О благочестии Московской Руси
Сидение царя Михаила Феодоровича с боярами в его государевой комнате. Картина А.П. Рябушкина, 1893.
О жизни русских людей того времени оставил воспоминания архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, побывавший на Руси в 1654–1656 гг.
«Какая эта благословенная страна, чисто Православная!
...Гордость им совершенна чужда, и гордецов они в высшей степени ненавидят. Так мы видели и наблюдали, Бог свидетель, что мы вели себя среди них как святые, как умершие для мiра, отказавшиеся от всяких радостей, веселья и шуток, в совершеннейшей нравственности, хотя по нужде, а не добровольно...
Все жители в течение ее [первой седмицы Великого поста] не производят ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуют за богослужениями в своих церквах. Царские ратники обошли питейные дома, где продают вино, водку и прочие опьяняющие напитки, и все их запечатали, и они оставались запечатанными в течение всего поста. Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного в руках! Его обнажали в этот сильный холод и скручивали ему руки за спиной: палач шел позади него, провозглашая совершенное им преступление и стегая его по плечам и спине длинной плетью из бычьих жил: как только она коснется тела, тотчас же брызнет кровь...
Мы заметили, что они казнят смертью без пощады и помилования за четыре преступления: за измену, убийство, святотатство и лишение девицы невинности без ее согласия...
Больше всего мы дивились их чрезвычайной скромности и смирению и их частым молениям с утра до вечера пред всякой встречной иконой. Каждый раз, когда они увидят издали блестящие кресты церкви, то хотя бы было десять церквей одна близ другой, они обращаются к каждой и молятся на нее, делая три поклона...
Московиты множеством своих молитв превосходят, быть может, самих святых, и не только простолюдины, бедняки, крестьяне, женщины, девицы и малые дети, но и визири, государственные сановники и их жены...
У всякого в доме имеется безчисленное множество икон, украшенных золотом, серебром и драгоценными камнями, и не только внутри домов, но и за всеми дверями, даже за воротами домов; и это бывает не у одних бояр, но и у крестьян в селах, ибо любовь их к иконам и вера весьма велики. Они зажигают перед каждой иконой по свечке утром и вечером; знатные же люди зажигают не только свечи, но и особые светильники....
У всех них на дверях домов и лавок и на улицах выставлены иконы, и всякий входящий и выходящий обращается к ним и делает крестное знамение... Равно и над воротами городов, крепостей и укреплений непременно бывает икона Владычицы внутри и икона Господа снаружи в заделанном окне, и пред нею ночью и днем горит фонарь... Так же и на башнях они водружают кресты. Это ли не благословенная страна? Здесь, несомненно, христианская вера соблюдается в полной чистоте... Исполать им! О, как они счастливы!..
Что сказать о твердом и неослабном исполнении ими всех религиозных обязанностей! Что сказать о самых этих обязанностях, которых достаточно для того, чтобы волоса дитяти поседели, и которые однако тщательно выполняются и Царем, и Патриархом, и боярами, и боярынями, и царевнами! Разве они не чувствуют усталости? Разве они железные, что могут жить без еды и выстаивать длинные службы на морозе, не обнаруживая утомления? Без сомнения эти русские – все святые, ибо превосходят своим благочестием даже пустынных отшельников. Богу угодно было сделать этот народ Своим – и он стал Божиим – и все его действия от Духа, а не от плоти...
Все это происходит оттого, что они знают о случившемся с греками и о потере ими Царства...
Что за благословенная страна! Она населена только христианами, в ней нет ни невера, каких бы то ни было сект: здесь даже не имеют понятия о них».
Традиционные крестные ходы с чудотворной иконой Богоматери Владимирской Оранской
В Нижегородской губернии
Духовенство возле Чудотворной иконы
На протяжении всего XIX столетия православные нижегородцы, главным событием в церковно-общественной жизни города, да и всего нижегородского края, называли ежегодные крестные ходы с чудотворным образом Богоматери Владимирской Оранской. Крестохождения эти были вызваны различными причинами и обстоятельствами. Всего к началу XX века, в течение одного года с благословения правящего архиерея от Святых врат Оранского монастыря начиналось девять различных крестных ходов. Основным из них считался «Нижегородский ход» — из Оранского монастыря в Нижний Новгород, (который длился по старому стилю с Четверга Светлой пасхальной седмицы до 19-го июля).
