Второй и третий годы обучения
Христианская история народа русского - 1 час в неделю (68 часов за два года).
Работа по программе состоит из двух этапов:
1-й подготовительный:
а) двухнедельный семинар с педагогическим коллективом "Введение в христианскую педагогику";
б) знакомство родителей с православной ориентацией в воспитании. 2-й основной:
а) занятия с детьми 1 раз в неделю;
б) 1 раз в месяц с педагогическим коллективом для корректировки действий;
в) 1 раз в месяц пятое итоговое занятие по прошедшим темам месяца вместе с родителями; затем беседа-диалог с родителями.
Цели программы:
а) обрести понятие "человек" и осознать высоту предназначения человека;
б) обрести навык советоваться со своей совестью перед любым делом ;
в) обрести жажду жить по совести.
Задачи образовательные:
Дать понятия - совесть, душа, порядочность, нравы, нравственность, благодарность, вера-надежда-любовь, род, семья, Родина, имя, праздники, радость, внимание, талант, прощение.
Задачи развивающие:
Вызвать у детей интерес к полученным знаниям и желание практической реализации их.
Задачи воспитательные:
Ответственность за свою жизнь, за жизнь близких, за судьбу России.
Содержание программы:
Знакомство с вековыми традициями русского православного быта и устроения нравственного уклада семьи, государства Российского.
Компоненты процесса обучения:
Лекционный цикл; практические работы; экскурсии; встречи с родителями; встречи с Батюшкой; проведение православных Праздников совместно с педагогическим коллективом, родителями. Батюшкой; участие в Таинствах Православной Церкви;
участие в молебнах (освящения здания и благодарственном по окончании учебы).
ЗАНЯТИЕ 1
Жизнь дана на добрые дела Тема урока: СОВЕСТЬ
Дом, мир, мироздание. Творец мира - Бог.
Храм - домБожий.
Церковь - народ Божий.
Молитва - разговор с Богом.
Совесть - советчик, частица Бога в человеке, голос Божий в душе.
Сравнение совести с пламенем зажженной свечи.
Искра Божья - совесть - сердце - купол храма.
Совесть - промысел Бога о человеке.
Практическое задание:
Везде и всегда, пред началом любого дела советоваться со своей совестью: "А хорошо ли то, что я делаю?"
ЗАНЯТИЕ 2
Каков строитель - такова и обитель Тема урока: ДУША ЧЕЛОВЕКА
Человек состоит из тела, души и духа.
Тело - храм души.
Зачем надо хранить тело?
Сравнение тела человека с храмом Божиим.
Время и вечность.
Земная жизнь - подготовка к вечности.
Что возьмем с собой в вечность?
Зачем надо делать добрые дела?
Как отличить, какое дело доброе, а какое злое?
Рассказ о святых людях, которые своими добрыми делами угодили Богу и стали называться угодниками Божьими.
Практическое задание:
Учимся просить прощение друг у друга, у старших, у родных, если мы их обидели, огорчили.
ЗАНЯТИЕ 3
У каждого плода свои семена Тема урока: ГРЕХ
Грех есть беззаконие против закона любви к Богу и людям.
Грех - промах мимо цели. Мимо какой цели промахнулся человек? Быть добрым человеком, которого любят Бог и хорошие люди.
Последовательные стадии - степени греха: стремление - желание - привычка -порок - страсть.
Три источника греха: от собственной плоти человека, от мира и от дьявола.
Два колодца, из которых человек черпает силы для своих дел, слов, мыслей.
Первый: "я хочу" - "по собственной воле".,
Второй: по совести -" по-Божьи".
Рассказ о совестливых и бессовестных поступках.
П тактическое задание:
Учимся прощать, если нас обидели, нас огОрчили.
ЗАНЯТИЕ 4
'.то Бога не боится, тот и людей не стыдится
Тема урока: ЗАКОН ХРАНЕНИЯ СОВЕСТИ
К Богу - через исполнение 10 заповедей Бс^жиих (Рассказ о том, как эти заповеди были даны людям).
К 1ближнему - через соблюдение заповеди "Возлюби ближнего, как самого себя". (4{то такое любовь к самому себе?)
К вещам - вещественному (бережливость к материальному миру).
Что происходит с совестью, когда мы не храним ее ?
Зачем надо хранить свою совесть?
Что делать, если плохими делами, мыслями очернили свою совесть?
Практическое задание:
Учимся дарить близким радость словами, делами.
ЗАНЯТИЕ 5
Не хвали сам себя, есть много лучше тебя
Тема урока: РОДИНА
Отечество, защитники.
