Часть четвертая. ДРУЖБА С БОГОМ

11. Три этапа посвящения

12. Дети, юноши, отцы

13. Партнерство с Богом

14. Раб или друг?

15. Послушание Его целям

16. Становясь Его другом

17. Друг Жениха

18. Дружба с Богом: боль и слава

Часть пятая. ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ СОЛОМОНА

19. Начинающийся пыл

20. Ее духовное путешествие начинается

21. Она принимает Его порядок

22. Его поддержка

23. Полностью зрелая любовь

Часть шестая. ЛЮБОВЬ БОЛЬШЕ

24. Божья ревностная любовь

25. Толкование через любовь

26. Полное совершенство в любви

27. Простая молитва

28. Максимальная вершина

Часть первая.

ОЧАГ ЛЮБВИ

Глава 1

Божья пламенная любовь

Величественнейшая тема во всем Писании — это Божья любовь. Нет ничего более высокого и более благородного, к чему мы могли бы устремить наши размышления. Божья лю­бовь абсолютно удивительна, она выше нашего полного по­нимания и совершенно неистощима в своем размахе и силе.

Познать и ощутить Божью любовь — вот самое радост­ное и вечное желание всех Божьих праведников. Это оке­ан, влекущий нас к исследованию. Это массивное солнце, горящее, как лицо Самого Бога. Сила притяжения Божьей любви исходит из ее величия, увлекая охваченного благо­говейным страхом верующего в самое сердце своего пыла­ющего пекла.

Река любви

Любовь движет и мобилизует Бога. Это источник энер­гии, наполняющий полномочиями все Его действия в от­ношении нас. Как только вы подключитесь к Божьему ис­точнику силы, вы обнаружите стремительный поток люб­ви, который увлечет за собой и вас тоже.

От Божьего престола течет река, в Библии она называ­ется «река жизни» (см. Откр. 22:1). Но я предлагаю на­зывать это течение «любовью». Поток Божьей жизни на­правляется к нам Его любовью.

Мне она не видится извилистой и ленивой рекой, которая едва течет, направляя свои воды к человечеству. Нет, это бы­стрый, сбивающий с ног поток. Любовь Божью невозмож­но остановить, точно так же, как невозможно это сделать со вздымающимися водами реки во время разлива. Она силь­на, непреодолима, сокрушительна — она разрушительна.

Кто-то может спросить: «Разрушительна? Как Божья любовь может быть разрушительной?» Скажу прямо, именно Божья любовь привела Иисуса Христа к смерти. Именно эта любовь веками безнадежно пленяла сердца му­чеников. Когда Божья любовь потянет вас в свой водово­рот, очень возможно, что она приведет к смерти и вас.

К благословенной смерти, которая порождает вечную жизнь!

Захваченные Божьей любовью

Павел говорит нам, что он был объят этой любовью. «Ибо любовь Христова объемлет нас...» — пишет он во Втором послании к Коринфянам (5:14). Это новоза­ветное слово «объемлет» в буквальном смысле означает «держит» или «крепко сжимает».

Именно это значение использовано в описании момен­та задержания Иисуса, для того чтобы выразить, каким образом люди «держали» Его (см. Лк. 22:63). Поэтому, ис­пользуя слово «объемлет», Павел, по сути, говорит: «Эта любовь меня задержала, связала и заключила в тюрьму».

Я слышу, как Павел свидетельствует: «Я решил, что любовь Божья станет для меня единственным стремлени­ем. Но когда я нашел ее, Его любовь схватила меня, сбила с ног, подняла и крепко сжала, и теперь моя жизнь абсо­лютно мне неподвластна. Теперь меня гонит вперед сила, которой я не могу сопротивляться. У меня нет выбора, эта любовь выжимает из меня саму жизнь».

Павел говорит: «Я схвачен за горло. Я взят в плен. Я раб любви, которая выходит за грани моего воображения. Божья любовь захватила меня, и я больше не принадлежу себе».

Предупреждаю: как только шагнете в реку Божьей люб­ви, ваша жизнь тоже выйдет из-под вашего контроля. Если вы покоритесь потоку Божьей любви, вы также потеряете всякий контроль над любовью, которая может повести вас туда, куда вы идти не хотите, как это произошло с Петром (см. Ин. 21:18).

