И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так-что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

Марка 4:30-32

Теперь прочитаем, как эту притчу записал Лука:

Он же сказал: чему подобно Царствие Божие, и чему уподоблю его?

Оно подобно зерну горчичному, которое взяв человек посадил в саду своем: и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

Луки 13:18,19

Горчичное зерно - это самое маленькое семя, из ко­торого вырастает большое дерево, это дерево становится обителью для многих птиц. На это зернышко и похоже Божье Царство: такое маленькое и незначительное вначале...

Здесь, прежде всего, Иисус имеет в виду Себя и Свое служение. Родился Он обыкновенным ребенком, похо­жим на многих других детей. Вот только места для Его рождения не нашлось лучше, чем в хлеву среди живот­ных. И умирал Он"презрен и умален пред людьми" (Исаии 53:3). Даже несмотря на все чудеса, которыми сопро­вождались Его проповеди, Иисуса не признали - убили, отдав предпочтение разбойнику Варавве. Его отвергли, как маленькое зернышко... Но оно само себя посеяло... на третий день проросло — Иисус воскрес! И как пророс­шее зерно уже является не зерном, а деревом, - так и по­сеянный, как зерно, Иисус "пророс" в Церковь. Посеян­ное в Иерусалиме "дерево" начало прорастать в земле израильской: сначала — маленькая церковь в центре Иерусалима, сегодня христиане — это половина населе­ния Земли, то есть Вселенская Церковь — Тело Христа.

И вот Иисус говорит, что в ветвях этого огромного дерева прячутся птицы. Каждая ветка сама по себе име­ет законченный вид (как бы маленькая копия самого дерева), но является частью дерева благодаря стволу, который держит и питает ее. Этот ствол (в Евангелии от Иоанна - лоза) и есть Иисус, Который держит и питает ветви — поместные церкви, являющиеся Телом Христа.

Что же это за птицы? В Евангелии от Иоанна 3:17—20 написано о том, что укрываются лишь те, у кого злые дела. В притче о сеятеле (см.: Марка 4:4,15) хищная птица — это прообраз сатаны, который"похищает слово, посеянное в сердцах". Птицы "незаконно" строят свои обители среди ветвей (в церквах) и поедают (или разру­шают) плоды дерева. Это говорит нам о том, что в церкви может "поселиться" что-то чужое, инородное. Не пугай­тесь, если увидите такое. Иисус знал и предупреждал, что так будет. Эти птицы ищут себе большие деревья — признанные церкви, имеющие крепкий фундамент — глубокие корни, в которых легко можно спрятать (как написано в Библии) свои постыдные дела.

Иисус поведал нам притчу о том, как враг ночью по­сеял плевелы между пшеницей (см.: Матфея 13:25—30). Пока эти сорняки не выколосились, их трудно было отличить от пшеницы. Поэтому хозяин (Бог) говорит работникам: "Оставьте расти вместе то и другое до жат­вы". Сорняки (птицы) - это ангелы дьявола. Они неза­метно проникают в Божью Церковь. И мы должны знать об этом и быть бдительными и осторожными. До­статочно одного, не совсем соответствующего Божьему Слову учения, принятого без исследования, и эта птица от сатаны может свить себе гнездо и портить плоды в церкви. Заметьте, Иисус не сказал, что такая церковь — это уже не Его ветвь, потому что на ней чужие птицы. Нет. Он учит нас быть бдительными. И в вашу церковь приезжают гости — проповедники — с разными учения­ми. Вы должны знать, кто они и чему учат. Иногда мы не принимаем во внимание мелочей, забывая, что"малая закваска квасит все тесто" (1-е Коринфянам 5:6). Мы должны нести чистоту Евангелия.

"Птицы" для "дерева" являются испытанием, про­веркой: устоит или соблазнится. О чем говорит Господь в посланиях семи церквам (см.: Откровение 2, 3)? О чужих птицах: учении Валаама, учении Николаитов, уче­нии жены Иезавели и других. Церкви приняли чужие учения:

...и у тебя есть держащиеся учения Нико­лаитов, которое Я ненавижу.

Покайся...

Откровение 2:15,16

...имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя про­рочицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих...

Откровение 2:20

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся...