Святые угодники Божий - молитвенники на земле - ходатаи на небе.
Преподобный Сергий Радонежский -собиратель земли Русской.
Рассказ о житии пр. Сергия, о его подвиге, о его ученичестве, значение его в объединении князей вокруг Московского князя Дмитрия Донского.
Практическое задание:
Молитва к преподобному Сергию о помощи в учебе.
ЗАНЯТИЕ 6
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает
Тема урока: СЕМЬЯ
Род, родня, родные.
Зачем нужно беречь родных?
Что такое "забота"?
Что значит "заботиться о своих родных"?
Чем мы сможем дарит близким радость?
Зачем нужно заботиться о близких?
Знакомство с 5-й заповедью Божьей:
"Чти отца и мать".
Кто такие старшие?
Рассказ о сиротках, о детских домах, интернатах.
Практическое задание:
Каждое утро просить у Бога здоровья своим родителям, родным, благодетелям.
ЗАНЯТИЕ 7
Ангел помогает, а бес подстрекает Тема урока: ДУХОВНЫЙ МИР
Видимый мир - невидимый мир.
Ангелы, небеса, поднебесье.
Что такое противление Богу, своеволие?
Откуда появилось в мире зло?
У зла нет сущности.
Падшие ангелы, поднебесье.
Воздействие злых духов (падших ангелов) на людей.
Как защитить себя от них?
Ангел-хранитель, когда он появляется у человека?
Молитва к ангелу-хранителю.
Рассказ. Дети вспоминают, когда они чуть-чуть не попали под машину, не упали с балкона и т.д.
Практическое задание:
Учимся обращаться к ангелу-хранителю во всех жизненных ситуациях.
ЗАНЯТИЕ 8
Кто без крестов, тот не Христов
Тема урока: КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
Духовный меч - крестное знамение. От кого защищает крест? Крест - древо жизни. Значение крестного знамения. Зачем носим крестик рядом с сердцем? Что такое милое сердце? Какие дела милосердия бывают? Зачем надо делать дела милосердия? Рассказ. О силе крестного знамения. Практическое задание:
Осенять крестным знамениемсебя,еду, одежду, постель.
ЗАНЯТИЕ 9
На глазах преподобен, да за глазами от | греха не свободен
Тема урока: ИМЯ
Значение имени, которое носит человек.
О святом угоднике Божием, который молится у престола Божиего за всех крещеных, носящих его имя, которые обращаются к нему за помощью. Как беседовать со своим святым.
Закрепление. В сердце человека - совесть, советчик. Рядом с человеком всегда ангел-хранитель.
В руках имеем оружие - крестное знамение.
Ходатай на небе у престола Божьего -Святой угодник Божий, имя которого носишь. |
Знакомство с заповедью "Не укради".
Рассказ. О Божьем воздаянии за воровство.
Практическое задание:
В течение дня постараться несколько раз о' тратиться к своему Святому Угоднику.
ЗАНЯТИЕ 10
Доброе дело на два века: на тот и на этот
Тема урока: БЛАГОДАРНОСТЬ
Кто податель всех благ?
Что такое - дарить благо?
Закон благодарения - Десять заповедей Божиих; первые 4 объясняют наше дарение блага Богу; 6 заповедей - дарение блага пюдям.
Сердце - (хранилище) - сокровищница всех наших дел, мыслей, чувств.
Что происходит, если человек живет без благодарности?
Рассказ. О происхождении слова "спасибо".
Практическое задание:
За все, что с нами происходит в жизни, говорить: "Слава Богу за все".
ЗАНЯТИЕ 11
Все по-новому, да по-новому, а когда же будет по-доброму?
Тема урока: ПРАЗДНИК
Какими праздниками жила Русь Православная на протяжении тысячи лет? Двунадесятые праздники: семь относятся к земной жизни Спасителя, пять - к событиям земной жизни Пресвятой Богородицы. Когда появились советские праздники, которые мы знаем?
О Ком вынуждали забыть людей?
Что такое "память", "памятование". О Ком, о чем?
Что такое "беспамятство"?
Рассказ. О рождении Пречистой Девы Марии, ее жизни в Иерусалимском храме.
Практическое задание:
Каждый вечер, перед сном, вспомнить весь прошедший день, назвать каждый свой поступок по имени: обманул маму, обидел друга. Засыпать с твердым намерением исправиться. Просить у Бога для этого сил.
ЗАНЯТИЕ 12
Как ни живи, только Бога не гневи