Насколько это возможно, набирайте в штат служителей, учитывая их духовные дары так, чтобы с максимальной компетентностью вы могли покрыть наиболее широкий спектр служений.
Что он хотел этим сказать? Он говорил, что новая церковь, даже если в ней всего семьдесят пять человек, никогда не должна быть маленькой церковью. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы она превратилась в одну ячейку. На самом деле, если вы понимаете принципы роста и будете выполнять рекомендации, данные в этой книге, вы можете надеяться на то, что преодолеете барьер 200 в течение одного года после открытия церкви. Но если за два года вы не сделаете прорыва, значит, что-то делается неправильно и ваши шансы выйти за пределы двухсот значительно уменьшились. Может быть, Бог все-таки хочет, чтобы ваша церковь оставалась небольшой.
Рост церкви — это комбинация многих организационных, контекстуальных и духовных факторов, и я не могу гарантировать, ч то вы обязательно преодолеете этот барьер 200. Ноя могу сказать, что ваши шансы на дальнейший рост будут великолепными, если вы последуете как можно большему количеству из предложенных вам шести принципов.
1. Штатные работники. Если это возможно, начните новую церковь с двух штатных служителей. Я имею в виду основной штат, а не вспомогательный, такой, как секретари, бухгалтеры и сторожа. Я понимаю, что в большинстве случаев это невозможно, и если это так, тогда начните с одного, но запланируйте включение второго штатного служителя, прежде чем достигнете отметки в сто взрослых членов церкви. Третий штатный работник должен появиться до отметки в триста человек и так далее до пятисот человек, и тогда вы благополучно пересечете барьер 200. Я понимаю, что такое количество работников на первых порах звучит как очень большой штат служителей, но дело в том, что многие из нас психологически запрограммированы на штатное расписание, предназначенное для стабильных и установившихся церквей, достигших определенной отметки в своем росте. Я здесь предлагаю нормы для растущей церкви.
Многие спрашивают, кем должен быть второй или третий штатный служитель. Обычно они ожидают, что я буду говорить о евангелизационном пасторе, музыкальном или молодежном лидере и так далее. Но я полагаю, что существуют некоторые базовые принципы или показатели, которые должны лежать в основе выбора штатных служителей. При выборе штатных работников следует придерживаться трех главных факторов: 1. Первостепенное согласование с философией служения. Рискованно набирать в штат людей, думая, что позже вы введете их в свою философию служения. Если это возможно, заранее убедитесь в том, что они всем сердцем соглашаются с вашей философией. 2. Одаренность. Введите в штат людей с духовными дарами, которых там пока нет, и это решение внесет свой вклад в осуществление философии служения. Если все штатные служители обладают одними и теми же духовными дарами, скоро вы завязнете в очень глубокой колее. Насколько это, возможно, набирайте в штат служителей, учитывая их духовные дары так, чтобы с максимальной компетентностью вы могли покрыть наиболее широкий спектр служений. 3. Верность. Верность каждого штатного служителя по отношению к старшему пастору — обязательное условие для динамичного роста здоровой церкви.
Но где найти дополнительных штатных служителей? Хороши традиционные источники: выпускники семинарий и работники из других церквей. В дополнение к этим источникам в церквях некоторых деноминаций появилась новая тенденция набирать штатных работников из своего прихода. Когда внештатные работники поднимаются до уровня штатных служителей, все три требования — философии служения, одаренности и верности — выполняются почти автоматически. Во многих случаях такой подход воодушевляет прихожан сменить мирскую работу на полновременное служение в своей церкви. Для этого разработаны методики подготовки работников, минуя семинарии и библейские школы.
2. Группы общения. Основная разница между церковью с приходом в двести человек и той, что уже преодолела барьер 200, заключается в группах общения. Типичная церковь, в которой имеется двести членов, — это единая группа общения, которую такие специалисты, как Карл Дадли и Лайл Шаллер, называют «единой ячеечной церковью». Шаллер в книге об отличиях маленьких церквей (Lyle Е. Schaller, The Small Church Is Different) говорит следующее: «Сильная привязанность людей друг к Другу тесная связь с местом, с концепцией и приходом приводят к функционированию церкви как одной большой семьи, и умеренный акцент на программе имеет тенденцию усиливать ячеечный характер этой маленькой церкви». А это значит, что если церковь намерена преодолеть барьер в двести человек, то ей нельзя становиться единой ячеечной церковью.
Лучшим способом избежать такой участи станет предоставление взрослым членам церкви как можно более широкого выбора групп общения. Такие группы общения принимают форму ячеечных, в которых находится от восьми до двенадцати человек, либо приходов с группами от тридцати пяти до восьмидесяти человек, либо команд служения или их комбинаций. Это могут быть группы по интересам, группы, ориентированные на конкретные задачи, или просто группы, где осуществляется общение и люди служат друг другу.
