Дружба с богом: боль и слава

«Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором на­писано: „се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред тобою" Истинно говорю вам: из рожденных женами не вос­ставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:9-11).

Иисус сказал, что Иоанн был «больше пророка». Мне кажется, что он проявил все пять даров. Он действовал как апостол, пророк, евангелист, учитель и даже как пастор (см. Еф. 4:11). Ему были даны мощные дары и помазание. И все же Иисус сказал: «Меньший в Царстве Небесном больше его».

Я далеко не самым полным образом понимаю это ут­верждение Христа, но одно я вижу очень хорошо: есть те, кто не очень одарен или помазан Богом. Это очень про­стые люди, возможно, у них нет лидерских способностей, и, возможно, лучшее, что они могут делать, — это служить в своем тихом дальнем уголке, может быть, убирая полы, или чистя туалеты. Но хотя эти служители и не очень та­лантливы, они делают то, что могут делать, преданно любя Господа в чистоте и простоте, используя то малое, что у них есть для того, чтобы мыть ноги Иисусу. На небесах такая любовь будет считаться великой и получит великое вознаграждение, потому что это не была любовь, зажжен­ная желанием совершить великие подвиги.

Они любили Иисуса не из-за того, что Он дал им слу­жение, последователей или славу среди людей. Они люби­ли Иисуса просто из-за того. Кто Он есть. Возможно, они желали большего, но они верно служили Богу без жалости к себе и без горечи, несмотря на то, что самое лучшее, что они могли выполнить, — это самая черная работа. Их пре­данность не имела никакого отношения к функциям слу­жения. Она имела отношение только к отношениям. Они служили не ради человеческого признания, но потому, что их сердца были отданы Ему. В вечности Бог утвердит та­кую любовь как величайшую.

Я сейчас понимаю, что можно быть успешным перед людьми, но бесплодным перед Богом. Господь учит меня, что мое чувство успеха должно быть найдено в Его присут­ствии. Когда я связан с Ним в безудержной любви, я успе­шен. Точка. Достижения служения могут обмануть меня, заставив думать, что они являются мерой Божьего одобре­ния на мою жизнь. В Боге есть место, где я по-настоящему могу обрести чувство соединения и радости, поклоняясь Ему и глядя в Его лицо. Я уловил проблеск этого понима­ния и стремлюсь за ним всем своим сердцем.

Место величия

Что сделало Иоанна Крестителя величайшим пророком всех времен? В Иоанне не было ничего такого, что сделало бы его таковым, потому что мы можем посмотреть в Биб­лию и найти других пророков, которые несли намного более эффектные служения. Илия и Елисей в своих слу­жениях видели невероятные чудеса и сверхъестественные знамения — у Иоанна чудес не было. Исаия и Иеремия на­писали книги Библии — Иоанн ничего не написал. У Мои­сея были всепоглощающие встречи с видимой, благоговей­ной славой Божьей — Иоанн ничего подобного в своей жизни не переживал.

Итак, что же сделало Иоанна Крестителя величайшим пророком всех времен? Вот что: он был предтечей Господа Иисуса. Он был величайшим пророком, потому что подго­товил путь ногам Иисуса. Величие обнаруживается в близо­сти к Иисусу. Вот что сделало двенадцать Апостолов Агнца (Откр. 21:14) такими великими и отличающимися от дру­гих апостолов — они служили Жениху. Их величие не име­ло никакого отношения к тому, кем они были, оно имело отношение к тому, Кем является Иисус. Он Великий! Он совершенно прекрасный Жених!

В Царстве имеет значение не то, что вы знаете, но Кого вы знаете. Бог покровительствует Своим сыновьям. Это все равно, как человек, владеющий бизнесом, у которого, возможно, есть несколько наемных работников, чья квали­фикация даже больше подходит для должности генераль­ного директора, но кого он выберет своим преемником? Своего собственного сына. Иисусу не нужно было ниче­го делать для того, чтобы заставить Отца быть с Ним. Ему не нужно было сдавать никаких экзаменов. Ему не нужно было ничего достигать. Отец был с Ним с первого дня, по­тому что Их связывали родственные отношения.

