Будете, как боги, знающие добро и зло.
Бытие 3:5
Человек хочет быть совершенным, сам желает быть богом, соблюдая свои правила. Делая так, он приобретает Божье проклятие, и любовь, и уважение своих начальств. Он стремится не только соблюдать Божьи законы, но у него есть собственный список в голове, который, как он верит, необходимо соблюсти, чтобы он был «хорошим» человеком, каким он «должен» быть.
День за днем люди стараются соблюдать законы, которые манят и зовут их. В то же время они трепещут перед теми самыми законами, когда зеркало обвиняет и осуждает их за то, что они не соблюдают их. Чем больше они пытаются достичь своей идеи совершенства и быть, как они верят, тем, чем должны быть, тем больше они отвергают себя за свою несостоятельность. Они похожи на машину, застрявшую в грязи: чем больше они ускоряются, тем глубже они проваливаются.
Безвыходное положение
Исходя из этого шаблона мышления, человечество определяет Бога как Судью, который всегда смотрит на нас с осуждением. Мы живем в ужасе, что Он, в конце концов, приведет нас на суд и отправит в ад. Не удивительно, что такие как Мэри дрожат в своих постелях!
Наше представление о том, что значит быть христианином, следующее: человек, который пытается угодить невозможному Богу. Свою веру мы подтверждаем нашими действиями: решениями, обещаниями, посвящениями и силой воли, из которых все, раньше или позднее, разобьется и оставит нас в глубоком отчаянии и ненависти к себе.
Ни Мэри, ни другие, подобные ей верующие, не пришли к этим заключениям самостоятельно. Для многих примером такого образа жизни являлись их родители. Это было атмосферою их семей, в которых они выросли. Их представление о Конечной Власти во вселенной было сформировано примером временной власти, под которой они выросли.
Они выросли в семьях, где любовь зарабатывалась одним или другим путем. Они должны были быть определенного рода человеком и подходить к определенного рода требованиям, если они хотели получить то, что предполагалось быть любовью. И даже тогда они знали, что это безнадежная задача. Чтобы они ни делали, любви они все равно не получат.
Подобно как у Мэри, у некоторых из нас было очень одностороннее представление о страшном Боге, которое было нарисовано в наших умах посредством уроков религии. Нам всегда представляли Бога злым, готовым наказать, ждущим момента, чтобы послать трагедию в наши жизни (потому что Ему это очень нравится!) так, чтобы посредством этого мы были искуплены от своей нечистоты и несовершенства и были мотивированы быть хорошими людьми. Но даже со всем искуплением дело все равно было безнадежным. И не было никакого сомнения, что мы закончим в аду.
Во взрослом возрасте наши взаимоотношения с Богом становятся больше похожими на театр: соблюдая Его закон, наш закон, закон всех остальных, мы стараемся быть неопределенным и расплывчатым человеком, каким мы «должны» быть. В следствие чего наша жизнь наполняется отчаянием и бесконечным беспокойством, что мы никогда не достигнем совершенства, которое сделает нас любимыми и приемлемыми для Бога и всех важных людей в нашей жизни.
Грех — автор отчаяния
Наше отчаяние и разочарование не ограничены одной частью жизни, называемой «религиозной». Если бы это было так, то мы могли бы найти облегчение в том, чтобы хлопнуть дверью и уйти. Это то, что Библия называет «грехом», отравляет каждую часть нашей жизни. Он проявляется в том, как мы смотрим на себя и других, как мы судим себя и других, и как мы верим в то, как должны другие видеть и судить нас. Послушайте как многие, делясь своим сердцем со мною, говорили:
«Я всегда чувствую себя виноватым в чем-то. Я не такой, какой должен быть, как бы я ни старался. Я просто иногда сдаюсь в отчаянии и говорю себе, что я не подхожу ни для Бога, ни для кого-то еще».
«Я совершенно недостоин. Я не могу достигнуть Божьего стандарта. Как бы я ни старался, я знаю, что буду осужден».
«Каждый раз, когда я заканчиваю что-то, неважно что, и знаю, что это не так хорошо, как должно быть, я сержусь на себя, что не старался больше. Я постоянно должен приучать себя стараться достигнуть большего».
«Не важно, что я делаю. После некоторого времени я становлюсь беспокойной, потому что вспоминаю о пяти более важных вещах. Много раз я прекращаю делать то, что делаю и начинаю делать другие дела, что еще больше заставляет меня беспокоиться о несделанных делах... порою это то, что я только что делала! Я никогда ничего не могу сделать правильно».
«Правда в том, что я ненавижу себя. И я знаю, что все, которые знают меня, должны тоже ненавидеть меня! Уже давно я решил, что если есть Бог на небе, то Он, должно быть, отверг меня за то, что я такой нехороший и так далеко от того, чем я должен быть».
«Бог похож на гигантский счетчик! Он наблюдает за всеми плохими и глупыми вещами, которые я делаю и записывает. Скоро я проснусь и узнаю, что Он сказал мне убираться с Его поля зрения. Это неизбежно и я не могу обвинять Его».
Мы хромаем в наших взаимоотношениях с другими. Быть запрограммированным жить по Закону, значит постоянно сравнивать себя с другими, чтобы определить свой прогресс. Самоправедно мы сравниваем себя с другими и поправляем свои перья потому, что мы не такие плохие как другие. Нездоровым образом мы наслаждаемся быть вокруг тех, кто нарушал Закон публичным и скандальным образом. Мы на их фоне выглядим святыми.
