Неорганизованная (беспорядочная) проповедь.

Неорганизованная (беспорядочная) проповедь.

А. Что это такое?

Проповедник проповедует то, что приходит ему на ум.

а) Начинает с одного отрывка, затем находит множество других стихов во всей Библии;

б) Начинает с одной темы, затем вдруг переходит к другой, а потом еще к другой.

Б. Некоторые принимают это за вдохновение Святого Духа.

1. Святой Дух не может быть беспорядочным.

- Библия очень организована и упорядочена;

- Бог есть Бог Порядка (1 Кор. 14:33).

2. Дух Святой может направлять нас спонтанно!

Но Бог также может говорить вначале то, что будет после, и тем более может говорить к проповеднику до воскресного собрания в течение недели.

В. Иногда такие проповеди бывают довольно-таки ободряющими и восхитительными. Порой доставляет удовольствие послушать таких проповедников.

Г. В подавляющем большинстве такие проповеди – это сплошная путаница, и они чаще могут запутать слушателей, чем наставить.

1. Людям трудно за ней уследить.

2. Еще тяжелее ее запомнить.

Можно привести пример одного диалога после собрания:

-Ну, как тебе проповедь?

-Здорово! Сильно! Потрясающе! Мы так смеялись!

-А что он сказал?

-Ты знаешь, я уже и не помню. Но это была сверх проповедь!

Беспорядочность ослабляет влияние проповеди!

Раскрывающая проповедь

Рассмотрим подробно устройство раскрывающей проповеди и сделаем ударение на каждой ее части. По той причине, что именно раскрывающая проповедь является самой простой и эффективной формой подготовки и произнесения библейской проповеди. Проповеди, способной выразить Библейское послание и оказать влияние на умы и сердца слушателей. Также данная методика позволяет проповеднику оставаться в рамках библейского текста. Что особенно важно в современных реалиях. Когда обстоятельства, в которых находится Церковь XXI века, и потребности окружающего её общества склоняют проповедников в политику, философию, психологию и шоу.

Именно раскрывающая проповедь предлагается как наиболее приемлемая на сегодняшний день, в качестве основного подхода к подготовке и произнесению проповеди. Простота и практичность данного метода позволят более эффективно заниматься подготовкой проповедников в церквях, библейских школах и теологических институтах.

Раскрывающая проповедь – это библейское послание, речь, наставление и провозглашение, состоящее из:

· Одного текста;

· Одной темы;

· Одной цели;

· Вступления;

· Перехода;

· Главных пунктов;

· Заключения;

· Отклика.

Один текст.

А. У проповедника должен быть один главный отрывок Библии.

При использовании метода раскрывающей проповеди необходимо выбрать один главный отрывок библии, для того чтобы:

1. Начинать с него.

2. Развивать его.

3. Закончить им.

Использование одного места писания для подготовки и произнесения проповеди, соответствует особенности человеческого восприятия.

Если слушатель сосредоточен на одном, то второго может просто не заметить.

В нашем обществе есть интересное высказывание: «считать ворон».

Речь не идет об увлечении орнитологией, а саркастически говорит об отвлечении внимания.

Делать одновременно несколько дел не просто сложно, а практически невозможно. Некоторые современные энтузиасты и ученые, изучающие возможности человека, все больше склоняются к мысли о том, что человек не может одновременно делать несколько дел. Подобно утверждению о Юлии Цезаре.

Возможно все дело в том, что один человек может быстро переключаться от одного вопроса к другому, другой делает это медленнее. В одно время человек может заниматься только чем-то одним.

Б. Вся проповедь выходит из этого одного главного отрывка.

1. Следует проповедовать именно с этого текста.

2. Все главные пункты исходят из этого отрывка.

Следует сделать ударение на простом правиле, которое должно стать «золотым» для каждого проповедника: «Мы не просто говорим то, что нам хочется сказать! Мы говорим то, что говорит Слово Божие!»

В. Длина отрывка.

1. Достаточно большой для обсуждения избранной темы.

2. Обычно от одного стиха до одной главы.

3. Если это только 1 стих – необходимо быть осторожными и не вырывать его из контекста!

4. Если же это одна глава – необходимо быть осторожными, чтобы не запутать людей!

Большинство начинающих проповедников пытаются охватить слишком много материала.