Ученики могли двигаться в служении исцеления и осво­бождения не потому, что они узнали или приобрели что- то, но благодаря своим близким отношениям с Иисусом. Интересно, что однажды они не смогли справиться с бес­новатым. Это было в то время, когда Иисус ушел и оставал­ся на горе Преображения с Петром, Иаковом и Иоанном. Другие ученики начали ощущать отсутствие Иисуса точ­но так же, как израильтяне чувствовали отсутствие Мои­сея, когда он оставался сорок дней с Богом на горе Синай. В отсутствие Моисея все закончилось тем, что израиль­тяне воздвигли золотого тельца. Ученики не сделали зо­лотого тельца, пока Иисуса не было рядом, на самом деле это было похоже на то, как будто они этого тельца поте­ряли. Они чувствовали себя далеко от Иисуса и поэтому не смогли изгнать беса из отрока.

Господь будет работать только с теми, кто остается бли­зок к Нему. Ветхозаветные пророки были просто людьми, которые знали Бога. Они были преданны присутствию и лику Божьему. Илия, говоря о Господе, сказал: « Пред лицом Которого стою» (4 Цар. 5:16). Более того, Илия был человеком, который жил в присутствии Божьем. Важ­ной составляющей для совершения дел в Царстве является пребывание у ног Иисуса. Те, кто действительно знает Его, получают покровительство Божье.

Покровительство

Итак, вы хотите быть другом Божьим, не так ли? Хотите ли вы быть Иоанном Крестителем, носить одежду из верб­люжьего волоса и есть акриды и дикий мед? Хотите ли вы быть заключенным в темницу в расцвете своей жизни, а за­тем быть казненным через отсечение головы? Возможно, вы захотите все пересмотреть и взглянуть на то, как Бог обращается со Своими друзьями.

Изучение жизни пророков помогает многое прояснить и увидеть, как Бог относится к Своим друзьям. Для начала давайте посмотрим на Иеремию. Иеремия прожил очень несчастную с мирской точки зрения жизнь. Он расплатил­ся одиночеством за свою готовность принять божествен­ное призвание. Его упрекали, отвергали, преследовали, не понимали, он был «человеком, который спорит и ссо­рится со всею землею» (Иер. 15:10). (Интересно, что мно­гие иудеи думали, что Иисус был вернувшимся Иеремией, чем подтверждали свое признание того факта, что Иисус пережил упреки и отверженность.)

Иеремии было нельзя взять себе жену и иметь детей (см. Иер. 16:2), ему не разрешалось присутствовать на по­хоронах (см. Иер. 16:5), ему нельзя было ходить на пиры (см. Иер. 16:8), он не мог даже присутствовать на свадьбах (см. Иер. 16:9). У него не было никакой социальной жиз­ни! В жизни Иеремии был только один источник радости: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое нарече­но на мне. Господи, Боже Саваоф» (Иер. 15:16). На чело­веческом уровне уклад жизни Иеремии казался очень ни­щенским, но на уровне вечности он познал невероятную радость насыщения Божьими словами. В поглощении слов из Божьих уст есть великая радость, превосходящая все ос­тальные радости земные вместе взятые. Иеремия взошел на тот уровень любовных отношений с Богом, которые стоили всей боли, вызываемой отверженностью и сопро­тивлением.

Божья любовь

В Библии есть еще один пророк, который полностью себя подчинил и посвятил целям Божьим, и в результате за­платил за это чрезмерную цену. Из-за его отречения ради Бога Бог пришел к нему и сказал: «Я убью жену твою».

Прежде чем продолжите читать, попробуйте догадаться, чью жену Господь убил из-за того, что этот человек был по­священ и послушен Богу?