Но такой образ жизни также заставляет нас катиться назад, чтобы добиться признания и похвалы людей. Мы смотрим на себя глазами других. Если они говорят, что мы хорошие, мы чувствуем себя гордыми. Если они унижают нас и указывают на наши ошибки, мы разбиваемся. Мы являемся тем, кем они нас называют.
Мы верим, что должны были всегда угождать. Поэтому, когда мы видим даже малейшее выражение неудовольствия на лицах других, мы наполняемся ненавистью к себе. Мы смотрим на себя посредством неодобрительного взгляда другого человека и верим, что мы не нравимся, или что нас невозможно любить.
Уповать на неправильное имя
У всех этих людей есть одна общая черта: они пытаются спастись, полагаясь на свое собственное имя. Они стараются исполнить Закон, уповая на свою человеческую способность вместо того, чтобы признать истину, что они безнадежно отпали и глубоко нуждаются в Божьем освобождении.
Трагедия в том, что эти люди утверждают, что они родились свыше! Они живут в нес частей и нездоровье, потому что они еще не признали, что их грех был очищен Богом через совершенное Иисусом на Кресте — в прошлом, настоящем и будущем. Они не видят, что спасение означает, что они полностью приняты не за счет того, что они сделали, но за счет того, что Он сделал.
Неправильное понимание о спасении звучит примерно таким образом: «Теперь все плохое очищено. Бог простил меня и наконец-то я стою в положении, чтобы начать сначала без обременяющего меня прошлого. Теперь я покажу Богу, что могу соблюдать Его Закон и быть совершенным человеком, каким я должен быть!»
Все беспокойство, вина и ненависть к себе возвращаются с прежней производственной скоростью к ним, когда они теперь, в качестве верующих, стараются соблюдать Закон как и прежде, будучи неверующими! Только теперь становится еще хуже, потому-что теперь это все преподносится в религиозном контексте. Послушайте, что говорят порабощенные законом верующие:
«Каждый раз, когда я предстаю перед Богом, мне стыдно, что у меня ни для чего не хватает веры. Я должен читать Библию больше, все время исповедовать это и строить свою веру».
«Я совершенно провалился в качестве христианина! Я не тот, каким должен быть. Я должен был бы читать Библию больше, молиться больше и присутствовать на всех собраниях верующих».
«На этой неделе у меня ничего не получилось. Я должен просмотреть свое сердце, может быть Бог наказывает меня».
«Я живу в беспокойстве, думая о том, рассердится ли Бог за то, что я пойду в X или буду читать У или проведу время с Z».
Время от времени этот бедный, нелепый верующий собирает всю свою силу воли: «Я ненавижу себя! Я знаю, Бог тоже меня ненавидит. И буду решительно стараться быть тем, кем Он хочет меня видеть. Я посвящу свою жизнь еще раз Иисусу и дам обещание, что больше не буду грешить».
После обещания верующий чувствует себя отлично: «Я чувствую внутри, что на сей раз это подействует! На этот раз я говорю серьезно! Я мертв для себя. Я буду жить для Бога всю мою оставшуюся .жизнь. Я обещаю угождать Ему во всем, что я делаю».
К несчастью если ты встретишь его в конце недели, то услышишь старую историю отчаяния и депрессии: «Я опять согрешил. Я не могу прийти к Богу. Я его подвел. Какой смысл молиться или читать Писание? Молиться теперь будет лицемерием. И Библия только еще больше меня осуждает. Я ненавижу себя и уверен, что опротивел также и Богу».
Даже в свои лучшие дни, эти люди пресмыкаются в своих молитвах, скуля перед Богом, что они не достаточно хороши, чтобы получить Его милость. Временами они устают от старания быть хорошими и решают, что им требуется награда за их религиозные старания — свободный день, чтобы делать то, что им по-настоящему хочется! Они всегда потворствуют их удовольствиям или ударяются в законничество. Они употребляют наркотики, алкоголь, занимаются сексом и обжорством, а после ненавидят себя и полны осуждения перед Богом.
Гордость приводит к падению
Марк рассказал историю, похожую на ту, которую я только что описал. В конце он посмотрел на меня в отчаянии: «Я пошел к своему пастору и рассказал ему кое-что из этого, я не посмел рассказать ему все. Он сказал, что я должен вставать рано, молиться и читать Библию и приходить на служение чаще. Я почувствовал, что последняя надежда у меня рухнула, потому что такие обещания я давал себе по десять раз в год последние пять лет!»
«Что со мной не в порядке? — всхлипнул он. — Почему я не могу быть христианином, как все остальные? Может я сумасшедший или одержимый? — он опустил свою голову на руки. — Какой смысл? Я не могу быть хорошим ни для Бога, ни для людей. Все думают, что я христианин, но я обманщик и лицемер».
История Джека была, пожалуй, еще более трагичной, потому что он был служителем растущей Церкви. Он рассказал мне, что презирал себя за то, что его община не знала, кем он на самом деле является. Он видел себя лжецом. «Я раздвоенная личность! — плакал он. — Часть меня любит Бога и хочет жить для Него и служить Ему. Другая часть, которая большую часть времени, похоже, является моим настоящим «я», не имеет никакой любви к Нему вообще. Временами я не знаю кто же я на самом деле. Я ненавижу себе за то, что я лицемер. Я дохожу до такой точки, где мне нечего больше дать другим, и я думаю, что для того, чтобы быть честным перед самим собой и другими, я должен оставить служение».