Организацию многочисленных групп общения следует начать во время строительства ядра. Это нелегко. Проблемы могут варьироваться от сложных до травматических. Люди обычно не хотят слышать, что им нужно расстаться с теми, к кому они привыкли и с кем они чувствуют себя комфортно. В ядре возникает естественная, почти непреклонная тенденция стать ячейкой, одной счастливой группой общения. Даже члены ядра, которые с самого начала понимали это и согласились не позволить подобному случиться, часто невольно привыкают к комфорт)'такого общения и сопротивляются — со значительными эмоциями — требованию пастора сформировать новые группы.
Иногда сами пасторы-основатели не выдерживают натиска и поддаются уговорам, после чего становится невозможно сформировать несколько новых групп или сохранить те, что уже были созданы. Многие даже не осознают, что это происходит, и через некоторое время спрашивают себя, почему им не удается преодолеть барьер 200.
Теория динамики группы, объясняющая эту проблему, называется правилом сорока. Сорок человек — идеальное количество для группы, где вы хотите сохранить взаимоотношения и общение всех с каждым. В условиях церкви это число может возрасти до восьмидесяти и сохранить все качества межличностного общения. Но когда группа вырастает еще больше, приближаясь к отметке в двести человек, взаимоотношения становятся все более напряженными. К тому времени, когда группы вырастают до ста пятидесяти человек, большая часть их чувствует такое напряжение, что уже не в состоянии смириться с мыслью о том, что в их группу придут новые люди. Это, в свою очередь, усугубляет их стрессовое состояние. 11е понимая, что они делают, и даже не желая этого делать, они относятся к незнакомцам, как противоположный магнитный полюс.
Лидерство и оснащение
5. Цель лидера: оснастить. Я предлагаю, чтобы пастор, основатель церкви, начал новую церковь как лидер, который оснащает, а не предоставляет возможности. В моей книге о росте церкви (Peter С. Wagner, Leading Your Church to Growth) я даю следующее определение оснащающею пастора: «Это лидер, который ставит реальные цели для своего прихода в соответствии с волей Божьей, созидает в своих людях целеустремленность, следит за тем, чтобы каждый член церкви имел правильные побуждения и получил оснащение, чтобы выполнить свою задачу в достижении цели церкви».
Есть две области действия, которые пастор, намеревающийся повести свою церковь через барьер 200, не может делегировать никому другому: руководство и видение. Если вы истинный лидер, то не можете просить кого-то другого выполнять обязанности руководителя и ваши лидерские функции. Эксперименты с несколькими пасторами в одной церкви провалились, как я думаю, в соотношении десять к одному. К сожалению, в наших семинариях не учат руководить, и в результате большая часть практикующих пасторов фактически не играет роль лидера в своей церкви. Как говорит Лайл Шаллер, церкви их нанимают в качестве «врачей», а не «племенных вождей». Предполагается, что они будут выполнять религиозные обязанности, а кто-то другой будет руководить церковью. В этом заключается главная причина того, почему многие церкви не растут.
Элмер Таунс сказал основателям своей церкви: «Секрет, который поможет вашим церквям отличаться от других традиционных церквей и становиться успешными, лежит в области лидерства. „Все стоит или падает на лидерстве". Церкви, которыми руководят советы и комитеты (под руководством диаконов), редко переживают такой рост, который выпадает на долю церквей с руководящим пастором». Я гоже так считаю.
Пожалуйста, не подумайте, что я ратую за автократическое руководство или диктаторский стиль. Нет. Я говорю о Богом помазанном, духовно одаренном руководстве в служении. Согласно Библии Бог благословляет только такой тип руководства в Церкви. Характер слуги в пасторе не предполагает никакой слабости в руководителе. Лидеры, которых Бог использует для роста церквей, кротки и могущественны. Они и слуги, и сильные лидеры. Лидерство по Библии - это не одно из двух, но оба качества вместе.
Пастор, оснащающий своих служителей, в основном должен следить за тем. чтобы рядовые прихожане в церкви получали оснащение для служения. Обычно считают, что им следует помочь распознать духовные дары и врожденные таланты, которые Бог дал им, а затем выполнить все необходимое, чтобы эти люди служили своими дарами Телу Христову. Истинный же мотив заключается не в том, чтобы набрать добровольцев, желающих помочь церкви выполнить свои цели, но в том, чтобы помочь каждому верующему стать тем, кем Бог предназначил им стать.