Единство внутри Бога

Из Писания мы понимаем, что Бог заключает в Себе три разные личности — Отца, Сына и Святого Духа, Ко­торые пребывают в таком невероятном единстве сердца, цели и понимания, что 6 Них говорится как о Едином Це­лом. Их единство настолько совершенно, что у нас не три, а один Бог. В этом состоит таинство Троицы.

Какая великая сила могла бы сплавить вместе три веч­ные самостоятельно существующие Личности в такой со­гласованный союз, что Они называют Себя Одним?

Слияние трех разных личностей в одного Бога потре­бовало бы силы, большей, чем притяжение самых больших звезд. Это потребовало бы силы, большей, чем у «черной дыры», притяжение которой считается настолько мощ­ным, что даже световые лучи не могут вырваться из нее, и поэтому она являет собой бесформенную дыру в просто­рах космоса.

Какой силы должно быть притяжение, чтобы оно сво­им внутренним влиянием не позволило бы свету вырваться из своих когтей? Но еще более глубокий вопрос в том, какое притяжение могло бы соединить три Личности Бога в Одну?

Эта сила, которая соединяет Триединого Бога, сила, которая больше, чем притяжение самых мощных сжимаю­щихся звезд, — не что иное, как любовь. Любовь является тем, что связывает Троицу воедино…

Именно на эту любовь указывал Иисус, когда гово­рил: «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:23).

Только представьте: сердце Отца распростерто к вам с той же любовью, с которой Он возлюбил Сына! Это гро­мадное благоговейное притяжение, которое притянуло Сына в сердце Отца, Духа — к Сыну и Отца — к Духу. Эта любовь, соединяющая Троицу воедино, выше любого человеческого понимания. Она вечна в своей силе, своей продолжительности и своих гранях.

И вот самое удивительное. Эта неизмеримая сила, эта пламенная любовь, всю вечность хранящаяся исключи­тельно только в трех Личностях, теперь избрала себе це­лью достичь и притянуть четвертую — вас!

Подобно тому, как много веков назад Навуходоносор смотрел в раскаленную огнем печь и видел в огне очер­тания четвертого человека (см. Дан. 3:25), сейчас ангелы смотрят в раскаленную огнем печь вечной любви и видят очертания четвертого человека! Существует любовь, ко­торая всю вечность хранилась только в Троих, но теперь херувимы и живые души смотрят с восторгом и удивлени­ем, потому что в вечной печи Божьей любви они увиде­ли очертания четвертого. И в этом четвертом они узрели очертания и вид Невесты Христовой.

Часть вторая.

КРЕСТ

Глава 2

Три грани Божьей любви

Невеста Христова через крест Иисуса Христа получи­ла доступ к любви, которая пылает внутри Триединого Бога.

Не так давно, читая описание страстей Христовых в Евангелии, я начал молиться: «Господи, покажи мне Свой крест». Я чувствовал, что мое понимание всего, что Христос совершил в Своем распятии, было ограничено, и моим глубочайшим желанием стало обрести для себя знание значения креста.

Когда я, таким образом, молился, я начал видеть, что вся суть креста и страданий Иисуса сосредоточена в слове любовь. Цель креста — продемонстрировать и возбудить любовь. Он является предельной демонстрацией Божьей любви и первичным побуждением, которое Бог использу­ет для того, чтобы пробудить любовь в сердцах искренних верующих.

Крест показывает три чудеснейших грани Божьей люб­ви, и первой, на которую я хочу обратить ваше внимание, является любовь Христова к нам.

Христова любовь к нам

Когда мы видим крест, нас поражает, насколько Иисус Христос должен любить нас! Воистину, Он подобен купцу из притчи, который принес в жертву все, для того чтобы купить одну драгоценную жемчужину (см. Мф. 13:45, 46). Для Христа искупление Его Невесты имеет наивысшую ценность, и оно стоило распятия на Голгофе.

Писание показывает великую любовь Христову к нам в следующих стихах:

• «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1).

• «Кто отлучит нас от любви Божьей?..» (Рим. 8:35),

• «Ибо любовь Христова объемлет нас... » (2 Кор. 5:14).

• «И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19).

• «...Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр. 1:5).

Великая любовь Христова к человечеству видна в Его двух небольших беседах с другими, когда Он был уже на кресте:

1. С умирающим на кресте вором: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

2. Со Своим учеником Иоанном и Своей Матерью: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик взял Ее к себе» (Ин. 19:26; 27).

