Крестный ход с чудотворной иконой Богоматери Владимирской Оранской

Нижний Новгород – май 2007

Черноречье

Крестный ход с чудотворной иконой Богоматери Владимирской Оранской - student2.ru

Захватывает дух от красоты, что открывается всякому с высоты берега на окские дали, где стоял когда-то Амвросиев Дудин монастырь. Место это и по своему прошлому, и по расположению необыкновенно русское, с простыми и понятными названиями селений вокруг: Подъяблонное, Подвязье, Желнино, Тетерюшево, Ченцово, Колесница, Каликино. Не одно поколение желнинцев в прошлом было связано с мужским Амвросиевым Дудиным монастырем.

В Нижегородской губернии есть Черноречье. Всё пространство Черноречья прорезано ручьями и речкам, текущими в Оку или Волгу по торфяной земле. Чистая и прозрачная вода имеет тёмный оттенок, отсюда и названия: река Черная и большое село Черное. Эта древняя земля граничила с Волжской Булгарией и государством восточных славян - Русью. Вплоть до первой мировой войны край был заселён православными великороссами. В пятнадцатом веке грамотой царя Василия Шуйского все земли по обоим берегам Оки, речек Ржавка и Черная, все леса и озера, село Черное с окружающими деревнями (Бабушкино, Растяпино, Игумново, Решетиха, Жёлнино и др.) были переданы Николаевскому Амвросиево-Дудину монастырю. Во всём Черноречье, до самых глухих мест, именно монахи несколько веков (XV-XVIII) занимались просвещением и несли народу духовную культуру.

В ХVIII в. указом Екатерины II монастырь был упразднён (из-за отсутствия денег на его содержание!) и в Чернореченском крае стали строить свои церкви. К началу ХХ в. их было 9. Именно в ХIХ в. сложилась традиция строить общими усилиями прихожан, купцов и промышленников, поэтому церкви были богато украшены, церковная утварь была с бриллиантами и жемчугом. Летописи сохранили описание, с каким вниманием и благосклонностью управители церковные и государственные относились к Черноречью. В ХV в. Амвросиев монастырь посетил преподобный Сергий Радонежский и по его распоряжению писали Евангелие. В XVII в. монастырь был приписан патриаршему дому, позже стал Синодальным.

Названия этих мест, позже составивших ”тело” города Дзержинска, сохранилось до настоящего времени.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ

Все основные события на земном пути православного чернорецкого жителя вершились в церкви. Рождался - его крестили, женился - венчали, каялся в грехах - причащали. Умирал человек - над ним совершали обряд отпевания.

Церкви Чернорецкой, Гнилицкой и Мысовской волостей в начале XX века входили во второй благочинный округ Балахнинского уезда. По списку церквей епархии 1911 года значились храмы в селах Гнилицы, Горбатовка, Желнино, Решетиха, Селищи, Черное. До постройки церкви в Желнине православные совершали обряды в церкви села Подъяблонного, что на правом берегу Оки. В 1764 году дотла сгорела деревянная церковь у сельчан Подъяблонного. По их просьбе Успенский храм Дудина монастыря с благословения Иоакима - патриарха Московского и всея Руси был обращен в приходский вместо сгоревшего.

Благовещенская церковь села Селищи-Мысы (ныне г.Володарск) построена в 1816 году "тщанием господ Турчаниновых". В конце прошлого века к ее приходу относились жители деревень Голышево, Жаровитово, Красная Горка, Ластаново, Леоновка, Локтево, Охлопково, Передельново, Решетиха, Новинки (до постройки в 1900 году Никольской церкви), Сейма, Чернуха, Щелканово. В церкви два престола - во имя Благовещения, а также Святителя Чудотворца Николая. Содержал приход четыре училища - два в Мысах, в Решетихе, в Красной Горке. На станции Горбатовка среди заповедных вековых сосен в имении господ Турчаниновых красовалась когда-то двухэтажная домовая церковь, воздвигнутая в 1899 году с освящением двух престолов: в честь великомученика Пантелеймона и во имя Святого Духа и всех святых.

Крестный ход с чудотворной иконой Богоматери Владимирской Оранской - student2.ru

Благовещенский храм в Желнине. Рис. В.М.Зюзина. 1980-е гг.

В пятнадцати верстах от Селищенской церкви находился Благовещенский храм села Желнина, построенный в 1878 году, освященный в 1879 году "усилием прихожан и купца первой гильдии Степана Петровича Солина". В прошении, адресованном купцом Преосвятейшему епископу Нижегородскому и Арзамасскому в 1879 году, говорится: "Крайне скорблю об уклонении от православия некоторых своих же собратий и в предотвращении большего уклонения выразил я сильное желание поставить этому преграду через построение в нашей деревне Церкви Божией". Главной причиной склонности некоторых крестьян к расколу усматривал храмосоздатель в отдалении от Желнина приходской Подъяблонской церкви, к тому же отделенной рекой Окой.

Немалых трудов стоило устроить в деревне храм с учреждением самостоятельного прихода купцу Солину, но по воле Всевышнего Бога и милостивейшему соизволению Преосвященнейшего Филарета он был устроен полностью на его средства. Сбылось и другое желание: с дозволения владыки были перенесены в Желнинский храм древние иконы из Макарьевского Желтоводского монастыря. Потратил на постройку благодетель более 100 тыс. руб. В 1879 году в храме освятили три престола: главный - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а также во имя Архистратига Михаила, Святителя и Чудотворца Николая.

В конце XIX века в приход сельской церкви входило 76 дворов с его 639 жителями. Из них 24 числились за военными, 10 - за мещанами, остальные - государственных крестьян. 12 человек значились в расколе. Долгое время священником в селе служил Иван Михайлович Лезвийский, затем Василий Вербицкий.

Крестный ход с чудотворной иконой Богоматери Владимирской Оранской - student2.ru

Троицкая церковь в с. Черном. Нач. XX в.

Только по старым планам да чудом уцелевшим фотографиям можно представить каменную церковь в волостном селе Черном-Троицкую, построенную в 1831 году взамен деревянной, известной по документам с 1819 года, расширенную пристроем в 1894 году. К приходу Троицкого храма в селе Черном относились селения: Игумново, Колодкино, Петряевка, Юрьевец, Растяпино, Бабино, позже Выселки села Черного. В храме освящено два престола: главный - во имя Святой Троицы, в приделе - Сергия Радонежского. Ближайшие к селу церкви: Покровская в селе Дуденеве, Никольская в Оленине. В конце XIX века настоятелем церкви служил священник Кронид Васильевич Юрасов. В 1937 году были расстреляны протоиерей Николай Пожарский и протодьякон Леонид Высоковский, служившие в Троицком храме. В 1941 году был репрессирован сын о. Николая, Дмитрий Николаевич Пожарский.

Наши рекомендации