Западный храм во имя Покрова Божией Матери
Резной иконостас изготовили греки, резьба с помощью компьютерных технологий.
В качестве образца владыка Панкратий рекомендовал монастыри Метеоры (Греция), где росписи выполнены на темных глубоких фонах. Фон может быть любого цвета, но глубокий и темный. (Богдановы говорили, что писать было тяжело.) Они выбрали глубокий синий. На таком фоне росписи выглядят выпукло («как живые»).
Купольная часть – совершается небесная Евхаристия Евхаристический канон начинается Херувимской песнью. Херувимы, небесные силы бесплотны, невидимы, но если бы представить, что Господь нам откроет невидимое зрение, то, может быть, Небесная Литургия выглядит так: Престолу Господню предстоят Ангелы. Архангелы несут свечи, рапиды, покровец, чашу - то, что мы видим в церкви, - кадят...
В более низком ярусе мы видим иконографические композиции, связанные с житием Пресвятой Богородицы, поскольку это символ женского служения.
Зачатие Пресвятой Богородицы (Иконографически зачатие выглядит как супруги друг друга нежно целуют. Поэтому здесь целуют друг друга Иоаким и Анна. Если будет зачатие Предтечи Иоанна, то друг друга будут нежно целовать Захария и Елизавета).
Рождество Пресвятой Богородицы
Введение Пресвятой Богородицы во Храм.
Рождество Господа Иисуса Христа
Сретение
Встреча Пресвятой Богородицы и святой праведной Елизаветы. (Этот сюжет у нас редко встречается, а в Греции и на Святой Земле его любят). Первый раз человечество, в лице Предтечи, который взыграл во чреве матери, предощутило пришествие Спасителя.
В алтарной части изображена Божия Матерь Оранта и Благовещение Богородицы.
Ниже идут изображения святых жен, которые особо на Руси любимы: Параскева, Варвара, Мария Магдалина, Наталия (интересно, что она нигде так не популярна, как в России), Екатерина…
Б.К.Зайцев – цикл новелл о святых мученицах, которые своим житием никак не связны ни со славянами, ни с Россией, но полюбились нашему народу: Татьяна, Наталья. Зайцев писал в осмыслении трагедии революции: носили имена мучениц и всегда на день ангела пекли пироги, веселились с друзьями и не думали никогда, что наступит такой момент, когда нужно будет в прямом смысле слова пойти по пути небесных покровителей: либо принять мученическую смерть, либо послужить новомученикам.
Еще ниже — райские сады, которые, видимо, по мысли Натальи Богдановой (матери 6 детей), женщины должны обеспечивать своим близким. Предчувствие рая. Звери, павлины… никто никого не ест. Леопарды с оленями, львы с павлинами.
Над входами в храм — пророчества о рождении Спасителя.
Баптистерий
При этом храме есть еще и баптистерий. Коридорчик, ведущий в баптистерий, имеет вход в раздевалку.
Когда монастырь возродился, то всех крестили в Ладоге или Сисиярве. Особо не церемонились.
Сюжеты: Крещение Господне и образ Божией Матери «Живоносный источник». К Живоносному Источнику устремляются люди с искривленными позвоночниками, слепые (глазки закрыты)… - и получают исцеление. Разнообразные социальные категории византийских граждан.
На западной стене — «шпаргалка». Поскольку крещаемый должен читать Символ веры. Тут его текст – чтобы случайно не опростоволосился. Особенно если крестят ребеночка, а крестным выступает какой-нибудь министр, который Символ Веры не помнит.
На иконе Крещения на рыбке уплывает дух реки. По языческим представлениям греков (а иконография формировалась у греков; евреи ничего не рисовали, в плане пластических искусств это народ не самый талантливый), все стихии населены духами: духи воды, духи местности. Это не демоны в нашем понимании, то есть это не падшие ангелы, но эти существа не носят никакой положительной окраски. Когда Господь вошел в воду Иорданскую, в водную стихию, эти несчастные существишки бросились в рассыпную. Вода освятилась Христом, Богом Живым. А то, что раньше этими стихиями командовало, то погоняет палочкой рыбу: спасайся, кто может. Это символ очищения вод от всего нечистого (в духовном плане).
У корней древа лежит секира: в память слов Крестителя : «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… Сотворите же достойный плод покаяния… Уже и секира при корне дерев лежит: всяко дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3: 2, 10).
Или речь идет о смоковнице, которая не приносит плода. Покрестился – приноси плод.
Здесь же присутствуют равноапостольные Константин и Елена, выше – апостолы, и в барабане - праотцы.
Келейная часть комплекса
Келейная (братская) часть комплекса включает очень красивые помещения. Там же и прекрасная библиотека, посвященная иконописи. Она составлена из томов, привезенных в т.ч. из Греции, и из книг, купленных на средства благотворителей.