Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Задостойник

Припев:Ангели успение Пречистыя видевше удивишася, како Девая восходит от землй на небо.

Ирмос 9-й песни канона:Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая; девствует бо рождество и живот предобручает смерть: по рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.

Девая— девственная. Побеждаются естества уставы— преодолеваются законы природы. Девствует бо рождество— ибо девственны роды. Живот предобручает смерть— жизнь обручается со смертью. Присно— всегда. Наследие Твое— удел Твой.

Первый канон праздника (и соответственно задостойник) — творение преподобного Космы Маиумского.

^О молитве

^Молитва о даровании молитвы

(Из книги: Маргарит, или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству. М., 1882. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, С. 30.)

Многомилостиве Господи! Сподоби мя божественнаго дарования святой молитвы, изливающейся из глубины сердечной; собери расточенный мой ум, дабы всегда стремился он к Тебе, Создателю и Спасителю своему; сокруши разженныя стрелы лукаваго, отревающия мя от Тебя; угаси пламень помыслов, сильнее огня пожирающий мя во время молитвы; осени мя благодатию Пресвятаго Твоего Духа, дабы до скончания грешной моей жизни Тебя Единаго любить всем сердцем, всею душею и мыслию и всею крепостию, и в час разлучения души моея от бреннаго сего тела, о Иисусе Сладчайший, приими в руце Твои дух мой и помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем. Аминь.

^Святоотеческие изречения о молитве

«Если ты лишишь себя молитвы, то сделаешь то же в душе, что делает в тебе пресечение нервов: она замрет; или, по другому сравнению, это будет то же, что рыбу вынуть из воды, ибо как для рыбы жизнь — вода, так для души твоей — молитва. Ею можно сквозь воздух, как сквозь воду, пронестись, на небеса взойти и стать близ Бога».

Святитель Иоанн Златоуст

«Дело молитвы есть первое дело христианской жизни. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловье: “век живи — век учись”, то тем паче оно приложимо к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и степени которой не имеют предела».

Святитель Феофан Затворник

«Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главнейшей заповеди из тех двух заповедей, в которых сосредоточиваются закон, пророки и Евангелие (Мф. 22:37-40): Возлюби Господа Бога теоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Невозможно человеку устремиться всем помышлением, всею крепостию своею, всем существом своим к Богу иначе, как при действии молитвы, когда она воскреснет из мертвых (по выражению Иоанна Лествичника, слово 28-е) и оживится, как бы душою, силою благодати».

Святитель Игнатий Брянчанинов

«Если хочешь молиться как следует, то потребен тебе Бог, дающий молитву молящемуся. Его и призывай в молитве, говоря: да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое».

Преподобный Нил Синайский

«По важному значению молитвы пред упражнением ею нужно приготовить себя к ней. <…> Первое приготовление состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних. Это приготовление заповедано самим Господом. Когда стоите на молитве, — повелевает Он, — прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11:25-26). Дальнейшим приготовлением служат: отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смирение духа».

Святитель Игнатий Брянчанинов

«Кажется, что бы проще и естественнее для нас, как не молитва, или сердца к Богу устремление? А между тем оно не у всех и не всегда бывает. Его надо возбудить и возбужденное укрепить — или, что то же, надо воспитать в себе дух молитвенный. Первый к сему способ — читательное или слушательное молитвословие. Совершай как следует молитвословие — и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, или войдешь в дух молитвенный.

В молитвенниках наших помещены молитвы святых отцев — Ефрема Сириянина, Макария Египетдет идти не совсем исправно, пусть не отступает от начатого, но пусть новые и новые употребляет усилия, подобно тому, как делает обучающийся ремеслу. Если он таким образом будет с терпением трудиться, не теряя духа, Бог призрит на труд его произволения и подаст ему силу творить все без принуждения».

Преподобный Зосима Палестинский (Добротолюбие, т. 3)

«Понудь себя немного к молитве, и вскоре придут бодрость и сила».

Авва Исаия

«Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве. Тогда похвально количество, когда оно приводит к качеству. Качество всегда приводит к количеству; количество приводит к качеству, когда молящийся молится тщательно.

Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму».

Святитель Игнатий Брянчанинов

«Молитва, совершаемая с небрежением и леностью, — празднословие».