5. Пример в Евангелиях: история Иисуса и Закхея. Притча о блудном сыне.

Е. Упражнение.

В качестве упражнения, предлагаем изучить, разделить на смысловые отрезки некоторые части Библии и назвать их.

Можно использовать уже имеющиеся разделения в изданиях Синодальной Библии, Библии пастора Гёце, книгах по систематическому богословию и других источниках, не противоречащих вероучению.

Но лучше всего, если проповедник проделает данную работу самостоятельно.

Например: послание к Римлянам глава 1.

Стихи 1-4: «во Христе исполнилось обещание Божие». Или «Христианин призван делиться Божьим откровением»;

Стихи 4-6: «Сын Божий – это ответ Бога для всех людей»;

Стихи 7-12: « возвещенная вера – свидетельство благодати и мира от Бога»;

Стихи 13-14: «служение не должно ограничиваться земными барьерами»;

Стихи 15-17: «не надо стыдиться своего спасения»;

Стихи 18-21: «помрачение разума, происходит у отвергающих Бога»;

Стихи 22-25: « Бог оставляет обезумевших с их безумством»;

Стихи 25-32: «результат превратного ума».

Данное деление стихов первой главы послания к Римлянам апостола Павла не претендует на истину в последней инстанции, а просто является примером того, как можно проделать данную работу.

Одна тема.

Не следует выбирать широкую тему, это неэффективно. Изберите более узкую тему. Использование штампов и общих фраз не способствует зарождению интереса и усвояемости послания. Также необходимо, чтобы тема выходила из того отрывка, который вы выбрали для проповеди.

Не надо проповедовать просто «очередную» проповедь. Проповедуйте Божье послание людям.

Проповедуйте так, как будто это ваша последняя проповедь!

А. Одно ясное послание.

1. Что вы пытаетесь сказать людям?

2. Что говорит им Слово Божье?

Д. Упражнение.

Для проповедника очень важно постоянно упражняться и совершенствоваться. Совершая данную работу, мы не даем застояться нашему разуму. Можем избежать шаблонов и ненужных повторов. Проповедник, постоянно упражняющийся в поиске и выражении тезисов, уподобляется искусному повару, подающему на стол всегда отборное и свежее блюдо. Или золотодобытчику, находящему граммы золота в сотнях килограммах земли.

Как писал Владимир Владимирович Маяковский:

«Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды»[2]

Самостоятельное хорошее определение тезисов начинающим проповедником, возможно, будет легче, при непосредственном участии наставника. Наставником может быть более опытный и зрелый проповедник, учитель, пастор.

Прежде всего – изберём тему. Затем изложим тему своими словами, возможно, с использованием поговорок, пословиц, фразеологизмов и так далее. Начинающим проповедникам не стоит стесняться и пренебрегать консультацией более опытного и искусного оратора.

Только ни в коем случае не будем делать это с теми, кому мы будем проповедовать.

Пример:

Рим.8:1-2: «Грех требует смерти, а Христос жизни»;

Рим.12:1, 2: «Служить Господу – это мудро»;

Рим.12:3-5: «Не унижай и не возвышай себя»;

Гал.5:16-18: «Дух Святой не водит по плоти»;

Гал.6:1, 2: «Христианство – это отцовская забота о других»;

Гал.6:2-5: «Лучший твой надзиратель – ты».

Одна цель.

Если не иметь цели, то любое действие будет пустым. Выстрел будет холостым, движение будет утомительным, жизнь будет скучной, а проповедь будет напрасной!

Если же у вас несколько целей, то вероятнее всего будет как в известной русской поговорке: «За двумя зайцами погонишься, ни одного кабана не поймаешь».

Для хорошей проповеди необходимо иметь четкую цель. Трудно себе представить, что Христос или апостолы проповедовали без определенной цели. Также необходимо понимать, что цель должна быть достижимой.

Не стоит просто выпускать стрелу, чтобы потом убеждать себя в том, что вы хотели попасть туда, куда она прилетела. Беспорядочная проповедь, как беспорядочная стрельба, более похожа на панику. Проповедующему Божье Слово нужно достигать цели, ради которой он служит Богу.

Иллюстрация.

Используя кисти, краски, карандаши и прочие инструменты изобразительного искусства, человек способен изобразить некий образ, смотря на который, зрители воспринимают точку зрения художника.

