацисты — считали иудаизм вреднейшим порождением еврейства, сокрушившим под маской христианства великую ан­тичную цивилизацию, а еврейскую Библию фюрер полагал ис­ключительно опасным для истинных германских арийцев «ев­рейским шарлатанством и крючкотворством».

Остается добавить, что знакомство с историей иудаизма вво­дит любознательного читателя в увлекательный мир становления мировой духовной культуры на протяжении четырех тысяч лет существования письменности на Земле.

ГЛАВА 1

Наши рекомендации