Преподобный Антоний Великий

^О внимании в молитве

«Молитва нуждается в неотлучном соприсутствии и содействии внимания. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося; при отсутствии внимания она чужда молящемуся. При внимании она приносит обильный плод; без внимания она приносит терние и волчцы. <…>

Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы весьма неспешное произнесение слов молитвы. Произноси слова не спеша, чтоб ум мог сбо’льшим удобством сохранить заключение свое в словах молитвы, чтоб он не ускользал ни из одного слова ее».

Святитель Игнатий Брянчанинов

«Когда молишься, всеми силами храни память свою, чтобы она не предлагала тебе своего, но всячески воздвигай себя к разумному предстоянию (с сознанием, Кому и для чего предстоишь). Ибо во время молитвы ум обыкновенно очень окрадывается памятью: приводит она на мысль вещи, лица, события и ими отвлекает от молитвы внимание ума. Память приводит тебе на ум во время молитвы или воображение давних дел, или новые заботы, или лицо оскорбившего тебя. Ум также может быть занят и философским умозрением; страсти не в движении, но ум философствует, а не молится: состояние ученых».

Преподобный Нил Синайский

«Рассеянность окрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы, усвоивает себе состояние сухости и пустоты. Из этого состояния рождается хладность к Богу, уныние, омрачение ума, ослабление веры, и от них мертвость в отношении к вечной, духовной жизни. Все же это, вместе взятое, служит явным признаком, что такая молитва не принимается Богом.

Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодною, а мечтательность служит причиною плодов ложных: самообольщения и так называемой святыми отцами бесовской прелести».

Святитель Игнатий Брянчанинов

«Читай неспешно, во всякое слово вникай и мысль всякого слова до сердца доводи, сопровождая все поклонами. В этом все дело читания молитвы, Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доноси, иначе — понимай, что читаешь, и понятое чувствуй».

Святитель Феофан Затворник

«Помни, что если ты во время молитвы не празднословишь, а с чувством говоришь слова молитвы, то слова твои не возвратятся к тебе тощи, без силы (как шелуха без зерна), но непременно принесут тебе те самые плоды, которые заключаются в слове, как плод в оболочке. Это дело самое естественное, как естественны и обыкновенны в природе плод и оболочка его. Но если ты слова бросаешь попусту, не чувствуя силы их, как шелуху без ядра, то пустыми они к тебе и воротятся: шелуху бросаешь — шелуха к тебе и воротится, семя бросаешь — колос тебе принесет, и чем лучше, тучнее семя, тем обильнее колос. Так и с нашими молитвами: чем искреннее, сердечнее будешь произносить каждое слово, тем болыне плода от молитвы: каждое слово, как зернышко, принесет тебе плод духовный, как зрелый колос. Кто из молящихся не испытал этого?

Или еще: слова молитвы подобны дождю или снегу, если выговариваются с верою и сочувствием: дождевые капли или снежинки, падающие непрерывной нитью или хлопьями, поят землю, и она прозябает и приносит плод; так слова молитвы — это дождь душевный: каждое в отдельности, напояют душу, и она прозябает плоды добродетелей, содействующу Святому Духу, особенно если еще есть слезный дождь».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Не стяжавшим сердечной молитвы надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска всердце каждого слова молитвы. А это не всегда скоро дается человеку, не привыкшему к молитвенному созерцанию. Поэтому редкое произношение слов молитвы для таких людей должно быть положено за непременное правило. Ожидай, пока каждое слово отдастся в сердце свойственным ему отголоском».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Надо употреблять все меры, чтобы вырвать из сердца с корнем всякую ложь и насадить в нем чистую истину. Надобно начинать с молитвы. Научившись говорить истину в сердце во время молитвы, мы не позволим себе лгать и в жизни. Как же научиться говорить истину в сердце на молитве? Нужно каждое слово молитвы довести до сердца, положить на сердце, прочувствовать сердцем его истину, сознать всю нужду для нас того, о чем просим Бога в молитве, или нужду сердечного благодарения за Его великие благодеяния к нам и нужду всесердечного славословия за Его великие, премудрые дела в Его творении».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Может поруководить тебя к уразумению образа чистой молитвы и то, как обычно действуют пред лицом земного царя. Если случится получить тебе доступ к царю, то ты и телом стоишь пред ним достодолжно, и языком умоляешь, и очи на него просительно устремляешь — и таким образом привлекаешь к себе царское благоволение. Делай то же и в молитве, в церковном ли стоишь собрании, или молишься в келейном уединении. Приходя в церковь на общую с братиями молитву в Господе, как телом предстоишь Ему и языком приносишь псалмопение, так и ум держи во внимании к словам и к Богу и в ясном познании того, с Кем беседуешь и к Кому обращаешься; помни, что если мысль усердно и чисто занимается молитвою, то сердце сподобляется неотъемлемой радости и мира неизреченного. Когда же уединенно пребываешь в келлии, мысленную держи молитву, в трезвении ума, с сокрушением сердца — и видение осенит тебя ради трезвения, ведение вселится в тебя ради молитвы, и мудрость почиет в тебе ради умиления, изгоняя бессловесное сластолюбие и водворяя Божественную любовь».