Откровение 3:3

Господь нас предостерегает в Своем Слове, что мы не имеем права принять нечто подобное. Если же вы ви­дите в своей церкви что-то нехорошее, не оставляйте из-за этого собрания, бодрствуйте, молитесь за тех, кто своим поведением, возможно, возмущает вас. Бог дает им время покаяться, измениться.

Однако еще раз вернемся к началу — горчичному семени. Не пугайтесь его: это нормально для Божьего Царства - начинать с малого, с нуля. Не отказывайтесь ехать миссионером туда, где вы никого не знаете: начинайте что-то новое. Божье Царство похоже на ма­ленькое семя, в котором уже заложено огромное дерево; в нем сокрыт огромный потенциал. Когда я ехал в Укра­ину, у меня, кроме призвания и слова от Бога, ничего не было; я никого здесь не знал. Было горчичное зерно - способность что-то передать людям. Я начал сеять...

Горчичное зерно - это маленькое начало и большое будущее. То, что сейчас захватило весь мир, Иисус начинал один. Потом Он избрал первых двенадцать учени­ков — апостолов.

Сейчас Евангелие Царства Божьего с огромной си­лой распространяется в каждой стране, в каждом горо­де, в каждом селении.

Не бойтесь скромного начала в вашей христианской жизни. Пусть вас не смущает, что кто-то пророчествует, а вы нет; кто-то проповедует, а вы не умеете; кто-то слы­шит Божий голос, а вы не слышите... Не бойтесь начи­нать с нуля. Было бы желание и стремление - Бог под­нимет и поставит вас на предназначенное вам место. Ваше место не внизу: Бог создал вас для успеха, а не для поражения. С вами случится то, что случилось с горчич­ным зерном, и вы будете славить и благодарить Господа за то, что Его Слово навеки утверждено на небесах.

И сказал им: истинно говорю вам: есть неко­торые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Марка 9:1

Иисус подразумевал, что ученики не только увидят, как будет проявлена Божья сила, но станут теми сосу­дами, которые она наполнит. И в Деяниях Апостолов мы видим подтверждение этому: ученики приняли Божью силу. Иоанн впоследствии свидетельствовал:

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, —

Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетель­ствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам...

Е Иоанна 1:1,2

До пришествия Иисуса Христа этот мир был пред­ставлен только одним царством - царством тьмы. Сата­на боялся прихода Мессии. В Евангелии от Матфея 4:4 описывается, как дьявол предлагал Иисусу сделку. Смысл ее таков: поклонись мне, и мы поделим это цар­ство пополам. Этим он хотел воспрепятствовать прихо­ду Божьего Царства на землю. Он - единственный хозя­ин - должен был остановить Господа. В то время только избранный народ Божий (израильтяне) общался с Твор­цом. Кроме них, никто не был спасен. Дьявол делал то, что ему хотелось. И вдруг Иисус заявляет:"Достигло до вас Царствие Божие"; стало быть, появилась альтерна­тива. Было одно царство, теперь второе появилось. Что с сатаны возьмешь, если многие люди ненавидят конку­ренцию?! Иисус понимает, какое противостояние, какая борьба Его ожидает. Поэтому Он и говорит:

Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет силь­ного? и тогда расхитит дом его.

Матфея 12:29

Дом сатаны не является домом слабого. Войдет ли кто в дом сильного, если сначала не свяжет его? У дьяво­ла была какая-то необыкновенная сила. В Библии написано:

А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола...

Евреям 2:14

Как видите, его можно было лишить этой силы только смертью. Иисус знал, что Ему предстоит выдер­жать. Трижды Он умолял Отца в Гефсиманском саду пронести мимо Него чашу сию. Легко ли было Христу исполнить волю Отца?! Но Он пошел на крест, потому что знал: другого пути нет. Он должен был исполнить Ему предписанное.

Бог послал Своего Сына на землю не только для спа­сения людей, а прежде всего для установления Божьего Царства и лишения сатаны права монополии.

Иисусу необходимо было прийти на землю в образе человека — Адама, так как именно Адам отдал власть са­тане. Человек - "последний Адам" — должен был воз­вратить эту власть. У человека должна была появиться возможность выбирать: оставаться в старом царстве тьмы или идти в новое Царство - Божье. Благодаря этой альтернативе мы сейчас спасены.

Божье Царство уже здесь и навсегда. Иисусу нужно было объяснить и показать миру то, чего он никогда не видел, — новый мир, новое Царство, новую действительность.

Наши рекомендации