Слово не менее изящный инструмент, способный создать картину в умах слушателей.

Так описанием знойной пустыни и томящегося жаждой путника, который вдруг находит спасительный источник воды, можно даже спровоцировать желание попить воды.

Или подробный рассказ приготовления блюда, с описанием всех запахов и реакций действующих лиц, можно поднять аппетит у слушающих.

Также через словесное описание страданий, боли и чувств, связанных с ними, вызвать сострадание и слезы.

Так и проповедник может использовать подобные приемы для описания Библейских истин.

Перечислим те из них, которые являются приемлемыми в богослужебной практике и не являются манипуляцией или психологическими приемами.

а) Картина.

Нарисуйте словами картину!

Иисус – Пастырь Добрый.

Можно использовать описание заботливого, верного и мужественного пастуха. Пастух, который не щадя своей жизни, заботится и оберегает стадо. Не требует постоянного надзора и лишних указаний. Его не нужно понукать и заставлять. Он любит.

Исайя 49:15

Бог поступает с нами заботливее, чем мать о своём грудном младенце.

Описание материнской любви, чувств, нежности и проявления всех этих переживаний.

Настоящая мама не забывает своего грудного младенца, а Бог более заботливый и любящий, чем любая мама!

Исайя 49:16: Наши имена записаны на Божьей руке.

Что мы пишем на своих руках? Только самое важное, чтобы помнить и использовать в самом ближайшем будущем. Бог записал вас на Своих руках.

Исайя 35: Пустыня становится садом с цветами.

Что собой представляет пустыня? Что собой представляет сад? Что должно произойти, чтобы пустыня стала садом? Что может произойти в твоей жизни, чтобы твоя жизнь расцвела?

б) Истории. Притчи.

Возможно использование повествования событий из вашей собственной жизни или из жизни друзей, но не ставьте их в неловкое положение и не возносите себя! Используя истории, лучше всего говорить от третьего лица. Что вот в одном месте, у одного человека…

Для того, чтобы избежать отталкивающей безликости истории, допустимо изменить имена, времена, географию. В итоге нам необходим смысл истории.

В некоторых случаях допустимы реальные истории с реальными персонажами. Например, история с Наполеоном, в которой на прошение о милости император произносит: «Он не заслужил милости». На что проситель ему сказал: «Милость не заслуживают, её оказывают».

Подобные истории должны быть достоверны и не содержать фантастических приемов. Как рассказ о некоем солдате, которого заставили ехать на автомобиле без двигателя. Конечно, солдат не знал об отсутствии такой важной части машины, но он молился. После «удачной» поездки покаялся весь гарнизон … и так далее.

Неправдивые истории обесценят проповедь, поставив её в один ряд со сказками и баснями.

Людям всегда нравится слушать разные истории, однако не стоит ими увлекаться.

в) Физический объект.

Физический объект тоже может быть хорошей иллюстрацией.

Некоторые преподаватели библейских институтов, чтобы проиллюстрировать возможности физических объектов при передаче некоторых истин, просят студентов положить на стол по одному предмету. И просит на минуту составить рассказ на тему предмета.

Или можно взять двухметровую палку, приставить к своему глазу и попытаться приблизиться к другому человеку, иллюстрируя человека с «бревном в глазу», пытающегося вытащить занозу из глаза ближнего. Такая картина может быть красноречивее многих слов.

Также используют и емкости с различными жидкостями, которые символизируют человека, грех и так далее. Вливая каплю чернил в чистую воду, уже не можем добиться прежней чистоты, какое бы количество воды мы туда дополнительно не вливали.

Обыкновенное яблоко может символизировать целостность и чистоту девушки. Если просто дать нескольким из присутствующих откусить фрукт, а после, оставшийся огрызок предложить в качестве свадебного посвящения. Подобная ассоциация может вызвать неподдельное отвращение.

Иллюстрации делают проповеди интересными!

Примеры. Применения.

Вторым способом, которым можно развить главные пункты, является предоставление примеров использования. Перечисляя возможные варианты, вы подвигаете людей к применению истины, проповедуемой вами. Этот прием делает проповедь личной и практичной.

Например: Проповедь о служении другим.