Феолипт, митрополит Филадельфийский (Добротолюбие, т. 5)

«Если мы, придя к человеку, показываем такое к нему внимание, что часто не видим даже людей, стоящих поблизости, но, сосредоточивая мысль свою, видим того только, к кому пришли, — тем более должны мы так поступать в отношении к Богу, всегда и непрестанно пребывая в молитвах».

Святитель Иоанн Златоуст

«Как человек человека видит лицом к лицу, так постарайтесь поставить душу пред Господом, чтоб были с глазу на глаз. Быть сему так естественно, что и поминать бы о сем не следовало. Ибо душа по природе к Господу должна стремиться. А Господь всегда близ есть. И рекомендовать их друг другу нечего, ибо они старые знакомые».

Святитель Феофан Затворник

«Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется, ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну и оставайся с тем, на что упование полагаешь. А это что бы ни было, совершенно ничтожно».

Святитель Феофан Затворник

«Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особливо для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела».

Святитель Игнатий Брянчанинов

«Когда молишься Богу и развлечешься умом, то подвизайся, пока не помолишься без рассеяния, и бодрствуй твоим умом, чтобы не развлекаться. Если же развлечение ума продлится, то хотя бы в конце молитвы укори себя внутренно и скажи с умилением: “Господи, помяни меня и прости мне все согрешения мои!” — и получишь прощение во всех согрешениях и в рассеянности, бывшей во время молитвы».

Преподобный Варсонофий Великий

«Не пресекай молитвы, пока не воздашь вполне молитвенного долга, и не слушай помысла, будто пора садиться за работу; равно, когда занят работою, не осуечайся сильно делом, чтоб торопясь не возмутить сердца и не сделать его негодным для молитвы».

Преподобный Нил Синайский

«Вопрос: Когда молюсь или упражняюсь в псалмопениях и не ощущаю силы произносимых слов, по причине сердечного нечувствия, то какая мне польза от сего моления?

Ответ: Хотя ты и не ощущаешь силы того, что произносишь, но бесы ощущают ее, слышат и трепещут. Итак, не переставай упражняться в псалмопении и молитве, и мало-помалу, помощью Божией, нечувствие твое преложится в мягкость».

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн. Вопрос и ответ 718

Один брат жаловался преподобному Амвросию Оптинскому, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару; вокруг него толпа народу, говор, шум, — а он все на свою лошадку: но-но! ноно! — так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай: молись!»

^О действии молитвы

«Непрестанно призывать имя Божие есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач изыскивает приличное врачевание или пластырь на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как сие делается, — так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как сие совершается».

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн. Ответ 421

«Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе болынее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу и объяту быть общением с Ним!»

Преподобный Нил Синайский (Добротолюбие, т. 2)

«Вся ведомая между нами и нечистыми духами брань не из-за чего другого ведется, как из-за духовной молитвы, ибо она очень им противоборственна и несносна, а нам спасительна и благоприятна».

Преподобный Нил Синайский (Добротолюбие, т. 2)

«Плоды истинной молитвы: святой мир души, соединенный с тихою, молчаливою радостью, чуждою мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не различающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая о всех пред Богом, как о себе, как о своих собственных членах. Из такой любви к ближним воссиявает чистейшая любовь к Богу».

Святитель Игнатий Брянчанинов

«Не оставляй коленопреклонений. Преклонением колен изображается падение в грех, с подразумением в нем и исповедания греха; восстанием же с колен обозначается покаяние, с намеком на обет добродетельной жизни. Каждое коленопреклонение совершай с мысленным призыванием Христа, чтоб, припадая к Господу душою и телом, Бога душ и телес соделать к себе удобопременительным».