Он был великим пророком и настоящим другом Божь­им. Но для того, чтобы быть с Господом, он заплатил очень высокую личную цену. Я говорю о пророке Иезекииле. О том, как Господь угасил жизнь его жены, вы можете про­читать в Книге пророка Иезекииля, главе 24. Бог не только убил жену Иезекииля, но потом еще и сказал ему, как он должен был переносить свое горе. Бог сказал ему:

«Сын человеческий! вот, Я возьму у тебя язвою утеху очей твоих; но ты не сетуй и не плачь, и сле­зы да не выступают у тебя; вздыхай в безмолвии, пла­ча по умершим не совершай; но обвязывай себя по­вязкою и обувай ноги твои в обувь твою, и бороды не закрывай, и хлеба от чужих не ешь. И после того, как я говорил поутру слово к народу, вечером умерла жена моя, и на другой день я сделал так, как повелено было мне» (Иез. 24:16-18).

Какое невероятное посвящение, когда человек настоль­ко подчинен Богу, что Бог даже забирает от него жену его, а он продолжает верно и страстно служить Богу! Некото­рые из людей в Библии, перенесших очень большие стра­дания, имели величайшее помазание на свою жизнь. Их готовность принять смертное помазание дала им право разделить страдания Христовы, когда они изнурительно трудились вместе со всей вселенной ради высвобождения Божьей славы на земле.

Итак, вы хотите быть другом Божьим. Вы уверены? Он обращается со Своими друзьями не так, как обращается со своими друзьями человек. Павел осознал это, пото­му что, когда он говорил, что хочет познать Его, он пони­мал, что ему придется познавать Его в дружеском участии в Его страданиях, сообразовываясь с Его смертью. Пото­му что действительно другого пути познать Его нет. Если вы хотите быть другом Иисуса, вы должны пойти с Ним на крест. Если к вам пришло великое откровение Христо­во, знайте: великая боль также на подходе. Вы не можете видеть Бога, лично не заплатив за это великой цены. Иезе­кииль понял это. О, какую же славу он увидел, поднялся до самых небес! Но Бог убил его жену и дал ему очень бо­лезненные отношения с иудейскими старейшинами. Иисус знал Бога лучше всего и пострадал больше всего. Посмот­рите на пророков и на все, что они знали о Боге, что по­нимали о славе Его, их всех больше всего гнали, не давали покоя, не понимали, отвергали, они были самыми одино­кими людьми на лице планеты. Бог назвал Авраама своим другом, потому что он был готов убить своего единствен­ного сына. О сии пришлось жениться на блуднице, которая растоптала его любовь и преданность и опустошила его. Павлу было невероятное откровение Христово, но и стра­дание его было не меньше (см. 2 Кор. 11:24-28). Дружба с Богом — это болезненный путь, но также и великая слава.

Слава Божья

Почему эти люди претерпели такую боль? Потому что они соединились с внутренним источником, они имели внутреннюю жизнь с Богом, в которой утверждалась сла­ва Божья, освежая и заряжая их энергией.

О, эта радость познания славы Божьей! О, этот восторг близости с Его лицом! Даже самые грубые личности рас­падаются в присутствии явленной славы Божьей.

Здесь великим примером стал Симон Петр. То, что про­изошло с ним на горе Преображения, просто удивительно. Моисей и Илия явились Иисусу во славе, и Петр все это видел. Когда Моисей и Илия начали отходить, Петр прос­то не смог удержаться и не заговорить. Давайте еще раз об этом прочитаем:

«Петр же и бывшие с ним отягчены были сном, но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, сто­явших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил» (Лк. 9:32, 33).

Петр был настолько восхищен славой Божьей, что он попробовал продлить славу, предложив Иисусу отложить окончание встречи. Он был настолько захвачен (опьянен) славой Божьей, что даже не знал, что говорил.

Но Петр не относился ни к одному из этих экспансив­ных, впечатлительных, плаксивых типов. Он был достаточ­но грубым, неотесанным, упрямым, конфликтующим, им­пульсивным, откровенным человеком с пророческим ти­пом личности. Другими словами, он не был таким парнем, которому бы хотелось нескончаемых молитвенных собра­ний (на самом важном из них он вообще заснул), долгих богослужений, который бы просто обожал околачиваться в присутствии Божьем. Но вот здесь предпочитающий за­ниматься делом, Петр настолько захвачен славой Божьей, что хочет прямо тут поставить шатры, чтобы они все мог­ли продолжить встречу.