Очень хорошо, если с самого начала вы скажете людям, что в случае присоединения к вашей церкви они должны будут принять участие в том или ином служении. Моя конгрегационалистекая церковь Лейк-Авеню от всех новых прихожан требует согласиться с «семью упованиями» для членов церквей. В брошюрке, которую вновь прибывшие получают в первый же день посещения нашей церкви, говорится, что вступление в нашу церковь предполагает их готовность «использовать духовные дары для служения другим людям в церкви и в мире». Если они пока не знают, какими духовными дарами обладают, то сразу после вступления в церковь должны пройти краткие курсы, состоящие из трех занятий, которые помогут им определиться в духовных дарах. После этого они тут же оказываются вовлеченными в процесс внештатного служения. Если они не хотят использовать свои духовные дары для служения, то вывод напрашивается один - им, вероятно, будет лучше в какой-нибудь другой церкви.
4. Пасторские функции: хозяин ранчо. С того времени как вы начнете создавать ядро, вам нужно будет достичь взаимного согласия с людьми в том, что вы, скорее, будете выполнять функции хозяина стада, а не пастыря. Пастор в качестве пастуха должен знать всех людей по имени, знать об их семьях и работе, иногда посещать их, помогать им выходить из трудных ситуаций и поддерживать их семейные отношения. Это возможно в церкви, насчитывающей менее двухсот человек, но не больше. Пасторы, которые удовлетворяются пастырской функцией, обычно ос таются пасторами маленьких церквей.
Но владелец паствы переводит свою церковь через барьер 200. Значительная разница между пастырем и хозяином состоит не в том, заботятся ли они об овцах (о них заботятся в любом случае, если все идет, как положено). Разница заключается в том, кто именно заботится о пастве. Пастор должен делать это лично, а владелец делегирует пасторскую заботу другим людям. Например, моя церковь делегировала мне пасторскую заботу о моем классе воскресной школы для взрослых. И хотя у меня всего сто человек, что но размеру составляет небольшую церковь, я должен функционировать как хозяин паствы, а не пастырь. Поэтому я назначил команду из двенадцати внештатных служителей. Они были назначены потому, что проявили Богом данный духовный дар пастора, который был признан и другими людьми. Мои подопечные принимают высококачественную пасторскую заботу, но не от меня. В работе пастора существуют три явных аспекта: посещение людей на дому, посещение людей в больницах и личное консультирование. Всего этого я старательно избегаю. Моя паства и не ждет этого от меня, но от этого любит меня не меньше. Они любят меня, потому что знают, что я взял на себя полную ответственность за обеспечение их пасторской заботой.
Одна из причин, но которой пасторы не могут стать хозяевами ранчо, заключается в том, что люди не позволяют им сделать этого. Особенно это верно в отношении существующих церквей, где все предшествовавшие пасторы были пастырями. Фактически невозможно стать хозяином паствы в таких церквях, потому что люди платят вам зарплату за то, чтобы вы уделяли им непосредственное внимание. Но в новой церкви не обязательно устанавливать такие порядки, и именно поэтому я уже не раз предлагал, чтобы вы с самого начала изложили свою философию служения. Если потенциальные члены поймут, что вы выполняете функции хозяина паствы, и если это их устроит, они будут решать, вступить им в вашу церковь или нет. Если нет, лучше им уйти и присоединиться к другой церкви сразу, пока они не стали членами вашей церкви.
Здания и правила
5. Место церкви. Начните новую церковь в арендованном помещении. Не думаю, что ошибусь, если скажу, что большая часть основателей церквей остановила рост своей церкви на пределе двухсот человек именно в результате слишком поспешного решения купить или построить новое здание. Я рекомендую вам отложить строительство или покупку нового здания на более длительный срок. Во многих случаях, когда вы подумаете, что наступила пора приобрести новое здание, скорее всего, время, еще не подошло. Подождите хотя бы до тех пор. пока ваша церковь не преодолеет барьер 200 и не достигнет трехсот пятидесяти взрослых прихожан, а еще лучше - пятисот. Если вы такой же, как Рик Уоррен, то вы можете дорасти до пяти тысяч человек, прежде чем начнете строить свою церковь.
В предыдущей главе я перечислил несколько помещений, которые можно арендовать для собраний. Для крупных церквей наиболее приемлемыми будут конференц-залы в гостиницах, школы и склады. Церковь Рика Уоррена выросла до пяти тысяч человек в школах. Виноградник Джона Уимбера в шесть тысяч человек располагается на отремонтированном складе. Сейчас Уоррен купил участок земли и намерен начать строительство, а Уимбер ведет срочные переговоры о постоянном местопребывании.