Иисус мог бы про Себя подумать: «У Меня нет сил обращать внимание на этих людей. Мне слишком больно, Я должен полностью сосредоточиться на том, чтобы вытерпеть все это до конца. Сейчас Я спасаю целый мир, и Я не могу отвлекаться на одного или двух человек, которые оказались здесь в этот момент».

Вместо этого Иисус обратился к людям, несмотря на Свою личную сильную боль. Его великая любовь протянулась через ужасающую боль Голгофы и коснулась тех, кто на Него смотрел.

Христов пример проявления внимания к другим людям во время переживания большой личной боли по сей день остается образцом для всех верующих. Даже когда нам самим что-то причиняет боль, любовь Христова хочет вырываться из наших сердец к тем, кто вокруг нас в ней нуждается.

Крест — это графическая эмблема Христовой любви к нам, и все же, когда мы рассмотрим его поближе, то увидим, что он даже более ярко указывает на еще одну грань Христовой любви. Любовь Христова к человечеству — это не самая захватывающая любовь, которую показывает крест. Многим нравятся слова популярной христианской песни: «Когда Он был на кресте, Он думал обо мне», но все же я не уверен, что это было именно так.

Страдая на кресте, Иисус не думал в первую очередь о нас. Свидетельства указывают на то, что Он думал о Своем Отце. И это вторая великая любовь, которую показывает крест: Христова любовь к Отцу.

Христова любовь к Отцу

Взаимная любовь, существующая внутри Триединого Бога, настолько сильна, что Иисус был готов заплатить любую цену для того, чтобы выполнить просьбу Своего Отца. Смерть на кресте была волей Его Отца, поэтому Иисус произнес эти великие слова любви в Его адрес перед Своим задержанием: «... Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Иисус, по сути, говорил: «Я так Тебя люблю. Отец Мой, что сделаю все для Тебя!»

В Гефсиманском саду Иисус окончательно утвердил Свою готовность пойти на Голгофу, потому что Он любил Отца. Гефсиманский сад не имеет никакого отношения к дьяволу. Дьявол давно уже отошел от Него, с тех пор как старался искусить Его; все, что он мог теперь сделать, — это попытаться убить Его. Гефсиманский сад не имеет никакого отношения к преодолению искушения. Он имеет отношение к любви Агнца к Своему Отцу, потому что Он принял Его волю. Гефсиманский сад был обменом любовью на ее глубочайших уровнях.

Чтобы выдержать ужас Божьего гнева, Иисус должен был иметь высокую степень умственной сосредоточенности, когда Его прибивали гвоздями ко кресту. До конца Он был сосредоточен на одной Личности — на Отце. Это видно из слов, которые Он направил исключительно Своему Отцу во время распятия:

• «Отче! прости им, ибо не знают, что делают...» (Лк. 23:34).

• «... Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).

• «Отче! в руки Твои предаю дух Мой...» (Лк. 23:46).

Почти невероятно, что пред лицом боли, которую терпел Иисус на кресте, и что имея власть освободиться от креста немедленно, Он выбрал остаться на кресте в непостижимой агонии. Для такой сосредоточенности, для того, чтобы вытерпеть такую боль может быть только одна причина: Иисус был готов выносить страдания Голгофы, потому что мог приобрести нечто большее, чем боль. «... Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр. 12:2). Какой радости Он ждал, что смогло придать Ему силы претерпеть крест? Кто-то, возможно, подумает: «Это Невеста! Иисус ждал радости искупления, которое должна была получить Его будущая жена».

Отчасти это верно, но не это первоначальная радость, которая виделась Иисусу. Превыше всего остального Иисус ожидал радости получения признательности Своего Отца — взрывного, непомерного восторга, которым Его Отец щедро одарит Его во славе. Величайшей радостью, которую Он мог бы Себе представить, было услышать слова Отца: «Отлично, Сын Мой, Я очень доволен Тобой! Ты выполнил волю Мою».

Радость от того, что Его Отец одобряет и принимает Его, для нашего Господа Иисуса стоила всей той боли на кресте.

У Иисуса была власть сойти со Своего креста, и у нас тоже есть власть сойти с нашего собственного креста. Что же это такое, что удерживает нас прибитыми к распятой жизни? Сильная переливающаяся через край любовь к Сыну Божьему и чрезвычайное стремление к любви, которую Он может даровать. Если мы истинно ценим уважение, которое приходит к нам от Бога, мы будем следовать за распятой жизнью, — только так можно получить Его восторг.