Феолипт, митрополит Филадельфийский

«Не станем же говорить в свое оправдание, что дом молитвы не близко: благодать Духа нас самих сделала храмами Божьими; если только мы бдительны, то сможем молиться всегда весьма легко. Можно и жене, сидя за прялкою или занимаясь тканьем, воззреть умом на небо и призвать Бога пламенно; можно и мужу, на торжище и на пути, совершать усердные молитвы; другому, и сидя в мастерской, при занятии своим делом, можно вознести свою душу к Господу; можно слуге и покупая на рынке, и во время служения в доме, и занимаясь на кухне совершать искреннюю и усердную молитву. Бог не гнушается местом; Он требует только одного пламенного сердца и целомудренной души… Будешь ли ты в умывальнице — молись; будешь ли в дороге или на постели, и где бы ты ни был — молись. Ты — храм Божий, не ищи же места: нужно только душевное расположение. Хотя бы ты стоял пред судьею, молись».

Святитель Иоанн Златоуст

«Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие — молитву и богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть немного исправно идут, не дают скучать. Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничто на земле».

Святитель Феофан Затворник

Преподобный Паисий Величковский

^Преподобный Паисий Величковский. Истолкование молитвы «Господи, помилуй!»[6]

«Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» — и сокращенно: «Господи, помилуй!» от апостольских времен даровано христианам, и определено, чтоб они непрестанно возглашали это,— как и возглашают. Впрочем, делая так, весьма немногие знают, что значит: «Господи, помилуй!». Поэтому взывают бесплодно; вопиют: «Господи, помилуй!», а милости Господней не получают, потому что не ведают сами, чего ищут.

А потому надлежит нам знать, какая это милость Господа Иисуса.

Какая?! — Всякая: все, что нам потребно в настоящем нашем падшем состоянии — в Его деснице. Ибо Он, с тех пор как воплотился и соделался человеком, как претерпел такие страсти и излиянием всесвятой Крови Своей искупил человека из рук диавола, — с этих пор стал Господом и Властителем человеческого естества особенным некиим образом. Все наше стало в Его руках.

Господь и прежде воплощения, изначала, был Господом всех тварей — видимых и невидимых — как Создатель их и Творец. По бытию так это и есть, и будет — но не по свободной деятельности разумных тварей. Бесы, а за ними и люди не восхотели сами от себя иметь Его Господом и Властителем своим — и отторглись от Него, Владыки всяческих. Ибо всеблагой Бог, создав людей и Ангелов самовластными и одарив их разумом, не хочет нарушать сего их самовластия и господствовать над ними насильно, против их воли. Поэтому, которые из них хотят быть под властью и управлением Божиим — над теми Он господствует и тех защищает, а которые не хотят — тех оставляет творить волю свою, как самовластных. Посему и Адама, когда он, прельщенный богоотступником диаволом, сделался и сам отступником от Бога и не восхотел слушаться заповеди Его, оставил Бог произволению его, не желая властительски господствовать над ним. Но завистливый диавол, прельстивший человека в начале, не перестал и далее прелбщать его, пока не сделал его по неразумию его подобным скотам несмысленным, и он не стал жить подобно неразумным животным.

Тогда сжалился над ним многомилостивый Бог и, преклонив небеса, сошел на землю и сделался Человеком, человека ради, и Пречистою Кровию Своею искупив его, устроил для него спасительный путь жизни: во святом Евангелии указал, как благоугождать Богу, Божественным крещением возродил и воссоздал его, в Пречистых Тайнах питание небесное учредил ему и, кратко сказать, с высочайшей премудростью нашел способ, как Богу быть нераздельно с человеком и человеку с Богом, чтоб диавол не имел более места в человеке. Но и после сего Он все же никого не приневоливает, но оставляет всем на произвол спасаться, как им предлагается, или гибнуть. Так это и идет: одни спасаются, а другие небрегут о спасении — из коих иные совсем не веруют в Евангелие, а иные и веруют, но не живут по-евангельски.

Те христиане, которые, после стольких даров благодати, после стольких благодеяний Божиих, опять прельстились диаволом и по действию мира и плоти отдалились от Бога и подпали под иго рабства греху и диаволу, творя волю его, но не совсем еще сделались бесчувственными, чтоб не чувствовать зла, какое пострадали, а понимают ошибку свою и сознают рабство, какому подпали, сил же на то, чтоб избавиться от него, в себе не видят — те прибегают к Богу и вопиют: «Господи, помилуй», чтобы сжалился над ними многомилостивый Господь и помиловал их, чтоб принял их, как блудного сына, и опять даровал им Божественную благодать Свою, и возвратил им свободу, чтоб смогли они впредь жить богоугодно и соблюдать заповеди Божии.

