Бог предвидит человеческие слабости
У Давида было много внешних врагов, но он также одержал победу над особо опасным и сильным врагом — собственным сердцем. Он умел предавать свой дух в руки Бога, когда собственные слабости начинали его одолевать. Это один из самых сложных аспектов в христианской жизни, но как народ по сердцу Божьему мы должны научиться справляться и с этой проблемой. Чудо нашей истории состоит в том, что невозможно исчерпать до конца Божью милость. Наши слабости никогда не сделают нас недостойными, если мы искренне каемся. Давид понял, что у Бога приготовлены аварийные варианты на случай проявления человеческих слабостей, и они работают на Божьей милости. В таких ситуациях он бежал к Богу, а не от Него.
Я учусь на жизни Давида более двадцати пяти лет, и я не мог найти в Писании более немощного и более великого человека, чем он. Его история полна побед наряду с поражениями. Помню, однажды я насчитал десять грехов, которые совершил Давид, и говорил об этом в проповеди.
Прихожане в то воскресенье были объяты ужасом. Они решили, что больше не будут любить Давида. Они пришли к выводу, что его следует убрать из программы воскресной школы. Короче, они были поражены количеством оплошностей, которые позволял себе Давид. Мне тоже хотелось сказать Давиду во время чтения его жизнеописания: «Привет! Ты что, не понимаешь? Нельзя совершать столько ошибок!» Однако Господь в ответ на это мне сказал: «Это ты не понимаешь. Учись у этого парня. Если он смог выйти из всего этого победителем, значит, и ты можешь». Может быть, когда мы с Давидом встретимся на небесах, он будет сердиться на меня за такое количество проповедей о себе в свете его недостатков. Возможно, он скажет: «Господь простил меня. Почему ты продолжаешь выносить на свет все мои грехи?» Я отвечу ему: «Потому что мы так на тебя похожи, и твоя жизнь нас вдохновляет».
Место компромисса
Помните, что после периода жизни в Гиве благополучная жизнь Давида быстро подошла к концу, и он бежал из царского дворца, опасаясь за свою жизнь? Он несколько усомнился в великих обетованиях на свою жизнь. Он боялся, что теперь в опасности сама его жизнь. Саул поднял триста отборных воинов, чтобы убить его, и над Давидом нависла серьезная угроза. Из-за страха он разработал план бегства. Но вместо того чтобы бежать к Богу, он побежал в лагерь врага в поисках убежища от ревности и ненависти Саула. Он боялся оставаться в Израиле, потому что сомневался в Божьей защите. Он был объят ужасом и решил, что фактически в филистимской земле он будет находиться в большей безопасности. Представьте себе великого воина, который бежит с родной земли из страха! Он знал, что Саул слишком труслив, чтобы преследовать его за границей, поэтому Давид отправился к Анхусу, филистимскому царю из соседнего города Гефа, где и попросил убежища (см. 1 Цар. 21:10). Этот великий поклонник Божий присоединился к врагам Израиля.
Когда Давид отправил своего отца с матерью к царю моавитскому, пророк Гад пророчествовал ему, чтобы он возвратился в Иудею. По сути, он сказал: «Вернись в Израиль. Не бегай и не прячься у филистимлян или моавитян. Иди домой и доверься Богу» (см. 1 Цар. 22:5). Но вера Давида в Божью защиту сильно поколебалась. Пророческое слово Гада не оказало на него такого же сильного воздействия, как пророчество, полученное годами ранее. Давид исчерпал свою смелость и отвагу. За несколько лет до этих событий
он без колебаний пошел на встречу с великаном Голиафом, потому что у него была непреклонная вера в защиту Бога. До этого он бесстрашно кидался на льва и медведя. Но теперь его вере был нанесен сокрушительный удар. И хотя Бог послал слово прямо к нему, обещая, что защитит его, сердце Давида было объято страхом, и он усомнился в своей безопасности в Боге.
На последнем этапе перед тем, как Бог сделал его царем, Давид решился на ужасающий компромисс и поселился в филистимском городе Секелаг, куда взял с собой шестьсот человек (см. 1Цар. 27:2). Он предпочел физическую защиту, отвергнув волю Божью. Но что еще хуже, он обещал Анхусу, самому ненавистному врагу Израиля, свою верность.
И сказал Давид Анхусу: если я приобрел благоволение в глазах твоих, то пусть дано будет мне место в одном из малых городов... Тогда дал ему Анхус Секелаг, посему Секелаг и остался за царями Иудейскими доныне. Всего времени, какое прожил Давид в стране Филистимской, было год и четыре месяца.
1 Царств 27:5-7
Все могло закончиться для великого воина весьма плачевно, поскольку он стал сотрудничать со злейшим врагом Израиля. Давид стал лгать, обманывать людей, как никогда раньше. Это был печальный период его жизни. Вместе со своими людьми он совершал набеги на гессурян, гирзеян и амаликитян, которые тоже враждовали с Израилем (см. 1 Цар. 27:8). Каждый раз он уничтожал всех, чтобы не осталось ни одного свидетеля, который мог бы донести на него Анхусу (см. 1 Цар. 27:9-11). Он сжигал все, и быстро возвращался к Анхусу, и говорил ему неправду о своих набегах, утверждая, что он воевал против Израиля, хотя на самом деле он уничтожал врагов своей страны. Давид смело лгал Анхусу каждый раз. Анхус верил ему и говорил: «Теперь Израиль окончательно возненавидит Давида». Он верил, что теперь Давид навсегда будет верен ему (см. 1 Цар. 27:21).
Но Давид жил в огромном напряжении, нараставшем внутри него. Он вел двойную жизнь. С одной стороны, он имел прежнюю ревность по Господу. Именно по этой причине он со своими людьми совершал набеги на врагов Израиля, а не только ради обеспечения живностью, имуществом и продуктами своих людей (общей численностью около трех тысяч человек). С другой стороны, он жил в компромиссе и использовал благоволение и помазание Божье неправедным образом. Все время, что Давид прожил в Секелаге, он пренебрегал своей судьбой, не повиновался слову пророка, пренебрегал и другими пророческими обетованиями. Он предал Анхуса своей ложью и подвергал опасности своих людей и их семьи. Мы видели Давида как великого поклонника Божьего, воина-царя с сердцем, угодным Богу, но теперь перед нами человек, которого мучают те же страхи, сомнения и неуверенность, которые есть в каждом из нас. Но произошло нечто, что вновь вернуло его на правильный путь с Богом.