В Своем сердце Иисус говорил: «Отец, Я так Тебя люблю, что, если восхождение на крест угодно Твоему сердцу, Я это сделаю. Я сделаю все, что будет угодно Тебе!» Таким образом, крест — это пылкое проявление любви Сына к Отцу. Крест кричит: «Все за любовь!»

Любовь Отца к миру

Третья великая любовь, показанная крестом, — это любовь Отца к миру. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Если вы хотите знать, какова Божья любовь к вам, посмотрите на крест. Через крест Отец говорит миру: «Вот как Я люблю вас!»

Нам легко предположить, что Бог ненавидит мир. Но все как раз, наоборот — у Него великая любовь к миру. Это, правда, что Бог ненавидит то, как мир устроен, но Он отчаянно любит людей этого мира.

Силу Божьей любви к миру можно лучше оценить, если посмотреть на неистовую Божью любовь к Своему Сыну. « ...Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Используя человеческую терминологию, можно сказать, что Отец без ума от Своего Сына! Для Бога Его Сын находится на особом месте. У Отца при Его небесном дворе много могучих и святых слуг, но ни один из них не имеет статуса и привилегии быть Сыном. Он стоит рангом выше всего сотворенного и получает исключительную и вечную любовь Своего Отца.

Никогда не было и не будет силы более великой, чем любовь, привлекающая сердце Отца к сердцу Сына. Поэтому в свете пламенной любви Отца к Своему Сыну мы должны спросить: «Что могло стать причиной того, что Отец, настолько любящий Своего Единородного Сына, распял Его и излил все наказание за человеческий грех на Него?»

Это невозможно представить — это почти абсурд. Чтобы Бог избрал Своего Сына, Того, Которого Он любит больше всего и Который для Него ближе всех, и приговорил Его к жестокой и мучительной смерти? Невообразимо! Но все же — это случилось!

— Почему? — спрашивают ангелы.

— По какой причине Отец это делает со Своим Единородным Сыном? — спрашивает друг друга небесный сонм.

Изумляющий нас ответ заключается в этих простых словах: «Ибо так возлюбил Бог мир...» (Ин. 3:16). Он возлюбил вас и меня так, что пригвоздил Своего драгоценного Сына к древу, избитого и избичеванного, а затем растерзал Его Своим вечным гневом ко греху. Последствия от перенесенного на себе гнева Отца, направленного против греха, настолько ужасающи, что никто, кроме Самого Бога, не мог бы вынести такой агонии. Никто, дорогие друзья, не страдал так, как страдал Бог. И всю эту боль Он принял только потому, что Он очень вас любит!

Крест был лучшим способом из всех, которые знал Отец, чтобы показать миру, как Он нас любит.

Для того чтобы выдержать страдания Своего Сына и излить на Него весь Свой гнев без остатка. Отцу требовалась сосредоточенность. Что было тем фокусом, на котором Отец сосредоточился и который придал Ему силы выдержать все страдания Своего Сына? Отец был сосредоточен на нас. В каждое невыносимое для Себя мгновение Отец продолжал напоминать Себе: «Мы должны заплатить за их искупление всю цену сполна, потому что Я их очень люблю». Во время всех ужасов Голгофы Отец был сосредоточен на нас.

Бог дал нам представление о том, чем это было для Него, когда Он попросил Авраама убить своего единственного сына Исаака. Мы можем себе представить, каково это было испытать для Авраама, — занести нож над телом своего сына, единственного сына, которого родила ему Сарра в их преклонном возрасте. Когда он готовился вонзить лезвие в сердце Исаака, в это время нож разрезал его собственную душу. Бог попросил Авраама сделать это для того, чтобы мы могли услышать, как бьется сердце Отца: «Этот образ дает вам некоторую возможность взглянуть на то, чем для Меня было убить Моего Единородного Сына».

Такую боль можно вынести только в том случае, когда через нее обретаешь что-то более великое, чем сама боль. Что же в глазах Отца должно было быть обретено, что стоило такой боли? Невеста, которую Он представил бы Своему Сыну.

