Второй и третий годы обучения

Христианская история народа русского - 1 час в неделю (68 часов за два года).

Работа по программе состоит из двух этапов:

1-й подготовительный:

а) двухнедельный семинар с педаго­гическим коллективом "Введение в хри­стианскую педагогику";

б) знакомство родителей с православ­ной ориентацией в воспитании. 2-й основной:

а) занятия с детьми 1 раз в неделю;

б) 1 раз в месяц с педагогическим кол­лективом для корректировки действий;



в) 1 раз в месяц пятое итоговое занятие по прошедшим темам месяца вместе с роди­телями; затем беседа-диалог с родителями.

Цели программы:

а) обрести понятие "человек" и осоз­нать высоту предназначения человека;

б) обрести навык советоваться со сво­ей совестью перед любым делом ;

в) обрести жажду жить по совести.

Задачи образовательные:

Дать понятия - совесть, душа, поря­дочность, нравы, нравственность, благо­дарность, вера-надежда-любовь, род, семья, Родина, имя, праздники, радость, внимание, талант, прощение.

Задачи развивающие:

Вызвать у детей интерес к получен­ным знаниям и желание практической реа­лизации их.

Задачи воспитательные:

Ответственность за свою жизнь, за жизнь близких, за судьбу России.

Содержание программы:

Знакомство с вековыми традициями русского православного быта и устроения нравственного уклада семьи, государства Российского.

Компоненты процесса обучения:

Лекционный цикл; практические рабо­ты; экскурсии; встречи с родителями; встре­чи с Батюшкой; проведение православных Праздников совместно с педагогическим коллективом, родителями. Батюшкой; учас­тие в Таинствах Православной Церкви;

участие в молебнах (освящения здания и благодарственном по окончании учебы).

ЗАНЯТИЕ 1

Жизнь дана на добрые дела Тема урока: СОВЕСТЬ

Дом, мир, мироздание. Творец мира - Бог.

Храм - домБожий.

Церковь - народ Божий.

Молитва - разговор с Богом.

Совесть - советчик, частица Бога в человеке, голос Божий в душе.

Сравнение совести с пламенем за­жженной свечи.

Искра Божья - совесть - сердце - ку­пол храма.

Совесть - промысел Бога о человеке.

Практическое задание:

Везде и всегда, пред началом любого дела советоваться со своей совестью: "А хорошо ли то, что я делаю?"

ЗАНЯТИЕ 2

Каков строитель - такова и обитель Тема урока: ДУША ЧЕЛОВЕКА

Человек состоит из тела, души и духа.

Тело - храм души.

Зачем надо хранить тело?

Сравнение тела человека с храмом Божиим.

Время и вечность.

Земная жизнь - подготовка к вечности.

Что возьмем с собой в вечность?

Зачем надо делать добрые дела?

Как отличить, какое дело доброе, а какое злое?

Рассказ о святых людях, которые своими добрыми делами угодили Богу и стали называться угодниками Божьими.

Практическое задание:

Учимся просить прощение друг у дру­га, у старших, у родных, если мы их оби­дели, огорчили.

ЗАНЯТИЕ 3

У каждого плода свои семена Тема урока: ГРЕХ

Грех есть беззаконие против закона любви к Богу и людям.

Грех - промах мимо цели. Мимо ка­кой цели промахнулся человек? Быть до­брым человеком, которого любят Бог и хорошие люди.

Последовательные стадии - степени греха: стремление - желание - привычка -порок - страсть.



Три источника греха: от собственной плоти человека, от мира и от дьявола.

Два колодца, из которых человек черпает силы для своих дел, слов, мыслей.

Первый: "я хочу" - "по собственной воле".,

Второй: по совести -" по-Божьи".

Рассказ о совестливых и бессовестных поступках.

П тактическое задание:

Учимся прощать, если нас обидели, нас огОрчили.

ЗАНЯТИЕ 4

'.то Бога не боится, тот и людей не стыдится

Тема урока: ЗАКОН ХРАНЕНИЯ СОВЕСТИ

К Богу - через исполнение 10 запове­дей Бс^жиих (Рассказ о том, как эти запо­веди были даны людям).

К 1ближнему - через соблюдение запо­веди "Возлюби ближнего, как самого се­бя". (4{то такое любовь к самому себе?)

К вещам - вещественному (бережли­вость к материальному миру).

Что происходит с совестью, когда мы не храним ее ?

Зачем надо хранить свою совесть?

Что делать, если плохими делами, мыслями очернили свою совесть?

Практическое задание:

Учимся дарить близким радость сло­вами, делами.

ЗАНЯТИЕ 5

Не хвали сам себя, есть много лучше тебя

Тема урока: РОДИНА

Отечество, защитники.

