Использование метода раскрывающей проповеди.

· Использование этого метода возможно:

а) в любых аудиториях;

б)на стадионах, в концертных залах, на площадях и улицах;

в)учитывая возрастные особенностии методически адаптировав, использовать для уроков в детских служениях (воскресные школы, детские лагеря, праздники).

· Мы можем:

а) говорить эмоционально, быстро или медленно;

б) использовать наглядные пособия, жесты, мимику и песни, чтобы помочь людям запомнить вашу проповедь;

в) выдавать материал или просить людей делать записи.

· Помните, что не стоит проповедовать именно так постоянно.

Данный способ подготовки и произнесения проповеди является наиболее доступным, простым и методичным в русскоговорящей среде.

Мы считаем, что данный метод является наиболее простым и подходящим для применения в поместных русскоязычных церквях.

Элементы успешной передачи послания.

1. Интересная проповедь легко воспринимается.

Сделайте вашу проповедь и учение интересными.

а) Если людям неинтересно, они не будут слушать, они просто пропустят вашу проповедь мимо ушей!

б) Используйте свои творческие способности. Хорошие проповеди всегда и библейские, и творческие.

в) Придать проповеди интерес можно через: истории, вопросы, наглядные пособия.

Правило: Пусть детям и молодежи будет всегда интересно!

2. Ясная проповедь – легко следить и понимать.

а) Пусть у вас всегда будет одна главная тема.

· Все великие речи содержат одно сильное послание (тему).

· Часто можно суммировать все в одном предложении или фразе.

б) Говорите прямо!

· Скажите нам то, что вы хотите сказать.

в) Будьте просты.

· Когда проповедник старается говорить глубокомысленно и сложно, чаще всего это просто порождает путаницу.

г) Будьте кратки.

· Всегда лучше быть немногословным, чем слишком многословным.

Правило: Хорошая проповедь – это та проповедь, которую может понять даже ребенок.

3. Практичная проповедь – легко применить в жизни.

а) Итак, что же и зачем это нужно говорить собранию?

· Как они могут это использовать?

б) Не думайте, что люди смогут автоматически применить ваше послание.

· Помогите им применить проповедь в их личной жизни.

· Приведите примеры применения.

· Бросьте им вызов.

в) Если проповедь не применима, то она бесполезна и может даже оказаться пагубной.

Правило: Слушающие должны легко использовать это сегодня.

4. Незабываемая проповедь – легко запоминающаяся.

а) Конечная цель проповеди – чтобы люди помнили ее.

б) Если они ее не помнят – нет никакой пользы в ней.

в) Как я могу применить, если я не помню?

Правило: Что можно такого им сказать, чтобы они хорошо запомнили?

Мы обращаем внимание на метод раскрывающей проповеди, как на наиболее простой, соответствующий современным требованиям, способ проповедования Слова Божьего в Церкви христиан веры евангельской России и других местах, где используется русский язык.

Раскрывающая проповедь имеет один текст, один тезис/тему и одну цель.

Как это вписывается в хорошую передачу Слова?

1. Это интересно (и легко слушается):

· содержится в одном тексте;

· людям не нужно открывать множество отрывков из Писания.

2. Проповедь ясна (легкая для понимания):

· одна тема;

· не перепрыгивайте от одного к другому.

3. Эта проповедь – практична (легко понять, как применить ее в жизни):

· одна цель.

4. Незабываемая. Ее легко запомнить.

а) Одна тема.

Неделю спустя, люди будут помнить, что говорилось на проповеди.

б) Один отрывок.

Каждый раз, когда люди будут читать этот отрывок, они вспомнят эту проповедь.

в) Одна цель.

Проповедник доводит до сознания людей свое послание, а также цель.

Заключение.

Изменение темпа жизни, увеличение количества и качества информации требуют от нас приверженности истине, предоставленной нам Богом через Библию.

Если в самом начале христианства, Сам Иисус Христос являлся достаточным основанием для утверждения в вере и спасения для учеников. И апостолам Христа, видевшим Иисуса и слышавшим лично, наставления Господа не было нужды иметь посредников, то современному христианину, лишенному подобного личного общения, не просто утверждаться в вере. Тем более, если в проповеди представлено больше современной информации, чем библейской.

К сожалению, используются методы и приемы, удовлетворяющие больше потребности человека, чем изменяющие его в образ Христа.