Чем больше приход, тем больше видение церкви. Приход в сто человек может проявлять сильную веру в сборе денег на строительство церкви для ста пятидесяти или двухсот человек. Таким образом, они архитектурным языком заявляют, что намерены стать единой ячеечной церковью. Думаю, что девять из десяти церквей, построивших свои здания до достижения ими барьера 200, так никогда и не преодолеют его.
6. Правила и постановления. Попытайтесь не принимать окончательного устава и постановлений для церкви до тех пор, пока у вас не будет по крайней мере пятисот человек. Я знаю, что в некоторых деноминациях это невозможно. В таком случае вам придется смириться с этим и сделать этот устав как можно лучше.
Основная причина такого совета заключается в том, что большая часть существующих традиционных моделей церковных уставов и постановлений имеет тенденцию лишать пастора власти и возлагать ее на внештатных служителей. И опять-таки, я осознаю, что некоторые придерживаются философии служения, в которой внештатные служители считаются библейской нормой. И все же именно те, кто находит в Библии центральную власть в лице пастора, переживают очень сильный рост. Для них следовало бы отложить на время принятие окончательного варианта устава и дополнительных постановлений.
Есть некоторые существующие модели церковных уставов. которые подчеркивают центральную позицию пастора. Я знаю два таких устава. Один из них был предложен Элмером Таунсом в его книге о начале церкви (Elmer Towns, Getting a Church Started), а вторая модель используется ассоциацией церквей Виноградник. Другие независимые харизматические церкви имеют похожие уставы, и некоторые из них подверглись критике за слишком сильный уклон в другую сторону, в результате чего пастор не имеет достаточной подотчетности. Обязательно должен существовать баланс власти и отчетности. История свидетельствует о том, что общая тенденция сводится к тому, что чем старше становится церковь, тем больше власти переходит от пастора к людям.
Конечно, необходимо выполнить все обязательства, которые возлагает на вас государство при регистрации некоммерческого предприятия. Компетентный адвокат может посоветовать вам, как это сделать с минимумом конституционных или уставных постановлений. Это позволит вам выполнить юридические требования, пока вы не решите, что наступило время разработать окончательный устав для церкви.
Мышление большой церкви
Карл Дадли сказал: «Маленький - это нечто большее, чем просто количественное измерение». Он имел в виду тот факт, что малые размеры - это, в основном, состояние ума. Если вы решили, что ваша церковь будет расти, она не должна привыкать думать как маленькая церковь. Большая часть шести шагов к преодолению барьера 200, которые были перечислены выше, помогут предотвратить это. Вам может помочь еще один перечень характеристик некоторых выдающихся церквей, которые в 1980-е годы были насажены пасторами-основателями и выросли до нескольких тысяч всего за несколько лет. Некоторые исследования обнаружили в развитии этих церквей закономерности, которые помогут вам начать думать, как думают большие церкви, даже если на этом этапе в ней всего несколько человек.
1. Консервативное богословие. В основном это евангелические церкви, которые с большим уважением относятся к Писанию и верят, что неверующим следует родиться свыше или обратиться.
2. Сильное пасторское руководство. Правило большого пальца гласит, что чем больше церковь, тем важнее в ней роль старшего пастора. И даже если для маленькой церкви нетипично возлагать главную ответственность на старшего пастора, это требование должно быть выполнено в первую очередь, если вы хотите расти.
3. Совместное поклонение. Поклонение долгое (от получаса до сорока пяти минут), в него включены песни, написанные после 1980-х. При поклонении допускается свобода телодвижений с поднятием рук и другими жестами. Используются современные музыкальные инструменты.
4. Сильная молитва. В этих церквях молитва не только пропитывает все аспекты ее деятельности, но в ней также имеется полновременный штатный молитвенный лидер.
5. Центральное место Святого Духа. Личность и работа Святого Духа особо подчеркиваются здесь. Он опять становится выдающейся личностью Троицы, и работа Святого Духа, включающая сверхъестественные чудеса и знамения, принимается церковью с радостью.
6. Обильное финансовое обеспечение. Через даяние, причем щедрое даяние, члены этих церквей открывают для себя, что Бог любит радостного даятеля и что они никогда не смогут дать больше, чем дает Бог.
7. Внештатное служение. Предполагается, что каждый член церкви использует свои духовные дары. Многие такие церкви разработали высококачественные программы для подготовки внештатных служителей. Таким образом была предоставлена возможность в будущем перейти на рукоположенное служение тем людям, кто был призван от мирской работы на полновременное служение.
8. Углубленное изучение Библии. Учителя не столько изучают содержание Библии, сколько учат применять библейские истины в повседневной жизни членов церкви.
Если вы будете учитывать некоторые или все эти особенности быстро растущих церквей даже на этапе созидания ядра церкви, вы сможете высвободить мощные движущие силы роста в вашей новой церкви.