Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, / и елика в житии согрешиша, прости; / никтоже бо безгрешен, токмо Ты, / могий и преставленным дати покоя.

Елика –сколько.

^Тропари, кондаки, величания и задостойники двунадесятых праздников

Двунадесятые праздники имеют огромное значение в духовной жизни христианина: со всей Церковью мы переживаем величие празднуемого события, всю его полноту — прежде всего в богослужебной жизни Церкви, но также и в неотделимой от нее нашей внутренней и внешней жизни. Это не может не сказаться на основе духовной жизни православного человека — на келейном молитвенном правиле. Тропарь и кондак праздника непременно должны включаться вутренние и вечерние молитвы; часто молитвы перед трапезой заменяются тропарем, а после трапезы — кондаком праздника. По прямому указанию молитвослова тропарь праздника читается в составе Правила ко Святому Причащению. И, конечно же, не возбраняется на келейном правиле по столь естественному порыву души воспевать величание празднику.

Задостойник — это ирмос девятой песни канона праздни-ка с припевом, который во все дни двунадесятого праздника поется на Литургии вместо (за) «Достойно есть». Задостойник должен заменять «Достойно есть» во весь этот период не только на Литургии, но и во всяком молитвенном чине, включая келейное правило. Именно поэтому мы включаем и задостойники в нашу книгу.

В этом разделе мы даем очень немного объяснений, связанных с самим событием праздника и его богословием: такие объяснения были бы слишком обширны и все равно недостаточны; о сущности каждого из великих двунадесятых праздников следует узнавать из других, специально посвя щенных им книг, из проповеди и богослужения Православной Церкви.

Рождество пресвятой Богородицы (8/21 сентября)

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Разрушив клятву, даде благословение — сняв проклятие, дал благословение.

Кондак, глас 4-й

Иоаким и Анна поношения безчадства, / и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. / То празднуют и людие Твой, / вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: / неплоды раждает Богородицу и питательницу жйзни нашея.

От тли смертныя — от истления смерти, от смертной гибели. Свободистася — освободились. То — здесь: его (Рождество Богородицы). Внегда — когда.

* Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая… Сказуемое свободистася стоит в двойственном числе и отно-сится как к одной, так и к другой супружеской паре: Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Задостойник

Припев: Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию.

Ирмос 9-й песни 2-го канона: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение; на Тебе, Богородице, обоя устроишася, тем Тя вся племена земная, непрестанно величаем.

От неплодове — от неплодной (именит. падеж — неплоды). Странно — несвойственно. Обоя устроишася — совершилось то и другое.

Создатель 2-го канона на Рождество Богородицы (и соответственно задостойника) — святитель Андрей Критский. Первый канон — творение преподобного Иоанна Дамаскина.

Воздвижение честного и животворящего креста Господня
(14/27 сентября)

Тропарь, глас 1-й

Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Объяснения — в конце утренних молитв

Кондак, глас 4-й

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже; / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое, оружие мира, / непобедимую победу.

Вознесыйся — вознесшийся, поднятый. Тезоименитому Твоему новому жительству— носящему Твое имя новому обществу — то есть христианам. На супостаты — на врагов. Пособие — помощь.

Тропарь и кондак праздника Воздвижения Креста Господня (и, шире — тропарь и кондак Кресту Господню) в старых молитвословах нерасторжимо связывают Крест с императором (царем); эта связь прославления Креста и призывания победы императора — древнейшая, византийская, идущая от самого явления Креста Господня императору Константину: «Сим победиши». Современная редакция тропаря и кондака приспособлена к прямому факту нашей жизни: царя у нас нет. Теперь победа, которую несет «оружие мира» — Крест Господень, — призывается непосредственно на нас, православных христиан.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

На поклонение Кресту

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.

Задостойник

Припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень.

Ирмос 9-й песни канона: Таин еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа,

Имже крестное живоносное на земли насадишася дрёво, тем ныне возносйму, покланяющеся Ему, Тя величаем.

Таин еси, Богородице, рай — Ты, Богородица, — таинственный рай. Невозделанно — то есть девственно. Тем ныне возносиму — поэтому ныне, при воздвижении его.

+ Песнь называет Богородицу Таинственным Раем — тем садом, где обитает Бог, где невозделанно — девственно — возрос Христос; Христос же насадил на земле Древо Креста — подобие того Древа жизни, от которого питались праотцы в раю, Древо, от которого мы все получили жизнь…

Создатель канона (и соответственно задостойника) — преподобный Косма Маиумский.

Ведение во храм Пресвятой Богородицы
(21 ноября / 4 декабря)

Тропаръ, глас 4-й

Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание; / в храме Божии ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопийм: / радуйся, смотрения / Зиждителева исполнение.

Днесь — сегодня. Предображение — предзнаменование (греческое слово тропаря означает «канун», «вступление», «предисловие»). Ясно — явственно, определенно. Смотрения Зиждителева — Промысла Создателя.

+ Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение… Когда родилась Пречистая Дева Мария, когда маленькой девочкой была Она отдана в храм — это было началом исполнения, то есть совершения и полноты, действия Божиего Промысла (Зиждителева смотрения), исполнением Божественного замысла о воплощении, проповеди, Крестной смерти и Воскресении Христа, Сына Божия.

Кондак, глас 4-й

Пречистый храм Спасов, / многоценный чертог и Дева, / священное сокровище славы Божия, / днесь вводится в дом Господень, / благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем, / Юже воспевают Ангели Божии: / Сия есть селение небесное.

Благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем — внося с Собою благодать Божественного Духа. Юже — Ее. Селение — жилище.

Величание

Наши рекомендации