Петр настолько охвачен прикосновением славы Божь­ей, что размяк и готов разрыдаться. Подобно тому, как слава Божья расплавила прочного, как гвозди, Петра, Господь хочет расплавить и ваше сердце славой Своего явного при­сутствия. Это тот источник славы, который Он открывает Своим самым близким друзьям. Никакая цена не покажет­ся слишком высокой ради того, чтобы жить в славном при­сутствии нашего Господа Иисуса. Не избегайте боли — это легкое и временное страдание. Мы Его друзья, и нам суждена великая слава!

Часть пятая

ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ СОЛОМОНА

Глава 19

НАЧИНАЮЩИЙСЯ ПЫЛ

«Проси у Меня»

Однажды на вечном совете Триединого Бога, когда в мудрости Божьей формулировался план искупления. Отец определил наследие для Своего Сына. Это отраже­но в Псалме (2:8), где Отец говорит Своему Единородно­му Сыну: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе». Отец говорит Своему Сыну, что даст Ему наследие в народах, людей, призванных из народов мира, которые будут всецело Его. Фактически Отец говорит: «Эти люди будут настолько всецело Твои, что Ты получишь расположение и любовь их сердец, души, ума и сил. Ты будешь владеть всей полнотой их существа».

Отец говорит о Церкви, и Он описывает глубину и силу страсти, которую будет иметь Церковь к Сыну Божьему. Это любовь и преданность Невесты к небесному Жениху.

Сын просит

Во время служения Иисуса на земле настал момент, ко­гда Иисус на самом деле воззвал к обетованию Псалма 2. Мы это видим в конце Его служения, как раз перед тем, как Он принимает чашу Отца. Он со Своими учениками молится молитвой, которую мы называем «первосвящен­нической молитвой» (см. Ин. 17); это последние слова Иисуса перед Гефсиманским садом, записанные в Писа­нии; и заканчивает Он эту молитву очень важным утверж­дением. Это последние слова Человека; Который знает; что скоро умрет. Он не тратит слов впустую; Он выражает глубину страсти Своего сердца, потому что это последние мгновения; когда Он вместе со Своими учениками.

Посмотрите вместе со мной на последний стих в пос­ледней молитве Иисуса: «И Я открыл им имя Твое и от­крою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня; в них будет; и Я в них» (Ин. 17:26). Вот что; в сущности; говорит здесь Иисус: «Отец, Ты обещал Мне наследие среди народов; если Я попрошу. Ты сказал Мне, что собираешься приго­товить Невесту, которая будет любить Меня той же любо­вью, которой Ты возлюбил Меня. Ты сказал, что Мне нуж­но только попросить, и Ты дашь Мне народ, который будет настолько предан Мне, что они возлюбят Меня истинной любовью Божьей. Вот, Я прошу, Отец. Дай Мне эту Не­весту!»

Последнее, о чем Иисус молил перед Своими страдани­ями, — это об обетованной Ему Невесте. «Я молюсь, что­бы она не забыла обо Мне, Отец, и чтобы ее не отвлекли дела этого мира, но чтобы она любила Меня подобно тому, как Ты, Отец, возлюбил Меня!»

В этом стихе Иисус также открывает, как эта любовь будет разбужена в сердцах Его людей, — и будет это че­рез откровение Его Отца. Иисус говорит: «Отец, Я от­крыл им имя Твое. Я показал им Твой характер и природу, и после того, как Я взойду к престолу Твоему, Я продол­жу открывать им Твое имя через служение Духа Святого.

И когда они увидят Тебя, знаю, они оживут в святой любви ко Мне». Когда мы соприкасаемся с любовью Отца через Дух откровения, наши сердца пробуждаются к истинной брачной любви к Господу Иисусу.

Быть Его наследием

Чудесно, когда Иисус становится нашим достоянием, но есть кое-что еще более славное, чего ищет Иисус, — и это когда мы становимся Его достоянием. Апостол Павел указывает на это в Послании к Ефесянам, главе 1: «Б Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). Это истинно, что у нас есть неверо­ятное наследие во Христе, и многие тысячи проповедей были посвящены этой славной истине. Но Павел на этом не останавливается. Через несколько стихов он продол­жает: «И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» (Еф. 1:18). Павел уде­ляет некоторое время, чтобы поговорить об их наследии во Христе, но затем он молится о том, чтобы они смогли пройти этот этап и достичь еще большего понимания того, что значит быть Христовым наследием.