Спросите людей: Как можно служить? И предложите варианты применения:

- Мы можем служить дома: мыть посуду, готовить пищу.

- Мы можем служить в церкви: встречать, показывать людям, как пройти к своим местам.

- Мы можем служить, посещая престарелых людей, больницы.

- Мы можем служить молитвой.

Анализ.

Еще одним способом развития главных пунктов является подробный анализ вашего тезиса. С помощью этого способа вы осветите неясные или незнакомые постулаты вашей проповеди. Анализ может быть выражен в проповеди следующим образом.

а) Объяснение.

Например: Что это значит, что «мы посажены со Христом на небесах одесную Бога»? Для этого необходимо объяснение, а не ожидание, что все прихожане ясно представляют себе смысл данного утверждения.

б) Определение.

Пример: Что же все-таки значит "простить"?

- Конечно же, это не значит просто сказать "ничего страшного"!

Давая определение термину, вы связываете термин с восприятием его значения. Тем самым делаете возможным его применение.

в) Анализ отвечает на вопросы: Кто, Что, Где, Когда, Почему, Как?

При подготовке к проповеди, задайте себе эти вопросы, это поможет расставить правильные акценты в ваших утверждениях.

Приведем пример развития главных пунктов, используя все основные способы, приведенные выше.

Проповедь на тему Евреям 12:1- 2:«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

1. Иллюстрация - пример: когда я был бегуном;

2. Примеры - виды запинающих грехов, примеры мыслей, подавляющих нас.

3. Анализ - определите Иисуса, как "начальника и совершителя".

А. Цель вступления.

1. Зародить интерес.

2. Привлечь внимание.

3. Объяснить, почему это так важно.

Пример: Мы живем в последние дни, как мы должны жить?

4. Сосредоточьте внимание людей на этой теме

Заметим: Если проповедник хочет приветствовать народ, сказать им что-то смешное (шутку какую-то), то делать это необходимо до прочтения стиха из Библии и до начала проповеди! Не стоит шутить ради шутки.

И все же после прочтения Библии и молитвы мы должны сосредоточиться на теме проповеди.

А. Цель кульминации.

1. Довести проповедь до сознания людей.

2. Применить проповедь непосредственно к жизни людей.

Б. Вся проповедь, по нарастающему подводит к этому!

1. Таким образом, кульминация происходит к концу, перед заключением проповеди.

2. В момент кульминации проповеди не забывайте своей цели.

Заключение раскрывающей проповеди.

В практике церковного служения мы сталкиваемся с такими примерами, которые могут вызвать сожаление. Когда неумение завершить проповедь практически может перечеркнуть все послание. Тогда как хорошее заключение способно оставить более глубокий след от проповеди и закрепить её.

А. Цель заключения.

1. Подвести итог проповеди:

- укажите на главные моменты в последний раз;

- это может выглядеть как лишнее повторение;

- но помогает этому лучше утвердиться в уме слушателей.

2. Подвести проповедь к заключению.

Б. Золотые правила заключения:

1. Будьте краткими!

2. Никакого нового материала!

- приводит к путанице, если вы даете его;

- некоторые проповедники начинают читать уже другую проповедь.

3. Завершайте проповедь ярко (никогда не делайте это тускло).

Подготовка к раскрывающей проповеди.

Б. Как готовить проповедь.

1. Не надо этого делать за день до произнесения проповеди!

2. Заблаговременно можно в начале недели: изберите текст, тему, цель.

3. Уделите достаточно времени, можно в течение недели:

а) изучайте отрывок, используйте комментарии и справочники. Читайте и конспектируйте свои мысли по выбранной теме:

- найдите (выделите) главные пункты;

- присмотритесь к тому, что можно было бы применить к людям в вашей церкви;

б) запишите краткий конспект вашей проповеди.

Конспект раскрывающей проповеди может выглядеть так:

Текст: Притчи 1:22-33.

Тема: Мудрость превосходит опыт.

Цель:Назидать. Чтобы люди учились не на ошибках, а на мудрости Божьей, выраженной в Слове.

Вступление: Мудрость и опыт. Являются ли они одним и тем же?

Какую невесту возьмет благочестивый жених? Мудрую или опытную?

Переход: Чем мы хотим руководствоваться в нашей жизни? Опытом или мудростью?

Главные пункты:

1. Мудрость говорит до беды, опыт учит после.

