Всю посрамлену душу мою привожду от лукавых ми помысл и дел: но предвари, наставниче мой, и исцеление ми подаждь благих помысл, уклоняти ми ся всегда на правыя стези.

И ныне:

Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго, Богородицы ради, верою вопиющих: отец наших Боже, благословен еси.

От Иудеи дошедше –пришедшие из Иудеи. Иногда –некогда, когда-то. Верою Троическою –верой в Троицу.Попраша –попрали. Во всем животе моем –во всей жизни моей. В путь шествующия –путешествующей. Непорочне –непорочно; здесь в знач.: непорочною. Предвари –здесь: иди впереди. Исцеление ми подаждь благих помысл –подай мне лекарство добрых помышлений (или же: исцеление посредством благих помыслов). Уклоняти ми ся –(чтобы) мне склоняться.

+ Не остави в путь шествующия души моея оканныя убити разбойником, святый Ангеле, яже ти от Бога предана бысть непорочне… Образ путешествующей по жизненному пути души здесь явно перекликается с Христовой притчей о милосердном самарянине и о «впадшем в разбойники» (Лк.10:30-36). Разбойники тропаря, конечно же, нематериальные: это греховные помыслы и всевающие их бесы.

+ Всю посрамлену душу мою привожду от лукавых ми помысл и дел: но предвари, наставниче мой, и исцеление ми подаждь благих помысл, уклоняти ми ся всегда на правыя стези.Тропарь развивает образ путевождения. Душа, посрамленная злыми делами и помыслами, приходит от них, как блудный сын из дальней страны; мы просим Ангела хранителя теперь идти впереди, указывая верный путь (правыя стези); сам же этот путь и вмешательство Ангела хранителя определяется именно в области помыслов – желанное исцеление в том, чтобы с помощью Ангела избирать именно благие помыслы.

^Песнь 8

Ирмос: Царя Небесного, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

От Бога посланный, утверди живот мой, раба твоего, преблагий Ангеле, и не остави мене во веки.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Ангела тя суща блага, души моея наставника и хранителя, преблажение, воспеваю во веки.

Слава:

Буди ми покров и забрало в день испытания всех человек, воньже огнем искушаются дела благая же и злая.

И ныне:

Буди ми помощница и тишина, Богородице Приснодево, рабу Твоему, и не остави мене лишена бытии Твоего владычества.

Вои ангельстии –ангельские воинства. Живот мой –жизнь мою. Ангела тя суща блага –Тебя, благого Ангела.Забрало – стена, ограда, забор. Воньже –в который (> если расчленять слово на составные части, получится во-нь-же, поэтому неправильно иногда встречающееся написание в оньже; см. об этом примечание к 5-й молитве утреннего правила).


СЛЕДУЮЩАЯ МОЛИТВА

^Песнь 9

Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.

Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.

Помилуй мя, едине Спасе мой, яко милостив еси и милосерд, и праведных ликов сотвори мя причастника.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Мыслити ми присно и творити, Господень Ангеле, благая и полезная даруй, яко сильна яви в немощи и непорочна.

Слава:

Яко имея дерзновение к Царю Небесному, Того моли, с прочими безплотными, помиловати мя окаяннаго.

И ныне:

Много дерзновение имущи, Дево, к Воплощшемуся из Тебе, преложи мя от уз и разрешение ми подаждь и спасение, молитвами Твоими.

С безплотными лики –то есть с ангельскими чинами. Праведных ликов –сонмов праведников. Сотвори мя причастника –соделай меня участником. Присно –всегда. Благая и полезная –благое и полезное. Воплощшемуся –Воплотившемуся. Преложи мя от уз –в знач.: освободи меня от уз (прелагати – обращать в другой вид, изменять).Разрешение –освобождение. Подаждь –подай.

^Последование ко Святому Причащению

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный… ТрисвятоепоОтче наш. Господи, помилуй(12раз).

Придите, поклонимся…(Трижды)

И псалмы:

^Псалом 22-й

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя; на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду по среде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси; жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне; умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего; и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.

Ничтоже мя лишит –и ничего не лишит меня (в русском тексте Библии: я ни в чем не буду нуждаться). Всели, воспита, обрати, настави –поселил, воспитал (вскормил), обратил, наставил; /все глаголы стоят в прошедшем времени (аористе) (в русском тексте Библии употреблено настоящее). Аще бо –если даже. Сени –тени; сень смертная –мрак смерти, постоянное выражение Библии (в русском тексте Библии обычно передается словами: долина смертной тени). Та мя утешиста –они меня утешили.Сопротив –напротив, на виду, но также и вопреки.Стужающим мне –оскорбляющим (буквально: стыдящим) меня. Упоявающи мя– напояет меня. Яко державна –как она крепка! Поженет мя –настигнет меня, последует за мной. Живота моего –жизни моей. Еже вселити ми ся в дом Господень –вселиться бы мне в дом Господень. В долготу дний –на долгие дни.