Поместные церкви должны соответствовать следующим библейским нормам:

1. Единство в духе (Еф. 4:3)

2. Единство веры (Еф. 4:13)

3. Зрелость во Христе верующих (Еф. 4:13)

4. Постоянное возрастание в Господе членов Церкви (Еф. 4:15)

5. Труд в любви и в вере каждого из христиан (1Фес. 1:3)

6. Терпение упования (1Фес 1:3)

7. Распространение влияния Церкви (1Фес. 1:8)

8. Служение (1Фес. 1:8)

и другие.

Как показывает практика, к сожалению, современная традиция поместных церквей склоняется к другим ценностям, таким как:

1) количество человек в церкви;

2) скорость роста собрания;

3) финансовый доход организации;

4) различные переживания, чудеса и знамения;

5) количество выделяемых денег для различных проектов;

6) количество действующих даров в общине;

7) движимое и недвижимое имущество, различные удобства.

Соответственно и проповеди будут построены, исходя их ценностей современного быта. Это будут проповеди:

«о похудении»;

«о бизнесе»;

«о финансовом благополучии»;

«о космосе» и так далее.

В таких проповедях Библия будет использована, как прикрытие, как «легенда» для проталкивания популистских идей в человеческом обществе.

Современное общество отчаянно нуждается в Божьем Слове, а не в том, чтобы с ним заигрывали.

Советское общество по своей исторической последовательности является постхристианским. В свою очередь, современная русскоязычная среда является постсоветским «бульоном». Вакуумом, стремительно заполняемым различными «ветрами учений». Источником таких учений является – крайне испорченное человеческое сердце. Таким дьявольским искушениям подверглась не только Россия в 1917, но еще намного раньше подобное переживал народ Израиля и даже, Сам Христос был искушаем дьяволом.

Подобное мы видим в современной Америке и Европе. Когда некогда христианские общества отрекаются от Христа в пользу различных ценностей и учений.

В эпоху пострелигиозного мировоззрения Церковь будет идти «в ногу со временем», заигрывая с миром, либо будет следовать Божьим путям. Многое будет зависеть от проповедников и служителей Церкви.

Библейский опыт проповеди Слова, раскрытие истины применительно к жизни может и должен быть реализован в современной практике служения.

Подготовка и произнесение проповедей продолжительностью от пяти до сорока пяти минут, а так же рассмотренные в данной работе два удобных способа проведения учений в поместной Церкви, являются наиболее применимыми в богослужебной практике, а потому будут востребованными в современной русскоязычной христианской среде.

Как мы уже отмечали, большинство проповедей в современных поместных церквах произносятся в диапазоне времени от пяти до сорока пяти минут. Ритм жизни существенно влияет и на церковь, что выражено тем, что люди не посвящают богослужебной практике дни или месяцы. В основном это непродолжительные богослужебные собрания. Данная работа направлена на то, чтобы помочь устранить неспособности современных русскоязычных проповедников подготовить и произнести проповедь.

Мы освещаем данный вопрос для того, чтобы снарядить современных служителей церкви эффективными, практическими инструментами для служения в церкви.Это наиболее востребованная форма проповеди в современном христианском обществе.

Проповедь на служениях среди недели и в воскресение, на похоронной церемонии, на венчании, евангелизационном собрании, урок в библейской школе и детском служении, доклад на конференции и разговор с чиновником, «выступления в гостях» (т.е. в других церквях) – все это возможности передать Слово Божье.

Мы также рассмотрели некоторые методы подготовки и систематизации учебных материалов в процессе обучения в русскоязычных христианских учебных заведениях.

Наша цель в упорядочении и применении известных методов и приемов гомилетики и риторики в богослужебной практике евангельских Церквей русскоговорящего мира.

В некотором смысле, данные методы являются универсальными и смогут быть применены в воскресных богослужениях, собраниях по среди недели, в домашних группах, библейских и воскресных школах и даже в высших учебных заведениях.

В данной работе помещено достаточно материала, чтобы христианскому служителю было комфортно овладевать данным предметом в указанных рамках, не прибегая к поиску других источников.

По той причине, что на русском языке не так много литературы по подготовке Библейских проповедей, данная работа является достаточно важной.

Необходимо подчеркнуть, что культура речи в жизни Церкви является определяющей, в вопросе формирования христианской этической атмосферы, находясь в которой происходит изменение образа мышления, что в свою очередь оказывает влияние и на поведенческие нормы.

