Оценка художественного достоинства скита
О Свято-Владимирском ските есть самые разные суждения, как восторженные, так и негативные. Совет: помнить фразу Пушкина «большое видится на расстоянии». Оценить художественное произведение, которым (безусловно) является Владимирский скит, смогут наши потомки. Пройдет лет 50-60. Выстроится некая перспектива русского зодчества в постсоветский период; мы увидим какие-то другие примеры. И тогда можно будет заниматься критикой. Современники порой необъективны. Среди всего, что сейчас строится в России, этот скит один из лучших.
Ср.: Стасов говорил Третьякову, что лучше бы он деньги в печку выбросил, чем покупать картину Нестерова «Явление отроку Варфоломею».
Внутри храма св. равноап. князя Владимира
Программу внутренней росписи разрабатывала мастерская Анисимова. Потом полномочия перешли к Наталье и Николаю Григорьевичу Богдановым из СПб. Они одни из лучших иконописцев в современном православном мире. По образованию реставраторы, закончили петербургскую Академию художеств по специальности «Церковная живопись и реставрация» (Нет ли здесь ошибки? Разве преподавали в советское время церковную живопись? Или это было уже после начала перестройки? - Марфа)
Как любит повторять Николай Григорьевич, в создании храмового образа в равной степени участвуют иконописец и заказчик (своими идеями, настроениями и молитвами).
Владыке Панкратию и братии хотелось, чтобы росписи отразили исторический факт крещения Руси, а также развитие Русской Церкви в её земной истории.
Иконографическую программу разрабатывали иконописцы приблизительно в 2 раза дольше, чем храм расписывали. Расписан храм был очень быстро. Расписывали бригадой в 20 человек.
Роспись стен в характерной для Богдановых стилистике поздней Византии - Византии XV в.
Храм кн. Владимира — последний храм, который незадолго до своей праведной кончины освятил полным чином Святейший Патриарх Алексий II (21 сентября 2008 г., в день Рождества Пресвятой Богородицы). Полностью работы завершены в 2011 г.
Восточная часть
За иконостасом — большая композиция «Причащение апостолов» (алтарную апсиду расписывала братия валаамской иконописной мастерской во главе с о. Сергием). Выше — «Благовещение Пресвятой Богородицы».
Алтарная часть отделена от основного пространства иконостасом выполненном из Владимирского известняка.
Анисимов: «Даже я такого большого каменного иконостаса в византийском стиле, который мы спланировали, с такой пышной резьбой, ни в дореволюционной России, ни в наше время не припомню. Формы всех завершений иконостаса повторяют форму главного входа, это было уже в первых эскизах, но он не был такой громадный».
Есть в русской культуре устойчивое выражение «Москва белокаменная». Москва белокаменная тоже была выполнена из этого белого камня. Его во Владимирской области много, легко добывается и легок в обработке.
Здесь интересно колористическое решение: камень оттонирован зеленой краской. Уже готовый иконостас был смонтирован на Валааме. Сверху камень покрывался приятным, деликатным, серовато-зелёным колером. И потом шкуркой зачищался. Так что получалось, что краска только в углублениях, а выступающие места беленькие.
Иконы писались художниками Фонда Андрея Рублева в Москве. (Фонд мастерской Андрея Анисимова дружественный.)
Хорос делали в Москве (проект Анисимова). Конкретное изготовление — ?
_________________
Дополнение:
Церковно-славянской вязью на иконостасе вырезаны слова:
На Царских вратах: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко спаса родила еси душ наших».
По всей ширине иконостаса(стихиры новомученикам из службы Новомученикам и исповедникам российским):
Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в немже Божественный велий сонм святых прослави.
Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли.
Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся.
«Книга» слева (из службы 6-го часа): «Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе».
«Книга» справа (из Пасхального канона Иоанна Дамаскина): «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение»