Природа и внешний облик ангелов
Общепризнанно, что любая личность обладает, как минимум, тремя чертами или признаками. Обладают ими и ангелы.
1. Ангелы имеют разум, что выражается в их желании проникнуть в тайну спасения людей (1-Пстра 1:12) и способностью разумно изъясняться. Более того, они, скорее всего, имеют свой собственный язык (1-Коринф 13:1).
Авторы всех теологических учебников, как протестантских, так и католических, называют ангелов «рациональными» созданиями. Ангелы имеют разум и их знания относительно многих предметов значительно превосходят знания человека.
«...господин мой мудр, как мудр Ангел Божий, чтобы знать все, что на земле». (2-Цар. 14:20)
Мы также можем предполагать, что ангелы разумно поклоняются Богу, что видно из многих мест в Писании, особенно из Откровения Иоанна. Однако, мы ничего не найдем в Библии, что могло бы привести нас к вере о том, что ангелы различаются интеллектуально. Также очевидно, что они не были изначально наделены всем знанием, которое способны иметь, но учатся, что следует из Писания (Ефес. 3:9-10; 1-Петра 1:12).
2. Ангелы наделены эмоциями, что видно из того, что они радуются спасению грешника (Луки 15:10), а также из их ликования при рождении Иисуса.
3. Ангелы имеют свободную волю. Они имеют способность выбирать из определенных возможных действий нужное. В случае с Люцифером и падшими ангелами, ангелы употребили свою свободную волю на то, чтобы противостать Богу.
Из библейских описаний ангелов следует, что последние наделены выраженной индивидуальностью. А что говорит Библия об их внешнем облике?
Несмотря на индивидуальное сотворение каждого из ангельских созданий (Бог мог создать их и совершенно одинаковыми), они, кажется, подразделяются, все же, на определенные «ранги». Ангелы-посланники не похожи на херувимов, и наоборот.
Мой друг, Роланд Бук, неоднократно встречавшийся с ангелами,
Среди них нет и двух похожих! Они все разного роста, у всех разные прически и, в целом, они совершенно не похожи друг на друга».8
О теле ангелов в Библии ничего не говорится. Тем не менее, этот вопрос служил пищей для горячих церковных дискуссий, особенно в Средние века.
Есть ли у них вообще тела? Или они — духи?
В собранных нами рассказах фигурируют ангелы как с крыльями. так и без них. как ангелы в виде ангелов, так и ангелы в виде людей.
Наиболее логичным мне представляется предположить, что те ангелы, которые являются в виде людей, выглядят как те люди, к которым они являются. Другими словами, если бы ангел, явившийся матери Самсона, не был похож на израильтянина, назвала бы она его «человеком Божьим»? (Судей 13:6).
Если ангелы являются к людям и люди не признают их за ангелов (Евреям 13:2), то это значит, что китайцам они являются в облике китайцев, африканцам как африканцы, а американцам как американцы. Это означает, что ангелы предстают как белыми, так и черными — и, вообще, похожими на любую народность мира.
В Библии ничего не говорится, что у ангелов есть крылья. Идея приписать ангелам крылья возникла на основании стиха из книги пророка Даниила, в котором говориться, что ангел «быстро прилетел» (Даниил 9:21). Однако, поскольку ангелы перемещаются в пространстве иначе, чем мы. нельзя с уверенностью утверждать, нужны им для этого крылья или нет. Фактом остается то, что многие из тех, кто видел ангелов, говорят, что крылья у них есть.
Другие виды небесных существ — херувимы, серафимы и животные — имеют крылья (Иезекииль 1:5-11; 3-Цар. 6:27). На средневековых картинах ангелы часто изображались с крыльями, но, как я уже говорил раньше, представления об ангелах того времени часто основывались на образе богини Ники. Поэтому, мне кажется, что многие ангелы крыльев не имеют.
И Римско-Католическая церковь, и протестанты сошлись на том, что ангелы не имеют обычных материальных тел. Они есть «чистые духи, не имеющие ни материального тела, ни формы, но состоящие из сущности и существования, из делания и потенциальных возможностей», — писал Фома Аквинский.9
В нехристианских религиях представления о внешнем облике ангелов разнятся, особенно, по отношению к конкретным личностям ангелов в том образе, как их воспринимают и представляют себе различные группы.
Обычно мы не отдаем себе отчета в ангельском присутствии, потому что в большинстве случаев ангелы остаются невидимыми. Хоуп Прайс цитирует английского служителя по имени Саффолк:
«Ангелы, скорее всего, существа застенчивые. Они всего лишь посланники и предпочитают не привлекать к себе особого внимания. Если только это возможно, они остаются невидимыми».10
Застенчивые ли они? Или, может быть, настоящие ангелы не хотят, чтобы люди заостряли на них свое внимание?
Известна ли ангелам человеческая склонность поклоняться твари, а не Творцу?
Понимают ли они, что сияние их образа может вызвать в человеке страх и. тем самым, затмить само их послание?
Билли Грэма однажды спросили: «Что я увижу, если мне явится ангел?» Вот его ответ:
«Бог навеки прославлен в Своих созданиях, которые поражают нас многообразием и красотой форм. Некоторые из библейских описаний ангелов, включая описание Люцифера в 28 главе книги пророка Иезекииля, дают понять, что их внешность наверняка поразит человека. Очевидно, что красота и многообразие внешних обликов ангелов превосходит все представления и ожидания человека»11
В Писании ангелы всегда являются в виде мужчин, и само слово «ангел» неизменно мужского рода. Нигде в Библии не говорится об ангелах женского пола. Даже когда они являлись людям в обличии людей (ангелы-странники), это всегда были ангелы в облике мужчин, а не женщин.
Сила и полномочия ангелов
Ангелы превосходят человека в силе и власти (2-Петра 2:11). Они, конечно же, уступают в силе Богу, но им, тем не менее, приписывают необычайную силу (Псалом 102:20; Матф. 28:2). В определенное время ангелы управляют некоторыми природными явлениями (Откр. 7:1; 14:18).
Свою силу они черпают от Бога и применяют в соответствии с законами материального и духовного миров:
• Они откатили камень, весивший, должно быть, около двух тонн (Луки 24:2-4).
• Они закрыли пасть львам (Даниил 6:22).
• Они отперли тюремную дверь и разомкнули цепь (Деяи. 12:7-10).
Дикасон отмечает, что, несмотря на превосходство ангелов над человеком в силе. Бог ограничивает их деятельность. Одновременно, Он дает им и некую свободу действий, по отношению к тем людям, к которым они посланы. Скорее всего, чем выше ранг ангела, тем больше у него полномочий.12
Мне кажется, что хорошим примером употребления ангелом своей власти можно считать явление Гавриила священнику Захарии. Маловероятно, что Бог дал ангелу указание поразить человека немотой на месяцы в случае, если тот проявит неверие. У Гавриила, вероятнее всего, было право самому решать, как поступить в подобном случае. В конце концов, когда ребенок появился на свет и был назван в соответствии с указанием ангела, Захария вновь обрел дар речи (Луки 1:20, 64). В результате чего, Богу была воздана честь и слава — а это всегда является целью ангелов.
Очевидно, что даже у падших ангелов есть ограничения, за которые Бог не позволит им заходить. Тем не менее, я не верю, что Бог повелевает им творить зло. Этот вопрос мы будем обсуждать в главе 13.