2. Отвергнув мудрость, попадаем в беду.

3. Мудрее в беде искать милости, а не мудрости.

4. Мудрый живет безопасно.

Заключение:Если вы все еще не руководствуетесь Божьим Словом, необходимо сегодня же все исправить.

Отклик:предложить молитву покаяния и благословения для жизни в мудрости.

Такой конспект поможет проповеднику даже в процессе проповеди. Написав его, мы уже запечатлели в памяти все основные моменты. Достаточно одного взгляда для того, чтобы воспроизвести всю проповедь.

в) Помолитесь.

- Помолитесь о том, чтобы ваша проповедь была четкой и ясной для людей;

- помолитесь, чтобы они услышали и приняли послание;

- помолитесь, чтобы через это Слово Бог коснулся их сердец;

- помолитесь, чтобы жизнь их изменилась.

Молиться следует заранее. Ни в коем случае не следует этого делать в момент выхода на кафедру, со словами: «Давайте помолимся, а то я волнуюсь или боюсь».

Подобным способом легко заставить сомневаться в могуществе Божьего Слова, в вашей проповеди.

Заключение.

Изменение темпа жизни, увеличение количества и качества информации требуют от нас приверженности истине, предоставленной нам Богом через Библию.

Если в самом начале христианства, Сам Иисус Христос являлся достаточным основанием для утверждения в вере и спасения для учеников. И апостолам Христа, видевшим Иисуса и слышавшим лично, наставления Господа не было нужды иметь посредников, то современному христианину, лишенному подобного личного общения, не просто утверждаться в вере. Тем более, если в проповеди представлено больше современной информации, чем библейской.

К сожалению, используются методы и приемы, удовлетворяющие больше потребности человека, чем изменяющие его в образ Христа.

Поместные церкви должны соответствовать следующим библейским нормам:

1. Единство в духе (Еф. 4:3)

2. Единство веры (Еф. 4:13)

3. Зрелость во Христе верующих (Еф. 4:13)

4. Постоянное возрастание в Господе членов Церкви (Еф. 4:15)

5. Труд в любви и в вере каждого из христиан (1Фес. 1:3)

6. Терпение упования (1Фес 1:3)

7. Распространение влияния Церкви (1Фес. 1:8)

8. Служение (1Фес. 1:8)

и другие.

Как показывает практика, к сожалению, современная традиция поместных церквей склоняется к другим ценностям, таким как:

1) количество человек в церкви;

2) скорость роста собрания;

3) финансовый доход организации;

4) различные переживания, чудеса и знамения;

5) количество выделяемых денег для различных проектов;

6) количество действующих даров в общине;

7) движимое и недвижимое имущество, различные удобства.

Соответственно и проповеди будут построены, исходя их ценностей современного быта. Это будут проповеди:

«о похудении»;

«о бизнесе»;

«о финансовом благополучии»;

«о космосе» и так далее.

В таких проповедях Библия будет использована, как прикрытие, как «легенда» для проталкивания популистских идей в человеческом обществе.

Современное общество отчаянно нуждается в Божьем Слове, а не в том, чтобы с ним заигрывали.

Советское общество по своей исторической последовательности является постхристианским. В свою очередь, современная русскоязычная среда является постсоветским «бульоном». Вакуумом, стремительно заполняемым различными «ветрами учений». Источником таких учений является – крайне испорченное человеческое сердце. Таким дьявольским искушениям подверглась не только Россия в 1917, но еще намного раньше подобное переживал народ Израиля и даже, Сам Христос был искушаем дьяволом.

Подобное мы видим в современной Америке и Европе. Когда некогда христианские общества отрекаются от Христа в пользу различных ценностей и учений.

В эпоху пострелигиозного мировоззрения Церковь будет идти «в ногу со временем», заигрывая с миром, либо будет следовать Божьим путям. Многое будет зависеть от проповедников и служителей Церкви.

Библейский опыт проповеди Слова, раскрытие истины применительно к жизни может и должен быть реализован в современной практике служения.

Подготовка и произнесение проповедей продолжительностью от пяти до сорока пяти минут, а так же рассмотренные в данной работе два удобных способа проведения учений в поместной Церкви, являются наиболее применимыми в богослужебной практике, а потому будут востребованными в современной русскоязычной христианской среде.