Итак, те христиане, которые с такой целью вопиют: «Господи, помилуй!» — всеконечно сподобятся милости Божией и получат благодать, чтоб освободиться от рабства греху и спастись.

Те же, которые совсем не имеют сказанных помышлений и не сознают бедственности своего положения и своего порабощения воле плоти и мирским обычаям, и даже времени не имеют подумать о своем рабстве, но без всякой такой цели, по одной привычке вопиют: «Господи, помилуй!» — эти как могут получить милость Божию, и особенно такую дивную и безмерную милость? Для таких лучше не получать ее, нежели, получив, опять потерять, потому что тут уж будет двойное прегрешение.

Поясню тебе примерами. Представь себе человека бедного и нищего, желающего получить милостыню от кого-либо из богатых. Что говорит он, прийдя к богатому? — Ничего, кроме: «Помилуй меня! Сжалься над моей бедностью и благоустрой мою жизнь». Или долг кто имеет на себе и не имеет чем уплатить его и, желая избавиться от этой тяготы, приходит к решению: упросить того, кому должен, простить ему долг. Приходит к тому — и что говорит? Тоже только: «Помилуй меня! Сжалься над моею бедностью и прости мне долг, каким я должен тебе». Равным образом, когда кто провинится в чем-либо перед другим и желает получить от него прощение — что делает? Приходит к тому, против кого погрешил, и говорит: «Помилуй меня! Прости мне, в чем я погрешил пред тобою».

Все такие знают, о чем просят и для чего просят, и получают по прошению соответственно обстоятельствам, и полученное обращают во благо себе.

Поставь теперь с другой стороны грешника, который и беден духовно, и должен пред Богом, и оскорблял Его многократно. Если он вопиет будто к Богу: «Помилуй мя!» — а между тем не понимает, что такое говорит и для чего говорит, даже и того не знает, в чем та милость, которую желает получить от Бога, и к чему она благопотребна, а просто по привычке взывает: «Господи, помилуй!» — то как Бог подаст ему милость, когда тот не может даже узнать, что получил, а поэтому внимания на то не обратит и злоупотребит тем, или сгубит то, и тем паче еще прежнего сделается грешником?

Милость Божия не что иное есть, как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога мы, грешные, непрестанно вопия к Нему: «Помилуй мя! Яви милость Свою, Господи мой, ко мне грешному, в жалком состоянии, в каком я нахожусь, и приими меня опять во благодать Твою. Дай мне дух силы, чтобы он укрепил меня в противостоянии искушениям диавола и худым навыкам моим греховным; дай мне дух совета, чтоб я уцеломудрился, пришел в чувство и исправился; дай мне дух страха, чтоб я боялся Тебя оскорблять и исполнял заповеди Твои; дай мне дух любви, чтоб я любил Тебя и не удалялся более от Тебя; дай мне дух мира, да соблюду мирною душу мою, соберу все помышления мои и пребуду безмолвен и немучим мыслями; дай мне дух чистоты, да хранит он меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости, да буду тихонравен в обращении с братиями моими христианами и воздержан от гнева; дай мне дух смирения, да не помышляю о себе высокого и да не буду горд».

Кто знает и чувствует, сколь потребно все сказанное, и, прося того у многомилостивого Бога, взывает: «Господи, помилуй!» — тот наверное получит то, о чем просит, и сподобится милости Божией и благодати Его. Но кто не знает ничего из того, что мы сказали, и только по привычке взывает: «Господи, помилуй!» — тому нет возможности получить милость от Бога. Ибо и прежде он уже получил много милости от Бога, но не познал того и не возблагодарил Бога, даровавшего ему их. Получил он милость Божию, когда создан был и стал человеком; получил милость, когда воссоздан был в крещении и стал православным христианином; получил милость, когда избавился от стольких бед, душевных и телесных, испытанных им в жизни; получал милость Божию всякий раз, как сподоблялся причащаться Пречистых Таин; получал милость Божию всякий раз, как согрешал пред Богом и огорчал Его грехами своими, а не был погублен и наказан, как подобало; получал милость Божию, когда многообразно благодетельствован был от Бога, но или не срзнавал того, или забывал. Такому христианину как еще получить милость от Бога, когда он не знает и не чувствует, что получил столько милостей от Него? И теперь, если и взывает: «Господи, помилуй!» — то не знает, что говорит, и произносит слова эти без всякой мысли и цели, по одному лишь обычаю.