Иисус в вас кое-что ищет. Он хочет отдавать Себя вам, благословлять вас, исцелять, восстанавливать и т. д., но это все ради одной цели: в конечном итоге привести вас туда, где вы будете жить в соприкосновении с Его сердцем. Это выше нашего понимания, но есть кое-что, чего у Бога нет. У вас есть кое-что, чего не имеет Сын Божий и чего Он очень желает. Это абсолютно добровольная любовь Не­весты к ее Возлюбленному. Невероятно обильная страсть Церкви к Господу Иисусу — Его полноправное наследие.

Начинающийся пыл

Тема стиха из Евангелия от Иоанна (17:26) разверну­та для нас шире в целой книге Библии — в Книге Песни Песней Соломона. Песнь Песней Соломона в своих восьми главах рассказывает о том, как Господь исполняет в наших сердцах слова Евангелия от Иоанна (17:26). Майк Бикль описывает эту книгу как «развитие Святой страсти». Она дает образец того, как Божье поведение проявляется в страстных верующих, когда Бог шаг за шагом ведет их от эгоцентричного христианства к христианству, имеюще­му своим центром Бога. Данная часть моей книги посвя­щена краткому изложению главных тем очаровательной Книги Песни Песней Соломона, чтобы помочь нам уви­деть, как Господь ведет нас к полной и зрелой брачной люб­ви. Предлагаю вам читать главы этой части, имея перед со­бой Библию, открытую на Книге Песни Песней Соломона.

Песнь Песней Соломона показывает, как Господь дово­дит до зрелости рвение Своих людей. Он это делает, давая три откровения о Себе: 1) Он открывает красоту Своей личности; 2) Он подтверждает наш рост Своей щедрой любовью; 3) Он позволяет нам ощутить радостную сла­дость близости с Собой. Эти три вещи постоянно влекут Невесту во все более преданную любовь и послушание. Истинная зрелая любовь — это когда все прочие пред­почтения и склонности полностью оставлены ради любви Сына Божьего и радости исполнения Его воли.

Книга начинается с великой брачной мольбы: «Да лоб­зает он меня лобзанием уст своих!» (Песн. 1:1). Это глу­бокая мольба, рождаемая Духом Святым в Церкви в этот час: «Господь Иисус, дай мне близость поцелуев уст Сво­их!» Затем Суламита выражает свое двойственное виде­ние жизни: «Влеки меня, мы побежим за тобою» (Песн. 1:3). Она говорит, что живет только ради двух вещей: ради экстаза ощущения, что Он влечет к Себе, и ради восторга от того, что бежишь вместе с Ним, активно служа в наро­дах. Она хочет найти правильный баланс между близостью и служением, но нам потребуется прочитать еще несколько глав, прежде чем мы увидим, что она нашла это. Он помес­тил эту молитву глубоко в ее сердце, и оставшаяся часть книги — это открывающееся перед нами развитие того, как Он влечет ее сблизиться с Собой, находясь в окруже­нии активного служения. Это цель ее жизни, но пока еще не достижение.

Эта двойная цель ее жизни кратко изложена в вели­кой заповеди: возлюбить Бога («влеки меня») и служить ближнему своему («мы побежим за тобою»). Времена­ми может возникнуть очень большое напряжение между этими двумя интересами. Самым знаменитым характер­ным примером являются личности Марии и Марфы. Ма­рия просто хотела любить, Марфа просто хотела служить, и в результате они столкнулись. Рвение служить иногда мо­жет отвлекать от близости, которую Иисусу страстно хочется получить от нас.

В начале книги девица страстная, но незрелая. Это важ­ное отличие, потому что страсть не есть зрелость. Но если вы не страстный, вы никогда не станете зрелым. Страсть открывает путь к зрелости. Страсть — это средство, зре­лость — это цель. Страсть должна оставаться в каждом шаге нашего христианского путешествия, если мы хотим созреть до полной брачной любви.

Глава 20

Наши рекомендации