Как мы уже отмечали, большинство проповедей в современных поместных церквах произносятся в диапазоне времени от пяти до сорока пяти минут. Ритм жизни существенно влияет и на церковь, что выражено тем, что люди не посвящают богослужебной практике дни или месяцы. В основном это непродолжительные богослужебные собрания. Данная работа направлена на то, чтобы помочь устранить неспособности современных русскоязычных проповедников подготовить и произнести проповедь.

Мы освещаем данный вопрос для того, чтобы снарядить современных служителей церкви эффективными, практическими инструментами для служения в церкви.Это наиболее востребованная форма проповеди в современном христианском обществе.

Проповедь на служениях среди недели и в воскресение, на похоронной церемонии, на венчании, евангелизационном собрании, урок в библейской школе и детском служении, доклад на конференции и разговор с чиновником, «выступления в гостях» (т.е. в других церквях) – все это возможности передать Слово Божье.

Мы также рассмотрели некоторые методы подготовки и систематизации учебных материалов в процессе обучения в русскоязычных христианских учебных заведениях.

Наша цель в упорядочении и применении известных методов и приемов гомилетики и риторики в богослужебной практике евангельских Церквей русскоговорящего мира.

В некотором смысле, данные методы являются универсальными и смогут быть применены в воскресных богослужениях, собраниях по среди недели, в домашних группах, библейских и воскресных школах и даже в высших учебных заведениях.

В данной работе помещено достаточно материала, чтобы христианскому служителю было комфортно овладевать данным предметом в указанных рамках, не прибегая к поиску других источников.

По той причине, что на русском языке не так много литературы по подготовке Библейских проповедей, данная работа является достаточно важной.

Необходимо подчеркнуть, что культура речи в жизни Церкви является определяющей, в вопросе формирования христианской этической атмосферы, находясь в которой происходит изменение образа мышления, что в свою очередь оказывает влияние и на поведенческие нормы.

Мы верим каждому слову Библии и исповедуем истину открытую Христом о Духе Святом, Которого Бог даёт покаявшимся и крещенным во Имя Иисуса Христа.

Как написано: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш».[5]

Христианская Церковь в русскоязычном пространстве должна иметь проповедников, говорящих на основании Библии, где все послания исходят только из Святого Писания. Проповедников, использующих особенности образа мышления. Служителей, для которых не является сложным использование лучших примеров достояния русской культуры, отраженных в лучших художественных произведениях русских классиков. Проповедников, использующих образное мышление русского языка, для совершенного служения.

По этой причине мы предлагаем принять в качестве основных методов учения в поместных Церквях методы раскрывающего учения и тематического учения.

Также предлагаем признать, что раскрывающая проповедь является лучшим способом передачи послания русскоязычной церкви в современных условиях, а так же методом, способным удержать в рамках Библии как проповедников, так и поместную церковь.

В современности основными формами деятельности церквей являются проведение открытых воскресных богослужений, собранияв середине недели, домашние группы, воскресные школы (служения детям), библейские семинары и курсы, личные консультации, общие и научно-практические конференции, статьи, теле- и интернет передачи. Также используются диспуты, концерты, спектакли. Проводится миссионерская и евангелизационная деятельность.

Во всех перечисленных формах разный формат, но есть одна общая составляющая – это послание, проповедь, учение.

Воскресное богослужение, в большинстве случаев, вмещает нескольких проповедников. Даже при проведении служения с одной «пасторской» проповедью, тем не менее, присутствуют призывы к пожертвованию, приглашения к молитве. А это, в свою очередь, также является раскрывающей проповедью.

Так при открытии богослужения, призывая людей к молитве и поклонению Богу, служитель может использовать место из Писания, ободряя собрание к определенному действию. При этом для него самого должны быть четкими и ясными текст, тема и цель его призыва, также суть обращения и отклик собрания, выраженный в молитве и песнопении.

Даже процесс проведения такой части, как хвала и поклонение, тоже можно построить по этому принципу. Для этого опишем один пример.

Текст: Псалом 95:7-9.

Тема: войти в Божие присутствие.

Цель: ввести Церковь в поклонение Господу.

Вступление: мы собрались на этом месте и согласно Слову Божьему все люди: братья, сестры, дети и старцы все в этом собрании могут воздать Богу славу!