Традиционно на Руси большинство монастырских крестных ходов посвящалось событиям прошлого. Многие из них совершались в память «чудесного избавления» населения от различных эпидемий. В период массовых эпидемий обострялись религиозные чувства народа, как во время войн и стихийных бедствий.
На протяжении 150 последующих лет этот обычай исполнялся неукоснительно. События эти очень часто и подробно описывались на страницах нижегородских изданий, отражены они и на страницах монастырской летописи, составленной в 1871 году иеромонахом Гавриилом. «…В четверток на Пасхе (т. е. в первый четверг после Пасхи — О. Д.) по совершении литургии в Оранском монастыре начинается крестный ход с пением молебна, который завершался за монастырской деревней Поляна (т. е. Оранки — О. Д.). Затем, в особо устроенном киоте икона отправлялась „на руках богомольцев“ в Нижний Новгород. При этом несли ее в продолжение всего пути, порядком 50 верст…, и всегда находятся лица, желающие участвовать в несении иконы. Вообще, несмотря ни на какую погоду и состояние дороги, стечение народа бывает громадное».
Император Николай II со своим семейством в Нижегородском кремле во время крестного хода с Оранской иконой. Фото К. Буллы. 1913 г.
Сохранился уникальный, на наш взгляд, документ конца XIX в., который позволяет судить об отношении жителей Н. Новгорода к Оранской иконе. Это анонимное письмо некоего нижегородца на имя епископа, написанное в 1882 году. Автор письма пишет о том, что совершаемые по приглашению молебны в домах нижегородцев происходят второпях, с нарушением правил, т. к. братия монастырская устает и не имеет времени. «С глубокою скорбью в сердце приходится обратиться с покорнейшей просьбой… благословите приказать, находящимся при святой иконе Оранской Богоматери, столь чтимый нижегородцами, иеромонахам совершать молебствие в домах по возможности с должным вниманием и благоговением. Многие из граждан по собственному усердию и в большинстве случаев по обещанию желали бы служить молебствие с Акафистным чтением, а не в сокращенном виде. Обратите внимание на сие досточтимый Архипастырь, и не одна сотня семейств града сего будет сугубо благодарна Вам…, т. к. многие не смущаясь получили бы желанное для себя духовное утешение… при ходящие на поклонение по усердию к святой иконе».
Молебен перед иконой Божией Матери Оранская в присутсвии Императорской фамилии. 1913 г. ГУ ЦАНО
Помимо крестохождений и молебнов «на дому», чудотворный образ Оранской Божьей Матери просили и брали для освящения будущих монастырей, храмов и других «богоугодных заведений». Так, например, 23 октября 1863 года «место под Иверский Выксунский женский монастырь было освящено Оранской чудотворной иконой Богоматери». При закладке Спасской церкви в Нижнем Новгороде, совершаемой в 1899 года наряду с другими местночтимыми святынями которые с крестным ходом были принесены из Кафедрального собора, молились Оранской Богоматери. С этой святыней нижегородцы встретили и Государя в 1913 году, когда в России праздновалось 300-летие Династии Дома Романовых. Подобных фактов, характеризующих отношение православных христиан к чудотворной иконе «Богоматери Владимирской Оранской» в дореволюционный период зафиксировано большое количество. Мы же выбрали наиболее интересные, на наш взгляд, документы.
Проходившие в дореволюционный период в Нижегородской губернии все девять крестохождений с иконой Богоматери Владимирской Оранской, практически охватывали всю территорию губернии, за исключением двух уездных центров: Балахны и Макарьева. Каждый раз, это происходило при большом стечении православных христиан, и как писал в последствии очевидец, митрополит Евлогий (Георгиевский) «…это было удивительное зрелище, прекрасная умилительная картина нашего старинного русского благочестия».
Данная статья составлена на основе документов ГУ ЦАНО и нижегородской дореволюционной периодической печати.
Дёгтева О. В.
директор церковно-археологического музея Нижегородской епархии