Мы верим каждому слову Библии и исповедуем истину открытую Христом о Духе Святом, Которого Бог даёт покаявшимся и крещенным во Имя Иисуса Христа.

Как написано: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш».[5]

Христианская Церковь в русскоязычном пространстве должна иметь проповедников, говорящих на основании Библии, где все послания исходят только из Святого Писания. Проповедников, использующих особенности образа мышления. Служителей, для которых не является сложным использование лучших примеров достояния русской культуры, отраженных в лучших художественных произведениях русских классиков. Проповедников, использующих образное мышление русского языка, для совершенного служения.

По этой причине мы предлагаем принять в качестве основных методов учения в поместных Церквях методы раскрывающего учения и тематического учения.

Также предлагаем признать, что раскрывающая проповедь является лучшим способом передачи послания русскоязычной церкви в современных условиях, а так же методом, способным удержать в рамках Библии как проповедников, так и поместную церковь.

В современности основными формами деятельности церквей являются проведение открытых воскресных богослужений, собранияв середине недели, домашние группы, воскресные школы (служения детям), библейские семинары и курсы, личные консультации, общие и научно-практические конференции, статьи, теле- и интернет передачи. Также используются диспуты, концерты, спектакли. Проводится миссионерская и евангелизационная деятельность.

Во всех перечисленных формах разный формат, но есть одна общая составляющая – это послание, проповедь, учение.

Воскресное богослужение, в большинстве случаев, вмещает нескольких проповедников. Даже при проведении служения с одной «пасторской» проповедью, тем не менее, присутствуют призывы к пожертвованию, приглашения к молитве. А это, в свою очередь, также является раскрывающей проповедью.

Так при открытии богослужения, призывая людей к молитве и поклонению Богу, служитель может использовать место из Писания, ободряя собрание к определенному действию. При этом для него самого должны быть четкими и ясными текст, тема и цель его призыва, также суть обращения и отклик собрания, выраженный в молитве и песнопении.

Даже процесс проведения такой части, как хвала и поклонение, тоже можно построить по этому принципу. Для этого опишем один пример.

Текст: Псалом 95:7-9.

Тема: войти в Божие присутствие.

Цель: ввести Церковь в поклонение Господу.

Вступление: мы собрались на этом месте и согласно Слову Божьему все люди: братья, сестры, дети и старцы все в этом собрании могут воздать Богу славу!

Песни выбрать из списка используемых песен в данной Церкви.

1 Песня о славе Бога

2 Песня о чести, которой Он достоин

3 Песня, как дар Богу

4 Песня поклонения (обычно более медленная)

5 Песня, как молитва или поклонение, направленная к Нему.

Такое служение будет похоже на путешествие от внешнего двора храма, от внешних обстоятельств, во внутреннюю часть в святое и святое святых. Это время, когда мы идем к Богу и располагаем свою душу к тому, чтобы слушать Бога и принимать истину.

Далее, в зависимости от ведения старейшин церкви, следует призыв к молитве за нужды, призыв к пожертвованию или проповедь.Каждое послание строится по тому же принципу.

Обычно, собрания в середине недели строятся по тому же сценарию, с той разницей, что могут быть несколько проповедников.

Для собрания в малых, домашних группах можно построить общение на анализе основной воскресной проповеди, где совместно можно определить тему проповеди и её цель. Еще раз рассмотреть прочитанные проповедником тексты Писания и главные аспекты проповеди. В итоге сделать вывод о практическом применении проповеди.

Для занятий в воскресной школе учитываются возрастные особенности детей, в соответствии с которыми избирается различная методика развития главных пунктов. Если это дети 5 – 6 лет, то хорошо будет использовать наглядные пособия.

Мы делаем ударение на том, что преображающей человека силой является не риторика, а откровение Божье посредством познания Слова Божьего. Даже самые впечатляющие научные и художественные описания не могут сравниться с преображающей силой Писания. Утверждаться на Библии, возрастать и совершенствоваться во Христе на основании Слова Божьего вот что ожидается от христиан.