Святые угодники Божий - молитвен­ники на земле - ходатаи на небе.

Преподобный Сергий Радонежский -собиратель земли Русской.

Рассказ о житии пр. Сергия, о его подвиге, о его ученичестве, значение его в объединении князей вокруг Московского князя Дмитрия Донского.

Практическое задание:

Молитва к преподобному Сергию о помощи в учебе.

ЗАНЯТИЕ 6

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает

Тема урока: СЕМЬЯ

Род, родня, родные.

Зачем нужно беречь родных?

Что такое "забота"?

Что значит "заботиться о своих род­ных"?

Чем мы сможем дарит близким ра­дость?

Зачем нужно заботиться о близких?

Знакомство с 5-й заповедью Божьей:

"Чти отца и мать".

Кто такие старшие?

Рассказ о сиротках, о детских домах, интернатах.

Практическое задание:

Каждое утро просить у Бога здоровья своим родителям, родным, благодетелям.

ЗАНЯТИЕ 7

Ангел помогает, а бес подстрекает Тема урока: ДУХОВНЫЙ МИР

Видимый мир - невидимый мир.

Ангелы, небеса, поднебесье.

Что такое противление Богу, своево­лие?

Откуда появилось в мире зло?

У зла нет сущности.

Падшие ангелы, поднебесье.

Воздействие злых духов (падших ан­гелов) на людей.

Как защитить себя от них?

Ангел-хранитель, когда он появляется у человека?

Молитва к ангелу-хранителю.

Рассказ. Дети вспоминают, когда они чуть-чуть не попали под машину, не упали с балкона и т.д.

Практическое задание:

Учимся обращаться к ангелу-храни­телю во всех жизненных ситуациях.

ЗАНЯТИЕ 8

Кто без крестов, тот не Христов

Тема урока: КРЕСТНОЕ ЗНАМЕ­НИЕ



Духовный меч - крестное знамение. От кого защищает крест? Крест - древо жизни. Значение крестного знамения. Зачем носим крестик рядом с сердцем? Что такое милое сердце? Какие дела милосердия бывают? Зачем надо делать дела милосердия? Рассказ. О силе крестного знамения. Практическое задание:

Осенять крестным знамениемсебя,еду, одежду, постель.

ЗАНЯТИЕ 9

На глазах преподобен, да за глазами от | греха не свободен

Тема урока: ИМЯ

Значение имени, которое носит человек.

О святом угоднике Божием, который молится у престола Божиего за всех кре­щеных, носящих его имя, которые обра­щаются к нему за помощью. Как беседо­вать со своим святым.

Закрепление. В сердце человека - со­весть, советчик. Рядом с человеком всегда ангел-хранитель.

В руках имеем оружие - крестное зна­мение.

Ходатай на небе у престола Божьего -Святой угодник Божий, имя которого но­сишь. |

Знакомство с заповедью "Не укради".

Рассказ. О Божьем воздаянии за воров­ство.

Практическое задание:

В течение дня постараться несколько раз о' тратиться к своему Святому Угодни­ку.

ЗАНЯТИЕ 10

Доброе дело на два века: на тот и на этот

Тема урока: БЛАГОДАРНОСТЬ

Кто податель всех благ?

Что такое - дарить благо?

Закон благодарения - Десять запове­дей Божиих; первые 4 объясняют наше дарение блага Богу; 6 заповедей - дарение блага пюдям.

Сердце - (хранилище) - сокровищни­ца всех наших дел, мыслей, чувств.

Что происходит, если человек живет без благодарности?

Рассказ. О происхождении слова "спасибо".

Практическое задание:

За все, что с нами происходит в жиз­ни, говорить: "Слава Богу за все".

ЗАНЯТИЕ 11

Все по-новому, да по-новому, а когда же будет по-доброму?

Тема урока: ПРАЗДНИК

Какими праздниками жила Русь Православная на протяжении тысячи лет? Двунадесятые праздники: семь относятся к земной жизни Спасителя, пять - к собы­тиям земной жизни Пресвятой Богороди­цы. Когда появились советские праздники, которые мы знаем?

О Ком вынуждали забыть людей?

Что такое "память", "памятование". О Ком, о чем?

Что такое "беспамятство"?

Рассказ. О рождении Пречистой Девы Марии, ее жизни в Иерусалимском храме.

Практическое задание:

Каждый вечер, перед сном, вспомнить весь прошедший день, назвать каждый свой поступок по имени: обманул маму, обидел друга. Засыпать с твердым намере­нием исправиться. Просить у Бога для этого сил.

ЗАНЯТИЕ 12

Как ни живи, только Бога не гневи

Наши рекомендации