Дух еретический – дух антихриста: гордость, превозношение, надменность, высокомерие, дерзость, злоречие, ненависть.
…Это человек, увлекающийся новизною, отличающийся скупостью ненасытной, неистовым хищничеством, надутой спесью, глупостью и надменной гордостью. Он всегда был здесь на плохом счету у епископов. Священники общим голосом осудили его как всегдашнего еретика и вероломца. Он всегда проявляет любопытство, чтобы совершить предательство, употребляет приемы ласкового обращения, чтобы обмануть, никогда не бывает верен в любви. Это подстрекатель ссор и раздоров, от него происходят вихри и бури, приводящие к кораблекрушениям веры, враг покоя, противник тишины и мира…
По своим свойствам они человекоубийцы пред Богом, однако не могут убить, если Бог не попустит им того. И нам однажды только нужно умереть, а они и ненавистью, и слезами, и преступлениями своими каждодневно сеют смерть. …Божественное Писание так и учит: Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен (Авв.2, 5); и еще: Не убойтесь слов мужа грешного, ибо слава его обратится в навоз и в червей. Сегодня он превозносится, а завтра не найдут его, ибо он обратился в прах свой, и замысел его погиб (1 Мак.2, 62-63). …Превозношения, надменность, гордое и наглое хвастовство рождается не от учения Христова, которое призывает к смирению, но от духа антихриста, которого укоряет Господь через пророка, говоря: говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14, 13-14). И присовокупляет: Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя (Ис.14, 15-16). Таковым Божественное Писание в другом месте угрожает заслуженным наказанием следующими словами: грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено (Ис.2, 12).
Каждый из уст и слов своих тотчас познается и из речи каждого открывается, Христа ли он имеет в сердце своем или антихриста…»
***Старец Антоний: «…О раскольниках… Они, не праведно пользуясь свободной волей, покусились на Тело Христово, пытаясь внести раздор и человеческие суемудрения в Божье установление. Да, …были в Церковной истории прославленные во святых ***Максим Исповедник, ***папа Мартин, ***Ипполит Римский, ***Максим Грек, да и ***великого Паламу туда же можно причислить, и не только его, которые едва ли не в одиночку оставались хранителями истины. Но они не покушались на единство Церкви, обличая недостойных служителей, сами были при этом истовыми ревнителями подвижничества, чистоты веры и церковного единства. А возьми западных противленцев, всех этих лютеран, англикан и «истов»? Хотели ведь прийти к Православию, но путем противления, пусть даже и заблудшему католицизму. Нет, …цель не может оправдывать средства, она их должна определять. Худыми средствами благой цели не достигнешь.
Так и наши противленцы, цель-то у них вроде бы и хорошая была, да методы. Сея разделение, пожнешь распри, в которых уж конечно любовью и не пахнет. А Бог есть любовь. Можно и должно не принимать мудрствований какого-то человека, пусть даже и облеченного высоким церковным саном, только нельзя его глупость приписывать изъянам самой Церкви…
Раскольники берут на себя самый страшный грех – они пытаются своими суждениями заменить суд Божий, определять что право, а что криво. А как, скажи, слепой может говорить о красоте луговых цветов?! Может ли погрязший во грехах оценить праведность? Если человек в чистый ручей выливает грязь, вода замутится, конечно. Только будет она отравлена от того места, в котором он в нее вылил свои отходы. Но разве источник при этом не останется по-прежнему чист, также хладен и прозрачен?
Весь ужас раскольничества не столько в том, что они постоянно оскверняют чистую воду, сколько в том, что посягают на сам источник, его пытаются опорочить. Они ведь тоже питаются от того же ключа, но отторгаются от него, уподобляясь падшим духам. Те тоже, будучи сотворенной тварью, не могут существовать без Подателя жизни, вне Его благодеяний, главное из которых – жизнь всех тварей, но Жизнеподателю и противятся. Вот этим заблудшим и отпавшим раскольники и уподобляются»…
– Так все же где та черта, которая отделяет службу в правде от раскольничества? Вот в жизни нашей, как можно это определить.
«…Ты возьми за пример, опять таки, падших духов, как первую тварь, ступившую на путь противления. Ведь все их устремление – к войне против Творца, соблазнение других на отторжение от Бога, противление Духу. Они не созидают и не могут созидать, они только пытаются разрушить созижденное. И любой протестант, какие бы призраки благих мыслей не рождал его поврежденный грехом ум, всю свою жизнь обречен воевать с Истиной. А на земле источник истины — Святая Православная Церковь. Церковь, но увы, далеко не всегда те, кто определил за собой право говорить от Ее имени. Стара притча, но от этого не уменьшилась ее правдивость – благими намерениями вымощена дорога во ад…
Вот мы говорили за раскольников, а они ведь тоже «храмы» строят, да Духа ни в самих «зиждителях», ни в этих раскольничьих плодах безумствования человеческой гордыни – нет. И не я ведь это говорю, куда мне грешному! Отцы так учат. Только присутствие Духа определяет храм это, или мертвецкая храмина… (По книге: «Священник Александр Краснов. Духовные беседы и наставления старца Антония. В 3-х частях». С.159-163)
Продолжение…