Песни выбрать из списка используемых песен в данной Церкви.

1 Песня о славе Бога

2 Песня о чести, которой Он достоин

3 Песня, как дар Богу

4 Песня поклонения (обычно более медленная)

5 Песня, как молитва или поклонение, направленная к Нему.

Такое служение будет похоже на путешествие от внешнего двора храма, от внешних обстоятельств, во внутреннюю часть в святое и святое святых. Это время, когда мы идем к Богу и располагаем свою душу к тому, чтобы слушать Бога и принимать истину.

Далее, в зависимости от ведения старейшин церкви, следует призыв к молитве за нужды, призыв к пожертвованию или проповедь.Каждое послание строится по тому же принципу.

Обычно, собрания в середине недели строятся по тому же сценарию, с той разницей, что могут быть несколько проповедников.

Для собрания в малых, домашних группах можно построить общение на анализе основной воскресной проповеди, где совместно можно определить тему проповеди и её цель. Еще раз рассмотреть прочитанные проповедником тексты Писания и главные аспекты проповеди. В итоге сделать вывод о практическом применении проповеди.

Для занятий в воскресной школе учитываются возрастные особенности детей, в соответствии с которыми избирается различная методика развития главных пунктов. Если это дети 5 – 6 лет, то хорошо будет использовать наглядные пособия.

Мы делаем ударение на том, что преображающей человека силой является не риторика, а откровение Божье посредством познания Слова Божьего. Даже самые впечатляющие научные и художественные описания не могут сравниться с преображающей силой Писания. Утверждаться на Библии, возрастать и совершенствоваться во Христе на основании Слова Божьего вот что ожидается от христиан.

Так от людей услышавших проповедь Евангелия ожидается, обращение от греха к Богу, что мы называем покаянием и спасением. От тех, кто уже откликнулся на Божий призыв посредством проповеди или откровения, ожидается, что они будут посвящать себя Христу и станут членами Церкви, что достигается также через наставления в вере. Далее процесс не останавливается и наши ожидания для членов Церкви в том, чтобы они совершенствовались и служили ради Христа. Что требует от христианина «расточительства» по примеру апостола Павла. Для этого уже не достаточно быть просто слушателем и исполнителем Слова, но необходимо овладевать и искусством проповеди и учения. Для того чтобы ученики Христа могли совершенствоваться на дело служения Бог ставит в Церкви апостолов, пророков, евангелистов, пасторов и учителей. В Церквях должны быть верные и способные старейшины, способные и других научить.

Как видим на всех этапах церковной деятельности по служению людям необходимо применение эффективных методов служения проповеди и учения.

При этом необходимо учитывать особенности языка, на котором проповедуется. Быть достаточно снаряженным и гибким в провозглашении истины. Чтобы не приносить людям человеческую культуру, а чистое Слово Божие.

Библиография.

1. Александренко Н.А. Гомилетика. Семь шагов к проповеди. Начальный курс по гомилетике для библейских школ и семинарий. - Одесса: Одесская Богословская Семинария, «Богомыслие», 1997.

2. Авеинцев С.С., МешковА.Н., ПоповЮ.Н. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. – М. Большая Российская энциклопедия.1995. – Т2. – 780с.

3. Амфитеатров Я.К., «Чтения по церковной словесности, или гомилетика». Киевская Духовная Академия. Киев.1846 г.

4. Баркли М. Ньюман. «Греческо - русский словарь Нового Завета». – М. РБО. 2000г.

5. Библия. Русский Синодальный перевод.

6. Библейская симфония с ключом к еврейским и греческим словам. Bob Jones University. Greenville, SC. USA. 1998 – 1578c.

7. Геллей .Г. Библейский справочник. – СПб. Библия для всех. 1996. 860 с.

8. Глен Коул, Квентин Макги. «Гомилетика. Подготовка библейской проповеди» Университет МЗИ, отделение Университета Глобал,2005.

9. Глен Маер. Preaching art. – Киев. Еммануил. 1994.

10. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э.. «Секреты хорошей речи» Международные отношения. М. 1993.

11. Греческий язык Нового Завета. Фонетика. Морфология. Синтаксис. Библия для всех. СПб. 2002.

12. Ивнин А.А. «Риторика: искусство убеждать». ФАИР-ПРЕСС. М.2002. 6-7 с.