Так от людей услышавших проповедь Евангелия ожидается, обращение от греха к Богу, что мы называем покаянием и спасением. От тех, кто уже откликнулся на Божий призыв посредством проповеди или откровения, ожидается, что они будут посвящать себя Христу и станут членами Церкви, что достигается также через наставления в вере. Далее процесс не останавливается и наши ожидания для членов Церкви в том, чтобы они совершенствовались и служили ради Христа. Что требует от христианина «расточительства» по примеру апостола Павла. Для этого уже не достаточно быть просто слушателем и исполнителем Слова, но необходимо овладевать и искусством проповеди и учения. Для того чтобы ученики Христа могли совершенствоваться на дело служения Бог ставит в Церкви апостолов, пророков, евангелистов, пасторов и учителей. В Церквях должны быть верные и способные старейшины, способные и других научить.

Как видим на всех этапах церковной деятельности по служению людям необходимо применение эффективных методов служения проповеди и учения.

При этом необходимо учитывать особенности языка, на котором проповедуется. Быть достаточно снаряженным и гибким в провозглашении истины. Чтобы не приносить людям человеческую культуру, а чистое Слово Божие.

Библиография.

1. Александренко Н.А. Гомилетика. Семь шагов к проповеди. Начальный курс по гомилетике для библейских школ и семинарий. - Одесса: Одесская Богословская Семинария, «Богомыслие», 1997.

2. Авеинцев С.С., МешковА.Н., ПоповЮ.Н. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. – М. Большая Российская энциклопедия.1995. – Т2. – 780с.

3. Амфитеатров Я.К., «Чтения по церковной словесности, или гомилетика». Киевская Духовная Академия. Киев.1846 г.

4. Баркли М. Ньюман. «Греческо - русский словарь Нового Завета». – М. РБО. 2000г.

5. Библия. Русский Синодальный перевод.

6. Библейская симфония с ключом к еврейским и греческим словам. Bob Jones University. Greenville, SC. USA. 1998 – 1578c.

7. Геллей .Г. Библейский справочник. – СПб. Библия для всех. 1996. 860 с.

8. Глен Коул, Квентин Макги. «Гомилетика. Подготовка библейской проповеди» Университет МЗИ, отделение Университета Глобал,2005.

9. Глен Маер. Preaching art. – Киев. Еммануил. 1994.

10. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э.. «Секреты хорошей речи» Международные отношения. М. 1993.

11. Греческий язык Нового Завета. Фонетика. Морфология. Синтаксис. Библия для всех. СПб. 2002.

12. Ивнин А.А. «Риторика: искусство убеждать». ФАИР-ПРЕСС. М.2002. 6-7 с.

13. Иоанн Златоуст. Полное собр. соч.: в 12 т.- М. Православная книга,1991. - Т1. - Кн2. – 680 с.

14. Кохтеев Н.Н. «Риторика» Просвещение. М. 1994 г. 8 с.

15. Лосева Т.В. «Проповедь как вид ораторского искусства». Университетские чтения 2006. Симпозиум 1.Сек. № 1-20. Актуальные проблемы языкознания и литературоведения.

16. Лопаткин Р.А. Лекции по социологии религии. – М. РАГС. 2003.

17. Лютер Д.Т. Христианская догматика. – Duncanville. USA. World Wide Printing. 1998.765 с.

18. Мартин Лютер. Краткий катехизис. – Duncanville. USA. World Wide Printing. 2000. 325 с.

19. Маяковский Владимир. «Разговор с фининспектором о поэзии».

20. Новый Завет на греческом и русском языках. Российское Библейское Общество. М. 2002.

21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Мир и образование ОНИКС. М. 2010.

22. Хортон С. Что Библия говорит о Святом Духе. – Спрингфилд, Миссури, 2002.

23. Хортон С. Систематическое богословие. – Спрингфилд, Миссури, 1999. – 540 с.

24. Элуэлл.У. Евангельский словарь библейского богословия. – СПб: Библия для всех, 2000. – 1232 с.

25. Holy Trinity Orthodox Mission. История проповедничества (курс лекций). Т1.2001.

26. Holy Trinity Orthodox Mission. История проповедничества на Руси (курс лекций). Т2.2001.

Интернет ресурсы:

27. http://www.bogoslov.ru/text/293272.html

28. http://www.bogoslov.ru/text/293268.html

29. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/gomiletika_averky.htm#_Toc502509618

30. http://jesuschrist.ru/lexicon/vikhlyantsev/%CF%C0%CA%C8%C1%DB%D2%C8%C5#.VquA4rKLSt8

[1]Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Мир и образование 2010. 918 с.

[2]Маяковский Владимир. «Разговор с фининспектором о поэзии».

[3]Матф.5:21

[4]Деяния 10: 37

[5]Деяния 2:38-39

Наши рекомендации