(Добротолюбие, т. 5. С. 447-451)

^Что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию

Беседа первая

Иерей. Не откажите еще дать точное определение, что Вы называете Иисусовой молитвой? Ведь каждая молитва, обращенная ко Господу Иисусу Христу, может быть названа Иисусовой молитвой, и таких молитв очень много. Мне хотелось бы знать, как нужно правильно произносить Иисусову молитву?

Инок. Молитвой Иисусовой мы называем не что иное, как благоговейное призывание спасительного имени Господа нашего Иисуса Христа — во всякое время, при всяком занятии и на всяком месте. Выражается эта молитва обычно следующими словами: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (или: грешную)». Короче можно сказать так: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя (грешнаго или: грешную)». В этой своей форме она как раз соответствует словам святого апостола Павла: Хощу пять словес умом моим глаголати… нежели тьму языком (ср.: 1 Кор. 14,19). Можно сказать и еще короче: «Господи, помилуй!»

Иерей. Чем объясняется то, что с молитвою о помиловании мы обращаемся не к Пресвятой Троице, не к Богу Отцу и не к Святому Духу, а к Сыну Божию?

Инок. Вам, конечно, известно, что мы обращаемся с молитвами к Пресвятой Троице (« Пресвятая Троице, помилуй нас»), и к Богу Отцу («Отче наш»), и к Святому Духу («Царю Небесный»). Но в данном случае мы обращаемся к Сыну Божию. Причина этому понятна. Мы обращаемся к Сыну Божию не потому, конечно, чтобы Сын Божий преимуществовал в Тройческом Единстве Божества, но потому, что Он стяжал нас Богу и Отцу Честною Своею Кровию и есть наш Спаситель и Примиритель с Божественною правдою.

Он принял в Свою Божественную Личность наше естество, искупил нас от грехов наших Своею жизнью, смертью и воскресением, понес за нас наказание, которое неотложно лежало на нас за наши грехи — прародительские и свои личные. И потому, по всей справедливости, мы и должны молиться Ему, как нашему Спасителю. Он есть наш Посредник, Ходатай и Примиритель; только Им и через Него наши молитвы получают свою силу, и мы имеем доступ к Отцу Небесному: Аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю (Ин. 14, 13).

Нет сомнения, конечно, что и всякая другая молитва, обращенная ко Господу Иисусу Христу, составленная святыми отцами, богодуховенна, божественна и причастна благодатной силы, по мере нашего должного к ней отношения, но при своей, большей или меньшей многосложности, не имеет той легкой удобности, чтобы можно было читать ее постоянно, во всякое время, при всяком занятии, на всяком месте. Однако, при всей своей краткости и простоте, молитва Иисусова заключает в себе все, что принадлежит Сыну Божию, как по домостроительству нашего спасения, так и по Его Божественному Ипостасному состоянию. Исповедуя Его Господом и Сыном Божиим, мы признаем Его истинным Богом, единосущным Отцу и Святому Духу, а называя Его Иисусом Христом и прося «помилуй нас», исповедуем таинство домостроительства, которое было благоугодно Ему совершить нас ради человек и нашего ради спасения; мы признаем Его своим Спасителем, Который только один и может спасти нас. А в этом, как известно, и состоит вся сущность нашей христианской веры, Евангелия и всего Христова учения. Святой Иоанн Богослов, оканчивая свое Евангелие, говорит: Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос, Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его (Ин. 20, 31). Словом, молитва Иисусова соединяет нас с Сыном Божиим, ближайшим образом, в Нем делает нас причастными вечной жизни. По слову того же апостола: В Том живот бе (Ин. 1, 4).

(Сборник о молитве Иисусовой. М., 1994. С. 201-202)

^Святитель Филарет Московский. О молитве Господней

О молитве Господней

Нет ли такой молитвы, которая бы могла быть общею христианской молитвой и образцом для всех молитв?

Такова молитва Господня.

Что такое молитва Господня?

Молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим.

Как она читается?

Наши рекомендации