13. Иоанн Златоуст. Полное собр. соч.: в 12 т.- М. Православная книга,1991. - Т1. - Кн2. – 680 с.

14. Кохтеев Н.Н. «Риторика» Просвещение. М. 1994 г. 8 с.

15. Лосева Т.В. «Проповедь как вид ораторского искусства». Университетские чтения 2006. Симпозиум 1.Сек. № 1-20. Актуальные проблемы языкознания и литературоведения.

16. Лопаткин Р.А. Лекции по социологии религии. – М. РАГС. 2003.

17. Лютер Д.Т. Христианская догматика. – Duncanville. USA. World Wide Printing. 1998.765 с.

18. Мартин Лютер. Краткий катехизис. – Duncanville. USA. World Wide Printing. 2000. 325 с.

19. Маяковский Владимир. «Разговор с фининспектором о поэзии».

20. Новый Завет на греческом и русском языках. Российское Библейское Общество. М. 2002.

21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Мир и образование ОНИКС. М. 2010.

22. Хортон С. Что Библия говорит о Святом Духе. – Спрингфилд, Миссури, 2002.

23. Хортон С. Систематическое богословие. – Спрингфилд, Миссури, 1999. – 540 с.

24. Элуэлл.У. Евангельский словарь библейского богословия. – СПб: Библия для всех, 2000. – 1232 с.

25. Holy Trinity Orthodox Mission. История проповедничества (курс лекций). Т1.2001.

26. Holy Trinity Orthodox Mission. История проповедничества на Руси (курс лекций). Т2.2001.

Интернет ресурсы:

27. http://www.bogoslov.ru/text/293272.html

28. http://www.bogoslov.ru/text/293268.html

29. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/gomiletika_averky.htm#_Toc502509618

30. http://jesuschrist.ru/lexicon/vikhlyantsev/%CF%C0%CA%C8%C1%DB%D2%C8%C5#.VquA4rKLSt8

[1]Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Мир и образование 2010. 918 с.

[2]Маяковский Владимир. «Разговор с фининспектором о поэзии».

[3]Матф.5:21

[4]Деяния 10: 37

[5]Деяния 2:38-39

Неорганизованная (беспорядочная) проповедь.

А. Что это такое?

Проповедник проповедует то, что приходит ему на ум.

а) Начинает с одного отрывка, затем находит множество других стихов во всей Библии;

б) Начинает с одной темы, затем вдруг переходит к другой, а потом еще к другой.

Б. Некоторые принимают это за вдохновение Святого Духа.

1. Святой Дух не может быть беспорядочным.

- Библия очень организована и упорядочена;

- Бог есть Бог Порядка (1 Кор. 14:33).

2. Дух Святой может направлять нас спонтанно!

Но Бог также может говорить вначале то, что будет после, и тем более может говорить к проповеднику до воскресного собрания в течение недели.

В. Иногда такие проповеди бывают довольно-таки ободряющими и восхитительными. Порой доставляет удовольствие послушать таких проповедников.

Г. В подавляющем большинстве такие проповеди – это сплошная путаница, и они чаще могут запутать слушателей, чем наставить.

1. Людям трудно за ней уследить.

2. Еще тяжелее ее запомнить.

Можно привести пример одного диалога после собрания:

-Ну, как тебе проповедь?

-Здорово! Сильно! Потрясающе! Мы так смеялись!

-А что он сказал?

-Ты знаешь, я уже и не помню. Но это была сверх проповедь!

Беспорядочность ослабляет влияние проповеди!

Раскрывающая проповедь

Рассмотрим подробно устройство раскрывающей проповеди и сделаем ударение на каждой ее части. По той причине, что именно раскрывающая проповедь является самой простой и эффективной формой подготовки и произнесения библейской проповеди. Проповеди, способной выразить Библейское послание и оказать влияние на умы и сердца слушателей. Также данная методика позволяет проповеднику оставаться в рамках библейского текста. Что особенно важно в современных реалиях. Когда обстоятельства, в которых находится Церковь XXI века, и потребности окружающего её общества склоняют проповедников в политику, философию, психологию и шоу.

Именно раскрывающая проповедь предлагается как наиболее приемлемая на сегодняшний день, в качестве о

Наши рекомендации