+ Этот псалом читается в начале Последования ко Причащению, так как в центре его – образ таинственной трапезы, которую предлагает Пастырь-Господь. Трапеза эта для нас – Тело и Кровь Господа в Таинстве Причащения.

«И объясняет тебе Давид сего Таинства силу, говоря: Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне. А слова его что иное значат, если не таинственную и мысленную трапезу, которую Бог нам уготовал сопротив бесов?.. Сия — общение с Богом… И чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. Видишь ли, что здесь говорится о той чаше, которую взял Иисус в руки, благодарил и сказал: Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26,28)».

Святитель Кирилл Иерусалимский
«Поучения тайноводственные»

^Псалом 23-й

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? И кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь Сил, Той есть Царь славы.

Исполнения ея –все, что ее наполняет (исполнение –наполнение).Той –Он. Ю –ее. Уготовал есть –устроил.Иже не прият всуе душу свою –тот, кто в душе своей не увлекался суетою, не привязывался к суетному. Не клятся лестию –не клялся ложно. Искреннему –ближнему. Сей –здесь: таков. Возмите врата князи ваша –поднимите, князи, врата ваши. Возмитеся –Возвысьтесь, поднимитесь. Господь сил –Господь и Господин ангельских Сил, ангельских воинств.

+ Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его?«Под гороюГоспода ты должен разуметь в совокупности весь храм, под местом святым ты можешь разуметь святой престол и жертвенник в каждом храме» (Евфимий Зигабен). Под горою Господней Псалмопевец разумеет также духовное и Небесное Царствие Божие. Для готовящегося ко Причащению центральным в восприятии этого псалма должно быть представление о царстве святыни, в которое должен вступить он лично, дерзая на принятие Святых Христовых Таин.

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная…По изъяснению святых отцев (Афанасия Великого, блж. Феодорита, блж. Иеронима), в последних стихах псалма заключается пророчество о вознесении Господа Иисуса Христа на небо в присутствии горних Сил – Архангелов и Ангелов. Именно они названы здесь «князьями» торжествующей Церкви, они отверзают Ему врата и уготовляют Ему шествие в горний мир.

Неповинен рукама:пред нами, во-первых, форма тв. падежа двойственного числа, во-вторых – оборот, весьма характерный для церковнославянского языка, а в современном русском сохранившийся лишь в отдельных словосочетаниях (ср. стоящее рядом: чист сердцем,которое можно встретить и в современном языке)

Возмите врата, возмитеся…В глаголе возняти, вознитися приставка воз- имеет то же значение, что и в современных глаголах вознестись, взойти и т. п.

^Псалом 115-й

Веровах темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же рех во иступлении моем: всяк человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову; молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.

Аз –я. Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело –я веровал, потому и говорил, что я весьма смирился. Рех –я сказал. Во исступлении –в душевном смущении… «экстаз»: когда чувства переполняют, неконторолируемо выплескиваются наружу. О всех, яже воздаде ми –за все, что Он мне даровал. Честна –исполнена чести, дорога. Преподобных –святых. Растерзал еси –Ты расторг. Пожру –пожертвую, принесу в жертву. Молитвы моя Господеви воздам –обеты мои перед Господом исполню (так объясняют святитель Афанасий Великий, святитель Иоанн Златоуст и другие отцы Церкви).

+ В центре этого псалма – та же Чаша спасения, Евхаристическая чаша, что и в Пс.22-ом. Для понимания некоторых стихов псалма приводим фрагменты толкования святителя Афанасия Великого.

Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело.«Когда, говорит Псалмопевец, уверовал – возглаголал я великое; тогда увидев, что сам я – ничто, смирихся зело».

Аз же рех во исступлении моем: всяк человек ложь.«Став выше человека, презрел я все человеческое; ибо изступление означает изменение… Увидев, что всяк человек ложь (потому что помыслы человеческие обманчивы), смирился и подверг себя злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего».

Молитвы моя Господеви воздам…«Какой же обет дает он, кроме сего – Чашу Господню приняв, призвать имя Господне? Сие и исполняю, говорит он, когда буду во дворехБожиих, то есть в Церкви Христовой или в Иерусалиме небесном».

Слава, и ныне: Аллилуиа(трижды). И три поклона.

^Тропари, глас 8-й

Наши рекомендации