Могу представить, как Отец думал: «Сын, оставайся на кресте. Продержись еще немного. Испей чашу до дна, потому что это того стоит! Послушай, Сын, Я готовлю Невесту для Тебя. Она будет прекрасна, и Ты так полюбишь ее! Она будет понимать Тебя, Ты сможешь общаться с ней, она будет Тебе равной супругой, она будет в полном согласии с Тобой, она будет, как Ты. Более того, она возлюбит Тебя той же любовью, которой Я Тебя возлюбил. Да, Сын Мой, эта Невеста будет восхищать сердце Твое. Она стоит этих нескольких коротких часов боли. Ты должен держаться до самой смерти».

Отец мог вынести Голгофу, потому что Он видел Невесту для Своего Сына. Понимаете, Отец настолько любит Своего Сына, что занимается подготовкой такой великой славы, какую Он только может дать Своему Сыну. Он ревностно запасает в Своих амбарах щедрую любовь для Сына Своего возлюбленного. Во время страданий

Сына Отец видел любовь к Нему, которая будет наполнять сердце Невесты.

Это все, чего хочет Отец, — видеть любовь, изливаемую на Своего Сына. В этом состоит творческий поиск Отца — найти возрастающие во славе способы для того> чтобы Сын мог получать любовь и поклонение, достойные Его. Отец заглянул вперед и сказал: «Сын, верь Мне, это будет того стоить. Она не только тронет Твое сердце своей любовью, но она будет любить Тебя! Она будет любить Тебя любовью вечной! Доверься Мне, Сын, — это того стоит!»

Крест выразительно кричит: «Все за любовь!»

Вот главный вопрос для человечества: «Будешь ли ты любить Его?» Это не вопрос: «Будешь ли ты веровать в Него?», потому что «и бесы веруют, и трепещут» (см. Иак. 2:19). Часто задаваемым вопросом всех времен остается тот, что Иисус задал Симону Петру после того, как Петр отрекся от Него. Иисус спросил Петра: «Любишь ли ты Меня?» (см. Ин. 21:15-17). Это великий, самокритичный вопрос, на который должен ответить каждый из нас.

Иисус умер не для того, чтобы люди могли препарировать и анализировать выгоду, которую они могут получить от Евангелия, а потом, основываясь на полученных данных, делать рациональный выбор в пользу того, чтобы веровать, что Иисус — Сын Божий. Нет, Он умер ради много большего. Он умер ради вашей любви. Его никогда не устроит что-либо меньшее, чем ваши свободные, непринужденные и добровольные любовь и желание ответной любви.

Глава 3

КРЕСТ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ЛЮБВИ

Высшая точка страдания

Мы склонны оценивать значимость события или вещи в соответствии с уровнем эмоций, которые мы испытыва­ем в тот момент. Самые высшие места в наших рейтингах получают те моменты, когда мы испытываем величайшее удовольствие или глубочайшую радость. Самые низкие места получают те моменты, когда мы испытываем вели­чайшие разочарования, горе и боль. Мы всегда помним самые высокие вершины и самые низкие низины. Чрезвы­чайно эмоциональные события навсегда впечатываются в нашу память.

Точно так же, в истории всей вечности есть одно со­бытие, которое навсегда будет для Бога самым значитель­ным. Это событие — распятие. Ничто, даже сама вечность, не сможет стереть из памяти Бога ни малейшей детали яркой действительности ужаса Голгофы. У нас нет ни малейшего представления, как плакало и тяжело вздымалось сердце Отца над Его Сыном, когда Христос испытал гнев Бога за грех. Это глубочайшая боль из всех, которые Бог знал или узнает.

Бог сегодня относится ко кресту с тем же страданием, с которым Он относился в те шесть часов, когда Иисус ви­сел на нем пригвожденным. Когда дело касается креста. Бог никогда не может оставаться стоическим и непоко­лебимым. Любое напоминание о кресте поднимает в Его груди вечную ревность и страдание. Крест — это высшее выражение того, насколько на самом деле сильны Божьи чувства к нам.

Бог не понимает безмятежных христиан. Он соединя­ется с теми христианами, внутри которых бьются живые, трепещущие и плачущие сердца. Триединый Бог никогда не относился с пониманием к тем людям, которые про­являют стоические чувства, безмятежность, непоколеби­мость и благоразумие. Крест требует от людей Божьих отвечать чрезмерной и самозабвенной благодарной любо­вью. Меньшее Богу неинтересно.

Наши рекомендации